Приглашение на танец (Вебер)
танец на Приглашение [ а ] ), соч. 65, J. 260 — фортепианная пьеса в форме рондо , написанная Карлом Марией фон Вебером в 1819 году. Она также хорошо известна в оркестровке 1841 года Гектора Берлиоза . Иногда его называют «Приглашением на вальс» , но это неправильный перевод оригинала.
Рукопись с автографом произведения хранится в Библиотеке и музее Моргана .
Фон
[ редактировать ]Вебер посвятил «Приглашение на танец» своей жене Кэролайн (они были женаты всего несколько месяцев). [ 1 ] Он назвал произведение «блестящим рондо» и написал его одновременно с оперой «Вольный стрелок» .
Это был первый концертный вальс : то есть первое произведение в форме вальса, предназначенное для прослушивания, а не для танца. написанный [ 1 ] [ 2 ] Джон Уоррак называет его «первым и до сих пор, возможно, самым блестящим и поэтичным примером романтического концертного вальса, создав в его небольшой программной структуре тональную поэму, которая также является апофеозом вальса в манере, которая должна была оставаться плодотворной, по крайней мере, до тех пор, пока Равеля Хореографическая поэма «Вальс …». [ 3 ]
Это также было первое произведение, которое представляло собой не мелодию для танца танцоров или произведение абстрактной музыки, а программное описание самих танцоров. [ 4 ]
«Приглашение на танец» входило в репертуар Ференца Листа , Фредерика Шопена и многих других пианистов. Его записали великие артисты прошлого, такие как Артур Шнабель , Альфред Корто , Игнац Фридман и Ивонн Лефебюр , а также такие артисты наших дней, как Стивен Хаф , Жан-Франсуа Хейссер , Майкл Эндрес , Хэмиш Милн и Балаж Шоколай. . Транскрипция Карла Таузига была записана Бенно Моисейвичем и Филипом Фоуком . [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Произведение было написано ре-бемоль мажор . [ 6 ] В нем есть медленное вступление ( Moderato ), ведущее к быстрой части ( Allegro vivace ), а затем ритмичная тема вальса. быстрая часть, яркие гаммовые пассажи ( Vivace Появляются другие мелодии вальса, повторяются ) и основная тема вальса. Он приходит к воодушевляющему заключению – или тому, что очень похоже на него – а затем снова завершается тихой кодой. Живая аудитория склонна аплодировать ложному заключению, полагая, что работа окончена. [ 7 ]
Программа
[ редактировать ]В произведении рассказывается история пары на балу, начиная с молодого человека, вежливо приглашающего девушку на танец; они делают несколько оборотов по комнате; и они вежливо расстаются. [ 8 ]
Вебер дал своей жене и посвященному следующую программу:
- Такты 1–5: первое появление танцев.
- Такты 5–9: уклончивый ответ дамы.
- Такты 9–13: его срочное приглашение
- Бары 13–16: ее согласие
- Такты 17–19: он начинает разговор.
- Такты 19–21: ее ответ
- Такты 21–23: говорит с большей теплотой.
- Бары 23–25: симпатическое согласие
- Такты 25–27: обращение к ней по поводу танца.
- Такты 27–29: ее ответ
- Такты 29–31: занимают свои места.
- Такты 31–35: ожидание начала танца.
- Танец
- Окончание танца, его благодарность, ее ответ и их уход на пенсию. [ 3 ] [ 9 ]
оркестровка
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() Здесь на Archive.org |
В 1841 году Гектора Берлиоза попросили принять участие в постановке оперы Вебера «Вольный стрелок» в Парижской опере . В то время во Франции была практика, когда оперы содержали балет во втором акте, который не всегда был написан одним и тем же композитором, но часто был интерполирован другими руками. Берлиоз был большим поклонником Вебера, не раз разочаровывался в поисках встречи с ним и неоднократно ссылался в своем «Трактате об инструментах» на работы Вебера. Он согласился участвовать при условии, что опера будет исполнена полностью и неадаптировано (она была сокращена и переименована в «Робин де Буа» для постановки Одеона в 1820-х годах) и будет содержать музыку только Вебера. Для балета он оркестровал фортепианную партитуру « Приглашения на танец» , транспонировав ее из ре-бемоль мажор в ре мажор , что сделало ее более управляемой оркестровой тональностью, а также произвело более яркое звучание. [ 6 ] [ 10 ] Он назвал балет «Приглашение в стиле вальса» ; [ 11 ] в результате оригинальное фортепианное произведение иногда называют по-английски «Приглашение на вальс», но это неправильное название.
