Концертная пьеса фа минор (Вебер)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2010 г. ) |
Концертштюк фа минор для фортепиано с оркестром , соч. 79, J. 282, был написан Карлом Марией фон Вебером . Он начал работу над ней в 1815 году и завершил ее утром в день премьеры своей оперы «Вольный стрелок» 18 июня 1821 года. Премьеру он представил неделю спустя, 25 июня, на своем прощальном концерте в Берлине.
Фон
[ редактировать ]Konzertstück концерт начинался как третий фортепианный ; однако, поскольку он состоит из одной непрерывной части (из четырех частей) и имеет четкую программу, Вебер решил назвать его не «концертом», а «Konzertstück» (Концертная пьеса). В партитуре используются флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны и трубы в парах, бас-тромбон, литавры и струнные. Выполнение занимает около 17 минут и требует блестящей техники.
Структура и программа
[ редактировать ]Утром в день премьеры «Вольного стрелка » Вебер проиграл «Концертштюк» своей жене Кэролайн и ученику Юлиусу Бенедикту и рассказал им программу: [ 1 ]
- (Ф минор; Larghetto affetuoso): «Шатлена сидит одна на своем балконе, глядя вдаль. Ее рыцарь отправился в крестовый поход на Святую Землю. Прошли годы, битвы велись; он еще жив? Уилл она когда-нибудь увидит его снова?»
- (Ф минор; Аллегро пассионато): «Ее возбужденное воображение вызывает видение ее благородного мужа, лежащего раненым и покинутым на поле битвы. Не могла ли она бежать к нему и умереть вместе с ним? Она падает без сознания. Затем издалека появляется Звук трубы. Там, в лесу, что-то мелькает в солнечном свете, приближаясь все ближе и ближе».
- (до мажор: Tempo di marcia): «Толпа приветствует рыцарей и оруженосцев с развевающимися знаменами и крестами крестоносцев. И вот среди них ее муж! Она падает в его объятия».
- (фа мажор, Presto gioioso): «Счастье без конца! Лес и волны поют песню любви, а тысячи голосов провозглашают ее победу».
Тему разлуки и радостного возвращения Людвиг ван Бетховен исследовал в 1810 году в своей Сонате для фортепиано № 26 ми-бемоль Les Adieux , соч. 81а.
12-летний Феликс Мендельсон почти наверняка присутствовал на премьере, и это произведение стало основой его концертного репертуара. [ нужна ссылка ] Впервые он сыграл ее в 18 лет, 20 февраля 1827 года, на своем первом публичном концерте, на котором «Сон в летнюю ночь» его увертюры состоялась премьера .
Среди технических приемов фортепианного письма можно выделить три октавных глиссанди вверх — одно в третьей части и два в финале.
Ференц Лист тщательно переработал сольную партию фортепиано, чтобы принять во внимание более широкие возможности новых фортепиано времен Листа, а также новые ограничения (например, октавные глиссанди более неудобны на фортепиано времен Листа). Лист также сделал сольную фортепианную транскрипцию Konzertstück ( S. 576a). [ 2 ]
Konzertstück . записывался много раз и является фаворитом в репертуаре фортепианных концертов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Орга, Атеш. «Концертстюк фа минор, J282 Op 79» . Гиперион . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Ховард 1998 , с. 10
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Кейт (1995). Вебер: Фортепианные концерты №№. 1 и 2 / Полакка блестящая (CD). Наксос Рекордс . 8,550959.
- Фергюсон, Дональд Н. (1954). Шедевры оркестрового репертуара: Путеводитель для слушателей . Университет Миннесоты Пресс. п. 637 .
Концертстюк фа минор Вебер.
- Гули, Дана (2004). Виртуоз Лист . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83443-0 .
- Лесли, Ховард (1998). Лист: Полное собрание сочинений для фортепиано соло, Vol. 53 - Музыка для фортепиано с оркестром II (PDF) (CD). Гиперион Рекордс. CDA67403/4.
- Линдеман, Стефан Д. (1999). Структурная новизна и традиция раннеромантического фортепианного концерта . Пендрагон Пресс. ISBN 9781576470008 .
- Орга, Атес (1995). Романтический фортепианный концерт Vol. 10 - Вебер: Фортепианные концерты № 1 и 2 / Концертная пьеса фа минор (PDF) (CD). Гиперион Рекордс . CDA66729.
- Тодд, Р. Ларри (2003). Мендельсон: Жизнь в музыке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-511043-9 .