Леопольд Годовский

Леопольд Мордхелович Годовский старший (13 февраля 1870 - 21 ноября 1938) был американским пианистом- виртуозом литовского происхождения , композитором и педагогом. Он был одним из самых уважаемых исполнителей своего времени. [ 1 ] известен своими теориями о применении расслабленного веса и экономии движений в фортепианной технике – принципы, позже пропагандируемые его учениками, такими как Генрих Нейгауз .
Среди музыкальных гигантов он был провозглашен «Буддой фортепиано». [ 2 ] Ферруччо Бузони утверждал, что он и Годовский были «единственными композиторами, которые добавили что-то значимое к клавишному письму со времен Ференца Листа ».
Как композитор Годовский наиболее известен своими «Явской сюитой» , «Триаконтамероном» , «Пассакальей» и «Вальцермаскеном» , а также своими транскрипциями произведений других композиторов; Самыми известными из этих произведений являются « 53 этюда к этюдам Шопена» (1894–1914). [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Леопольд Годовский родился в Жасляй (тогда Виленская губерния , Российская империя , ныне Литва ) в семье евреев еврейского происхождения. [ 4 ] Мордхель Годовский (1848–1872) из Меркине и Хана-Шейна Годовский ( урожденная Левин, 1848–1918) из Гельвонай . Его родители поженились 4 декабря 1868 года в Ширвинтосе . [ 5 ] Отец Годовского, уважаемый фельдшер , умер во время эпидемии холеры всего через восемнадцать месяцев после рождения сына, и Леопольда воспитывала мать и приемные родители Луи и Минна Пассинок в Вильнюсе . [ 6 ]
Его талант проявился очень рано, и к пяти годам Годовский уже сочинял музыку и хорошо владел игрой на фортепиано и скрипке . Свой первый концерт он дал в девять лет, а вскоре после этого гастролировал по Литве и Восточной Пруссии. [ 3 ] Хотя в детстве Годовский получил несколько уроков, он был почти полностью самоучкой. Годовский писал в своем автобиографическом фрагменте « Ретроспектива» :
Я был бы очень рад, если бы я мог сказать правду, что я был учеником [Франца] Листа или любого другого великого человека, но это не так. В моей жизни не было трёхмесячных уроков. Мне сказали, что я играл на пианино еще до того, как мне исполнилось два года. Я думаю, однако, что эту историю создала творческая семья. Я не могу ручаться за истину, так или иначе. У меня был необычный опыт, и это могло произойти. Я не помню, учил ли меня кто-нибудь значению и значению нот и использованию пальцев на клавиатуре, или я приобретал свои знания самодидактическим путем, но помню, что начиная с пятого курса мне не помогали.
После непродолжительного обучения у Эрнста Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине он уехал в Соединенные Штаты, где дал свой первый концерт в Бостоне в 1884 году. [ 3 ] [ 7 ] В 1885–86 Годовский продолжил американскую карьеру, сначала играя в казино «Нью-Йорк», а затем, в 1886 году, отправившись в большое турне по северо-востоку США и Канаде со скрипачом Овиде Мусиным . В 1887 году он вернулся в Европу и дал многочисленные сольные концерты в Париже и Лондоне , в конечном итоге став протеже и другом Камиля Сен-Санса . [ 7 ]
В 1890 году он вернулся в США и начал педагогическую карьеру, присоединившись к коллективу Нью-Йоркского музыкального колледжа. [ 3 ] 30 апреля 1891 года Годовский женился на Фриде Саксе, подруге детства. [ 8 ] и на следующий день после женитьбы стал гражданином США. [ 7 ] В 1891–93 занимал должность преподавателя в консерватории Гилберта Рейнольдса Комбса на Брод-стрит в Филадельфии , а затем поселился в Чикаго , где преподавал в Чикагской консерватории . [ 6 ] К концу 1890-х годов Годовский был чрезвычайно известен в Северной Америке.
