Эмануэль Акс
Эмануэль Акс | |
---|---|
![]() Топор в 2014 году | |
Рожденный | Львов , Украинская ССР , СССР. | 8 июня 1949 г.
Национальность | Американский |
Занятие | Классический пианист |
Эмануэль «Мэнни» [1] Акс (родился 8 июня 1949 года) - американский классический пианист , обладатель премии Грэмми . Он известен своим сотрудничеством в области камерной музыки с виолончелистом Йо-Йо Ма и скрипачами Исааком Стерном и Янг Уком Кимом, а также своими сольными концертами на фортепиано и выступлениями с ведущими оркестрами мира.
С 12 лет Акс учился игре на фортепиано у Мечислава Мунца из Джульярдской школы . Он получил почетное упоминание на VIII Международном конкурсе пианистов имени Шопена в 1970 году, третье место на Международном музыкальном конкурсе Вианны да Мотта в 1971 году, седьмое место на Конкурсе королевы Елизаветы в 1972 году и поднялся до этого места после победы на Международном конкурсе мастеров фортепиано имени Артура Рубинштейна в 1974.
Акс был преподавателем Джульярдской школы с 1990 года. [2] [3]
Ранняя жизнь [ править ]
Акс родился в польско-еврейской семье Иоахима и Хеллен Акс. [4] во Львове , Украина, бывшая часть Советского Союза . Оба родителя пережили нацистские концлагеря . Акс начал учиться игре на фортепиано в шесть лет; его отец был его первым учителем игры на фортепиано. Когда ему было семь лет, семья переехала в Варшаву, Польша, где он учился игре на фортепиано в школе Миодова . Два года спустя семья Эксора переехала в Виннипег, Манитоба , Канада, где он продолжил заниматься музыкой, в том числе в качестве члена Молодежного музыкального клуба Виннипега. В 1961 году, когда Аксу было 12 лет, семья переехала в Нью-Йорк, и Акс продолжал обучение игре на фортепиано у Мечислава Мунца из Джульярдской школы до 1976 года, когда Мунц уехал из Нью-Йорка, чтобы преподавать в Японии. В 1970 году Акс получил степень бакалавра французского языка в Колумбийском университете и стал гражданином США. В том же году он получил почетную награду на VIII Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. В 1971 году занял третье место на Международном музыкальном конкурсе Вианны да Мотта . [5] В 1972 году он занял 7-е место на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе. Он привлек внимание общественности, когда выиграл Международный конкурс мастеров фортепиано имени Артура Рубинштейна в 1974 году, где его лично поздравил известный пианист Артур Рубинштейн , который был судьей конкурса. The New York Times сообщила о победе Axe в 1974 году и сообщила, что помимо приза в размере 5000 долларов Axe «получит золотую медаль Артура Рубинштейна за участие в работе с Израильским филармоническим оркестром и оркестром BBC , контракт на запись с RCA и менеджмент артиста». контракт с Hurok Artists». [5]
В 1975 году Акс был назван лауреатом Премии Майклса молодых концертных артистов , а в 1979 году он был назван лауреатом премии Эйвери Фишера . [6] [7]
Просмотры [ править ]
Вспоминая годы своих соревнований, Акс сказал: «Вы склонны забывать, насколько ужасным было напряжение. Вот вы, номер 19, пытаетесь сыграть что-то лучше, чем номер 18. Смешно». Для Экса вопрос о том, какой пианист лучше, является лишь субъективным суждением на самом высоком уровне: «Может ли кто-нибудь действительно прийти на фортепианный концерт и сказать, что Горовиц лучше Рубинштейна ? Максимум, что я могу сказать, это то, что Рубинштейн говорит со мной более сильным голосом, чем этот тот или тот». Хотя он признает, что конкурсы являются необходимым средством достижения успеха для пианистов, Акс надеется никогда не «сидеть в жюри и исключать людей». [6]
Говоря о исполнительском репертуаре, Акс сказал, что не следует выступать на концерте с произведениями, которые выучили совсем недавно: "Люди думают, что пианисты ленивы, потому что они играют одни и те же произведения снова и снова, но это не так. Это страх чего-то". Вы еще не делали этого на публике. Дирижер может делать то, что он делает, очень хорошо, даже если у него холодные руки или дрожит палочка. Он все равно может получить то, что хочет. Но если я боюсь, дела пострадают. Ментальная координация должна быть идеальной». [6]
Исполнительская карьера [ править ]
Акс был основным партнером дуэта по сольному концерту виолончелиста Йо-Йо Ма с 3 августа 1973 года, когда пара дала свой первый публичный концерт в Музыкальной школе и фестивале Мальборо . Вместе они записали большую часть репертуара для виолончели и фортепиано. Акс также некоторое время играл в квартетах с Ма и скрипачами Исааком Стерном и Хайме Ларедо . До того, как квартет распался в 2001 году из-за смерти Штерна, они записали для Sony произведения Брамса , Форе , Бетховена, Шумана и Моцарта. Акс также является приглашенным артистом в документальном фильме о Симфоническом оркестре Торонто и Питере Унджиане ; «Пять дней в сентябре» Возрождение оркестра .
В 1997 году Акс был музыкальным руководителем музыкального фестиваля в Охай вместе с дирижером Дэниелом Хардингом .
Он имеет почетную степень доктора музыки Йельского университета. [8] (награжден в мае 2007 г.), [9] Скидмор-колледж , Музыкальная консерватория Новой Англии и Колумбийский университет . [8] Он является лауреатом Йельского университета медали Сэнфорда . [10] [11]
В 2012 году Axe был введен в Зал славы американской классической музыки . [7]
Музыкальный стиль [ править ]
Акс является особым сторонником современных композиторов и за последние несколько сезонов дал три мировые премьеры; века» « Роллы Джона Адамса , «Видение » Кристофера Роуза и «Красный шелковый танец» Брайта Шэна . Он также исполняет произведения таких разнообразных деятелей, как Майкл Типпетт , Ганс Вернер Хенце , Йозеф Швантнер , Арнольд Шенберг и Пауль Хиндемит , а также более традиционных композиторов, таких как Гайдн , Моцарт , Бетховен и Шопен .
Личная жизнь [ править ]
Акс живет в Нью-Йорке со своей женой, пианисткой Ёко Нодзаки . [12] и имеет двоих детей. [13] Дома он свободно разговаривает на польском языке со своей семьей. [14]
Акс стал соавтором кроссворда New York Times от 19 апреля 2017 года и является одним из представителей Music Traveler вместе с Билли Джоэлом , Хансом Циммером , Джоном Малковичем , Шоном Ленноном и Эдриеном Броуди .
Записи [ править ]
1981:
- Бетховен: Полное собрание сонат для виолончели , Vol. 1 (с Йо-Йо Ма)
1984:
- Бетховен: Полное собрание сонат для виолончели, Vol. 2 (с Йо-Йо Ма)
- Шопен: Фортепианные концерты № 1 и № 2, записанные в 1978 и 1980 годах (с Филадельфийским оркестром , дирижер Юджин Орманди )
1985:
- Брамс: Сонаты для виолончели (с Йо-Йо Ма)
1986:
- Бетховен: Полное собрание сонат для виолончели и фортепиано, Vol. 3 (с Йо-Йо Ма)
1988:
- Шуман: Концерт для виолончели с оркестром / Пьесы-фантазии , соч. 73 / Адажио и Аллегро , соч. 70 / Пять пьес в народном тоне , соч. 102 (с Йо-Йо Ма )
- Дворжак: Фортепианные трио (с Йо-Йо Ма и Янг Ук Кимом )
- Шостакович: Фортепианное трио / Соната для виолончели (с Йо-Йо Ма)
1989:
- Штраус и Бриттен: Сонаты для виолончели (с Йо-Йо Ма)
1990:
- Брамс: Фортепианные квартеты (с Йо-Йо Ма, Исааком Стерном и Хайме Ларедо )
1991:
- Прокофьев и Рахманинов: Сонаты для виолончели (с Йо-Йо Ма)
1992:
- Брамс: Сонаты для виолончели (с Йо-Йо Ма)
1993:
- Форе: Фортепианные квартеты (с Йо-Йо Ма, Исааком Стерном и Хайме Ларедо)
1994:
- Шопен: Камерная музыка (треки 1–9, с Йо-Йо Ма (треки 1–9), Памелой Франк (треки 1–4) и Евой Осинской (треки 10))
- Бетховен, Шуман: Фортепианные квартеты (с Йо-Йо Ма, Исааком Стерном и Хайме Ларедо)
1995:
- Брамс, Бетховен, Моцарт: Трио кларнетов (с Йо-Йо Ма и Рихардом Штольцманом )
1996:
- Либерсон : король Гесар ; Корильяно: Phantasmagoria (с Йо-Йо Ма (все треки), треки 1-7: Омар Эбрагим , Питер Серкин , Андрас Адорьян , Дебора Маршалл , Уильям Первис , Дэвид Тейлор , Стефан Хьюдж и Питер Либерсон )
- Шуберт: Форелевой квинтет ; Арпеджионе-соната (с Йо-Йо Ма (треки 1–8), Памелой Франк (треки 1–5), Ребеккой Янг (треки 1–5), Эдгаром Мейером (треки 1–5) и Барбарой Бонни (треки 9))
1997:
- Моцарт: Фортепианные квартеты (с Йо-Йо Ма, Исааком Стерном и Хайме Ларедо)
1999:
