Jump to content

Соната для фортепиано № 13 (Бетховен)

Соната для фортепиано №13
Людвиг ван Бетховен
Бетховен в 1801 году; картина Карла Трауготта Риделя
Ключ Ми-бемоль мажор
Опус 27/1
Составленный 1800-01
Продолжительность 15 минут
Движения 3 или 4, в зависимости от издания

Соната для фортепиано № 13 ми-бемоль мажор , соч. 27 № 1, « Quasi una fantasia » , — соната , написанная Людвигом ван Бетховеном в 1800–1801 годах.

Состав и публикация

[ редактировать ]

Бетховену было около 30 лет, когда он написал сонату. Он уже сделал себе имя в Вене как пианист и композитор. [ 1 ] и начал исследовать альтернативы композиционным процедурам классической эпохи, которых он в основном придерживался в 18 веке. Самые известные произведения его «среднего периода», часто подчеркивающие героизм, были еще впереди.

Бетховена Эскизы для первой, второй и последней частей сохранились, но оригинальная копия автографа утеряна. [ 2 ] [ 3 ] Соната была опубликована отдельно от своей более известной спутницы, соч. 27 № 2 («Лунная соната»), но в то же время, [ 4 ] Каппи в Вене; первая реклама работы появилась 3 марта 1802 года. [ 2 ] Оба соч. 27 сонат изначально назывались Sonata quasi una fantasia .

Посвятителем работы была (как это было типично для того времени) аристократка принцесса Жозефина фон Лихтенштейн . [ 5 ] Мало что известно об отношениях Бетховена с ней. [ 2 ]

Почти фантастика

[ редактировать ]

Grove Music Online переводит итальянское название Sonata quasi una fantasia как «соната в стиле фэнтези ». [ 6 ] Хотя мы не можем точно знать, почему Бетховен использовал это описание для двух соч. 27 сонат, имеется несколько пояснений. [ 7 ] В случае с настоящим произведением (хотя и не с сопутствующим ему) вся соната играется непрерывно, без пауз между частями, как в большинстве фантазий. [ 8 ] [ 9 ] Части расположены не в обычном для сонаты порядке: [ 9 ] вступительная часть - медленная, а скерцо и медленная часть расположены в перевернутом порядке. Первая часть не имеет сонатной формы, как это характерно для большинства сонат. [ 4 ] Как отметил Кеннет Дрейк, движения находятся в крайнем контрасте друг с другом, что является общей чертой разделов фантазии. [ 10 ] Наконец, появление цитаты из одной части в другой (в данном случае из третьей части в четвертой) — это форма свободы, обычно не используемая в классических сонатах. [ 11 ]

Некоторые из этих моделей упоминаются в обсуждении Льюисом Локвудом эстетики произведений Бетховена « квази фантазия »:

Результатом принципа « атака » [т.е. выполнения всех движений без паузы] является размытие представления о каждом движении как автономном целом... Вместо этого связи «атака» заставляют внимание сосредоточить внимание на совокупности всей композиции. , с его переходами от движения к движению и, таким образом, от одного резко определенного аффекта к другому. ... Это еще более верно, когда, как в [настоящей сонате], позже в сонате происходит циклическое возвращение более раннего материала, что, таким образом, направлено на объединение ее частей в единый цикл.

- Локвуд 1996, 11

Движения

[ редактировать ]

Оп. 27 Соната № 1 разбита на четыре части:

  1. Анданте – Аллегро – Анданте пятичастного в форме рондо (АБАКА); ми , второй мажор эпизод (до) до мажор .
  2. Аллегро очень и живое до минор в модифицированной форме скерцо ля , раздел трио мажор .
  3. Adagio con espressione ля мажор. также находится в троичной форме (ABA)
  4. Allegro vivace ми мажор в форме сонаты рондо (АБАКАБА).

Однако работу предполагается выполнить от начала до конца. [ 8 ]

Первое движение

[ редактировать ]

Первая часть имеет пятичастную форму рондо (также называемую квадратной мелодией). [ 12 ] ) вместо сонатной формы необычной для Бетховена . Темп медленный, прерывается быстрым средним участком в субмедианте , до мажор. [ 12 ]

Второе движение

[ редактировать ]

Вторая часть представляет собой скерцо и имеет троичную форму (норма для скерци). Бетховен специально отмечает первую фразу, начинающуюся во втором такте. [ 12 ] Основная тема состоит в основном из четвертных нот в параллельных октавах. Внутри темы первые 16 тактов повторяются за пределами 8-тактовой средней линии. [ 12 ] Когда он возвращается после части трио, левая рука играет стаккато , а ноты партии правой руки (все еще легато ) смещаются на полдоли позже. [ 12 ] Часть включает краткую коду и завершается аккордом до мажор, пикардийской терцией .

