Игнац Фридман
Игнац Фридман | |
---|---|
Рожденный | Соломон Исаак Фрейдман 13 февраля 1882 г. |
Умер | 26 января 1948 г. (65 лет) |
Национальность | Польский |
Род занятий | Пианист и композитор |
Игнац Фридман (также пишется Игнас или Игнаций ; полное имя Соломон (Саломон) Исаак Фрейдман (н) , идиш : שְׁלֹמֹה יִצְחָק פֿרײדמאַן ; 13 февраля 1882 — 26 января 1948) Польский пианист и композитор . Критики (например, Гарольд Шенберг ) и коллеги (например, Сергей Рахманинов ) одинаково помещали его в число величайших пианистов-виртуозов своего времени, наряду с Леопольдом Годовским , Морицем Розенталем , Ферруччо Бузони , Йозефом Хофманом и Йозефом Левином .
Ранняя и поздняя жизнь
[ редактировать ]Родился у странствующего еврейского музыканта в « Подгуже под Краковом » (ныне район Кракова – место его рождения находится на ул. Калварийская, 22) в семье Нахмана (иногда Вольфа или Вильгельма ) Фрейдмана, иногда Фрейдмана (родился в Монастержиске, ныне Украина, 10 июля 1857 г.) и Саломея Эйзенбах (род. в Кракове 26 марта 1854 г.), [1] Игнац Фридман был вундеркиндом . Он учился у Гуго Римана в Лейпциге и Теодора Лешетицкого в Вене , участвовал в мастер-классах Ферруччо Бузони .
Фридман жил в Берлине до 1914 года и в 1920 году поселился в Копенгагене . [2]
Карьера
[ редактировать ]Его официальный дебют в Вене в 1904 году включал программу из трех фортепианных концертов, конкурирующую с аналогичными программами признанных титанов, таких как Бузони и Годовский , и он оставался титаном на протяжении всей своей карьеры. Его стиль был тихим и непринужденным, пропитанным чувством ритма и цвета, основанным на суверенной технике, и много было написано, о его несравненных интерпретациях Шопена в частности, .
Как и его соотечественник и современник Мориц Розенталь , интерпретации Фридмана Шопена, особенно мазурки , многими считаются непревзойденными. Несмотря на то, что за свою карьеру он дал 2800 концертов, в последующие годы он иногда получал в Америке вялые отзывы, поскольку молодые критики привыкали к модернистской игре, лишавшей романтические интерпретации ее агогики и сути. Рахманинов очень восхищался игрой Фридмана и считал его великим виртуозом, играющим в более романтическом стиле, чем его собственный. Фридман никогда не добился успеха в Америке, которая перешла к гораздо более современной и простой презентации с технологией записи, которая вызвала иную чувствительность. Поэтому Фридман остается одним из последних представителей ушедшей эпохи еще при жизни Рахманинова.
Его игра может стать ключом к пониманию музыкальности великих композиторов, которых он так естественно представлял. Из сомнительного источника неоднократно повторялась цитата об игре в галереях. Это совсем не так. Если сегодня кто-то хочет увидеть игру на публике, то отказ от этого является редким исключением, поскольку большинство современных исполнителей демонстрируют ожидаемую гимнастику за фортепиано. Во времена Розенталя, Рахманинова, Горовица, Рубинштейна, Шнабеля и Фридмана, а также других, первым уроком, который преподавали и усваивали, было изящное представление передачи музыки пальцами, а не лицом. Преданность партитуре и сложные детали посредством развивающегося рубато являются отличительной чертой Фридмана. [3]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны Фридман находился в Европе, но сумел сбежать, когда концертный тур по Австралии в последний момент ему предложили . Он поселился в Сиднее и оставался там до своей смерти (которая произошла в День Австралии в 1948 году). Его последний концерт состоялся в Сиднее 24 июля 1943 года. [4] после чего неврит левой руки заставил его уйти с концертной площадки.