Вместе с Терезой Карреньо Годовский был первым пианистом, который преподавал принцип сброса веса в отличие от чисто мышечного импульса; Также в том же десятилетии были написаны и опубликованы первые исследования Годовского по этюдам Шопена , которые позже стали частью большой серии, одной из самых известных работ Годовского. [ 3 ] [ 6 ] В 1897–1898 годах Годовский еще больше укрепил свою известность, дав серию из восьми концертов, охватывающих весь репертуар XIX века. [ 6 ]
Особенно успешный концерт в Бетховенском зале ( Beethoven-Saal ) в Берлине 6 декабря 1900 года значительно повысил репутацию Годовского. Он переехал в Берлин, снова деля свое время между выступлениями и преподаванием, а также ежегодно давал концертный тур. В 1909 году он взял на себя Ферруччо Бузони мастер-классы в Венской музыкальной академии , где продолжал преподавать до 1914 года. Между 1912 и 1914 годами Годовский дал несколько концертов в США, а также сделал там свои первые граммофонные пластинки . [ 3 ]
В 1914 году начало Первой мировой войны заставило его покинуть Европу, и он вернулся в Соединенные Штаты, где жил в Нью-Йорке (1914–1916), Лос-Анджелесе (1916–19) и Сиэтле (1919–22). перед возвращением в Нью-Йорк. Большая часть 1920-х годов прошла в кругосветных поездках; Помимо концертных выступлений в Европе и США, Годовский также дал обширные гастроли по Южной Америке и Восточной Азии. [ 6 ]
Также в течение 1920-х годов он записал множество роликов для Duo-Art воспроизводящих фортепиано , единственного воспроизводящего фортепианного механизма, который был доступен в концертных роялях Steinways. [ нужна ссылка ] Годовский также записал большое количество фортепианных роллов для American Piano Company . [ нужна ссылка ]
Однако пока карьера Годовского процветала, его личная жизнь постепенно начала разваливаться. Его жена Фрида серьезно заболела в 1924 году, и ее здоровье продолжало ухудшаться. В 1928 году сын Годовского Гордон бросил учебу и женился на танцовщице водевиля, из-за чего отец отрекся от него.
После краха Уолл-стрит в 1929 году финансовое положение Годовского ухудшилось. Серия записей, которые пианист начал в Лондоне в 1928 году, а также публичные концерты могли бы решить проблему; однако оба мероприятия были прерваны неожиданной катастрофой: во время записи 17 июня 1930 года, сразу после завершения скерцо ми мажор Шопена , [ 6 ] пианист перенес тяжелый инсульт, в результате которого его частично парализовало. Это событие омрачило оставшиеся годы Годовского, оставив его в глубокой депрессии. [ 3 ]
В декабре 1932 года Гордон Годовский покончил жизнь самоубийством, а год спустя жена Годовского умерла от сердечного приступа. Пианист со временем переехал в другую квартиру в Нью-Йорке вместе с дочерью Дагмар; он продолжал играть на фортепиано для друзей и поклонников, но больше никогда не выступал на публике.
В последние годы своей жизни Годовский приложил немало усилий для организации Всемирного синода музыки и музыкантов и Международного совета музыки и музыкантов , но ни один из проектов не материализовался. Проведя большую часть 1937 и 1938 годов, страдая от различных проблем со здоровьем, Годовский умер от рака желудка 21 ноября 1938 года в возрасте 68 лет. [ 7 ] [ 6 ] Он похоронен на кладбище Темпл Исраэль в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк. [ 9 ]
Его сын Леопольд Годовский-младший был соавтором (вместе с Леопольдом Маннесом ) фотопрозрачной пленки Kodachrome , а также скрипачом. Леопольд-младший женился на Джорджа Гершвина младшей сестре Фрэнсис , продолжив таким образом музыкальную линию.
Его дочь, актриса Дагмар Годовски (1897–1975), появлялась в качестве одной из главных ролей в различных голливудских немых фильмах , в том числе с Рудольфом Валентино . Она была популярной светской львицей и написала автобиографию под названием « От первого лица во множественном числе» (Нью-Йорк, 1958).
Композиции
[ редактировать ]Как композитор Годовский наиболее известен своими пересказами фортепианных пьес других композиторов, которые он дополнял изобретательными контрапунктическими приемами и богатыми хроматическими гармониями. Его самое известное произведение в этом жанре — « 53 этюда к этюдам Шопена» (1894–1914), в которых он варьирует (и без того сложные) оригинальные этюды, используя различные приемы: введение контрмелодий , перенос технически сложных отрывков с правой руки на левую. , транскрипция целого произведения для соло левой руки или даже переплетение двух этюдов, при этом левая рука играет один, а правая - другой.
Эти пьесы относятся к числу самых сложных фортепианных произведений, когда-либо написанных, и лишь немногие пианисты осмелились исполнить какое-либо из них. Среди таких пианистов Марк-Андре Амлен , записавший весь сет и получивший ряд престижных наград, и Франческо Либетта , исполнивший весь сет на концерте (единственный пианист, сделавший это по памяти). [ 10 ] и сделал видеозапись выступления (концерт в Милане , март 2006 г.). Другими пианистами, часто исполняющими Годовского, являются Борис Березовский , Константин Щербаков и Эмануэле Делукки .
