Доменико Драгонетти
Доменико Драгонетти | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Доменико Карло Мария Драгонетти |
Рожденный | 7 апреля 1763 г. Венеция, Италия |
Умер | 16 апреля 1846 г. (83 года) Лондон , Англия |
Жанры | Классический |
Род занятий | Композитор , контрабасист , педагог |
Инструмент(ы) | Контрабас |
Годы активности | 1790–1846 |
Доменико Карло Мария Драгонетти (7 апреля 1763 — 16 апреля 1846) — итальянский контрабасист- виртуоз и композитор , игравший на трёхструнном контрабасе. Он прожил тридцать лет в своем родном городе Венеции, Италия , и работал в Опере Буффа , в капелле Сан-Марко и в Гранд Опера в Виченце . К тому времени он стал известен во всей Европе и отклонил несколько возможностей, в том числе предложения российского царя . В 1794 году он наконец переехал в Лондон , чтобы играть в оркестре Королевского театра , и поселился там до конца своей жизни. Через пятьдесят лет он стал заметной фигурой на музыкальных событиях английской столицы, выступая на концертах Лондонского филармонического общества , а также на более частных мероприятиях, где он встречался с самыми влиятельными людьми страны, такими как Принц-консорт и герцог Ленстерский . Он был знаком с композиторами Йозефом Гайдном и Людвигом ван Бетховеном , которых несколько раз посещал в Вене и которым показывал возможности контрабаса как инструмента. сольный инструмент. Его умение играть на инструменте также продемонстрировало актуальность написания партитур для контрабаса в оркестре отдельно от партитуры для виолончели , что было обычным правилом в то время. Сегодня его также помнят благодаря Драгонетти луку , который он разрабатывал на протяжении всей своей жизни.
История
[ редактировать ]Венеция 1763-1794 гг.
[ редактировать ]Драгонетти родился в Венеции, Италия, в семье Пьетро Драгонетти, парикмахера и музыканта-любителя, и Катерины Калегари. Он начал сам играть на гитаре и контрабасе на инструментах своего отца. Вскоре его заметил Доретти, скрипач и композитор бальной музыки, который взял его с собой на публичное выступление в Венеции. В двенадцать лет его отдали на обучение к Берини, лучшему мастеру игры на контрабасе в Венеции, который уже после одиннадцати уроков решил, что больше ничему научить мальчика не может. В тринадцать лет Драгонетти был назначен солистом оперы-буффа в Венеции. В четырнадцать лет он был назначен главным контрабасистом в Гранд Опера Сериа театра Сан-Бенедетто.
Когда около восемнадцати лет он был в Тревизо , его пригласили присоединиться к квартету Томмазини, и его заметил Морозини, прокуратор Сан-Марко , который позволил ему пройти прослушивание для поступления в капеллу Сан-Марко. [а] Он предпринял первую попытку в 1784 году, но она проиграла Антонио Спинелли. Наконец он присоединился к заведению 13 сентября 1787 года как последний из пяти контрабасистов капеллы с годовым доходом в 25 дукатов . Вскоре он стал основным басистом. Позже российский царь предложил ему место, но предложение было отклонено, и ему повысили зарплату в часовне. В то время он стал очень известен, начал играть сольные произведения, что было исключительным по тем временам для контрабаса, и даже был избран одним из директоров музыкального фестиваля, проводимого в честь приезда четырнадцати суверенных принцев в Венецианскую республику. . Один из его концертов был особенно отмечен королевой Неаполя .
Находясь в Виченце для выступления в Гранд-Опера, он приобрел свой знаменитый контрабас Гаспаро да Сало у монахинь-бенедиктинцев монастыря Сан-Пьетро (Ла Пьета) в Виченце, который сейчас находится в музее базилики Святого Марка . Ему предложили другую должность при российском царе, от которой он отказался после того, как прокураторы Святого Марка увеличили его жалованье до исключительных 50 дукатов. Ему даже предоставили отпуск на год с сохранением заработной платы для посещения Королевского театра в Лондоне. Этот отпуск был продлен еще на три года после этого, но, в конце концов, Драгонетти не возвращался в Венецию более чем на короткий период во время французской оккупации города в 1805–1814 годах.