Наследие
[ редактировать ]Относительно немногочисленные записи Фридмана, собранные Naxos Records на пяти компакт-дисках, вызывают широкое восхищение, особенно его Шопен и его девять «Песен без слов Мендельсона » . Как и большинство великих артистов того времени, которые вели радиовещание, большая часть его записанного материала была утеряна, включая часы радиозаписей, сделанных в Австралии и Новой Зеландии .
Он сочинил более 90 произведений, преимущественно фортепианных миниатюр, а также пьес для виолончели и фортепианного квинтета , однако его сочинения не нашли своей ниши в стандартном репертуаре. Полный вокальный материал (37 песен) выпущен в виде записи в 2022 году. [5] Фридман аранжировал многие произведения, особенно И.С. Баха и Доменико Скарлатти . Он также отредактировал почти полное издание фортепианных произведений Шопена и выпустил издания Шумана и Листа .
Сиднейская консерватория вручает ежегодную премию Игнаца Фридмана за композицию. [6]
Фридман также преподавал нескольким выдающимся пианистам, в том числе Джозефу Гурту , Каролю Кляйну , Анне Шитте , Игнасу Тигерману и Брюсу Хангерфорду (который также умер в чужой стране в День Австралии).
Дискография
[ редактировать ]Релизы Naxos Historical
[ редактировать ]- Том 1:- БЕТХОВЕН: Соната 'Лунная' / ШОПЕН: Мазурки (8.110684)
- Том 2:- ГРИГ: Концерт для фортепиано с оркестром / ШОПЕН: Соната си-бемоль минор (8.110686)
- Том 3:- ШОПЕН: Мазурки (8.110690)
- Том 4:- МЕНДЕЛЬСОН: Песни без слов (8.110736)
- Том 5: - Записи English Columbia (8.111114)
Релиз арбитра
[ редактировать ]- Мастера Шопена (Арбитр 158): Подборка, включая ранее неопубликованные записи.
Как композитор
[ редактировать ]- Игнац Фридман: Фортепианные произведения - Михаэль Шафер (Genuin Classics, 89149) (2009)
- Фридман: Оригинальные фортепианные композиции - Джозеф Бановец (Grand Piano GP711) (2016)
- Полное собрание песен - Шен Акар (сопрано), Шимон Хойнацкий (бас-баритон), Якуб Чоржевский (фортепиано) Acte Préalable AP0523 (2022)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Игнаций Фридман — всемирно известный пианист из Подгужа» . 8 июля 2018 г.
- ^ Биографические заметки в томе 4 журнала Naxos Records Great Pianists: Фридман
- ^ Станислав Дыбовский: Словарь польских пианистов , стр. 169–174, изд. Селена, Варшава, 2003 г., ISBN 83-910515-5-2
- ^ Концертные программы Игнаца Фридмана 1940 (Австралия)-1943. Архивировано 4 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Полное собрание песен , Предварительный акт AP0523 (2022 г.)
- ^ Сиднейский университет
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллан Эванс . Игнац Фридман: мастер-пианист-романтик. Блумингтон, Издательство Университета Индианы , 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Игнаца Фридмана в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- За фортепиано с Игнацем Фридманом
- Концертные программы Фридмана
- BosendorferImperial.com - сайт об императорском фортепиано с полными аудиофайлами, включая «Венский вальс № 2» из набора из шести вальсов Фридмана в исполнении Виктора Борге.
- Партитуры Игнаца Фридмана в электронной библиотеке Polona
- 1882 рождения
- 1948 смертей
- Классические пианисты 20 века
- Австралийские музыканты-мужчины 20-го века
- Австралийские музыканты 20-го века
- Польские композиторы
- Польские классические музыканты
- Польские классические пианисты
- Польские композиторы-мужчины-классики
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические пианисты
- Польские классические пианисты-мужчины
- Музыканты из Кракова
- Евреи из Галиции (Восточная Европа)
- Евреи, эмигрировавшие, спасаясь от нацизма
- Польские эмигранты в Австралии
- Ученики Теодора Лешетицкого
- Ученики Гуго Римана