Соната для фортепиано № 13 (Бетховен)
Соната для фортепиано №13 | |
---|---|
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Бетховен в 1801 году; картина Карла Трауготта Риделя | |
Ключ | Ми-бемоль мажор |
Опус | 27/1 |
Составленный | 1800-01 |
Продолжительность | 15 минут |
Движения | 3 или 4, в зависимости от издания |
Соната для фортепиано № 13 ми-бемоль мажор , соч. 27 № 1, « Quasi una fantasia » , — соната , написанная Людвигом ван Бетховеном в 1800–1801 годах.
Состав и публикация
[ редактировать ]Бетховену было около 30 лет, когда он написал сонату. Он уже сделал себе имя в Вене как пианист и композитор. [ 1 ] и начал исследовать альтернативы композиционным процедурам классической эпохи, которых он в основном придерживался в 18 веке. Самые известные произведения его «среднего периода», часто подчеркивающие героизм, были еще впереди.
Бетховена Эскизы для первой, второй и последней частей сохранились, но оригинальная копия автографа утеряна. [ 2 ] [ 3 ] Соната была опубликована отдельно от своей более известной спутницы, соч. 27 № 2 («Лунная соната»), но в то же время, [ 4 ] Каппи в Вене; первая реклама работы появилась 3 марта 1802 года. [ 2 ] Оба соч. 27 сонат изначально назывались Sonata quasi una fantasia .
Посвятителем работы была (как это было типично для того времени) аристократка принцесса Жозефина фон Лихтенштейн . [ 5 ] Мало что известно об отношениях Бетховена с ней. [ 2 ]
Почти фантастика
[ редактировать ]Grove Music Online переводит итальянское название Sonata quasi una fantasia как «соната в стиле фэнтези ». [ 6 ] Хотя мы не можем точно знать, почему Бетховен использовал это описание для двух соч. 27 сонат, имеется несколько пояснений. [ 7 ] В случае с настоящим произведением (хотя и не с сопутствующим ему) вся соната играется непрерывно, без пауз между частями, как в большинстве фантазий. [ 8 ] [ 9 ] Части расположены не в обычном для сонаты порядке: [ 9 ] вступительная часть - медленная, а скерцо и медленная часть расположены в перевернутом порядке. Первая часть не имеет сонатной формы, как это характерно для большинства сонат. [ 4 ] Как отметил Кеннет Дрейк, движения находятся в крайнем контрасте друг с другом, что является общей чертой разделов фантазии. [ 10 ] Наконец, появление цитаты из одной части в другой (в данном случае из третьей части в четвертой) — это форма свободы, обычно не используемая в классических сонатах. [ 11 ]
Некоторые из этих моделей упоминаются в обсуждении Льюисом Локвудом эстетики произведений Бетховена « квази фантазия »:
Результатом принципа « атака » [т.е. выполнения всех движений без паузы] является размытие представления о каждом движении как автономном целом... Вместо этого связи «атака» заставляют внимание сосредоточить внимание на совокупности всей композиции. , с его переходами от движения к движению и, таким образом, от одного резко определенного аффекта к другому. ... Это еще более верно, когда, как в [настоящей сонате], позже в сонате происходит циклическое возвращение более раннего материала, что, таким образом, направлено на объединение ее частей в единый цикл.
- Локвуд 1996, 11
Движения
[ редактировать ]Оп. 27 Соната № 1 разбита на четыре части:
- Анданте – Аллегро – Анданте пятичастного в форме рондо (АБАКА); ми ♭ , второй мажор эпизод (до) до мажор .
- Аллегро очень и живое до минор в модифицированной форме скерцо ля ♭ , раздел трио мажор .
- Adagio con espressione ля ♭ мажор. также находится в троичной форме (ABA)
- Allegro vivace ми ♭ мажор в форме сонаты рондо (АБАКАБА).
Однако работу предполагается выполнить от начала до конца. [ 8 ]
Первое движение
[ редактировать ]
Первая часть имеет пятичастную форму рондо (также называемую квадратной мелодией). [ 12 ] ) вместо сонатной формы необычной для Бетховена . Темп медленный, прерывается быстрым средним участком в субмедианте , до мажор. [ 12 ]
Второе движение
[ редактировать ]
Вторая часть представляет собой скерцо и имеет троичную форму (норма для скерци). Бетховен специально отмечает первую фразу, начинающуюся во втором такте. [ 12 ] Основная тема состоит в основном из четвертных нот в параллельных октавах. Внутри темы первые 16 тактов повторяются за пределами 8-тактовой средней линии. [ 12 ] Когда он возвращается после части трио, левая рука играет стаккато , а ноты партии правой руки (все еще легато ) смещаются на полдоли позже. [ 12 ] Часть включает краткую коду и завершается аккордом до мажор, пикардийской терцией .