У Драгонетти не было близких родственников, но было много близких друзей в музыкальном мире Лондона. Совершенно необоснованна история о том, что он хранил и часто путешествовал с коллекцией тканевых манекенов в натуральную величину, привозил их на свои концерты и размещал на первых рядах театров и даже представлял одну из этих кукол как свою жену. Он был заядлым коллекционером и действительно коллекционировал куклы, иногда брал одну с собой в поездки, чтобы развлечь детей, которых он очень любил. Он так и не научился говорить по-английски, выражаясь на смеси итальянского, английского, французского и венецианского диалектов, но был проницательным бизнесменом и фактически помогал своей выжившей семье в Венеции финансово. Авторитетным источником информации о нем является книга доктора Фионы Палмер, паб Доменико Драгонетти в Англии (1794–1846). Издательство Оксфордского университета. [1]
Лондон 1794-1846 гг.
[ редактировать ]Он покинул Венецию 16 сентября 1794 года, отчасти под влиянием своего друга Джованни Баттиста Чимадора (который написал концерт для контрабаса), участвовал в первых репетициях в Королевском театре 20 октября 1794 года и, наконец, появился в качестве члена оркестра. в опере «Зенобия в Пальмире » Джованни Паизиелло 20 декабря 1794 года. Всего через несколько месяцев он стал очень известен в Лондоне, и его блестящая карьера продлилась до конца.
Позже он сблизился с принцем-консортом и герцогом Ленстерским . В период с 1816 по 1842 год он принял участие в сорока шести концертах, проводимых Лондонским филармоническим обществом . В оркестре итальянской оперы он познакомился с виолончелистом Робертом Линдли , который стал его близким другом и с которым он делил сцену на протяжении пятидесяти двух лет. Они специализировались на исполнении Арканджело Корелли сонат .
В возрасте 82 лет Драгонетти посетил Бонн в августе 1845 года, чтобы принять участие в трехдневном музыкальном фестивале, проходившем в рамках открытия там памятника Бетховену . Различные крупные произведения Бетховена дирижировали Луи Шпор и Ференц Лист . [2]
Он умер в своей квартире на Лестер-сквер в возрасте 83 лет и был похоронен 23 апреля 1846 года в сводах римско-католической часовни Святой Марии в Мурфилдсе . В 1889 году его останки были перенесены на римско-католическое кладбище на Уэмбли .
Винсент Новелло и граф Карло Пеполи ( либреттист оперы Винченцо Беллини « Пуритане ») были среди его самых известных друзей в Лондоне.
Вена
[ редактировать ]В 1791–1792 годах Йозеф Гайдн принял выгодное предложение немецкого импресарио Иоганна Петера Саломона посетить Англию и дирижировать новыми симфониями с большими оркестрами. Визит имел огромный успех и породил некоторые из его самых известных работ. Поэтому еще одна поездка была запланирована на 1794–1795 годы. Во второй раз Гайдн встретил Драгонетти, который стал его очень хорошим другом и посетил его в Вене в 1799 году. Во время этой первой поездки в Вену Драгонетти также встретился с Бетховеном во время знаменитой встречи.
Однако в этом году Бетховен завел два новых и ценных, хотя и мимолетных знакомства — с Доменико Драгонетти, величайшим известным в истории контрабасистом, и Иоганном Баптистом Крамером , одним из величайших пианистов. Драгонетти не был более примечателен своим поразительным исполнением. чем за глубокое, подлинное музыкальное чувство, которое возвысило и облагородило его. Он теперь - весной 1799 года, насколько были под рукой средства определения времени, - возвращался в Лондон из посещения своего родного города Венеции. и его путь привел его в Вену, где он пробыл несколько недель. Бетховен и он вскоре встретились, и они были взаимно довольны друг другом. Много лет спустя Драгонетти рассказал Сэмюэлу Эпплби, эсквайру, следующий анекдот из Брайтона, Англия: «Бетховен. ему сказали, что его новый друг может исполнять музыку на виолончели на своем огромном инструменте, и однажды утром, когда Драгонетти зашел к нему в комнату, он выразил желание послушать сонату. Послали за контрабасом, и Была выбрана Соната №2 ор.5 . Бетховен играл свою партию, неподвижно устремив взгляд на своего товарища, и в финале, где происходят арпеджио , был так восхищен и взволнован, что в конце вскочил и обнял и исполнителя, и инструмент». Контрабасисты оркестров в течение следующих нескольких лет часто имели возможность убедиться, что это новое откровение Бетховена о силах и возможностях их инструмента не было забыто » ( Александр Уилок Тайер , 1867) .
