Jump to content

Фортепианный концерт № 4 (Бетховен)

Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор
№ 4
Людвиг ван Бетховен
Композитор 1815 года в исполнении Й. В. Мэлера.
Опус 58
Составленный 1805  ( 1805 ) –06
Преданность Эрцгерцог Рудольф
Выполненный 22 декабря 1808 г. , Вена.
Движения
  • 3 ( Аллегро умеренно
  • Едем на мотоцикле
  • Рондо. Живой. )
Подсчет очков
  • Фортепиано
  • оркестр

мажор Людвига ван Бетховена , № 4 соль Концерт для фортепиано с оркестром соч . 58, была написана в 1805–1806 гг. Бетховен был солистом публичной премьеры в рамках концерта 22 декабря 1808 года в Венском театре Ан дер Вин .

оркестровка

[ редактировать ]

Она написана для фортепиано соло и оркестра, состоящего из флейты , двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр и струнных .

Премьера и прием

[ редактировать ]

Премьера состоялась в марте 1807 года на частном концерте в доме принца Франца Иосифа фон Лобковица . и Увертюры «Кориолан» Четвертой симфонии . На том же концерте состоялись премьеры [ 1 ] Однако публичная премьера состоялась только на концерте 22 декабря 1808 года в венском театре «Ан дер Вин» . Бетховен снова вышел на сцену в качестве солиста. В рамках марафонского концерта состоялось последнее выступление Бетховена в качестве солиста с оркестром, а также состоялись премьеры Хоровой фантазии , Пятой и Шестой симфоний . Бетховен посвятил концерт своему другу, ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу .

В обзоре Allgemeine musikalische Zeitung за май 1809 года говорится, что «[этот концерт] является самым замечательным, уникальным, артистичным и сложным концертом Бетховена за всю историю». [ 2 ] Однако после первого исполнения произведением пренебрегали до 1836 года, когда оно было возрождено Феликсом Мендельсоном . [ 3 ]

Сегодня произведение часто записывается и пользуется популярностью у концертной публики. Многие также считают его одной из вершин репертуара фортепианных концертов. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Структура

[ редактировать ]
Титульный лист, первое издание

I. Аллегро модерато

[ редактировать ]

Первая часть начинается с соло фортепиано, играющего простые аккорды в тонической тональности, прежде чем остановиться на доминантном аккорде . Затем вступает оркестр с той же темой си мажор , мажорной средней тональностью, которая находится в хроматическом медианном отношении к тонике. Так начинается первая тема. [ 7 ]

Оркестр произносит основную тему си мажор, опускаясь по квинтам до каденции тоники соль мажор. Затем тема повторяется снова, на этот раз стретто между верхним и нижним голосами . Очень сильная каденция тоники, затухающая в пределах одного такта, вводит переходную, модуляционную тему с беспокойным триольным аккомпанементом, также содержащим намеки на стретто. Музыка переходит в минорную срединную тональность си минор , а ее динамика снижается до пианиссимо , после чего возвращается материал из вступительной темы. Благодаря возрастающей басовой партии и последовательным гармониям музыка вновь обретает тоническую тональность (на доминирующей педали ) с новой темой, заимствованной из тактов 3, 4 и 5. Финальная каденция задерживается на несколько тактов перед материалом первого такта. вновь появляется как заключительная тема движения, сопровождаемая тонизирующей педалью над форте доминантными аккордами .

