Jump to content

Леопольд Годовский

Годовский (1915)

Леопольд Мордхелович Годовский старший (13 февраля 1870 - 21 ноября 1938) был американским пианистом- виртуозом литовского происхождения , композитором и педагогом. Он был одним из самых уважаемых исполнителей своего времени. [ 1 ] известен своими теориями о применении расслабленного веса и экономии движений в фортепианной технике – принципы, позже пропагандируемые его учениками, такими как Генрих Нейгауз .

Среди музыкальных гигантов он был провозглашен «Буддой фортепиано». [ 2 ] Ферруччо Бузони утверждал, что он и Годовский были «единственными композиторами, которые добавили что-то значимое к клавишному письму со времен Ференца Листа ».

Как композитор Годовский наиболее известен своими «Явской сюитой» , «Триаконтамероном» , «Пассакальей» и «Вальцермаскеном» , а также своими транскрипциями произведений других композиторов; Самыми известными из этих произведений являются « 53 этюда к этюдам Шопена» (1894–1914). [ 3 ]

Годовский (1935; Карл Ван Фехтен )

Леопольд Годовский родился в Жасляй (тогда Виленская губерния , Российская империя , ныне Литва ) в семье евреев еврейского происхождения. [ 4 ] Мордхель Годовский (1848–1872) из ​​Меркине и Хана-Шейна Годовский ( урожденная Левин, 1848–1918) из Гельвонай . Его родители поженились 4 декабря 1868 года в Ширвинтосе . [ 5 ] Отец Годовского, уважаемый фельдшер , умер во время эпидемии холеры всего через восемнадцать месяцев после рождения сына, и Леопольда воспитывала мать и приемные родители Луи и Минна Пассинок в Вильнюсе . [ 6 ]

Его талант проявился очень рано, и к пяти годам Годовский уже сочинял музыку и хорошо владел игрой на фортепиано и скрипке . Свой первый концерт он дал в девять лет, а вскоре после этого гастролировал по Литве и Восточной Пруссии. [ 3 ] Хотя в детстве Годовский получил несколько уроков, он был почти полностью самоучкой. Годовский писал в своем автобиографическом фрагменте « Ретроспектива» :

Я был бы очень рад, если бы я мог сказать правду, что я был учеником [Франца] Листа или любого другого великого человека, но это не так. В моей жизни не было трёхмесячных уроков. Мне сказали, что я играл на пианино еще до того, как мне исполнилось два года. Я думаю, однако, что эту историю создала творческая семья. Я не могу ручаться за истину, так или иначе. У меня был необычный опыт, и это могло произойти. Я не помню, учил ли меня кто-нибудь значению и значению нот и использованию пальцев на клавиатуре, или я приобретал свои знания самодидактическим путем, но помню, что начиная с пятого курса мне не помогали.

После непродолжительного обучения у Эрнста Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине он уехал в Соединенные Штаты, где дал свой первый концерт в Бостоне в 1884 году. [ 3 ] [ 7 ] В 1885–86 Годовский продолжил американскую карьеру, сначала играя в казино «Нью-Йорк», а затем, в 1886 году, отправившись в большое турне по северо-востоку США и Канаде со скрипачом Овиде Мусиным . В 1887 году он вернулся в Европу и дал многочисленные сольные концерты в Париже и Лондоне , в конечном итоге став протеже и другом Камиля Сен-Санса . [ 7 ]

В 1890 году он вернулся в США и начал педагогическую карьеру, присоединившись к коллективу Нью-Йоркского музыкального колледжа. [ 3 ] 30 апреля 1891 года Годовский женился на Фриде Саксе, подруге детства. [ 8 ] и на следующий день после женитьбы стал гражданином США. [ 7 ] В 1891–93 занимал должность преподавателя в консерватории Гилберта Рейнольдса Комбса на Брод-стрит в Филадельфии , а затем поселился в Чикаго , где преподавал в Чикагской консерватории . [ 6 ] К концу 1890-х годов Годовский был чрезвычайно известен в Северной Америке.

