Симфония № 8 (Бетховен)
Симфония фа мажор | |
---|---|
№ 8 | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Портрет композитора работы Йозефа Виллиброрда Мелера в 1815 году, через год после премьеры симфонии. | |
Опус | 93 |
Составленный | 1812 Теплице : |
Выполненный | 27 февраля 1814 г Вена .: |
Движения | Четыре |
Симфония № 8 фа мажор , соч. 93 — это симфония в четырёх частях, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1812 году. Бетховен с любовью называл её «моя маленькая симфония фа мажор», отличая её от своей Шестой симфонии , более длинного произведения, также фа мажор. [1]
Восьмая симфония в целом беззаботна, хотя и не легковесна, во многих местах громкая, со многими акцентированными нотами. Некоторые слушатели воспринимают различные отрывки симфонии как музыкальные шутки. [2] Как и в случае с различными другими произведениями Бетховена, такими как фортепианные сонаты Opus 27 и более поздняя Девятая симфония , симфония отклоняется от классической традиции, делая последнюю часть самой весомой из четырех.
Состав, премьера и прием
[ редактировать ]Работа была начата летом 1812 года, сразу после завершения Седьмой симфонии . [3] На тот момент Бетховену был 41 год. По мнению Энтони Хопкинса , настроение произведения ничего не выдает из событий, происходивших в то время в жизни Бетховена, связанных с его вмешательством в романтические отношения брата Иоганна . [3] На выполнение этой работы Бетховену потребовалось всего четыре месяца. [3] и, в отличие от многих его работ, лишен самоотдачи.
Премьера состоялась 27 февраля 1814 года на концерте в Редутенсале в Вене, на котором также была исполнена Седьмая симфония (премьера которой состоялась двумя месяцами ранее). [4] Бетховен в то время становился все более глухим, но, тем не менее, настоял на том, чтобы вести премьеру. Как сообщается, «оркестр по большей части игнорировал его неуклюжие жесты и вместо этого следовал за главным скрипачом ». [5]
На вопрос своего ученика Карла Черни, почему Восьмая менее популярна, чем Седьмая, Бетховен, как говорят, ответил: «Потому что Восьмая намного лучше». [6] Критик писал, что «аплодисменты, которые оно получило, не сопровождались тем энтузиазмом, который отличает произведение, вызывающее всеобщий восторг; короче говоря, как говорят итальянцы, оно не произвело фурора». По словам Черни, Бетховен был возмущен таким приемом. [7] Джордж Бернард Шоу в качестве музыкального критика согласился с оценкой произведения Бетховеном, написав, что «Во всех более тонких отношениях Восьмая лучше [чем Седьмая]». [8] Совсем недавно Ян Сваффорд описал Восьмую как «прекрасный, краткий, ироничный взгляд назад, на Гайдна и Моцарта». [9] Мартин Гек прокомментировал подлинность Восьмой, отметив, что она содержит «все соответствующие отличительные черты, включая мотивное и тематическое письмо, отличающееся продвинутым планированием, дерзким контрапунктом, яростными перекрестными ритмами, внезапными переходами от фортепиано к форте , идиллическим и даже гимноподобные эпизоды». [10]
Форма
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2020 г. ) |
- Allegro vivace e con brio ( фа мажор )
- Аллегретто джокер ( B ♭ мажор )
- Tempo di Menuetto (фа мажор)
- Аллегро оживленное (фа мажор)
Симфония рассчитана для 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов в B ♭ , 2 фаготов , 2 валторн в F (в B ♭ бас для второй части), 2 труб в F, литаврах и струнных .
Продолжительность примерно 26 минут.
Первое движение
[ редактировать ]Эта часть написана в домашней тональности фа мажор и выполняется в быстром темпе. 3
4 раз. Как и большинство первых частей Бетховена этого периода, она написана в сонатной форме , включая довольно содержательную коду . Хопкинс заметил, что эта часть несколько необычна среди произведений Бетховена тем, что она достигает своей драматической кульминации не во время развития , а в начале перепросмотра . [11] Заключительные такты развития образуют огромное крещендо , а возвращение первых тактов отмечено fff ( фортиссиссимо , т. е. чрезвычайно громко), что редко встречается в произведениях Бетховена, но имеет прецеденты в Шестой и Седьмой симфониях. [ нужна ссылка ] Это уравновешивается тихим закрытием механизма.
