Раду Лупу
Раду Лупу | |
---|---|
![]() Вольф в 2012 году | |
Рожденный | |
Умер | 17 апреля 2022 г. Лозанна , Швейцария | (76 лет)
Альма-матер | |
Занятие | Пианист |
Супруги | |
Награды |
|
Раду Лупу CBE (30 ноября 1945 — 17 апреля 2022) — румынский пианист. Он был широко признан одним из величайших пианистов своего времени. [3] [4] [5]
Лупу родился в Галаце , Румыния, и начал учиться игре на фортепиано в возрасте шести лет. Двумя его главными учителями игры на фортепиано были Флорика Музыкеску , которая также преподавала Дину Липатти , и Генрих Нейгауз , который также преподавал Святославу Рихтеру и Эмилю Гилельсу . С 1966 по 1969 год он выиграл три самых престижных конкурса пианистов в мире: Международный конкурс пианистов Вана Клиберна (1966), Международный конкурс пианистов Джорджа Энеску (1967) и Международный конкурс пианистов в Лидсе (1969). Эти победы положили начало международной карьере Лупу, и он выступал со всеми крупнейшими оркестрами, на всех крупнейших фестивалях и музыкальных столицах мира.
С 1970 по 1993 год Лупу сделал более 20 записей для Decca Records . Его сольные записи, получившие значительное признание, включают произведения Бетховена , Брамса , Грига , Моцарта , Шуберта и Шумана , включая все фортепианные концерты Бетховена, пять фортепианных сонат и другие сольные произведения; фортепианные концерты Грига и Шумана, а также три крупных сольных произведения Шумана; девять фортепианных сонат, а также музыкальные «Экспромты» и «Моменты» Шуберта; различные крупные сольные произведения и первый фортепианный концерт Брамса; и два фортепианных концерта Моцарта. Его записи камерной музыки для Decca включают все сонаты Моцарта для скрипки и фортепиано с Шимоном Гольдбергом ; скрипичные сонаты Дебюсси и Франка с Кюнг Ва Чунгом ; и различные произведения Шуберта для скрипки и фортепиано с Гольдбергом. Он дополнительно записал произведения Моцарта и Шуберта для фортепиано в четыре руки и двух фортепиано с Мюрреем Перахией для CBS Masterworks , песни Шуберта с Барбарой Хендрикс для EMI и произведения Шуберта для фортепиано в четыре руки с Даниэль Баренбойм для Teldec . Кроме того, Лупу также известен своими исполнениями Бартока , Дебюсси , Энеску и Яначека , а также других композиторов.
Лупу был номинирован на две премии «Грэмми» , выиграв одну в 1996 году за альбом из двух фортепианных сонат Шуберта. В 1995 году Лупу также получил премию Эдисона за диск с тремя основными фортепианными произведениями Шумана. Среди других наград, полученных Лупу, - премия Франко Аббьяти в 1989 и 2006 годах и премия Premio Internazionale Артуро Бенедетти Микеланджели 2006 года.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Лупу родился в Галаце , Румыния, 30 ноября 1945 года в еврейской семье, в семье адвоката Мейера Лупу и лингвиста Аны Габор. [6] С самых ранних дней Лупу «всегда выражал себя пением», и в пять лет ему подарили первое фортепиано. [7] Он начал заниматься игрой на фортепиано в 1951 году, когда ему было шесть лет, у Лии Бусуйочану. Он дебютировал на публике в 1957 году, в возрасте 12 лет, на концерте собственных композиций. [7] В 1970 году он рассказал The Christian Science Monitor, что «с самого начала я считал себя композитором. Я был уверен, и все остальные были уверены, что однажды я стану знаменитым композитором». Примерно через четыре года он отказался от сочинения, заявив, что, по его мнению, он «будет намного лучше как пианист». [7]
После окончания средней школы в Галаце и Народной школы искусств в Брашове , где он изучал гармонию и контрапункт у Виктора Бикериха, Лупу продолжил обучение игре на фортепиано в Бухарестской консерватории (1959–1961) у Флорики Музыкеску (которая также преподавала Дину Липатти ) и Селла Делавранча, изучающая также композицию у Драгоса Александреску. В 16 лет, в 1961 году, ему была присуждена стипендия Московской консерватории , где он проучился семь лет. В Москве он сначала учился у Галины Егиазаровой (ученицы Александра Гольденвейзера два года ), затем у Генриха Нейгауза (который также преподавал Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса ) и позднее у его сына Станислава Нейгауза . [8] Окончил его в 1969 году. [9] [10] Лупу также был учеником Марии Курчо , ученицы Артура Шнабеля . [9] Однако в интервью 1981 года, когда его спросили о том, какое влияние оказали на него учителя, Лупу ответил, что считает себя более самоучкой : «Мой первый учитель водил меня на каждый оркестровый концерт, и я также благодарен за то, что я учился в Москве, но я считаю себя в основном (во всяком случае, в музыке) человеком более самоучительным, я взял кое-что у Фуртвенглера , Тосканини , повсюду... все больше и больше с тех пор, как я уехал из Москвы». [11]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1965 году Лупу занял пятое место на Международном конкурсе пианистов Бетховена в Вене. [12] [б] В следующем году он выиграл первую премию на Втором Международном конкурсе пианистов Вана Клиберна ; он также получил специальные призы за лучшее исполнение заказанного произведения («Структура для фортепиано» Уилларда Стрейта). [13] и лучшее исполнение движения [13] из Сонаты для фортепиано Аарона Копленда . [14] В финале его исполнение первой части (соч. 16) Сергея Прокофьева Фортепианного концерта № 2 , обязательного произведения, было описано Полом Хьюмом из The Washington Post как «самое пламенное и громовое из всех шесть финалистов». Помимо Прокофьева, он исполнил Бетховена . Фортепианный концерт № 5 (соч. 73) [15] Алисия де Ларроша , входившая в состав жюри, объявила Лупу гением. [16] "Я этого совсем не ожидал. Я просто потерял дар речи", - сказал Лупу после своей победы. [13] Вскоре после конкурса, в апреле 1967 года, Лупу дебютировал в Карнеги-холле в Нью-Йорке в программе Бетховена, Шуберта и Шопена . [17] Однако, как сообщается, Лупу отказался от многих других предложений, связанных с премией, вместо этого предпочитая продолжить обучение в Москве. [4]
Через год после победы на конкурсе Клиберна, в 1967 году, Лупу получил первую премию на Международном конкурсе пианистов имени Джорджа Энеску . Два года спустя, в октябре 1969 г. [18] он выиграл Международный конкурс пианистов в Лидсе ; Бетховена он исполнил Фортепианный концерт № 3 с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля под управлением Чарльза Гроувса (соч. 37). в финале [19] В следующем месяце, в ноябре 1969 года, Лупу дебютировал сольно в Лондоне; Джоан Чисселл из The Times Бетховена написала о своем исполнении второй части Сонаты для фортепиано № 7 на концерте: «Он довел то, что казалось переживанием всей жизни, до чередующегося отчаяния и гордости. Никогда музыка не могла приблизиться к речи». [8] [20] [21]
В апреле 1970 года Лупу сделал свою первую запись на Decca Records : «Рапсодия си минор » Брамса (соч. 79 № 1) и «Три интермецци» (соч. 117), а также Шуберта Соната для фортепиано ля минор (D. 784). . [22] Он продолжал записываться на лейбле в течение следующих 23 лет. [23] В августе 1970 года 24-летний пианист дебютировал на сцене The Proms , исполнив Брамса Фортепианный концерт № 1 (соч. 15) с Симфоническим оркестром BBC под управлением Эдо де Ваарта в Королевском Альберт-Холле . [24] В ноябре 1970 года он сделал свою первую концертную запись для Decca, Фортепианного концерта № 3 Бетховена с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Лоуренса Фостера ; [25] Бетховена он также записал «32 вариации до минор» (WoO 80). [23]
Первые крупные выступления Лупу в Америке после победы на конкурсе в Лидсе состоялись в феврале 1972 года с Кливлендским оркестром в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром Брамса под управлением Даниэля Баренбойма, дирижирующего в Карнеги-холле в Нью-Йорке . [26] и в октябре 1972 года с Чикагским симфоническим оркестром в Концерте № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена под управлением Карло Марии Джулини . [27] [с] Исполнение Брамса с Кливлендским оркестром и Баренбоймом было рецензировано Гарольдом К. Шонбергом , , лауреатом Пулитцеровской премии музыкальным критиком The New York Times , который за десять лет до этого резко раскритиковал знаменитый концерт Нью-Йоркской филармонии 6 апреля 1962 года , на котором тот же концерт исполнил Гленн Гулд с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна . [28] Шенберг также критиковал выступление Лупу и Баренбойма, написав, что со времен выступления Бернштейна-Гулда «не было такой интерпретации» концерта, назвав его «своевольным, эпизодическим и манерным, потакающим своим желаниям, капризным». Однако он добавил, что «тем не менее, несмотря на все эксцентричности, возникает ощущение, что два молодых музыканта изо всех сил пытаются выбраться из колеи и время от времени действительно добиваются успеха», но что «в будущие годы такой подход может им понравиться. Сейчас оно не отрывается». [29]