Третья часть

[ редактировать ]

Третья часть медленна по темпу и отличается лирической, благородной темой, на фоне аккомпанемента восьмой ноты (в репризе - шестнадцатой). Часть не завершается в тонической тональности, а вместо этого достигает финальной каденции (на доминирующей седьмой части ), которая ведет непосредственно к финалу. Эта часть короткая и поэтому может быть воспринята некоторыми слушателями как вступление к финальной части, а не как независимая часть, как предполагает Джонатан Дель Мар . [ 13 ]

Четвертое движение

[ редактировать ]

Финал – самая развернутая часть произведения. Чарльз Розен отмечает: «Этой частью Бетховен начал эксперимент, к которому он продолжал возвращаться и развиваться на протяжении многих лет, смещая часть веса произведения с вступительной части на финал». [ 4 ] [ 14 ] Произведение выполнено в быстром темпе и в форме сонаты-рондо . [ 15 ] После второй части B ненадолго возвращается основная тема медленной части, за которой следует короткая каденция. [ 12 ] Далее следует заключительный раздел A, отмеченный Presto . [ 4 ]

Типичное исполнение произведения длится 15 минут.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гордон (2005, 5)
  2. ^ Jump up to: а б с Гордон (2005, 114)
  3. ^ Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. 40.ИСМН 979-0-006-55799-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Розен (2002, 156)
  5. ^ Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. iii. ИСМН 979-0-006-55799-8.
  6. ^ Квази . Grove Music Online (Оксфордская музыка онлайн). Проверено 7 января 2012 г.
  7. ^ Джонс (1999, 55–65 )
  8. ^ Jump up to: а б Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. iv. ИСМН 979-0-006-55799-8.
  9. ^ Jump up to: а б Марстон (2000, 93)
  10. ^ Цитируется по Сисману (1998, 70).
  11. ^ Бетховен вернется к этой процедуре в Пятой симфонии , сонате для фортепиано Опус 101 , Сонате для виолончели Опус 102 № 1 (Марстон 2000, 93) и Девятой симфонии . Есть прецеденты от Гайдна; его 31-я и 46-я симфонии.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Тови, Дональд Фрэнсис (1998). Купер, Барри (ред.). Компаньон к фортепианным сонатам Бетховена: тактовый анализ (пересмотренная ред.). Лондон: Ассоциированный совет Королевских музыкальных школ . стр. 96–107. ISBN  978-1-86096-086-4 . OCLC   40981346 .
  13. ^ Бетховен, Людвиг ван (2015). Дель Мар, Джонатан ; Донат, Миша (ред.). Соната квази-фантазия для фортепиано (на английском и немецком языках). Перевод Шютца, Гудула. Кассель: Беренрайтер . п. 43.ИСМН 979-0-006-55799-8 .
  14. ^ Некоторые более поздние примеры той же процедуры включают сопутствующую сонату для фортепиано соч. 27 № 2 (Марстон 2000, 93), фортепианные сонаты соч. 101 (Марстон 2000, 93) и Opus 111 , соната для виолончели соч . 102 № 1 (Марстон 2000, 93) и Восьмая симфония .
  15. ^ Гордон (2005, 114)
  • Гордон, Стюарт (2005) Редакционная статья к его изданию фортепианных сонат Бетховена, том II. Музыкальное издательство Альфреда.
  • Джонс, Тимоти (1999) «Лунный свет» и другие сонаты, соч. 27 и соч. 31 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Локвуд, Льюис (1996) «Изменение жанра: фортепианные сонаты Бетховена от соч. 22 до соч. 28 (1799–1801)». Израильские исследования в области музыковедения 6: 1–16.
  • Марсон, Николас (2000) «Чувство конца»: целенаправленность в музыке Бетховена. В изд. Гленна Стэнли, «Кембриджский компаньон Бетховена» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Розен, Чарльз (2002) Фортепианные сонаты Бетховена: краткий компаньон . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
  • Сисман, Элейн (1998) «По героическому стилю: фантазии и характерные сонаты 1809 года». В Стэнли, Гленн (1998) Бетховенский форум VI . Издательство Университета Небраски.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cf4fa04a1b433c4ba9dd65a9c3bb36c__1691050560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/6c/5cf4fa04a1b433c4ba9dd65a9c3bb36c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 13 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)