Вступительная тема состоит из трех частей по четыре такта в каждой, с паттерном форте – фортепиано – форте . В начале перепросмотра тема становится более выразительной за счет исключения четырех средних тактов. [11]
По мнению голландского музыковеда Сеса Ньювенхейзена, Бетховен, возможно, изначально предполагал эту часть как первую часть фортепианного концерта. [12]
Второе движение
[ редактировать ]Существует широко распространенное мнение, что это движение — ласковая пародия на метроном . [ нужна ссылка ] который совсем недавно был изобретен (точнее, просто усовершенствован) другом Бетховена Иоганном Мельцелем . В частности, считалось, что движение было основано на каноне под названием «Ta ta ta... Lieber Maelzel», WoO 162, который, как утверждается, был импровизирован на званом обеде в честь Мельцеля в 1812 году. Однако нет никаких доказательств, подтверждающих это. постфактум история, и вполне вероятно, что WoO 162 не был написан Бетховеном, а был создан Антоном Шиндлером . [13] Более вероятным источником вдохновения стала подобная ритмическая пародия на Йозефа Гайдна «Часовую симфонию» . [13]
Движение начинается с ровных стаккато аккордов в 16-х нотах (полукваверах), сыгранных духовыми инструментами, и основной ритм 16-й ноты устойчиво продолжается на протяжении всего произведения. Рихард Вагнер утверждал, что третья часть была задумана как медленная часть этой симфонии, а вторая должна исполняться как скерцо . [ нужна ссылка ]
Тональность - си ♭ мажор, субдоминанта фа, а организация - это то, что Чарльз Розен назвал «медленной сонатной формой»; то есть в конце экспозиции нет раздела развития, а есть лишь простая модуляция обратно к B ♭ для перепросмотра; это также можно охарактеризовать как форму сонатины . [ нужна ссылка ]
Вторая тема включает мотив очень быстрых шестьдесят четвертых нот . Этот мотив исполняется всем оркестром в конце коды.
Третья часть
[ редактировать ]![\новый балл { \новый персонал { \относительный с' { \время 3/4 \key f \major \ключ скрипичный \tempo "Темп менуэта" 4 = 126 \partial 4 f8_\разметка { \dynamic f \italic \hspace #0.1} (с) f8[_\разметка { \dynamic sf \italic \hspace #0.1} (c f_\markup { \dynamic sf \italic \hspace #0.1} c]) a'(f_\markup { \dynamic sf \italic \hspace #0.1} ) а[( f_\разметка { \dynamic sf \italic \hspace #0.1 } аф]_\разметка { \dynamic sf \italic \hspace #0.1} ) a'-._\разметка { \dynamic p \italic \hspace #0.1} р8 } }}](http://upload.wikimedia.org/score/h/4/h44xzxca8ccqxokl8wdvjtfdfixb09p/h44xzxca.png)
Стиль менуэта Бетховена не особенно близок к своим предшественникам XVIII века, так как сохраняет довольно грубый, постукивающий ритм; например, после первой оптимистичной доли Бетховен помещает динамический индикатор сфорцандо ( sf ) на каждую из следующих пяти долей. Это делает менуэт стилистически близким другим частям симфонии, которые также часто опираются на добродушные, ударные акценты. [ нужна ссылка ]
Менуэт написан в троичной форме с контрастной частью трио, содержащей ценные соло для валторн и кларнета. Соло на кларнете имеет большое значение, поскольку это был первый крупный пример сольного исполнения на кларнете написанной G 6 . [ нужна ссылка ] Игорь Стравинский высоко оценил «несравненную инструментальную мысль», проявленную в оркестровке трио Бетховеном. [14]

Четвертое движение
[ редактировать ]Самая существенная часть симфонии, финал выполнен в форме сонаты-рондо в быстром темпе. [15] Маркировка метронома, поставленная самим Бетховеном, равна целой ноте = 84. Это первая симфоническая часть, в которой литавры настраиваются по октавам , предвещая аналогичную настройку октавы фа в скерцо Девятой симфонии . [16] Хопкинс процитировал всю вступительную тему финала , «чтобы подчеркнуть возмутительную непристойность последней ревущей до-диез»:
![]() |
Продолжительность: 19 секунд. |