Растущее признание
[ редактировать ]Хотя Шенберг критиковал дебют Лупу с Кливлендским оркестром под управлением Баренбойма в феврале 1972 года, он с гораздо большим энтузиазмом отнесся к исполнению Лупу в ноябре 1972 года Фортепианного концерта № 5 Бетховена с Королевским филармоническим оркестром под управлением Лоуренса Фостера в Карнеги-холле. написал в «Нью-Йорк Таймс» , что
- [Е] это выступление во многом исправило впечатление, которое он произвел в прошлом сезоне концертом Брамса ре минор. Тогда его слова звучали манерно, привередливо, искусственно. На этот раз он был другим пианистом. [30]
Шенберг добавил:
- Его провозглашение в начале каденции было большим и смелым, отличавшимся проницательным, хотя и стеклянным тоном. Это подготовило почву для зажигательного выступления, которое было неизменно интересным. Возможно, он немного подкачал, возможно, ему не хватало цветового ресурса, но у него была тяга, и у него были идеи. И у него был превосходный импульс, если не считать нескольких плохих ритмических группировок в медленной части. [30]
В следующем году Лупу записал фортепианные концерты Шумана ( соч. 54 ) и Грига ( соч. 16 ) с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превена , запись, которую Gramophone назвал «великолепно властной». [31] В феврале 1974 года Лупу дал сольный концерт в Хантер-колледже в Нью-Йорке, который получил высокую оценку Аллена Хьюза из The New York Times . Хьюз объявил Лупу «необычным пианистом» и написал об исполнении Лупу Сонаты для фортепиано Шуберта си-бемоль мажор (Д. 960). [32]
Однако во время выступления Шуберта внимательное молчание публики было необыкновенным. Казалось, господин Лупу применил какую-то алхимию, чтобы околдовать всех. Именно это он и сделал, поскольку в нем есть что-то загадочное, выходящее за рамки техники, эрудиции и общей музыкальности и способное проникнуть в чувства слушателей.
В ноябре 1974 года Лупу дебютировал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (К. 467) Моцарта , исполнив Фортепианный концерт № 21 под управлением Джеймса Конлона . [32] [д] [33] В 1975 году Лупу дебютировал с оркестром Консертгебау и исполнил премьеру Фортепианного концерта Андре Чайковского , соч. 4 с Королевским филармоническим оркестром под управлением Ури Сигала в Королевском фестивальном зале . [34] [35] » Брамса В 1976 году Лупу записал « 6 Klavierstücke (соч. 118) и 4 Klavierstücke (соч. 119), которые были описаны Stereo Review как «блестящее осознание того, что заложил Брамс, которое оставляет человека в недоумении от слов и просто радуется». иметь уши». [11] В 1978 году он дебютировал с Берлинской филармонией под управлением Герберта фон Караяна того же года на Зальцбургском фестивале . [11] Рецензируя концерт Лупу в Эйвери Фишер Холле в 1980 году: [36] Эндрю Портер из The New Yorker назвал Лупу «самым приятным мастером». [11] К 1981 году он играл со всеми крупными оркестрами. [11]
Остаток 20 века
[ редактировать ]Шуберта В июне 1982 года Лупу сделал запись «Экспромта» (D. 899 и 935), получившую признание критиков. Джон Роквелл написал в The New York Times, что «певческий тон Лупу здесь нужно услышать, чтобы поверить в него. Не умаляя других граней музыкальной личности Шуберта, он с редкой красотой улавливает песенную сущность композитора – и тем самым вновь подтверждает еще раз способность современных исполнителей отдать должное музыке прошлого». [37] Кроме того, Gramophone рассказал о записи: [38]
Во все восемь пьес он привносит свои собственные идеи, свидетельствующие о остром понимании провидца Шуберта, в то время как его чистая и простая игра на фортепиано едва ли может быть прекраснее по фразировке и тону. Признаюсь, когда я впервые столкнулся с этим возвращением к уже перезаписанным пьесам, моей первой реакцией было: « Почему еще один?» Теперь я понимаю, что каталог был бы неполным без точки зрения столь преданного шубертианца.