Третья часть
[ редактировать ]
Третья часть медленна по темпу и отличается лирической, благородной темой, на фоне аккомпанемента восьмой ноты (в репризе - шестнадцатой). Часть не завершается в тонической тональности, а вместо этого достигает финальной каденции (на доминирующей седьмой части ), которая ведет непосредственно к финалу. Эта часть короткая и поэтому может быть воспринята некоторыми слушателями как вступление к финальной части, а не как независимая часть, как предполагает Джонатан Дель Мар . [ 13 ]
Четвертое движение
[ редактировать ]
Финал – самая развернутая часть произведения. Чарльз Розен отмечает: «Этой частью Бетховен начал эксперимент, к которому он продолжал возвращаться и развиваться на протяжении многих лет, смещая часть веса произведения с вступительной части на финал». [ 4 ] [ 14 ] Произведение выполнено в быстром темпе и в форме сонаты-рондо . [ 15 ] После второй части B ненадолго возвращается основная тема медленной части, за которой следует короткая каденция. [ 12 ] Далее следует заключительный раздел A, отмеченный Presto . [ 4 ]
Типичное исполнение произведения длится 15 минут.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гордон (2005, 5)
- ^ Jump up to: а б с Гордон (2005, 114)
- ^ Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. 40.ИСМН 979-0-006-55799-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Розен (2002, 156)
- ^ Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. iii. ИСМН 979-0-006-55799-8.
- ^ Квази . Grove Music Online (Оксфордская музыка онлайн). Проверено 7 января 2012 г.
- ^ Джонс (1999, 55–65 )
- ^ Jump up to: а б Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. iv. ИСМН 979-0-006-55799-8.
- ^ Jump up to: а б Марстон (2000, 93)
- ^ Цитируется по Сисману (1998, 70).
- ^ Бетховен вернется к этой процедуре в Пятой симфонии , сонате для фортепиано Опус 101 , Сонате для виолончели Опус 102 № 1 (Марстон 2000, 93) и Девятой симфонии . Есть прецеденты от Гайдна; его 31-я и 46-я симфонии.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тови, Дональд Фрэнсис (1998). Купер, Барри (ред.). Компаньон к фортепианным сонатам Бетховена: тактовый анализ (пересмотренная ред.). Лондон: Ассоциированный совет Королевских музыкальных школ . стр. 96–107. ISBN 978-1-86096-086-4 . OCLC 40981346 .
- ^ Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. 43.ИСМН 979-0-006-55799-8 .
- ^ Некоторые более поздние примеры той же процедуры включают сопутствующую сонату для фортепиано соч. 27 № 2 (Марстон 2000, 93), фортепианные сонаты соч. 101 (Марстон 2000, 93) и Opus 111 , соната для виолончели соч . 102 № 1 (Марстон 2000, 93) и Восьмая симфония .
- ^ Гордон (2005, 114)
Ссылки
[ редактировать ]- Гордон, Стюарт (2005) Редакционная статья к его изданию фортепианных сонат Бетховена, том II. Музыкальное издательство Альфреда.
- Джонс, Тимоти (1999) «Лунный свет» и другие сонаты, соч. 27 и соч. 31 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Локвуд, Льюис (1996) «Изменение жанра: фортепианные сонаты Бетховена от соч. 22 до соч. 28 (1799–1801)». Израильские исследования в области музыковедения 6: 1–16.
- Марсон, Николас (2000) «Чувство конца»: целенаправленность в музыке Бетховена. В изд. Гленна Стэнли, «Кембриджский компаньон Бетховена» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Розен, Чарльз (2002) Фортепианные сонаты Бетховена: краткий компаньон . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
- Сисман, Элейн (1998) «По героическому стилю: фантазии и характерные сонаты 1809 года». В Стэнли, Гленн (1998) Бетховенский форум VI . Издательство Университета Небраски.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 13 : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур , включая первое издание .
- Лекция Андраша Шиффа о фортепианной сонате Бетховена соч. 27, нет. 1
- Соната для фортепиано № 13 ми-бемоль мажор, соч. 27, №1 , Мусопен
- Европейский архив , бесплатная LP-запись Сонаты № 13, соч. 27, № 1 ми-бемоль мажор Хьюго Стерера, фортепиано из Европейского архива (только для неамериканских зрителей).