Вместе с Терезой Карреньо Годовский был первым пианистом, который преподавал принцип сброса веса в отличие от чисто мышечного импульса; Также в том же десятилетии были написаны и опубликованы первые исследования Годовского по этюдам Шопена , которые позже стали частью большой серии, одной из самых известных работ Годовского. [ 3 ] [ 6 ] В 1897–1898 годах Годовский еще больше укрепил свою известность, дав серию из восьми концертов, охватывающих весь репертуар XIX века. [ 6 ]

Особенно успешный концерт в Бетховенском зале ( Beethoven-Saal ) в Берлине 6 декабря 1900 года значительно повысил репутацию Годовского. Он переехал в Берлин, снова деля свое время между выступлениями и преподаванием, а также ежегодно давал концертный тур. В 1909 году он взял на себя Ферруччо Бузони мастер-классы в Венской музыкальной академии , где продолжал преподавать до 1914 года. Между 1912 и 1914 годами Годовский дал несколько концертов в США, а также сделал там свои первые граммофонные пластинки . [ 3 ]

В 1914 году начало Первой мировой войны заставило его покинуть Европу, и он вернулся в Соединенные Штаты, где жил в Нью-Йорке (1914–1916), Лос-Анджелесе (1916–19) и Сиэтле (1919–22). перед возвращением в Нью-Йорк. Большая часть 1920-х годов прошла в кругосветных поездках; Помимо концертных выступлений в Европе и США, Годовский также дал обширные гастроли по Южной Америке и Восточной Азии. [ 6 ]

Также в течение 1920-х годов он записал множество роликов для Duo-Art воспроизводящих фортепиано , единственного воспроизводящего фортепианного механизма, который был доступен в концертных роялях Steinways. [ нужна ссылка ] Годовский также записал большое количество фортепианных роллов для American Piano Company . [ нужна ссылка ]

Однако пока карьера Годовского процветала, его личная жизнь постепенно начала разваливаться. Его жена Фрида серьезно заболела в 1924 году, и ее здоровье продолжало ухудшаться. В 1928 году сын Годовского Гордон бросил учебу и женился на танцовщице водевиля, из-за чего отец отрекся от него.

После краха Уолл-стрит в 1929 году финансовое положение Годовского ухудшилось. Серия записей, которые пианист начал в Лондоне в 1928 году, а также публичные концерты могли бы решить проблему; однако оба мероприятия были прерваны неожиданной катастрофой: во время записи 17 июня 1930 года, сразу после завершения скерцо ми мажор Шопена , [ 6 ] пианист перенес тяжелый инсульт, в результате которого его частично парализовало. Это событие омрачило оставшиеся годы Годовского, оставив его в глубокой депрессии. [ 3 ]

В декабре 1932 года Гордон Годовский покончил жизнь самоубийством, а год спустя жена Годовского умерла от сердечного приступа. Пианист со временем переехал в другую квартиру в Нью-Йорке вместе с дочерью Дагмар; он продолжал играть на фортепиано для друзей и поклонников, но больше никогда не выступал на публике.

В последние годы своей жизни Годовский приложил немало усилий для организации Всемирного синода музыки и музыкантов и Международного совета музыки и музыкантов , но ни один из проектов не материализовался. Проведя большую часть 1937 и 1938 годов, страдая от различных проблем со здоровьем, Годовский умер от рака желудка 21 ноября 1938 года в возрасте 68 лет. [ 7 ] [ 6 ] Он похоронен на кладбище Темпл Исраэль в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк. [ 9 ]

Его сын Леопольд Годовский-младший был соавтором (вместе с Леопольдом Маннесом ) фотопрозрачной пленки Kodachrome , а также скрипачом. Леопольд-младший женился на Джорджа Гершвина младшей сестре Фрэнсис , продолжив таким образом музыкальную линию.

Его дочь, актриса Дагмар Годовски (1897–1975), появлялась в качестве одной из главных ролей в различных голливудских немых фильмах , в том числе с Рудольфом Валентино . Она была популярной светской львицей и написала автобиографию под названием « От первого лица во множественном числе» (Нью-Йорк, 1958).