- Дворжак: Фортепианный квартет № 2 / Брамс: Соната для виолончели № 3 (с Йо-Йо Ма, Исааком Стерном (треки 1–4) и Хайме Ларедо (треки 1–4))
2010:
- Мендельсон: Фортепианные трио и песни без слов / Бетховен: Фортепианное трио-призрак (с Йо-Йо Ма, Ицхаком Перлманом (треки 1–8), Памелой Франк (дорожка 14))
Награды и признания [ править ]
- 1970 - Почетная грамота на VIII Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. [6]
- 1972 – Седьмая премия Конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. [15]
- 1974 – Международный конкурс мастеров фортепиано имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. [16]
- 1979 – Премия Эйвери Фишера в Нью-Йорке. [16]
- 2007 – Член Американской академии искусств и наук. [17]
- 2009 – Член Американского философского общества. [18]
- 2012 - Введение в Зал славы американской классической музыки. [7]
- 2013 - Премия Echo Klassik за сольную запись года (музыка XIX века / фортепиано) за запись вариаций на произведения Бетховена, Гайдна и Шумана. [19]
- Награда за выдающиеся достижения, Международный центр в Нью-Йорке.
Премия «Грэмми» за лучшее исполнение камерной музыки : [20]
- Эмануэль Акс и Йо-Йо Ма для Брамса : Сонаты для виолончели и фортепиано ми минор и фа ( 1986 )
- Эмануэль Акс и Йо-Йо Ма для Бетховена : Соната для виолончели и фортепиано № 4 до мажор с вариациями ( 1987 )
- Эмануэль Акс, Хайме Ларедо , Йо-Йо Ма и Исаак Стерн для Брамса: Фортепианные квартеты (соч. 25 и 26) ( 1992 )
- Эмануэль Акс и Йо-Йо Ма для Брамса: Сонаты для виолончели и фортепиано ( 1993 )
- Эмануэль Акс, Йо-Йо Ма и Рихард Штольцман для Брамса/Бетховена/ Моцарта : трио кларнета ( 1996 )
Премия «Грэмми» за лучшее инструментальное сольное исполнение (без оркестра) : [20]
- Эмануэль Акс для Гайдна : Сонаты для фортепиано, №№ 32, 47, 53, 59 ( 1995 )
- Эмануэль Акс для Гайдна: Сонаты для фортепиано №№ 29, 31, 34, 35 и 49 ( 2004 )
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Коттер, Джим (16 февраля 2015 г.). «Мэнни» Топор: Человек на все времена . www.wrti.org . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Эмануэль Акс» . Джульярдская школа . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «Эмануэль Акс» . Джульярдская школа . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Камински, Бартош (8 января 2001 г.). «Эмануэль Акс: У меня не было таланта к игре на фортепиано». Газета Выборча (на польском языке). Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Житель Нью-Йорка, 25 лет, победитель конкурса фортепиано в Израиле» . Нью-Йорк Таймс . 14 сентября 1974 года . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хенахан, Донал (14 августа 1977 г.). «Эмануэль Акс конкурсам предпочитает концерты» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Топор, Эмануэль» . Аллея славы классической музыки . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Эмануэль Акс исполняет Бетховена, Шенберга и Шопена 6 февраля» . Йельская музыкальная школа. 24 января 2013. Архивировано из оригинала 1 апреля 2017 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
Г-н Акс является членом Американской академии искусств и наук и имеет почетные докторские степени музыки Йельского и Колумбийского университетов.