По сей день освоение симфонических партий контрабаса Бетховена считается основным стандартом для всех оркестровых контрабасистов. Драгонетти вернулся в Вену на длительный срок в 1808–1809 годах. Во время этой второй поездки он подружился с композитором Саймоном Зехтером , который стал придворным органистом в 1824 году и профессором композиции Венской консерватории в 1851 году. Он написал фортепианный аккомпанемент к некоторым из своих концертных произведений, и они поддерживали переписку на протяжении всей жизни. Драгонетти снова был в Вене в 1813 году и снова встретился с Бетховеном, который только что написал « Победу Веллингтона» , чтобы отпраздновать победу Веллингтона над французскими армиями короля Жозефа Бонапарта в битве при Витории . Бетховена, Премьера этого произведения, как и седьмой симфонии состоялась 8 декабря 1813 года в университетском фестивальном зале под управлением контрабасов Драгонетти.
Стиль
[ редактировать ]Драгонетти был известен своей огромной силой и выносливостью. Это было особенно важно в то время, когда роль контрабаса в оркестре заключалась в том, чтобы помогать концертмейстеру поддерживать сплоченность и устанавливать темп. У него были большие руки с сильными и широкими пальцами, что позволяло ему играть с более высоким бриджем и струнами вдвое дальше от грифа, чем другие басисты.
Физическим качеством является его огромная рука: наделенная, прежде всего, огромной силой, так что ее хватка за струны инструмента эквивалентна хватке кузнечного тиска... Рука, наделенная пятью пальцами, такими длинными, большими и ловкий, что все пять, включая согнутый большой палец, ходят вверх и вниз по грифу, играя каждую ноту. (Каффи, 1855 г.)
В то время это было совсем не стандартно, поскольку большинство музыкантов играли - в одной позиции - одну ноту указательным пальцем, а другую - тремя другими пальцами в комбинации.
Инструменты
[ редактировать ]Драгонетти был любителем изобразительного искусства и коллекционером музыкальных инструментов, а также многих предметов искусства, таких как оригинальные партитуры и картины. Когда он умер, были отправлены следующие инструменты: гигантский контрабас, приписываемый Гаспаро да Сало и, как утверждается, использовавшийся в современных исполнениях музыки Генделя , который сейчас хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне; очень прекрасный Доменико Монтаньяна Бассо ди Камера (из Венеции); контрабас Гаспаро да Сало, датированный 1590 годом; контрабас Амати ; контрабас Магджини ; скрипка Страдивари (когда-то на ней играл Паганини), ныне известная как «Драгонетти»; скрипка Гварнериуса «дель Джезу», датированная 1742 годом, ныне известная как «Драгонетти-Уолтон»; скрипка Гаспаро да Сало; две скрипки Амати; одна скрипка Лафонта; копия скрипки Страдивари; 26 безымянных скрипок; альт Гаспаро да Сало; альт Амати; альт Хилла; 5 безымянных альтов; 6 виолончелей; большая виолончель; 3 гитары; 2 фагота; 3 валторны.
Об этом упоминается на веб-сайте The Contrabass Shoppe , где говорится...
«Существуют разные истории о том, как Драгонетти завладел знаменитым басом Гаспаро да Сало. [3] Увлекательная и заслуживающая высокой оценки биография Фионы М. Палмер «Доменико Драгонетти в Англии» (Clarendon Press Oxford 1997), кажется, предлагает наиболее правдоподобное объяснение. Благодаря беспрецедентной виртуозности Драгонетти как солиста, заманчивые предложения о работе поступали как из Лондона, так и из Москвы. В качестве вознаграждения за отказ от предложений и сохранение должности главного басиста в оркестре герцогской капеллы Святого Марка в Венеции (оркестр значительной важности) указом 1791 года было предоставлено Драгонетти финансовое вознаграждение.
Точно так же считается, что Драгонетти подарили инструмент, изготовленный Гаспаро да Сало (1542–1609), бенедиктинскими монахинями, которые занимали монастырь Святого Петра в Виченце , где Драгонетти жил и играл в Гранд-Опера. В биографии Палмера сноска относится к отчету CPA Беренци 1906 года, который предполагает, что инструмент мог быть изготовлен для монахов собора Святого Петра в Виченце Гаспаро да Сало и приобретен прокураторами собора Святого Марка, чтобы соблазнить Драгонетти. оставаться у них на службе».
Композиции
[ редактировать ]множество документов и рукописей, в том числе « Полную систему игры на контрабасе» или инструкцию для этого инструмента Когда он уехал в Лондон в 1795 году, Драгонетти оставил на попечении друга , содержащую множество сложных упражнений и исследований. К сожалению, они были проданы, и автор не смог их вернуть, когда через несколько лет вернулся в Венецию. Сегодня многие из его писем, личных документов, сочинений, соло и рукописей можно найти в Британской библиотеке . Некоторые из них были завещаны непосредственно Драгонетти, некоторые были предложены Винсентом Новелло , а некоторые были куплены на аукционах. Некоторые из композиций Драгонетти включают
- Адажио и Рондо ля мажор, для контрабаса с оркестром;
- Анданте и Рондо для контрабаса и струнных ;
- Концерт №. 5 ля мажор, для контрабаса с оркестром;
- Гранде Алегро для контрабаса и струнных. Также существует аранжировка Grande Allegro для контрабаса и фортепиано Саймона Сехтера (1788–1867) в Британском музее в Лондоне (Add,17726).
- Менуэт и Алегро для контрабаса и фортепиано;
- Опера для контрабаса и фортепиано;
- Соната для контрабаса и фортепиано;
- Аллегретто для контрабаса и фортепиано;
- Знаменитое соло ми минор для контрабаса и фортепиано;
- Адажио и Рондо до мажор для контрабаса и фортепиано;
- Концерт соль мажор (Анданте, Алегретто) для контрабаса с оркестром
- Серената, для фортепиано и струнного баса
- Соло ре мажор, для контрабаса и фортепиано
- Концертная пьеса
- Двенадцать вальсов для контрабаса соло
Также
- Концерт ля мажор для струнного баса с оркестром. «С момента публикации Ледюком (1925) [концерта ля мажор] возник вопрос относительно его истинного авторства. Сейчас принято считать, что это работа Эдуарда Нанни, создавшего его как дань уважения Драгонетти. " [4]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Двадцать шесть членов венецианской семьи Морозини на протяжении веков служили прокуратором Сан-Марко. Непонятно, какой это был.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Палмер, Фиона М. (13 ноября 1997 г.). Доменико Драгонетти в Англии (1794–1846) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198165910 . Проверено 5 декабря 2022 г. - через books.org.
- ^ Комини, Алессандра (2008). Меняющийся образ Бетховена: исследование мифотворчества . Санстоун Пресс. ISBN 9780865346611 . Проверено 5 декабря 2022 г. - через book.google.com.
- ^ Пио, Стефано (2002). Лютери и Сонадори, Венеция, 1750–1870 гг . Венеция, Италия: Исследование Венеции. стр. 27–38. ISBN 9788890725210 . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Драгонетти, Доменико. Концерт для контрабаса и фортепиано. Дэвид Уолтер, изд. США: Liben Publishers, 2000, партитура для фортепиано, с. [2].
Источники
[ редактировать ]- Беренци, Анджело (1906). О некоторых инструментах Гаспаро ди Сало, принадлежащих Оле Буллу, Драгонетти и сестрам Миланолло (на итальянском языке). Брешия: Джерольди. OCLC 54196638 .
- Брун, Пол (2000). Новая история контрабаса . Пол Брун Продакшнс. стр. 240–254. ISBN 2-9514461-0-1 .
- Каффи, Франческо (1987). Эльвидио Суриан (ред.). История духовной музыки в бывшей герцогской часовне Сан-Марко в Венеции с 1318 по 1797 год (на итальянском языке). Флоренция. ISBN 88-222-3479-0 .
- Привет, Дэвид (весна – лето 1996 г.). «Очарование Дракона - непреходящее наследие Драгонетти». Двойной басист . 1 : 42. ISSN 1362-0835 .
- Палмер, Фиона М. (1997). Доменико Драгонетти в Англии (1794-1846): карьера виртуоза контрабаса . Оксфорд. ISBN 0-19-816591-9 .
- Слэтфорд, Родни (1970). «Доменико Драгонетти». Журнал Королевской музыкальной ассоциации . 97 : 21–28. дои : 10.1093/jrma/97.1.21 .
- Тайер, Александр Уилок (1967). Эллиот Форбс (ред.). Жизнь Бетховена Тэйера . Издательство Принстонского университета. п. 208. OCLC 2898890 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Стивен, Лесли , изд. (1888). . Словарь национальной биографии . Том. 15. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Бесплатные партитуры Доменико Драгонетти в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)