В 1989 году Лупу был удостоен премии Франко Аббьяти Ассоциации итальянских критиков; он снова был удостоен этой премии в 2006 году. [39] [40] В 1995 году он получил премию Эдисона за свой альбом Шумана (соч. 20) , Kinderszenen (соч. 15), Kreisleriana (соч. 16) и Humoreske который также был номинирован на премию Грэмми . [41] [42] На церемонии вручения премии «Грэмми» 1995 года он получил премию «Грэмми» за лучшее инструментальное исполнение солиста (без оркестра) за свой альбом фортепианных сонат Шуберта си-бемоль мажор (D. 960) и ля мажор (D. 664). [42]
21 век
[ редактировать ]В 2006 году Лупу был награжден Премией Интернационале Артуро Бенедетти Микеланджели, а в 2016 году был назван кавалером Ордена Британской Империи (CBE) на новогодней награде 2016 года за заслуги перед музыкой. [43]
В июне 2019 года агент Лупу объявил, что пианист уйдет с концертной сцены по окончании сезона 2018–2019. [44] [45] [46]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Лупу использовал обычный, с прямой спиной. [4] [47] стул у фортепиано в отличие от стандартной скамейки для фортепиано. [1] В 1981 году он рассказал Клавьеру , что, сидя на скамейке, он имел тенденцию наклоняться вперед, поднимать плечи, становиться невероятно жестким и испытывать боли во всем теле. Он также сказал, что тренировался на стуле дома и нашел это для него естественным. [11] Хотя Лупу был поклонником пианизма Артура Рубинштейна и Владимира Горовица , он назвал Мечислава Хоршовского оказавшим наибольшее влияние на его игру, заявив, что Хоршовский «разговаривает со мной, как никто другой». Первоначальный подход Лупу к новой музыке заключался в том, чтобы читать ее не с фортепиано, говоря, что ему «легче читается без инструмента» и что «это единственный способ научиться». [11] Что касается производства тона, Лупу сказал , что «все в музыке исходит из головы», добавив: «Если у вас есть какое-то представление о звуке, вы слышите его внутренним ухом. Все, над чем вам нужно работать, — это согласовать этот звук на Весь баланс, линия, тон воспринимаются и контролируются головой». Далее он описал производство звука как «процесс согласования, который [человек] практикует», а физический контакт с клавиатурой - как «очень индивидуальную вещь, определяемую цветом или тембром, который вы слышите и пытаетесь получить, пьесой, которую вы играете, фраза». [11]
Игра Лупу вызвала восхищение не только музыкальных критиков, но и других крупных артистов. В интервью 2002 года Мицуко Учида сказала, что «на земле нет никого, кто действительно мог бы получить определенный диапазон цвета, а также контроль - не стоит недооценивать этот невероятный контроль над его игрой». [48] Николай Луганский заявил в интервью, что Лупу "обладает редкой способностью позволять музыке говорить самой за себя". [49] и Андраш Шифф заявил, что Лупу обладал «редким даром освещать все, что он играет, с редким музыкальным интеллектом». [3]
Среди других пианистов, которые выражали восхищение Лупу или называли его источником вдохновения для создания музыки, были Эмануэль Акс , Даниэль Баренбойм , Сон-Джин Чо (который назвал запись Лупу «Экспромт Шуберта» своей любимой), [50] Кирилл Герштейн , Стивен Хаф , Роберт Левин , Мария Жоао Пиреш [51] and Daniil Trifonov . [52] Вдобавок дирижер Янник Незе-Сеген назвал Лупу источником вдохновения, когда он учился игре на фортепиано, заявив, что прослушивание сольных концертов и записей Лупу «формировало мое представление о звуке с самого раннего возраста», а виолончелист Стивен Иссерлис называл его «один из величайших артистов, которых я когда-либо слышал или знал». [3]