Эта постановка оперы впервые прозвучала 7 июня 1841 года, но оркестровка Берлиоза сразу же зажила собственной жизнью, отдельной от оперы, для которой она предназначалась. [ 11 ] Сам Берлиоз часто дирижировал оркестровкой « Приглашения на танец» . [ 10 ] Инструментарий был похож на тот, который он использовал в части «Un bal» своей «Фантастической симфонии » . [ 8 ] Впервые его услышали в США в 1856 году, в Бостоне. [ 11 ] Напротив, оригинальное фортепианное рондо Вебера не исполнялось в Карнеги-холле до 1898 года Морицем Розенталем . [ 2 ]
Несмотря на популярность аранжировки Берлиоза, в 1873 году Петр Ильич Чайковский назвал ее использование в « Вольном стрелке » «совершенно нелепым», «безвкусным» и «глупым». [ 12 ] В 1879 году он снова раскритиковал эту практику, посетив представление оперы в Париже, в которой Габриэль Краусс пела Агату. Он написал:
«Der Freischütz» доставил мне огромное удовольствие; во многих местах первого акта мои глаза были мокрыми от слез. Во втором акте Краусс меня очень порадовала прекрасным исполнением арии Агаты. «Волчья долина» была поставлена совсем не так великолепно, как я ожидал. Третий акт был любопытен тем, с какой французской наглостью они позволили себе, с одной стороны, вставить «Приглашение а-ля вальс» с глупейшими танцами, а с другой — вырезать роль появившегося отшельника. в конце для развязки. [ 13 ]
Балетная версия
[ редактировать ]В 1911 году Михаил Фокин использовал оркестровку Берлиоза « Приглашения на танец» Вебера для балета « Дягилева Сергея Русский балет» , который он назвал «Призрак розы» . В основу сценария легло стихотворение Теофиля Готье , которое также легло в основу песни, которую Берлиоз поставил в рамках своего цикла Les nuits d'été . [ 8 ] Главные роли создали Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский . [ 14 ] а дизайн был Леоном Бакстом . Премьера состоялась в Монте-Карло 19 апреля 1911 года. [ 15 ]
Фильм 1946 года «Призрак розы » режиссёра Бена Хекта не имеет отношения к балету по сюжету, но в нем представлены отрывки из балета и музыка Вебера/Берлиоза. Собственно музыку к фильму написал Джордж Антейл .
Другие версии
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]Джозеф Ланнер процитировал «Приглашение на танец» в своем вальсе «Приглашение на танцы» , соч. 7. [ 16 ] [ 17 ]
В 1849 году Август Бурнонвиль поставил для Датского королевского балета водевильный « балет под названием Консерватория» , в котором использованы Хольгера Симона Паулли оркестровки различных пьес , в том числе «Приглашение на танец », а также произведения Шопена и Пьера Роде .
Феликс Вайнгартнер также оркестровал пьесу. [ 18 ]
Фортепиано
[ редактировать ]Адольф фон Хенсельт создал аранжировку, более подходящую для пианиста-виртуоза. [ 19 ] [ 20 ]
Карл Таузиг также написал свою собственную транскрипцию.