- ^ «Обладатели почетной степени Йельского университета» . Йельский университет. Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «Токийский квартет, Питер Унджан получают медали Сэнфорда» . Йельская музыкальная школа Йельского университета. 23 января 2013 г.
Предыдущими лауреатами медали Сэнфорда были Георг Шолти, Пьер Булез, Аарон Копленд, Вирджил Томсон, Мстислав Ростропович, Шерил Милнс, Мэрилин Хорн, Эмануэль Акс и Ричард Штольцман.
- ^ «Эмануэль Акс, пианист» . Эмануэль Акс . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Жан-Пьер Тиолле , 88 нот для фортепиано соло , «Solo de duo», Neva Editions, 2015, стр.98. ISBN 978-2-3505-5192-0
- ^ Роуз, Барбара (9 августа 1982 г.). «Провозглашенный следующим Рубинштейном, Эмануэль Акс занимает значительную фигуру в мире классической музыки» . Люди . 18 (6).
- ^ «За кулисами с Питером Унджаном» . Ютуб . Симфонический оркестр Торонто. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Эмануэль Акс» . queenelisabethcompetition.be (на французском языке) . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Топор, Эмануэль» . Джульярдская школа . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «А» (PDF) . Члены Американской академии искусств и наук: 1780–2010 гг . Американская академия искусств и наук. п. 22 . Проверено 28 апреля 2011 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Молодой концерт – 12 декабря 2019: Моцарт» . hr-sinfonieorchester.de (на немецком языке). 5 декабря 2019 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Эмануэль Акс» . ГРЭММИ.com . 19 ноября 2019 года . Проверено 21 июня 2021 г.
Внешние ссылки [ править ]

- Официальный сайт
- Дискография на SonyBMG Masterworks
- Эмануэль Акс и Том Корнберг: Ученый и музыкант - Соната для виолончели Бетховена № 3 ля мажор, 1-я часть
- Интервью Дэвида Дюбала с Эмануэлем Аксом на YouTube , WNCN-FM, 16 апреля 1982 г.
- Интервью Брюса Даффи с Эмануэлем Аксом, 15 апреля 1999 г.
- 1949 рождений
- Американские классические пианисты
- Американские классические пианисты-мужчины
- Выпускники Колумбийского колледжа (Нью-Йорк)
- Члены Американской академии искусств и наук
- Лауреаты премии Грэмми
- Американские классические музыканты-евреи
- Еврейские классические пианисты
- Евреи из Галиции (Восточная Европа)
- Преподаватели Джульярдской школы
- Американские педагоги по игре на фортепиано
- Живые люди
- Музыканты из Львова
- Польские классические пианисты
- Польские эмигранты в Канаде
- Польские эмигранты в США
- Американские пианисты 20-го века
- Классические пианисты XXI века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Американские пианисты XXI века
- Американские евреи 21 века
- Лауреаты конкурса королевы Елизаветы