Репертуар и записи
[ редактировать ]За 23 года Лупу сделал более 20 записей для Decca Records . Его первая запись была сделана весной 1970 года. Сольные записи Лупу, получившие значительное признание, включают произведения Бетховена , Брамса , Грига , Моцарта , Шуберта и Шумана . Его сольные записи без оркестра включают 5 фортепианных сонат Бетховена (соч. 13, 27/2, 49 и 53), а также два рондо Бетховена для фортепиано (соч. 51) и 32 вариации до минор ; Соната Брамса для фортепиано № 3 фа минор (соч. 5), Две рапсодии (соч. 79), Интермецци (соч. 117), 6 пьес для фортепиано (соч. 118) и 4 пьесы для фортепиано (соч. 119) ; девять фортепианных сонат Шуберта (Д. 157, 557, 664, 784, 845, 894, 958, 959, 960), а также Экспромт (Д. 899, 935) и Музыкальные моменты (Д. 780); Шумана и «Юмореска» (соч. 20), «Киндерценен» (соч. 15) и «Крейслериана» (соч. 16). Его концертные записи включают полный цикл фортепианных концертов Бетховена с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Мехты ; Брамса Фортепианный концерт № 1 (соч. 15) с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Эдо де Ваарта ; фортепианные концерты Грига и Шумана с Лондонским симфоническим оркестром и Андре Превеном ; и два фортепианных концерта Моцарта (К. 414 и 467) с Английским камерным оркестром под управлением Ури Сигала . Его записи камерной музыки для Decca включают все сонаты Моцарта для скрипки и фортепиано с Шимоном Гольдбергом и различные произведения Шуберта для скрипки и фортепиано с Гольдбергом; скрипичные сонаты Дебюсси и Франка с Кюнг Ва Чунгом ; квинтеты для фортепиано и духовых инструментов Бетховена (соч. 16) и Моцарта (К. 452) с Ханом де Фрисом , Джорджем Питерсоном , Висенте Сарзо и Брайаном Поллардом; [53] . Кроме того, он записал произведения Моцарта и Шуберта для фортепиано в четыре руки и двух фортепиано с Мюрреем Перахией для CBS Masterworks , два альбома песен Шуберта с Барбарой Хендрикс для EMI и диск произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки с Даниэлем Баренбоймом. для Тельдек . [23] [25]
Помимо записанных им композиторов, Лупу также известен исполнением Бартока , [32] [54] Энеску , [55] и Яначек . [3] [56]
В 2024 году лейбл Doremi начал выпуск серии концертных записей Лупу. По состоянию на июнь 2024 года серия состоит из семи наборов по два компакт-диска. Хотя часть репертуара частично совпадает с тем, что Лупу записал на коммерческой основе, большая часть его значительно дополняет то, что было доступно ранее. Том. 2 включает записи фортепианных сонат Моцарта K. 310 и K. 545, «Анданте и вариации фа минор» Гайдна Бартока , фортепианную сонату № 37 ре мажор, а также сюиту «Out of Doors» . Том. 3 представляет Фортепианный концерт № 23 Моцарта под управлением Рудольфа Кемпе Бетховена и Хоровую фантазию с Лоуренсом Фостером, а также три сольные фортепианные пьесы Шопена , композитора Лупу, который никогда не записывался на коммерческой основе. Сюда также входят произведения более современного стиля, чем мы находим где-либо еще в творчестве Лупу: Фортепианный квинтет Шостаковича с квартетом Габриэли и краткая юмореска Родиона Щедрина . Том. 4 содержит записи Сонаты для фортепиано Аарона Копленда и еще одно исполнение Сюиты Бартока Out of Doors . Том. 5 включает записи Гершвина Рапсодия в стиле блюз и Концерт фа мажор для фортепиано с Дином Диксоном , а также Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Андре Чайковского , посвященный Лупу, и еще одна запись Сонаты для фортепиано № 37 ре мажор Гайдна. Том. 6 включает « Прелюдию и Фугу си-бемоль минор Баха из Хорошо темперированного клавира» , Книга 1, которая представляет собой первую доступную запись Лупу, играющего Баха, а также другие сольные произведения Моцарта и Шопена. Помимо всех этих новых для дискографии Лупу произведений, в серию вошли альтернативные концертные записи многих произведений Моцарта, Бетховена, Шуберта, Франка и Брамса. [57]
