Трио для фортепиано, флейты и виолончели (Вебер)
Трио для фортепиано, флейты и виолончели соль минор , соч. 63, J. 259 был составлен Карлом Марией фон Вебером в 1818–1819 годах и опубликован в следующем году. Это единственное фортепианное трио, которое он когда-либо написал, хотя оно написано для флейты, а не для более традиционной скрипки, и является одним из его самых значительных камерных произведений. Обычное выступление длится 21-25 минут.
История
[ редактировать ]Процесс композиции можно проследить по записям в дневнике Вебера: 8 апреля 1818 г. он «работал над трио»; 12 мая он, вероятно, приступил к сочинению финального рондо (в Дрездене). Затем он заболел и возобновил работу над двумя первыми частями только в июле 1819 года. Все трио было закончено 25 июля 1819 года в Хостервице , летней резиденции композитора. Удивительно, но в дневнике не обнаружено никаких следов третьей части. Предполагается, что оно произошло от Адажио с вариациями для виолончели и фортепиано J.Anh.42 (сочиненного в 1813 году в Праге), произведения, сегодня утерянного. Считается, что композитор переработал ее для фортепиано, флейты и виолончели (или альта) в 1815 году (J.Anh.58). Оно было сочинено для друга Вебера, доктора Филиппа Юнга, прекрасного флейтиста: они встретились в Праге в 1813 году. Он также стал посвященным Трио. Еще одним пражским другом Вебера был Иоганн Баптист Генсбахер , композитор, скрипач и виолончелист. Трио, вероятно, было написано как память о веселых музыкальных вечерах, которые проводили все трое.
Первое выступление состоялось в доме Луи Шпора 21 ноября 1819 года, когда Вебер записал в своем дневнике: «Все прошло очень хорошо и получилось так, как я хотел». [ 1 ]
Рукопись произведения хранится в Британской библиотеке ( Лондон ), которая приобрела ее 15 января 1894 года. Первое издание (только инструментальные партии) было опубликовано Шлезингером в Берлине в 1820 году (номер 1053): он прислал первую два выгравированы копии Веберу 21 июля 1820 г.
Существует альтернативная версия со скрипкой вместо флейты, опубликованная посмертно и, таким образом, написанная для более традиционного фортепианного трио .
Структура
[ редактировать ]Трио состоит из четырех традиционных частей:
- I. Аллегро модерато ( соль минор )
- II. Шутить . Аллегро оживленное (соль минор)
- III. Schäfers Klage ( Жалоба пастуха или Плач пастуха ). Анданте эспрессиво ( си-бемоль мажор )
- IV. Финал. Аллегро (в основном соль мажор , но с нотами соль минор)
Аллюзии
[ редактировать ]Маттиас Фиртель указал, что тема третьей части основана на лжи ( Schäfers Klagelied ) Вильгельма Элерса, опубликованной в 1804 году (в Gesänge mit der Begleitung der Chitarra ). Даже название этой части отсылает к стихотворению Гете 1802 года, положенному на музыку многими композиторами.
Финал содержит некоторые намеки на «Вольный стрелок» , который Вебер сочинял одновременно с «Трио». К ним относятся, среди прочего, мотив дьявольской трели из застольной песни Каспара (меры 7–8) и мотив поворота из припева Laßt lustig die Hörner er schallen (меры 49–50).
Источники
[ редактировать ]- Хенрик Визе . Предисловие и комментарии к изданию «Трио», опубликованному Г. Хенле Верлагом (2000).
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трио соль минор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур