Jump to content

Соната для скрипки № 9 (Бетховен)

Титульный лист оригинального издания Крейцеровой сонаты

Соната для скрипки № 9 ля мажор , соч. 47 Людвига ван Бетховена — соната для фортепиано и скрипки 1803 года, отличающаяся технической сложностью, необычной продолжительностью (около 40 минут) и эмоциональным размахом. Она широко известна как Крейцерова соната ( нем . Kreutzer-Sonate ) в честь скрипача Родольфа Крейцера , которому она в конечном итоге была посвящена, но который совершенно не любил эту пьесу и отказался ее играть.

В альбоме композитора 1803 года произведение было озаглавлено «Соната для фортепиано и одной обязательной скрипки весьма концертном , стиле подобном концерту в » ) . [ 1 ] Заключительная часть произведения изначально была написана для другой, более ранней сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано — Сонаты № 6, соч. 30, № 1 , ля мажор. [ 2 ]

Бетховен не дал этому произведению ключевого обозначения. Хотя произведение обычно называется ля мажор , австрийский композитор и теоретик музыки Герхард Презент опубликовал статьи, в которых указывается, что основная тональность на самом деле ля минор . [ 3 ]

Премьера и посвящение

[ редактировать ]

Первоначально соната была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауэру (1778–1860) как «Sonata mulattica composta per il mulatto Brischdauer [Bridgetower], gran pazzo e compositore mulattico» (Мулатская соната, сочиненная для мулата Бришдауэра, великого сумасшедшего композитора-мулата). Вскоре после завершения произведения состоялась премьера Бриджтауэра и Бетховена 24 мая 1803 года в театре Аугартен на концерте, который начался в необычайно ранний час - 8:00 утра. Бриджтауэр — прочитать сонату; он никогда раньше не видел этой работы, и времени на репетиции не было.

После премьерного выступления Бетховен и Бриджтауэр поссорились: пока они пили, Бриджтауэр явно оскорбил нравы женщины, которую Бетховен лелеял. В ярости Бетховен удалил посвящение пьесы, посвятив ее вместо этого Родольфу Крейцеру , который считался лучшим скрипачом того времени. [ 4 ]

Структура

[ редактировать ]

Пьеса состоит из трех частей , ее исполнение занимает около 43 минут:

  1. Адажио состенуто – Престо (ля мажор – ля минор, сонатная форма, продолжительность около 15 минут)
    Соната открывается медленным 18-тактовым вступлением, из которых только первые четыре такта скрипки соло находятся в тональности ля мажор. Вступает фортепиано, и гармония начинает становиться темнее к минорной тональности, пока не начинается основная часть части — сердитое ля-минор Престо . Здесь партия фортепиано по сложности сравнима со скрипкой. Ближе к концу Бетховен возвращает часть вступительного Адажио , прежде чем завершить часть мучительной кодой.
  2. Andante con variazioni (фа мажор, вариационная форма, с третьей вариацией фа минор, около 18 минут)
    Вряд ли может быть больший контраст со второй частью, спокойной мелодией фа мажор, за которой следуют пять характерных вариаций. Первая вариация транслитерирует тему в живой тройной размер, украшая ее трелями, а во второй скрипка крадет мелодию и еще больше ее оживляет. Третья вариация фа минор возвращает в более мрачное и медитативное состояние. Четвертый напоминает первый и второй варианты своей легкостью, декоративностью и воздушностью. Пятая и последняя вариация, самая длинная, завершает движение более медленным и драматичным ощущением, тем не менее, возвращаясь к беззаботной фа мажор.
  3. Престо (Ля мажор, сонатная форма, около 10 минут)
    Спокойствие нарушает грохот мажорного аккорда фортепиано, открывающий виртуозную и яркую третью часть, тарантеллу 6/8 в сонатной форме . Пройдя через ряд слегка контрастных эпизодов, тема возвращается в последний раз, и произведение ликующе завершается напором ля мажор.
«Крейцерова соната» , картина Рене Франсуа Ксавье Прине (1901), по мотивам повести Льва Толстого 1889 года «Крейцерова соната».

После успешной премьеры в 1803 году произведение было опубликовано в 1805 году как сочинение Бетховена. 47, с его повторным посвящением Рудольфу Крейцеру , что и дало композиции свое прозвище. Крейцер так и не выполнил эту работу, считая ее «возмутительно непонятной». Его не особо интересовала музыка Бетховена, и они встретились лишь однажды, ненадолго. [ 5 ]

Что касается сочинения Бетховена, то Льва Толстого в 1889 году была впервые опубликована новелла «Крейцерова соната» . Эта новелла была адаптирована в различных театральных и кинопостановках, что способствовало тому, что сочинение Бетховена стало известно широкой публике.

Риты Дав 2009 года Мулаттическая соната переосмыслила жизнь Бриджтауэра, первоначального посвященного сонаты, в стихах, таким образом написав о сонате, которая связала композитора и скрипача, который первым ее исполнил. [ 6 ]

Упоминание в кино

[ редактировать ]

В автобиографическом фильме Бернарда Роуза о жизни Бетховена « Бессмертная возлюбленная » Бетховен (в исполнении Гэри Олдмана ) связан с Антоном Шиндлером ( Йерун Краббе ), вдохновившим на создание первой части Адажио-Престо, где Шиндлер слушает репетицию перед премьерным исполнением. Джордж Бриджтауэр и Игнац Шуппанциг . Как записано Шиндлером в биографии композитора, Бетховен затем дал объяснение тому, что представляла для него музыка, - и это, в свою очередь, повлияло на личность бессмертного возлюбленного .

"...Итак, что же было у меня на уме, когда я это писал?... Мужчина пытается дозвониться до своей возлюбленной. Его карета сломалась под дождем, колесо застряло в грязи. Она будет только ждать пока. Это — звук его волнения ».

  1. ^ "Джордж Огастес Полгрин Бриджтауэр (1780-1860)" . AfriClassical.com. 27 января 2015 г.
  2. ^ Джонсон, Дуглас; Скотт Дж. Бернэм. «Бетховен, Людвиг ван: Сочинения - Камерная музыка с фортепиано». . Оксфордская музыка онлайн .
  3. ^ "THE STRAD" октябрь 1999 г., с. 1023: « Крейцер не был написан ля мажор» / Герхард Презент, Лондон.
  4. ^ Тайер, Жизнь Бетховена Тайера , изд. Эллиот Форбс, Princeton University Press, 1993, 332-333.
  5. ^ «Сила и страсть». Журнал Strings , январь 2009 г., стр. 42
  6. ^ Рита Дав . Мулаттическая соната: жизнь в пяти частях и короткая пьеса . WW Нортон, весна 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • ESTA News (Европейская ассоциация преподавателей игры на струнных инструментах) No. 51, март 2004 г., с. 13ff, Штутгарт.
  • «Извещения Штирийского Тонкунстлербунда» № 1. 1/2 июня 2003 г., Грац.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b243adcb7bdaaa54a34b776b642bb928__1716628200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/28/b243adcb7bdaaa54a34b776b642bb928.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Sonata No. 9 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)