Личная жизнь
[ редактировать ]Первый брак Лупу был заключен в 1971 году с виолончелисткой Элизабет Уилсон (род. 1947), дочерью дипломата сэра Арчибальда Дункана Уилсона. [58] [59] Он жил в Лозанне , Швейцария, со своей второй женой Делией, скрипачкой Камерного оркестра Лозанны . [16] У него был сын Дэниел. [60]
На протяжении большей части своей карьеры Лупу часто отказывался давать интервью прессе. [61] из «страха быть неправильно понятым или неверно процитированным». [1] Его отвращение к прессе и публичности побудило их заклеймить его как «затворника Раду Лупу». [4] назвала The Independent его «шерстистым отшельником» и «как будто кого-то неохотно затащили в концертный зал, но попросили оставить чашу для подаяния снаружи». [61] Кроме того, Лупу обычно не разрешал трансляцию своих выступлений по радио. [62] В 1994 году газета Chicago Tribune отметила, что в пресс-ките Лупу тогда содержалось одно единственное интервью, которое он дал журналу Clavier в 1981 году. Другие опубликованные интервью включают «разговор», который Лупу дал Clavier в 1992 году. [1] и интервью 1975 года, которое транслировалось на BBC Radio 3 . [63]
Лупу умер в Лозанне после продолжительной болезни 17 апреля 2022 года в возрасте 76 лет. [64]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Из интервью, опубликованного в «Клавире» в 1992 году: «он не любит говорить о своей личной жизни, включая недавний брак с румынской скрипачкой [Делия Бугарин, [1] член Лозаннского камерного оркестра ]». [2]
- ^ Г-н Лупу, чей отец - юрист, а мать преподает французский язык в средней школе, занял пятое место на недавнем Венском международном конкурсе Бетховена. [12]
- ^ Лупу, 28 лет, дебютировал в Чикагском симфоническом оркестре в прошлом сезоне, когда 5-6 октября 1972 года исполнил Третий фортепианный концерт Бетховена под управлением Карло Марии Джулини. [27]
- ^ В период регулярного абонемента оркестра [1974–1975] ... в филармонических дебютах появятся два дирижера: один - Бернард Хайтинк, ... а другой - Джеймс Конлон ... Солисты, которые дебютируют в филармонии, - ... Раду Лупу,... [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Монпаркер, Кэрол (июль – август 1992 г.). «Раду Лупу в разговоре». Клавир . Том. 31. С. 12–16.
- ^ «Камерный оркестр Лозанны — Музыканты — OCL — Классическая музыка — Концерты — Опера — Музыканты» . www.ocl.ch. Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «С 70-летием, Раду Лупу!» . Граммофон (gramophone.co.uk) . 30 ноября 2015 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дункан, Скотт (13 февраля 1994 г.). «Клад редких драгоценных камней» . Чикаго Трибьюн . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ «Маэстро цвета че санно» . Алекс Росс: Остальное — шум . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ «В поисках Раду Лупу» . Нью-Йорк Сан . Проверено 4 февраля 2016 г. - через nysun.com.
- ^ Jump up to: а б с Вудворд, Ян (10 сентября 1970 г.). «Чудо-мальчик». Христианский научный монитор .
- ^ Jump up to: а б «Раду Вольф» . Фестиваль Джордже Энеску . 9 апреля 2013 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Иммельман, Ниль (13 апреля 2009 г.). «Мария Курчо» . The Guardian (некролог).
