Фортепианный концерт № 3 (Бетховен)
Концерт для фортепиано с оркестром до минор | |
---|---|
№3 | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Титульный лист первого издания | |
Опус | 37 |
Год | 1800 |
Стиль | Классический период |
Преданность | Луи Фердинанд Прусский |
Выполненный | 5 апреля 1803 г Вена |
Опубликовано | 1804 |
Движения |
|
Подсчет очков |
|
Бетховена Фортепианный концерт № 3 до минор , соч. 37 всегда считалось написанным в 1800 году , хотя год его написания подвергается сомнению некоторыми современными музыковедами. Впервые оно было исполнено 5 апреля 1803 года с композитором в качестве солиста. [ 1 ] В этом же спектакле Второй симфонии и оратории «Христос на Елеонской горе» . состоялась премьера [ 2 ] Композиция была опубликована в 1804 году и посвящена принцу Луи Фердинанду Прусскому . Первая основная тема напоминает тему 24-го фортепианного концерта Моцарта , также до минор.
Структура
[ редактировать ]Концерт в написан для 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов в B ♭ , 2 фаготов , 2 валторн E ♭ , 2 труб в C, литавр , струнных и солиста фортепиано.
Как обычно для концертов классической / романтической эпохи, произведение состоит из трех частей :
I. Аллегро с брио
[ редактировать ]
Известно, что это движение повсеместно активно использует эту тему (прямо и косвенно).
Оркестровая экспозиция В оркестровой экспозиции тема : представлена струнными и используется на протяжении всей части. Он разрабатывается несколько раз. В третьем разделе (вторая тема) кларнет и скрипка 1 вводят вторую основную тему, которая сначала находится в относительной тональности ми ♭ мажоре до мажор и, наконец , мажор , а затем в тоническом возвращается к до минор.
Вторая экспозиция : Фортепиано вступает с мотивом восходящей гаммы . Структура экспозиции в фортепианном соло аналогична структуре оркестровой экспозиции.
Развитие : Входит фортепиано, играющее те же гаммы, что и в начале второй экспозиции, на этот раз ре мажор, а не до минор . Музыка в целом тихая.
Перепросмотр : Оркестр повторяет тему в фортиссимо , а духовые инструменты отвечают, создавая минорный девятый аккорд , как в экспозиции. Чтобы вернуться ко второй теме, Бетховен модулирует тонику до мажор . Происходит мрачный переход к каденции , сразу же переключающийся с до мажора на до минор.
Каденция : Бетховен написал одну каденцию для этой части. Каденция, написанная Бетховеном, временами бурна и заканчивается серией трелей , успокаивающихся до пианиссимо. Многие другие композиторы и пианисты, такие как Фазил Сай , Вильгельм Кемпф , Клара Шуман , Ференц Лист , Бедржих Сметана , Игнац Мошелес (в котором его каденция была ошибочно приписана Иоганнесу Брамсу ) и Чарльз Алкан написали альтернативные каденции.
Кода : Бетховен подрывает ожидание возвращения к тонике в конце каденции, продлевая финальную трель и в конечном итоге достигая доминирующей септимы . Фортепиано играет серию арпеджио, прежде чем музыка переходит в домашнюю тональность до минор. Затем музыка усиливается, прежде чем возникает полное тутти , за которым следуют нисходящие арпеджио, играемые фортепиано, восходящая гамма из второй экспозиции и, наконец, решительная концовка на C.
II. Широкий
[ редактировать ]Вторая часть написана в тональности ми мажор , в этом контексте тональности, относительно далекой от вступительной тональности до минор концерта (другим примером является гораздо более поздняя первая симфония Брамса ). Если бы движение придерживалось традиционной формы, его тональность была бы ми ♭ мажор ( относительная тональность ), ля ♭ мажор ( субмедиантный мажор или субдоминантная параллель ) или до мажор (тонический мажор или параллельная тональность ). Механизм открывается соло фортепиано, а начало отмечено подробными инструкциями по педалированию .
III. Рондо – Аллегро – Престо
[ редактировать ]Финал выполнен в форме сонаты-рондо . Часть начинается до минор с волнующей темы, которую играет только фортепиано. Часть заканчивается кодой до мажор с пометкой presto .
Первое выступление
[ редактировать ]Партитура была неполной при первом исполнении. Друг Бетховена, Игнац фон Зейфрид , который в тот вечер перелистывал для него страницы музыки, позже писал: [ 2 ]
Я не видел почти ничего, кроме пустых страниц; самое большее, на той или иной странице было записано несколько совершенно непонятных мне египетских иероглифов, служивших ему подсказками; ибо почти всю сольную партию он играл по памяти, так как, как это часто бывало, у него не было времени записать все это на бумаге.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Платинга, Леон (лето 1989 г.). «Когда Бетховен сочинил свой третий фортепианный концерт?». Журнал музыковедения . 7 (3): 275–307. дои : 10.2307/763602 . JSTOR 763602 . (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Стейнберг, Майкл , Концерт: Руководство для слушателя , стр. 59–63, Оксфорд (1998).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Ноты , Мусопен
- Аперсу «Апофеоза» , Программные примечания к Третьему фортепианному концерту Рона Драммонда