Феликс Зальцер говорит следующее об этом дебюте: «[Это] одна из самых захватывающих замен во всей литературе… Весь отрывок выглядит как наиболее образное продолжение прерывания, фраза после прерывания, начинающаяся с си-мажорной аккорд, смело заменяющий тонику. Кроме того, эта послепрерывная фраза вводит очень интересный мелодический параллелизм в виде увеличения конца предпрерывной фразы на ступень выше». [ 8 ]

Вступление фортепиано напоминает Eingang , импровизационный доминантного аккорда оркестра отрывок из времен Моцарта, который должен был произойти после последнего неразрешенного , но до того, как фортепиано сыграло главную тему. Бетховен улавливает этот импровизационный стиль, ускоряя ритм фортепианной партии от восьмых нот к триолям , шестнадцатым нотам и, наконец, в гамме , которая устремляется вниз по шестнадцатым нотам . Затем проводится долгая подготовка, прежде чем должным образом появится тоническая каденция, и оркестр снова берет на себя основную тему.

II. Едем на мотоцикле

[ редактировать ]

Вторая часть, известная своим заметным и частым использованием мотива из песнопения Dies Irae , была связана с образом Орфея, укрощающего фурий (представленных, соответственно, фортепиано и унисонными струнами ) у ворот Аида , предложение биографа Бетховена 1859 года Адольфа Бернхарда Маркса . [ 9 ] Тихий финал ми минор этой части без паузы переходит в аккорды до мажор , открывающие финал.

III. Рондо (Живой)

[ редактировать ]

В отличие от предыдущих частей, третья часть в традиционной форме рондо более проста и характеризуется очень ритмичной темой. Основная тема начинается, тихо вступая оркестром, в субдоминантной тональности до мажор, а затем корректируется, достигая каденции с фортепиано в тонической тональности соль мажор.

Каденции

[ редактировать ]

Каденции для Четвертого фортепианного концерта на протяжении всей его истории были написаны рядом пианистов и композиторов; к ним относятся сам Бетховен (два отдельных набора каденций), Иоганнес Брамс , Клара Шуман , Ферруччо Бузони , Ганс фон Бюлов , Игнац Мошелес , Камиль Сен-Санс , Антон Рубинштейн , Вильгельм Кемпф , Николай Метнер , Ойген д'Альберт , Леопольд Годовский , Вильгельм Бакхаус , Самуил Фейнберг , Мануэль М. Понсе и др.

По состоянию на 2021 год Это был второй по популярности фортепианный концерт в Карнеги-холле с 192 выступлениями. [ 10 ]

Примечания

Цитаты

  1. ^ Стейнберг, Майкл . Симфония: Руководство для слушателей. стр. 19–24. Издательство Оксфордского университета, 1995.
  2. General Musical Newspaper , 17 мая 1809 г., стр. 523
  3. ^ «Бетховен – Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор» . Классический ФМ . Проверено 18 марта 2022 г.
  4. ^ Уилсон, Конрад (2005). Заметки о Бетховене: 20 важнейших произведений . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 44. ИСБН  0802829309 .
  5. ^ Сваффорд, январь (1992). Винтажный путеводитель по классической музыке . Винтажные книги. п. 192. ИСБН  0679728058 .
  6. ^ «Симфонический оркестр Сан-Франциско – Бетховен: Концерт № 4 соль мажор для фортепиано с оркестром, опус 58» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Проверено 18 марта 2022 г.
  7. ^ Тимоти Джадд (16 ноября 2020 г.). «Четвертый фортепианный концерт Бетховена: интимный и возвышенный диалог» . Клуб слушателей . Проверено 18 марта 2022 г.
  8. ^ Зальцер, Феликс , Структурное слушание , с. 195, Дувр, 1962 г., ISBN   978-0-486-22275-2
  9. ^ Джандер, Оуэн (1985). «Орфей в аиде» Бетховена: Andante con moto Четвертого фортепианного концерта». Музыка XIX века . 8 (3): 195–212. дои : 10.2307/746511 . JSTOR   746511 .
  10. ^ «Пять наиболее часто исполняемых фортепианных концертов в Карнеги-холле» . www.carnegiehall.org . Проверено 27 декабря 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fb1b5fdc05ceb4f2efb0e644f7962a9__1722758760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/a9/3fb1b5fdc05ceb4f2efb0e644f7962a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 4 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)