- ^ «Мария Курчо» . Daily Telegraph (некролог). 7 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Монпаркер, Кэрол (май – июнь 1981 г.). «Раду Лупу: Признание вопреки самому себе». Клавир . п. 13.
- ^ Jump up to: а б «Конкурс Клиберна выиграл румын; 10 000 долларов и международный тур достаются 20-летнему Раду Лупу» . Нью-Йорк Таймс . 10 октября 1966 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Конкурс Клиберна выиграл румын; 10 000 долларов и международный тур достаются 20-летнему Раду Лупу» . Нью-Йорк Таймс . 10 октября 1966 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «Конкурс Клиберна 1966 года» . Клиберн (cliburn.org) . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Хьюм, Пол (10 октября 1966 г.). «Раду Лупу из Румынии выигрывает конкурс пианистов Клиберна». Вашингтон Пост . п. С10.
- ^ Jump up to: а б Булюк, Магдалена Попа (1 августа 2012 г.). «Раду Лупу прикасается к бесконечно малым вибрациям поэзии» . РО ежедневно (на румынском языке) . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Эриксон, Раймонд (13 апреля 1967 г.). «Награда пианисту: дебют Лупу, победителя конкурса Клиберна». Нью-Йорк Таймс . Музыка. п. 50.
- ^ «Победители Лидса». Разнообразие . 29 октября 1969 г. с. 58.
- ^ «Раду Лупу на репетиции перед финальным выступлением на конкурсе 1969 года» . Международный конкурс пианистов в Лидсе . Проверено 11 декабря 2018 г. - через facebook.com.
... [Он] сыграл Третий концерт до минор Бетховена, соч. 37 [в соревновании].
- ^ Зик, Стивен (10 ноября 2016 г.). Словарь для современного пианиста . Роуман и Литтлфилд. п. 111. ИСБН 978-0-8108-8880-7 .
- ^ Чисселл, Джоан (28 ноября 1969 г.). «Дебют лауреата» . Таймс . п. 16 . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ Стюарт, Филип (июль 2009 г.). «Decca Classical, 1929–2009» (PDF) . Исследовательский центр AHRC по истории и анализу записанной музыки. п. 432 . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Примечания к «Раду Лупу: Полное собрание сольных записей Decca» . Престо Классик . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ «Выпускной 36» . Музыкальные события BBC . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Примечания к «Раду Лупу – полные записи концертов Decca» . arkivmusic.com . Декка: B001581402. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (16 февраля 1972 г.). «В концерте Брамса попробовали что-то другое» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Чикагский симфонический оркестр представляет Лупу как солистку на фортепиано». Защитник Чикаго (изд. «Большие выходные»). 13 апреля 1974 г. с. А6.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (7 апреля 1962 г.). «Внутренние голоса Гленна Гулда». Нью-Йорк Таймс . Музыка. п. 17.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (16 февраля 1972 г.). «В концерте Брамса попробовали что-то другое» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Шенберг, Гарольд К. (26 октября 1972 г.). «Фостер возглавляет Королевский филармонический оркестр в Первом концерте Типпета» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «Григ, Шуман: Фортепианные концерты / Раду Лупу, Андре Превен / переиздание, ремастеринг» . amazon.com (примечания) . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Роквелл, Джон (18 февраля 1974 г.). «Магия фортепиано соткана Раду Лупу в Шуберте» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (7 ноября 1974 г.). «Музыка: Конлон дирижирует филармонией». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Паунтни, Дэвид (15 сентября 2016 г.). «Андре Чайковский: От Варшавы до Бельмонта через гардероб» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «Композитор Андрея Чайковского» . andretchaikowsky.com . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «Фортепиано: Раду Лупу играет 3 сложных произведения» . Нью-Йорк Таймс . 11 февраля 1980 года . Проверено 17 декабря 2018 г. - через timesmachine.nytimes.com.
