Сонаты для виолончели №№ 1 и 2 (Бетховен)
Сонаты для виолончели № 1 и № 2 , соч. 5 — две сонаты для виолончели и фортепиано, написанные Людвигом ван Бетховеном в 1796 году , когда он был в Берлине. Там Бетховен познакомился с королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом II , страстным любителем музыки и заядлым виолончелистом. Хотя сонаты посвящены Фридриху Вильгельму II, Фердинанд Рис сообщает нам, что Бетховен «несколько раз играл при дворе, где он также сыграл две сонаты для виолончели , опус 5, сочиненные для Дюпора (первого виолончелиста короля) и для себя самого». Хотя Жан-Пьер Дюпор был одним из учителей короля, сейчас считается, что именно его брат Жан-Луи Дюпор удостоился чести представить эти сонаты. [ нужна ссылка ]
В начале 19 века сонаты для фортепиано и инструментов обычно рекламировались как сонаты для фортепиано с инструментальным сопровождением. Например, первые скрипичные сонаты Бетховена были опубликованы как «сонаты для фортепиано в сопровождении скрипки». [ 1 ] Особенно сильно пострадала соната для виолончели, поскольку она выросла из сонат для континуо ; Еще в начале XIX века виолончель в сонатах для виолончели все еще часто удваивала левую руку в фортепианной партии, при этом правая рука фортепиано играла облигато фигуры и мелодии . Бетховену действительно приписывают сочинение одной из первых сонат для виолончели с записанной фортепианной партией. [ 1 ] Оп. 5 сонат - это первые два примера полностью развитых сонат для виолончели в современной традиции. [ 2 ] Для этих сонат нет прецедента: впервые в истории музыки виолончель не используется просто как инструмент континуо в сонате. [ 3 ]
Обе сонаты состоят из двух частей, с расширенным вступлением Адажио, предшествующим вступительному Аллегро обеих. Движения имеют следующие названия:
Соната № 1 фа мажор, соч. 5, № 1
[ редактировать ]Исполнение этого произведения занимает около 25 минут.
Соната № 2 соль минор, соч. 5, № 2
[ редактировать ]- Адажио выдержанное и выразительное – Аллегро гораздо больше тосто Престо (оканчивается мажором).
- Рондо. Аллегро (соль мажор )
Исполнение этого произведения занимает около 25 минут.
Адажио выдержанное и выразительное – скоро Аллегро
[ редактировать ]Первая часть, обозначенная как Adagio sostenuto ed espressivo , начинается с соль минор аккорда и спуска фортепиано по пунктирной скалярной схеме. Виолончель начинает мелодичную тему в пятом такте , а фортепиано модулируется до E ♭ мажор в седьмом такте. Оба инструмента находятся в каноне в такте 10. [ 2 ] В развивающей части движения используется тот же пунктирный ритм, что и в первом такте, проходя через несколько тональностей: ми ♭ мажор, до минор , ми ♭ минор и си ♭ минор . Повторение более ранней темы звучит в ля мажоре . [ 4 ] Длительные периоды молчания, завершающие часть, напоминают молчание, присутствующее в Третьей симфонии Бетховена (Героической). [ 2 ]
Allegro molto più tosto presto в 509 тактов — одно из самых длинных частей аллегро раннего Бетховена . [ 2 ] Первая нота Аллегро выступает также как разрешение движения Адажио . Виолончель и фортепиано в равных частях представляют восходящую тему . [ 5 ] Плавные триоли на фортепиано продвигают большую часть движения вперед. [ 6 ] Два инструмента имитируют друг друга, переходя к переходной теме B ♭ мажор в такте 70. [ 5 ] с формальной второстепенной темой, начинающейся с такта 106. [ 2 ] Заключительный материал экспозиции тяготеет к до минор из-за присутствия натуральной си перед тем, как закончиться си ♭ мажор. [ 2 ]