«Все, что ему предшествует, так нежно по текстуре, так юрко и легконога». [17] Дональд Тови приводит резкое вторжение до-диеза как пример «дальних гармонических эффектов» Бетховена. [18] Эта «изгойская» нота в конечном итоге обнаруживается как имеющая архитектурную функцию в структуре механизма в целом. Вступительный материал появляется трижды: в начале развивающего раздела , в начале перепросмотра и примерно в середине кода . Как и в первой части, при переходе ко второй теме сначала принимается «неправильная» тональность, затем переходит к нормальной тональности (экспозиция: доминанта , перепросмотр: тоника через несколько тактов ) . [16]
Кода — одна из самых сложных во всех произведениях Бетховена. [19] Хопкинс назвал его «великолепным» и предположил, что он слишком существенен, чтобы его можно было называть термином «кода». [20] В нем есть два особенно ярких события. Громкий и поразительный C ♯ в начале получает, наконец, «объяснение»: «и теперь оказывается, что Бетховен держал эту ноту в запасе, чтобы ударить ею в дверь какой-то чрезвычайно далекой клавиши . резкий минор ». [21]
![]() |
Продолжительность: 14 секунд. |
Через несколько тактов происходит потрясающая модуляция , в которой эта тональность «забивается» на полутон , мгновенно достигая исходной тональности фа мажор. [22]
![]() |
Продолжительность: 12 секунд. |
Симфония завершается очень длинным отрывком громкой тонической гармонии. Чайковский назвал эту часть «одним из величайших симфонических шедевров Бетховена». [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Симфония № 8 Бетховена фа мажор, соч. 93» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Некоторые примеры, приведенные Хопкинсом 1981 , стр. 224, 232, 233–234, 236–237: 1st mvt. такты 36–37 (мимика фагота), пассаж «обрыв метронома » в конце второй части, переход менуэта в 2
4-й раз, и в последней части неуверенность в том, экспозиция или нет. будет ли повторяться - ^ Перейти обратно: а б с Хопкинс 1981 , с. 221
- ^ Родни Коркин (2010). «Симфония №8 фа мажор, соч.93» . lvbeethoven.co.uk . Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ «Добро пожаловать в Карнеги-холл (конспект программы)» . Карнеги Холл. 2006. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года.
- ^ Стейнберг, Майкл . «Симфония: Путеводитель слушателя». стр. 44–47. Издательство Оксфордского университета, 1995.
- ^ Соломон, Мейнард . Бетховен . п. 214. Книги Ширмера, 1977.
- ^ Шоу, Джордж Бернард . Великие композиторы: обзоры и бомбардировки . п. 107. Издательство Калифорнийского университета, 1978.
- ^ Сваффорд, январь (2014). Бетховен: Тоска и триумф: Биография . Бостон. п. 624. ИСБН 978-0-618-05474-9 . OCLC 881386554 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гек, Мартин (2017). Симфонии Бетховена: девять подходов к искусству и идеям . Перевод Спенсера, Стюарта. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-45388-0 . OCLC 958779834 .
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс 1981 , с. 222
- ^ «Восьмая симфония Бетховена в переложении для фортепиано с оркестром | Цес Ньювенхейзен» .
- ^ Перейти обратно: а б Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 0-253-33487-X ), стр. 517 (2002).
- ^ Стравинский И. и Крафт Р. , Стравинский в разговоре , Лондон, Фабер, 1959.
- ^ Хопкинс 1981 , с. 234 Хопкинс заметил, что эта музыка «отмечена allegro vivace, но обычно исполняется presto ».
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс 1981 , с. 236
- ^ Хопкинс 1981 , с. 235.
- ^ Тови, Д.Ф. (1944). Бетховен . Издательство Оксфордского университета. п. 52.
- ^ Розен 1988
- ^ Хопкинс 1981 , с. 238
- ^ Тови, Д.Ф. (1935). Очерки музыкального анализа . Том. 1 Симфонии. Издательство Оксфордского университета. п. 67.
- ^ Хопкинс 1981 , с. 240.
- ^ «Восьмой симфонический концерт. Итальянская опера» . Чайковский-research.net .
Ссылки
[ редактировать ]- Хопкинс, Энтони (1981). Девять симфоний Бетховена . Пан Макмиллан. ISBN 0-330-26670-5 .
- Розен, Чарльз (1988). Сонатные формы (переработанная ред.). Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-30219-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Симфония № 8 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Партитура , Музыкальная библиотека Уильяма и Гейл Кук , Университет Индианы
- Анализ , all-about-beethoven.com