- ^ Роквелл, Джон (3 июня 1984 г.). «Кто сказал, что современные пианисты неромантичны?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Шуберт-экспромт» . wgramophone.co.uk . 9 января 2013 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «2000-2009» . Critimusicali.it (на итальянском языке). 10 июля 2014 года . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ «Раду Лупу» . Кадзимото (kajimotomusic.com) . Художники . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ «Раду Лупу» . Кадзимо (kajimotomusic.com) . Художники . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Раду Лупу» . Премия «Грэмми» (grammy.com) . 15 февраля 2019 года . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ «№61450» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 2015 г. с. Н9.
- ^ «Эль-пианист Раду Лупу уходит в отставку в конце сезона» . scherzo.es (на испанском языке). 27 июня 2019 года . Проверено 11 декабря 2019 года .
- ^ «Пианист Раду Лупу уходит на пенсию» . 98,7 ВФМТ . 28 июня 2019 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «Раду Лупу уходит» . Рейнголд . Проверено 11 декабря 2019 года .
- ^ «Раду Лупу, фортепианный волшебник» . scena.org . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ Учида, М. (интервьюер), Бертон, Х. (интервьюер) (30 апреля 2002 г.). «Художник в фокусе: Раду Лупу» . Утреннее представление . Радио Би-би-си 3 . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «Интервью с Николаем Луганским» . lugansky.homestead.com . Сентябрь 1996 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Сон Джин Чо – человек и его музыка» . Положительный отзыв . 3 апреля 2016 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Поклонник Раду Лупу» . Классический ФМ . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Даниил Трифонов» . Контрапункты . 18 февраля 2012 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Раду Лупу, Хан Де Врис, Висенте Сарзо, Джордж Питерсон, Брайан Поллард, First Desk Winds of Concertgebouw Orch. – Моцарт / Бетховен: Квинтеты для фортепиано и духовых инструментов» . Amazon Music (amazon.com) . Проверено 2 января 2019 г.
- ^ «Пианист, чья сильная субъективность превращает слушателей в подслушивающих» . The New York Times (музыкальный обзор). 20 января 1994 года . Проверено 20 апреля 2019 г. - через timesmachine.nytimes.com.
- ^ Холланд, Бернард (26 января 2002 г.). «Тот вид виртуозности, который начинается в уме» . Нью-Йорк Таймс . В исполнении: Классическая музыка. ISSN 0362-4331 . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Гриффитс, Пол (24 января 2000 г.). «Пианист, жаждущий выйти на бис» . Нью-Йорк Таймс . Музыка в обзоре: Классическая музыка. ISSN 0362-4331 . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Мисс Вольф» . Наксос Директ (naxosdirect.co.uk/) . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ «Уилсон, сэр (Арчибальд) Дункан (1911–1983), дипломат» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/64933 . ISBN 9780198614111 . Проверено 19 апреля 2019 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Расбриджер, Алан (17 сентября 2013 г.). Сыграйте еще раз: любитель против невозможного . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 318. ИСБН 978-0-374-71062-0 .
- ^ Аллен, Дэвид (20 апреля 2022 г.). «Раду Лупу, пианист, восхищавший слушателей, умер в возрасте 76 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Иври, Бенджамин (10 января 2008 г.). «В поисках Раду Лупу» . Нью-Йорк Сан . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Герштейн, Кирилл (30 ноября 2015 г.). «С Днем Рождения, Раду Лупу!» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Художник в фокусе: Раду Лупу» . Утреннее представление . 29 апреля 2002 г. Радио BBC 3 . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Сайкс, Джулиан (18 апреля 2022 г.). «Раду Лупу: замолчал пианист невыразимого» . Le Temps (на французском языке) . Проверено 18 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Раду Лупу Дискография на Discogs
- Раду Лупу на IMDb
- Биография Раду Лупу на Decca
- Портреты Раду Лупу в Национальной портретной галерее, Лондон
- 1945 рождений
- 2022 смертей
- Классические пианисты 20 века
- Классические пианисты XXI века
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Лауреаты премии Грэмми
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Еврейские классические пианисты
- Мужские классические пианисты
- Выпускники Московской консерватории.
- Натурализованные граждане Соединенного Королевства
- Люди из Галаца
- Лауреаты Международного конкурса пианистов в Лидсе
- Лауреаты Международного конкурса пианистов Вана Клиберна
- Ученики Марии Курчо
- Румынские классические пианисты
- Румынские евреи