Композиции

[ редактировать ]
Страница из сложнейших этюдов Годовского по этюдам Шопена (обработка соч. 25, № 1)

Как композитор Годовский наиболее известен своими пересказами фортепианных пьес других композиторов, которые он дополнял изобретательными контрапунктическими приемами и богатыми хроматическими гармониями. Его самое известное произведение в этом жанре — « 53 этюда к этюдам Шопена» (1894–1914), в которых он варьирует (и без того сложные) оригинальные этюды, используя различные приемы: введение контрмелодий , перенос технически сложных отрывков с правой руки на левую. , транскрипция целого произведения для соло левой руки или даже переплетение двух этюдов, при этом левая рука играет один, а правая - другой.

Эти пьесы относятся к числу самых сложных фортепианных произведений, когда-либо написанных, и лишь немногие пианисты осмелились исполнить какое-либо из них. Среди таких пианистов Марк-Андре Амлен , записавший весь сет и получивший ряд престижных наград, и Франческо Либетта , исполнивший весь сет на концерте (единственный пианист, сделавший это по памяти). [ 10 ] и сделал видеозапись выступления (концерт в Милане , март 2006 г.). Другими пианистами, часто исполняющими Годовского, являются Борис Березовский , Константин Щербаков и Эмануэле Делукки .

Другие важные транскрипции Годовского включают «Ренессанс» (1906–09), сборник, который включает аранжировки музыки Рамо и Люлли , 12 песен Шуберта (1927) и шесть транскрипций музыки Баха для виолончели соло и скрипки соло в обработке для фортепиано, но с дополнительными голосами и т. д.

Хотя его транскрипции гораздо более известны, Годовский также написал ряд значительных оригинальных произведений. Своими наиболее зрелыми творениями он считал Пассакалью (1927) и сборник пьес для левой руки (1930–31); оба, однако, используют традиционный подход к гармонии и контрапункту. Более экспериментальным произведением стала « Явская сюита (Фонорамы)» (1925), написанная после посещения Явы под влиянием музыки гамелана . Годовскому было одинаково комфортно писать крупномасштабные произведения, такие как « Пассакалья» или пятичастную фортепианную сонату ми минор (1911), и создавать сборники более мелких пьес, таких как « 46 миниатюр для фортепиано в четыре руки» и « Триаконтамерон» (1920; с субтитрами ). «30 настроений и сцен в тройной мере»).

Многие оригинальные произведения Годовского весьма сложны в исполнении; Пассакалия была (состоящая из 44 вариаций, каденции и фуги на вступительную тему Франца Шуберта ) «Неоконченной» симфонии объявлена ​​неиграбельной даже Владимиром Горовицем , который утверждал, что для ее исполнения потребуется шесть рук. [ 11 ] Тем не менее, произведение имело ряд записей.

Несмотря на свой традиционализм, композиции Годовского, возможно, оказали влияние на Мориса Равеля и Сергея Прокофьева . [ 12 ]

Прием и влияние

[ редактировать ]
Портрет композитора за фортепиано работы польского художника Яна Цёнглинского (1911).

Годовский был одним из самых уважаемых пианистов своего времени, которого хвалили как слушатели, коллеги, так и критики. Артур Рубинштейн заметил, что ему понадобится «пятьсот лет, чтобы создать механизм, подобный [Годовскому]», [ 13 ] в то время как Ферруччо Бузони считал себя и Годовского единственными композиторами, внесшими существенный вклад в клавишное письмо и исполнение со времен Листа. [ нужна ссылка ]

Феноменально сложные транскрипции и безупречная техника Годовского побудили некоторых критиков назвать его «пианистом для пианистов», как это Джеймс Ханекер . сделал [ 14 ] Среди поклонников Годовского были такие выдающиеся пианисты, как Владимир де Пахман и Сергей Рахманинов , которые, по словам дочери Годовского Дагмар, боготворили музыку и выступления своего отца. [ 15 ]

