Симфония № 2 (Бетховен)
Симфония ре мажор | |
---|---|
№ 2 | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Портрет композитора в 1803 году, в год премьеры симфонии. | |
Опус | 36 |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1801 | –1802
Преданность | Karl Alois, Prince Lichnowsky |
Выполненный | 5 апреля 1803 г Вена .: |
Движения | Четыре |
Симфония № 2 ре мажор , соч. 36 — симфония в четырех частях, написанная Людвигом ван Бетховеном между 1801 и 1802 годами. Произведение посвящено Карлу Алоису, принцу Лихновскому .
Фон
[ редактировать ]Вторая симфония Бетховена была написана главным образом во время пребывания Бетховена в Хайлигенштадте в 1802 году, когда его глухота становилась все более выраженной и он начал понимать, что она может быть неизлечима. Премьера произведения состоялась в театре ан дер Вин Венском 5 апреля 1803 года под управлением композитора. На том же концерте Третий фортепианный концерт и оратория «Христос на Елеонской горе» . прозвучали также [1] Это одно из последних произведений раннего периода творчества Бетховена.
Бетховен написал Вторую симфонию без стандартного менуэта ; вместо этого его место заняло скерцо , придавшее композиции еще больший размах и энергию. Скерцо и финал наполнены бетховенскими музыкальными шутками, потрясшими чувства многих современных критиков. Один венский критик Zeitung fuer die Elegante Welt (Газета для элегантного мира) написал о Симфонии знаменитое высказывание, что это «ужасно извивающийся раненый дракон, который отказывается умирать, но корчится в своих последних агониях и в четвертой части истекать кровью». [2]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов в ля, двух фаготов , двух валторн в ре, ми и ля, двух труб в ре (только первая, третья и четвертая части), литавр (первая, третья и четвертая части). только) и строки .
Фердинанд Рис, работая под руководством Бетховена, сделал транскрипцию всей симфонии для фортепианного трио с тем же номером опуса . [3]
Форма
[ редактировать ]Эта симфония состоит из четырех частей:
- Очень медленно , 3
4 – Аллегро с брио , 4
4 ( ре мажор ) - Ларгетто , 3
8 ( ля мажор ) - Шутка : Веселый, 3
4 (ре мажор) - Очень веселый, 2
2 (ре мажор)
Типичное представление длится от 30 до 37 минут.
Первое движение
[ редактировать ]Вступление, Adagio molto , начинается ре мажор, сменяясь на B ♭ мажор в такте 11. В тактах 12–16 оно ненадолго модулируется до B ♭ мажор и сразу же возвращается к D. Экспозиция (Allegro con brio) начинается в ре мажоре. тема A длится до 57-го такта. Переход к теме B длится до 72-го такта, плавно переходя в ля-минор в 61-м такте. Тема B начинается в ля-мажоре в 73-м такте, снова переходит в ля-минор в 113-м такте с кодеттой из такта. 117–136 (переход в ре мажор в такте 120). В разработке используется материал темы А, проходя через несколько модуляций и последовательно используя основную идею темы А. В такте 216 тема A возвращается в перепросмотре , продолжаясь до такта 228. Происходит переход от 229–244, возвращающий тему B в такте 245, на этот раз в тонической тональности . В 327 ненадолго возвращается B ♭ мажор, возвращаясь к D в 334 с кодой из тактов 340–360.
Второе движение
[ редактировать ]Эта часть, Ларгетто , написана в доминирующей тональности ля мажор и является одной из самых длинных симфонических медленных частей Бетховена. Есть явные признаки влияния народной музыки и пасторали, предвещающие его Симфонию № 6 («Пастораль») .
Часть, как и первая, имеет сонатную форму . Франц Шуберт цитировал часть второй части своего Большого дуэта для фортепиано. [4]
Третья часть
[ редактировать ]Эта часть, Скерцо: Аллегро , включает мелодичный квартет гобоя и фагота в типично звучащий австрийский танец с похлопыванием по бокам.
Четвертое движение
[ редактировать ]Четвертая часть, Allegro molto , состоит из очень быстрых струнных пассажей. Музыковед Роберт Гринберг из Музыкальной консерватории Сан-Франциско описывает весьма необычный вступительный мотив как икоту, отрыжку или метеоризм, за которыми следует стон боли. По словам Гринберга:
О проблемах с желудком Бетховена, особенно во времена сильного стресса, например, осенью 1802 года, ходили легенды. ... Практически со дня премьеры стало понятно, что именно в этом вся суть этой музыки. Бетховен никогда этого не опровергал; на самом деле, он, должно быть, поощрял это. Иначе как могла бы такая интерпретация стать обычной монетой? И это обычная монета. [5]
Музыковед и композитор Брайан Таунсенд называет это утверждение Гринберга «примером музыковедческого перенапряжения». [6] Гринберг не приводит никаких ссылок, подтверждающих эту интерпретацию, которую он излагает в своих курсах «Симфонии Бетховена» и «Как слушать и понимать великую музыку».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стейнберг 1998 , стр. 59–63 .
- ^ Симфония № 2 Бетховена , Allmusic
- ^ «Бетховен для троих» . Классическая музыка . Музыкальный журнал BBC . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Гроув 1962 , стр. 28–33 .
- ^ Роберт Гринберг, Симфонии Бетховена , «Симфония № 2: Бетховен на грани II», The Teaching Company (1996)
- ^ «Музыкальный салон: Бетховен: Симфония № 2» . 18 июля 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Гроув, Джордж CB (1962). Бетховен и его девять симфоний (3-е изд.). Нью-Йорк: Dover Publications.
- Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полное выступление Филадельфийского оркестра (только интервью)
- Симфония № 2 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Визуальный анализ Второй симфонии.