Другие важные транскрипции Годовского включают «Ренессанс» (1906–09), сборник, который включает аранжировки музыки Рамо и Люлли , 12 песен Шуберта (1927) и шесть транскрипций музыки Баха для виолончели соло и скрипки соло в обработке для фортепиано, но с дополнительными голосами и т. д.
Хотя его транскрипции гораздо более известны, Годовский также написал ряд значительных оригинальных произведений. Своими наиболее зрелыми творениями он считал Пассакалью (1927) и сборник пьес для левой руки (1930–31); оба, однако, используют традиционный подход к гармонии и контрапункту. Более экспериментальным произведением стала « Явская сюита (Фонорамы)» (1925), написанная после посещения Явы под влиянием музыки гамелана . Годовскому было одинаково комфортно писать крупномасштабные произведения, такие как « Пассакалья» или пятичастную фортепианную сонату ми минор (1911), и создавать сборники более мелких пьес, таких как « 46 миниатюр для фортепиано в четыре руки» и « Триаконтамерон» (1920; с субтитрами ). «30 настроений и сцен в тройной мере»).
Многие оригинальные произведения Годовского весьма сложны в исполнении; Пассакалия была (состоящая из 44 вариаций, каденции и фуги на вступительную тему Франца Шуберта ) «Неоконченной» симфонии объявлена неиграбельной даже Владимиром Горовицем , который утверждал, что для ее исполнения потребуется шесть рук. [ 11 ] Тем не менее, произведение имело ряд записей.
Несмотря на свой традиционализм, композиции Годовского, возможно, оказали влияние на Мориса Равеля и Сергея Прокофьева . [ 12 ]
Прием и влияние
[ редактировать ]
Годовский был одним из самых уважаемых пианистов своего времени, которого хвалили как слушатели, коллеги, так и критики. Артур Рубинштейн заметил, что ему понадобится «пятьсот лет, чтобы создать механизм, подобный [Годовскому]», [ 13 ] в то время как Ферруччо Бузони считал себя и Годовского единственными композиторами, внесшими существенный вклад в клавишное письмо и исполнение со времен Листа. [ нужна ссылка ]
Феноменально сложные транскрипции и безупречная техника Годовского побудили некоторых критиков назвать его «пианистом для пианистов», как это Джеймс Ханекер . сделал [ 14 ] Среди поклонников Годовского были такие выдающиеся пианисты, как Владимир де Пахман и Сергей Рахманинов , которые, по словам дочери Годовского Дагмар, боготворили музыку и выступления своего отца. [ 15 ]
Даже те, кому не нравились интерпретации Годовского, обычно признавали его огромные технические способности: Клаудио Аррау , например, называл Годовского «одним из величайших техников», хотя считал его игру «скучной» и жаловался, что Годовский «никогда не играл выше меццо-форте». " [ 16 ]
Обширный репертуар Годовского охватывал более двух столетий музыки, от современной музыки до музыки Рамо и Люлли, чью музыку он транскрибировал. [ 6 ] Хотя он регулярно давал публичные концерты до 1930 года, Годовский страдал от страха перед сценой и особенно не любил студию звукозаписи, как и многие исполнители его времени. Однажды он так описал процесс записи:
Страх сделать пустяковую ошибку усиливался во время игры; чем лучше удавалось сыграть вышеизложенное, тем сильнее становился страх во время игры. Это было ужасное испытание, тем более, что чем чувствительнее был художник, мое здоровье пошатнулось весной 1930 года в Лондоне из-за этих нервных пыток. Как можно думать об эмоциях! [ 17 ]
Следовательно, было признано, что лучшие работы Годовского созданы не на публике или в студии звукозаписи, а дома. Однажды ночью, покинув дом Годовского, Йозеф Хофманн сказал Абраму Часинсу : «Никогда не забывайте, что вы услышали сегодня вечером; никогда не теряйте память об этом звуке. В мире нет ничего подобного. Трагично, что мир никогда не слышал Попси только как он может играть». [ 18 ]
Среди учеников Годовского были Пол Уэллс , Аполинарий Шелуто , Ян Сметрлин , Иссай Добровен , Тина Лернер , Фанни Чарльз Диллон , Алиса Фриска , Леонард Либлинг , Эбби Саймон , Ханна Волленховен , Миртл Элвин и Генрих Нойгауз , которые преподавали Святославу Рихтеру , Эмилю Гилельсу и Раду Лупу и другие.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жан-Пьер Тиолле , 88 нот для фортепиано соло , «Solo nec plus ultra», Neva Editions, 2015, стр.50. ISBN 978 2 3505 5192 0 .