Развитие начинается с разнообразной темы по заключительному материалу экспозиции . [ 2 ] тональности до минор, си ♭ мажор, ля ♭ мажор и ре минор Исследуются . В такте 264 в развитие вводится новая тема, предвещающая композиционный строй первой части «Героической». [ 2 ] [ 6 ] слышна более короткая версия первой темы В перепросмотре , прерываемая внезапной модуляцией до E ♭ мажор, прежде чем второстепенный материал, когда-то си ♭ мажор, теперь находится в основной тональности соль минор. [ 5 ] Как и после экспозиции, знак повтора в конце развития и перепросмотра отмечается . Исполнители расходятся во мнениях относительно того, делать этот повтор или нет: указывая на огромный размер движения как на причину не делать повтор. Однако доказательств, подтверждающих написание Бетховеном бессмысленного повторного знака, недостаточно. [ 7 ]
Кода . начинается с такта 436. Материал взят из вступительной темы части и сначала звучит до минор и ля мажор, а затем возвращается к соль минор Виолончель выдерживает ноту соль с низкими триолями, прерывающимися на фортепиано. Часть окончательно заканчивается соль мажором . [ 8 ]
Рондо. Аллегро (соль мажор )
[ редактировать ]Композиционный выбор Бетховеном рондо финала основан на классической сонатной форме. [ 5 ] Музыка начинается с фортепиано, а виолончель вступает в игривую контрмелодию в двенадцатом такте. [ 2 ] [ 9 ] и два инструмента передают арпеджио и скалярные фигуры взад и вперед. [ 5 ] Более мелодичная часть ре мажор начинается с такта 33, а динамичная музыка проходит через ля мажор и ми мажор, прежде чем вернуться к соль. [ 2 ]
Средняя часть Рондо написана в субдоминантной тональности до мажор, что как гармонически, так и линейно предвещает финал четвертого фортепианного концерта . [ 6 ] Новая тема представлена на фортепиано поверх 32-х нот виолончели. [ 2 ] Первая тема ненадолго звучит в «неправильной» тональности, что предполагает ложное возвращение, прежде чем арпеджио фортепиано возвращает музыку в соль мажор, а материал начала части слышен в домашней тональности. [ 2 ] Кода представляет собой ритмически измененную версию исходной темы и в конечном итоге переходит в E ♭ мажор. В такте 278 возникает энергетическая пауза, когда виолончель и фортепиано обмениваются простыми фразами , а фортепиано меняет трехнотный рисунок. [ 2 ] Виолончель играет серию шестнадцатых нот октав , а фортепиано имеет 32-ю скалярную часть , завершающую часть. [ 9 ]
Доменико Драгонетти
[ редактировать ]Контрабасист . исполнил Доменико Драгонетти Вторую сонату для виолончели в сопровождении самого Бетховена Он потряс композитора виртуозностью своей игры. С этого дня «Бетховен перестал рассматривать контрабас как инструмент, который нужно баловать упрощениями партии виолончели». [ 2 ] Сложные партии контрабаса в симфониях Бетховена отражают его взаимодействие с Драгонетти и показывают новое уважение Бетховена к инструменту. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Арнольд, Денис и Найджел Форчун, изд. Товарищ Бетховена , ISBN 0-571-10318-9 , с. 213
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Кроуфорд, Джудит Ли (1995). Пять сонат для виолончели Бетховена (Диссертация). ПроКвест 230997254 .
- ^ Перейти обратно: а б Свифт, Сэмюэл Роберт (2000). Полное собрание сочинений Людвига ван Бетховена для виолончели и фортепиано: Перформанс-проект (Диссертация). ПроКвест 304604086 .
- ^ «Бетховен Соната для виолончели соч. 5 № 2 - Адажио - Аллегро» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ким, Юнгсун (2004). Голос и жанр в «Двух великих сонатах для клавесина или фортепиано с виолончелью» Бетховена (Диссертация). ПроКвест 305166759 .
- ^ Перейти обратно: а б с Локвуд, Льюис (лето 1986 г.). «Ранние произведения Бетховена для виолончели и фортепиано: инновации в контексте». Информационный бюллетень Бетховена . 1 (2): 17–21. ПроКвест 230190920 .
- ^ Уильям С. Ньюман, Бетховен о Бетховене; Играя свою фортепианную музыку по-своему (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1988), 263.
- ^ «Бетховен Соната для виолончели соч. 5 № 2 - Адажио - Аллегро» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б «Бетховен Соната для виолончели соч. 5 № 2 - Рондо» (PDF) .