Jump to content

Сонаты для виолончели №№ 4 и 5 (Бетховен)

Сонаты для виолончели и фортепиано № 4 до мажор , соч. 102, № 1 и № 5 ре мажор , соч. 102, № 2 Людвига ван Бетховена были написаны одновременно в 1815 году и опубликованы Симроком в 1817 году с посвящением графине Марии фон Эрдеди , близкому другу и доверенному лицу Бетховена. [ 1 ]

Две сонаты были написаны в период с мая по декабрь 1815 года. Первая копия переписчика Бетховена Венцеля Рампла была сделана в конце 1815 года, но затем Бетховен подверг ее дальнейшим изменениям. Последующий «хороший» экземпляр был отправлен в феврале 1816 года Чарльзу Ниту для предполагаемой, хотя и нереализованной, публикации в Лондоне. Затем Бетховен внес дальнейшие небольшие изменения перед их возможной публикацией Симроком в Бонне.

В период с 1812 по 1817 год Бетховен, больной и преодолевший всевозможные трудности, пережил период буквального и переносного молчания, поскольку его глухота стала чрезвычайно глубокой, а его продуктивность снизилась. [ 2 ] ля мажор Спустя семь лет после Сонаты № 3 , сложность их композиции и их дальновидный характер (которые они разделяют с впоследствии законченной сонатой для фортепиано соч. 101 ) положили начало «третьему периоду» Бетховена .

Критики того времени, часто озадаченные последними сочинениями Бетховена, описывали сонаты такими словами из Allgemeine musikalische Zeitung : [ 3 ]

Они вызывают самые неожиданные и необычные реакции не только своей формой, но и использованием фортепиано… Нам никогда не удавалось согреться этими двумя сонатами; но эти сочинения, быть может, являются необходимым звеном в цепи произведений Бетховена, чтобы привести нас туда, куда хотела нас вести твердая рука маэстро.

Сонаты № 4 и 5, хотя и исполняются реже, чем Соната № 3, в настоящее время являются важными элементами основного репертуара произведений для виолончели и фортепиано.

Структура

[ редактировать ]

Соната № 4 до мажор, соч. 102, № 1

[ редактировать ]

Эта соната состоит из двух частей :

  1. Анданте – Аллегро жизнерадостное.
  2. Адажио – Темп д'анданте – Живое аллегро.

Это короткое, почти загадочное произведение в концентрированной форме демонстрирует, как Бетховен был готов бросить вызов и даже ниспровергнуть сонатные структуры, которые он унаследовал от таких композиторов, как Гайдн и Моцарт .

Ее общая структура очень похожа на современную фортепианную сонату соч. 101.

Обе части напоминают давно установившуюся традицию медленного вступления к оживленной основной части сонатной формы, но со значительными изменениями.

В первой части вступительная часть совершенно лишена многозначительности обычного медленного вступления, состоящего из краткой элегической темы, повторяемой несколько раз без смены тональности и в основном неизменной ; он завершается сложной каденцией до мажор , которая затем противоречит сонатной части, находящейся в относительном миноре , в значительной степени избегая тональности до мажор, за исключением начала разработки .

Вторая часть открывается скорее традиционным медленным вступлением и в конечном итоге приводит к сонатной части в «правильной» тональности C. Однако, прежде чем эта точка будет достигнута, вступительный материал сонаты снова появляется в финале. почти экстатическая вариация - процедура, аналогичная где-либо еще в творчестве Бетховена только в драме пятой и девятой симфоний .

Соната № 5 ре мажор, соч. 102, № 2

[ редактировать ]

Эта соната состоит из трёх частей:

  1. Аллегро с брио
  2. Медленно, с большой любовью – Атака
  3. Аллегро – Аллегро фугато

Хотя эта соната более доступна и традиционно структурирована, заключительная фуга является прообразом фугальных финалов Хаммерклавирной сонаты и поздних струнных квартетов .

Известные записи

[ редактировать ]

интерпретации латвийского виолончелиста Миши Майского с аргентинской пианисткой Мартой Аргерих В богатой дискографии высоко ценятся ( DG 437514, 1993; эта запись переиздана ArchivMusic).

Ранние исполнения всех пяти сонат Бетховена для виолончели русским дуэтом виолончелиста Мстислава Ростроповича и пианиста Святослава Рихтера остаются эталоном совершенства ( Philips Duo 442565, 1961–1963).

Пабло Казальс особенно заинтересовался камерной музыкой и концертами для виолончели , который к концу XIX века и исполнил множество произведений, которыми к тому времени уже давно пренебрегали, записал вдобавок как минимум два полных студийных набора из пяти сонат Бетховена для виолончели. ряд записей отдельных сонат, все из которых оказали большое влияние на последующие интерпретации. Первые из этих сетов были записаны в 1930-х годах с пианистами Отто Шульгофом [ де ] (№ 3, запись 1930 г.) и Мечиславом Хоршовским (№ 4 в 1936 г. и № 1, 2 и 5 в 1939 г.). ). ( EMI Classics 7243 5 65185). Двадцать лет спустя Казальс и Хоршовский сделали живую запись № 2 и 5 вместе с транскрипцией для виолончели соч. Бетховена. 17 Валторная соната , 1958 год ( Philips 426105).

Второй полный студийный набор сонат Бетховена Казальса был записан с Рудольфом Серкиным на фестивале в Перпиньяне 1951 года (№ 2) и на фестивале Прад 1953 года (№ 1, 3–5). ( Sony Classical SM2K 58985).

  1. ^ Тайер, AW (1960). Жизнь Людвига Ван Бетховена . Кентавр классика. Том. 2. Издательство Университета Южного Иллинойса. п. 389 . Проверено 10 октября 2020 г. ... Две сонаты для фортепиано и виолончели, соч. 102, опубликованное, по-видимому, в январе 1817 года Симроком в Бонне...
  2. ^ Луиза Эльвира Кайлер (1880). «Произведения Бетховена для виолончели и фортепиано» . Программы 1969–1970 годов . Анн-Арбор: Музыкальная школа Мичиганского университета. НП . Проверено 25 июня 2023 г. ...в 1815 году Бетховен... был совершенно глухим.
  3. ^ Воспроизведено в: Жан и Бриджит Массен , Людвиг ван Бетховен , Файард, Париж, 1967, с. 682
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5f1daaf8421010f8c2271f6a7d62e5c__1710636540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/5c/f5f1daaf8421010f8c2271f6a7d62e5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cello Sonatas Nos. 4 and 5 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)