- ^ «Годовский | Международный магистерский институт музыки «Леопольд Годовский» » . godowsky.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хопкинс 2001 .
- ^ Джон Гиллеспи, Анна Гиллеспи. 1995. Известные пианисты двадцатого века: биокритический справочник , Greenwood Press , стр. 321.
- ^ Брачные записи родителей Леопольда Годовского, составленные раввином Янкелем Герцовым из Ширвинтоса , доступны на сайте JewishGen.org (база данных Литвы) и гласят: « Мордхель, сын Лейба Годовского, 20 лет, из Меркине , фельдшер (помощник врача) ) по профессии, и Хана-Шейна, дочь Лейба Левина, 20 лет, из Гельвоная , мы поженились 4 декабря 1868 года (2 кислева ) ».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Николас, Джереми. Леопольд Годовский (1870–1938)
- ^ Jump up to: а б с д Саксен 1957 , с. 165
- ^ Николас 1989 , с. 32 .
- ^ Места отдыха
- ^ Vai Music: Представляем Франческо Либетту
- ^ Годовский 1958 , с. 35.
- ^ Леопольд Годовский (американский пианист и композитор)
- ^ Николас 1989 , с. 21
- ^ Дубаль 2004 , с. 130.
- ^ Годовский 1958 , с. 34.
- ^ Горовиц, Джозеф. 1999. Аррау о музыке и исполнении , с. 92. Публикации Courier Dover, ISBN 978-0-486-40846-0
- ^ Митчелл, Марк Линдси. 2000. Виртуозы: защита и (иногда эротическое) прославление великих пианистов , с. 128. Издательство Университета Индианы, ISBN 978-0-253-33757-3
- ^ Шенберг 1987 , с. 338 .
Ссылки
[ редактировать ]- Дубаль, Дэвид (2004). Искусство фортепиано . Кембридж: Амадеус Пресс.
- Годовский, Дагмар (1958). От первого лица во множественном числе: Жизнь Дагмар Годовски . Викинг Пресс. ISBN 978-0-67031-593-2 .
- Хопкинс, Чарльз (2001). «Леопольд Годовский» . В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 10 (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . стр. 73–4. ISBN 0-333-60800-3 .
- Николас, Джереми (1989). Годовский, пианист пианистов: Биография Леопольда Годовского . Публикации и записи Аппиана . ISBN 978-1-870295-01-7 .
- Римм, Роберт (2003). Композиторы-пианисты: Гамельн и Восьмёрка . Амадеус Пресс. ISBN 978-1-57467-072-1 .
- Сакс, Луизиана (1957). «Изданная музыка Леопольда Годовского». Примечания . 14 (2). Ассоциация музыкальных библиотек: 165–183. дои : 10.2307/891677 . JSTOR 891677 .
- Шенберг, Гарольд К. (1987). Великие пианисты (2-е изд.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-393-03857-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |


- Список основных композиций и аранжировок Годовского
- Работы Леопольда Годовского или о нем в Интернет-архиве
- Официальная страница Годовского
- Официальная страница Института Годовского, созданная Международным магистерским институтом музыки «Леопольд Годовский».
- Коллекция Леопольда Годовского - Рукописи Истмана Музыкальной школы
- Бесплатные партитуры Леопольда Годовского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Коллекция Леопольда Годовского в Международном фортепианном архиве в Мэриленде . Проверено 27 июля 2013 г.
- Новое международное общество Годовского - сайт, посвященный произведениям и произведениям Леопольда Годовского и Пола Ховарда. Содержит новостные письма Пола Ховарда и ранние депеши Международного общества Годовского.
- Записи Леопольда Годовского в Дискографии американских исторических записей .
Записи
[ редактировать ]- Kunst der Fuge: Леопольд Годовский - MIDI файлы
- Будда фортепиано: Леопольд Годовский: Режиссер: Антонио Итурриос [1]
- 1870 рождений
- 1938 смертей
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские композиторы-романтики
- Американские композиторы XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Американские композиторы 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы для фортепиано
- Американские классические пианисты
- Американские классические пианисты-мужчины
- Музыканты-мужчины XIX века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Дети-классические музыканты
- Американские музыкальные преподаватели
- Люди из самоуправления Кайшядорисского района
- Жители Троцкого уезда.
- Эмигранты из Российской империи в США
- Литовские композиторы-классики
- Литовские классические пианисты
- Литовские евреи
- Американский народ литовско-еврейского происхождения
- Американские еврейские композиторы-классики
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические пианисты
- Академический состав Венского университета музыки и исполнительских искусств
- Факультет Нью-Йоркского музыкального колледжа
- Смертность от рака желудка в Нью-Йорке (штат)