Фортепианный концерт № 4 (Бетховен)
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор | |
---|---|
№ 4 | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Композитор 1815 года в исполнении Й. В. Мэлера. | |
Опус | 58 |
Составленный | 1805 | –06
Преданность | Эрцгерцог Рудольф |
Выполненный | 22 декабря 1808 г. , Вена. |
Движения |
|
Подсчет очков |
|
мажор Людвига ван Бетховена , № 4 соль Концерт для фортепиано с оркестром соч . 58, была написана в 1805–1806 гг. Бетховен был солистом публичной премьеры в рамках концерта 22 декабря 1808 года в Венском театре Ан дер Вин .
оркестровка
[ редактировать ]Она написана для фортепиано соло и оркестра, состоящего из флейты , двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр и струнных .
Премьера и прием
[ редактировать ]Премьера состоялась в марте 1807 года на частном концерте в доме принца Франца Иосифа фон Лобковица . и Увертюры «Кориолан» Четвертой симфонии . На том же концерте состоялись премьеры [ 1 ] Однако публичная премьера состоялась только на концерте 22 декабря 1808 года в венском театре «Ан дер Вин» . Бетховен снова вышел на сцену в качестве солиста. В рамках марафонского концерта состоялось последнее выступление Бетховена в качестве солиста с оркестром, а также состоялись премьеры Хоровой фантазии , Пятой и Шестой симфоний . Бетховен посвятил концерт своему другу, ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу .
В обзоре Allgemeine musikalische Zeitung за май 1809 года говорится, что «[этот концерт] является самым замечательным, уникальным, артистичным и сложным концертом Бетховена за всю историю». [ 2 ] Однако после первого исполнения произведением пренебрегали до 1836 года, когда оно было возрождено Феликсом Мендельсоном . [ 3 ]
Сегодня произведение часто записывается и пользуется популярностью у концертной публики. Многие также считают его одной из вершин репертуара фортепианных концертов. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]
I. Аллегро модерато
[ редактировать ]Первая часть начинается с соло фортепиано, играющего простые аккорды в тонической тональности, прежде чем остановиться на доминантном аккорде . Затем вступает оркестр с той же темой си мажор , мажорной средней тональностью, которая находится в хроматическом медианном отношении к тонике. Так начинается первая тема. [ 7 ]
Оркестр произносит основную тему си мажор, опускаясь по квинтам до каденции тоники соль мажор. Затем тема повторяется снова, на этот раз стретто между верхним и нижним голосами . Очень сильная каденция тоники, затухающая в пределах одного такта, вводит переходную, модуляционную тему с беспокойным триольным аккомпанементом, также содержащим намеки на стретто. Музыка переходит в минорную срединную тональность си минор , а ее динамика снижается до пианиссимо , после чего возвращается материал из вступительной темы. Благодаря возрастающей басовой партии и последовательным гармониям музыка вновь обретает тоническую тональность (на доминирующей педали ) с новой темой, заимствованной из тактов 3, 4 и 5. Финальная каденция задерживается на несколько тактов перед материалом первого такта. вновь появляется как заключительная тема движения, сопровождаемая тонизирующей педалью над форте доминантными аккордами .
Феликс Зальцер говорит следующее об этом дебюте: «[Это] одна из самых захватывающих замен во всей литературе… Весь отрывок выглядит как наиболее образное продолжение прерывания, фраза после прерывания, начинающаяся с си-мажорной аккорд, смело заменяющий тонику. Кроме того, эта послепрерывная фраза вводит очень интересный мелодический параллелизм в виде увеличения конца предпрерывной фразы на ступень выше». [ 8 ]
Вступление фортепиано напоминает Eingang , импровизационный доминантного аккорда оркестра отрывок из времен Моцарта, который должен был произойти после последнего неразрешенного , но до того, как фортепиано сыграло главную тему. Бетховен улавливает этот импровизационный стиль, ускоряя ритм фортепианной партии от восьмых нот к триолям , шестнадцатым нотам и, наконец, в гамме , которая устремляется вниз по шестнадцатым нотам . Затем проводится долгая подготовка, прежде чем должным образом появится тоническая каденция, и оркестр снова берет на себя основную тему.
II. Едем на мотоцикле
[ редактировать ]Вторая часть, известная своим заметным и частым использованием мотива из песнопения Dies Irae , была связана с образом Орфея, укрощающего фурий (представленных, соответственно, фортепиано и унисонными струнами ) у ворот Аида , предложение биографа Бетховена 1859 года Адольфа Бернхарда Маркса . [ 9 ] Тихий финал ми минор этой части без паузы переходит в аккорды до мажор , открывающие финал.
III. Рондо (Живой)
[ редактировать ]В отличие от предыдущих частей, третья часть в традиционной форме рондо более проста и характеризуется очень ритмичной темой. Основная тема начинается, тихо вступая оркестром, в субдоминантной тональности до мажор, а затем корректируется, достигая каденции с фортепиано в тонической тональности соль мажор.
Каденции
[ редактировать ]Каденции для Четвертого фортепианного концерта на протяжении всей его истории были написаны рядом пианистов и композиторов; к ним относятся сам Бетховен (два отдельных набора каденций), Иоганнес Брамс , Клара Шуман , Ферруччо Бузони , Ганс фон Бюлов , Игнац Мошелес , Камиль Сен-Санс , Антон Рубинштейн , Вильгельм Кемпф , Николай Метнер , Ойген д'Альберт , Леопольд Годовский , Вильгельм Бакхаус , Самуил Фейнберг , Мануэль М. Понсе и др.
Прием
[ редактировать ]По состоянию на 2021 год [update]Это был второй по популярности фортепианный концерт в Карнеги-холле с 192 выступлениями. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Стейнберг, Майкл . Симфония: Руководство для слушателей. стр. 19–24. Издательство Оксфордского университета, 1995.
- ↑ General Musical Newspaper , 17 мая 1809 г., стр. 523
- ^ «Бетховен – Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор» . Классический ФМ . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Уилсон, Конрад (2005). Заметки о Бетховене: 20 важнейших произведений . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 44. ИСБН 0802829309 .
- ^ Сваффорд, январь (1992). Винтажный путеводитель по классической музыке . Винтажные книги. п. 192. ИСБН 0679728058 .
- ^ «Симфонический оркестр Сан-Франциско – Бетховен: Концерт № 4 соль мажор для фортепиано с оркестром, опус 58» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Тимоти Джадд (16 ноября 2020 г.). «Четвертый фортепианный концерт Бетховена: интимный и возвышенный диалог» . Клуб слушателей . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Зальцер, Феликс , Структурное слушание , с. 195, Дувр, 1962 г., ISBN 978-0-486-22275-2
- ^ Джандер, Оуэн (1985). «Орфей в аиде» Бетховена: Andante con moto Четвертого фортепианного концерта». Музыка XIX века . 8 (3): 195–212. дои : 10.2307/746511 . JSTOR 746511 .
- ^ «Пять наиболее часто исполняемых фортепианных концертов в Карнеги-холле» . www.carnegiehall.org . Проверено 27 декабря 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Фортепианным концертом № 4 (Бетховен) на Викискладе?
- Концерт для фортепиано с оркестром № 4 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Фрид, Ричард . Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор, соч. 58 , программные заметки, Центр Кеннеди . Проверено 6 октября 2019 г.
- Программная записка Томаса Мэя, Центр Кеннеди