Леопольд Годовский написал «Контрапунктический парафраз на приглашение К.М. Вебера на танец » для двух фортепиано с дополнительной партией для третьего фортепиано. [ 21 ]
Вокал
[ редактировать ]Аранжировка для смешанных голосов SATB сделана Луи Лафатером . [ 22 ]
Другой
[ редактировать ]Бенни Гудман основал свою музыкальную тему для радиопрограммы Let's Dance на приглашении на танец . [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]Приглашение на танец придало вальсу ту степень респектабельности, которой ему до сих пор не хватало, и стало предшественником вальсов Фредерика Шопена и других. [ 3 ] [ 24 ] [ 25 ]
Кинобиографии Карла Марии фон Вебера появились под названиями «Приглашение на танец» (1934) и «Приглашение на вальс» (1935). [ 26 ]
Джина Келли Танцевальный антологический фильм «Приглашение на танец» , выпущенный в 1956 году, взял свое название от этой пьесы и использовал его во вступительных титрах.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкое название иногда появляется как Aufforderung zum Tanze , но оно считается устаревшим немецким.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Прослушивание и скачивание классической музыки — ClassicsOnline» . www.classicsonline.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Карнеги-холл: заметки о программе сольного концерта Стивена Хауса» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Общественное радио Колорадо» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Его Превосходительство Джейкоб (2007). Иоганн Штраус - Отец и сын - Век легкой музыки . Читайте книги. п. 57. ИСБН 978-1-4067-2470-7 .
- ^ «Вебер: Приглашение на танец, соч. 65 (стр. 1 из 13) - Presto Classical» . www.prestoclassical.co.uk .
- ^ Перейти обратно: а б «Берлиоз Вебер Приглашение на танец» . www.hberlioz.com .
- ^ ООО «Классический архив». «Карл Мария фон Вебер - Приглашение на танец, соч.65 - Классические архивы» . www.classicalarchives.com .
- ^ Перейти обратно: а б с «Ответы — самое надежное место для ответов на жизненные вопросы» . Ответы.com .
- ^ «Приглашение на танец. Соч. 65 - Вебер» . www.musicwithease.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Сайт Гектора Берлиоза - Берлиоз и Вебер» . www.hberlioz.com .
- ^ Перейти обратно: а б с «Ответы — самое надежное место для ответов на жизненные вопросы» . Ответы.com .
- ^ «Итальянская опера – Исследования Чайковского» . ru.tchaikova-research.net .
- ^ «Карл Мария фон Вебер — Исследования Чайковского» . ru.tchaikova-research.net .
- ^ «Прослушивание и скачивание классической музыки — ClassicsOnline» . www.classicsonline.com . Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года.
- ^ «Австралийские танцы» . Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 8 мая 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Его Превосходительство Джейкоб (2007). Иоганн Штраус - Отец и сын - Век легкой музыки . Читайте книги. п. 60. ИСБН 978-1-4067-2470-7 .
- ^ «Общество Иоганна Штрауса Великобритании» . www.johann-strauss.org.uk . Архивировано из оригинала 31 декабря 2008 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ «Аудиофильское прослушивание» . 5 февраля 2010 г.
- ^ «Ноты» (PDF) . henseltlibrary.files.wordpress.com .
- ^ «ЭХ» . 13 декабря 2009 г.
- ^ «Контрапунктический парафраз на тему «Приглашение на танец» (Годовский, Леопольд) - Музыкальная библиотека IMSLP/Петруччи: бесплатные ноты, являющиеся общественным достоянием» . imslp.org .
- ^ «Приглашение к танцу [музыка]: адаптировано из знаменитого вальса-фантазии Вебера для смешанных голосов SATB nla.gov.au. »
- ^ «Свинговая классика» . www.compactdiscoveries.com .
- ^ «Ванкуверское общество Шопена» . Архивировано из оригинала 10 июля 2010 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ ООО «Классический архив». «Фредерик Франсуа Шопен - 3 вальса, соч.34 - Классические архивы» . www.classicalarchives.com .
- ^ Люси Поат Стеббинс (2007). Очарованный странник — Жизнь Карла Марии фон Вебера . Читайте книги. ISBN 978-1-4067-0132-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Приглашение на танец : рукопись с автографом Вебера в библиотеке и музее Моргана.
- Приглашение на танец : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Приглашение на танец в исполнении Альфреда Корто
- «Приглашение на танец» в исполнении Игнаца Фридмана.
- Приглашение на танец в исполнении Артура Шнабеля
- Приглашение на танец в исполнении Ивонн Лефебюр
- Приглашение на танец в исполнении Пауля Бадура-Шкода