Даже те, кому не нравились интерпретации Годовского, обычно признавали его огромные технические способности: Клаудио Аррау , например, называл Годовского «одним из величайших техников», хотя считал его игру «скучной» и жаловался, что Годовский «никогда не играл выше меццо-форте». " [ 16 ]

Обширный репертуар Годовского охватывал более двух столетий музыки, от современной музыки до музыки Рамо и Люлли, чью музыку он транскрибировал. [ 6 ] Хотя он регулярно давал публичные концерты до 1930 года, Годовский страдал от страха перед сценой и особенно не любил студию звукозаписи, как и многие исполнители его времени. Однажды он так описал процесс записи:

Страх сделать пустяковую ошибку усиливался во время игры; чем лучше удавалось сыграть вышеизложенное, тем сильнее становился страх во время игры. Это было ужасное испытание, тем более, что чем чувствительнее был художник, мое здоровье пошатнулось весной 1930 года в Лондоне из-за этих нервных пыток. Как можно думать об эмоциях! [ 17 ]

Следовательно, было признано, что лучшие работы Годовского созданы не на публике или в студии звукозаписи, а дома. Однажды ночью, покинув дом Годовского, Йозеф Хофманн сказал Абраму Часинсу : «Никогда не забывайте, что вы услышали сегодня вечером; никогда не теряйте память об этом звуке. В мире нет ничего подобного. Трагично, что мир никогда не слышал Попси только как он может играть». [ 18 ]

Среди учеников Годовского были Пол Уэллс , Аполинарий Шелуто , Ян Сметрлин , Иссай Добровен , Тина Лернер , Фанни Чарльз Диллон , Алиса Фриска , Леонард Либлинг , Эбби Саймон , Ханна Волленховен , Миртл Элвин и Генрих Нойгауз , которые преподавали Святославу Рихтеру , Эмилю Гилельсу и Раду Лупу и другие.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Жан-Пьер Тиолле , 88 нот для фортепиано соло , «Solo nec plus ultra», Neva Editions, 2015, стр.50. ISBN   978 2 3505 5192 0 .
  2. ^ «Годовский | Международный магистерский институт музыки «Леопольд Годовский» » . godowsky.com .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хопкинс 2001 .
  4. ^ Джон Гиллеспи, Анна Гиллеспи. 1995. Известные пианисты двадцатого века: биокритический справочник , Greenwood Press , стр. 321.
  5. ^ Брачные записи родителей Леопольда Годовского, составленные раввином Янкелем Герцовым из Ширвинтоса , доступны на сайте JewishGen.org (база данных Литвы) и гласят: « Мордхель, сын Лейба Годовского, 20 лет, из Меркине , фельдшер (помощник врача) ) по профессии, и Хана-Шейна, дочь Лейба Левина, 20 лет, из Гельвоная , мы поженились 4 декабря 1868 года (2 кислева ) ».
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Николас, Джереми. Леопольд Годовский (1870–1938)
  7. ^ Jump up to: а б с д Саксен 1957 , с. 165
  8. ^ Николас 1989 , с. 32 .
  9. ^ Места отдыха
  10. ^ Vai Music: Представляем Франческо Либетту
  11. ^ Годовский 1958 , с. 35.
  12. ^ Леопольд Годовский (американский пианист и композитор)
  13. ^ Николас 1989 , с. 21
  14. ^ Дубаль 2004 , с. 130.
  15. ^ Годовский 1958 , с. 34.
  16. ^ Горовиц, Джозеф. 1999. Аррау о музыке и исполнении , с. 92. Публикации Courier Dover, ISBN   978-0-486-40846-0
  17. ^ Митчелл, Марк Линдси. 2000. Виртуозы: защита и (иногда эротическое) прославление великих пианистов , с. 128. Издательство Университета Индианы, ISBN   978-0-253-33757-3
  18. ^ Шенберг 1987 , с. 338 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6123336492a3e76f10f99903cdf2edc5__1710614520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/c5/6123336492a3e76f10f99903cdf2edc5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leopold Godowsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)