Jump to content

Соната для фортепиано № 1 (Бетховен)

Соната для фортепиано № 1
Людвиг ван Бетховен
Обложка первых трех фортепианных сонат Бетховена издания 1862 года (Breitkopf & Härtel)
Ключ Фа минор
Опус 2/1
Стиль Классический период
Форма Соната для фортепиано
Составленный 1795  ( 1795 )
Преданность Йозеф Гайдн
Опубликовано 1796, Вена
Издатель Артария
Продолжительность 18 минут
Движения 4
Аудио образцы
Продолжительность: 3 минуты 20 секунд.
И. Аллегро (3:20)
Продолжительность: 6 минут 2 секунды.
II. Адажио (6:01)
Продолжительность: 3 минуты 26 секунд.
III. Менуэтто и Трио (Аллегретто) (3:26)
Продолжительность: 4 минуты 44 секунды.
IV. Очень скоро (4:44)
Записано ок. 1935 , в исполнении Артура Шнабеля

Людвига ван Бетховена , Соната для фортепиано № 1 фа минор соч . 2 № 1, был написан в 1795 году и посвящен Йозефу Гайдну . Она была опубликована одновременно со второй и третьей фортепианными сонатами в 1796 году.

Дональд Фрэнсис Тови писал: « Сэр Хьюберт Парри удачно сравнил начало [этой сонаты] с финалом Моцарта симфонии соль минор , чтобы показать, насколько ближе текстура Бетховена. Медленная часть… хорошо иллюстрирует редкую случаи, когда Бетховен подражает Моцарту в ущерб собственному богатству тона и мысли, а финал центрального эпизода вносит неправильно использованную и несколько размытую структуру в Стиль Моцарта вошел в прямое противоречие с темами Бетховена, как в их краткости, так и в их мрачной страсти». [ 1 ]

Структура

[ редактировать ]

Соната : состоит из частей четырех

И. Аллегро

[ редактировать ]

Первая часть, в сокращенном обычном такте , находится в тонической тональности фа минор и в традиционной сонатной форме , что было типично для времен Бетховена. Напряженное, возбужденное чувство присутствует на протяжении всего движения .

Пьеса открывается восходящей арпеджио- фигурой (так называемая « Мангеймская ракета» , подобная той, что открывает четвертую часть Моцарта Симфонии № 40 ). [ 2 ] кульминацией которого является поворот шестнадцатой ноты триольный . Эту тему использовал Арнольд Шенберг для своего первого примера формы предложения . [ 3 ] Эта тема повторяется и все больше сокращается до достижения климатической полукаденции в такте 8. После короткой интригующей ферматы ) вводится мотив восходящего арпеджио теперь в доминирующей минорной тональности ( до минор , играемый левой рукой. [ 4 ] Это плавно продолжается имитационными последовательностями (мм. 9–14), эффективно работающими как переход, подготавливающий вторичную тональность (см. сонатную форму ).

Восходящая басовая последовательность, ведущая к полузакрытию в тональности A мажор, играется три раза (мм. 15–19) против синкопированных нисходящих терций на правой руке, все из которых недвусмысленно устанавливают A мажор ( относительный мажор ноты). Фа минор) в качестве вторичной тональности. (Использование относительного мажора в качестве вторичной тональности является наиболее общепринятой процедурой для экспозиций сонаты в минорной тональности.)

Новая мелодическая тема, основанная на нисходящем арпеджио, подается поверх непрерывной доминантной педали в ломаных октавах (мм. 20–25). Эта тема явно отсылает к вступительной теме сонаты, обе представляют собой четвертные арпеджио, но контрастируют с ней, инвертируя ее контур (нисходящий или восходящий), артикуляцию (легато или стаккато) и гармонию (очерчивая доминирующий девятый аккорд, а не к тоническому аккорду вступительной темы). Это двойное качество единства и контраста, достигаемое за счет использования одного и того же музыкального материала противоположными способами (для артикуляции тоники и второстепенных тональностей соответственно), оказалось эффективным приемом для Бетховена, который он снова использовал для своей другой, гораздо более известной фортепианной сонаты. фа минор, соч. 57 .

Вторая тема на всем протяжении остается в ля мажоре, как и следовало ожидать от традиционной сонатной формы, хотя также намекает на параллельную минорную тональность ( ля минор ). После секвенирования итераций (мм. 26–31) трехнотного мотива, следующего за нисходящим арпеджио, музыка, кажется, переходит на громкую заключительную тему, очерчивающую каденциальную последовательность (III 6 , IV 6 , V 6
4
, V 7 ). который играется дважды (мм. 33–40) и твердо превращается в мажорный аккорд A . Небольшая кодетта (или каденционная тема, [ 4 ] мм. 41–48), повторяя вторую половину вступительной темы (м. 2), снова с оттенками ля минор и, в конечном итоге, разрешаясь в подчеркнуто идеальной каденции (пока что первая). Экспозиция повторяется.

Развитие минор, но в основном открывается начальной темой (мм. 49–54) во вторичной тональности ля посвящено второй теме и ее восьмому аккомпанементу (мм. 55–73), сначала в ее первоначальном виде. , затем обмениваемся ролями между руками. Он проходит через относительно близкие тональности си минор , до минор , си минор и обратно к ля мажор, где создает последовательность на последних двух нотах темы (мм. 73–80), проходя нисходящую Последовательность пятых нот , ведущая к краткой доминантной педали на C (мм. 81–92), подготавливающая возвращение тонической тональности. Далее следует очень тихий отрывок загадочно звучащих приостановок (мм. 93–100), в котором повторяется переходный материал экспозиции, служащий повторным переходом обратно к вступительному материалу. [ 4 ]

Перепросмотр . (мм. 101–145) начинается громко, а не тихо (обычный прием в ранних фортепианных сонатах Бетховена), и многие аккорды левой руки теперь происходят на сильных долях, в отличие от синкопированной экспозиции Большинство событий из экспозиции воспроизводятся в том же порядке, с небольшими изменениями динамики и звучания . Самое главное, что весь материал, ранее изложенный во вторичной тональности, теперь переизложен в тонике, так что на этот раз окончательная идеальная каденция слышна в тонике-тональности, что дает удовлетворительное разрешение ключевой дихотомии в экспозиции. С этой целью исходный переход во вторичную тональность перезаписывается, проходя через субдоминантную тональность и возвращаясь к тонике, что является обычной процедурой в классических сонатных перепросмотрах. [ 4 ]

В конце перепросмотра, вместо того, чтобы придать идеальную каденцию в точно параллельном месте экспозиции, Бетховен откладывает разрешение еще на 6 тактов, во время которых две «фальшивые» попытки достижения окончательного разрешения (в субдоминанте и относительные мажорные тональности соответственно) усиливают ожидание «настоящей» каденции. Часть завершается идеальной каденцией фортиссимо на фа миноре.

II. Пословица

[ редактировать ]

Вторая часть имеет троичную форму (или сонатную форму без развития) . [ 4 ] ). Он открывается богато украшенной лирической темой. 3
4
раза
фа мажор (мм. 1–16). За этим следует более взволнованный переходный пассаж из 5 тактов ре минор (мм. 17–22), сопровождаемый тихими параллельными терциями, за которым следует отрывок, полный тридцатисекундных нот до мажор (мм. 23–31). [ 4 ] Это возвращает нас к более украшенной форме темы фа мажор (мм. 32–47), за которой следует фа мажорная вариация раздела до мажор (мм. 48–55). Наконец, есть короткая кода (мм. 56–61).

Это Адажио (вместе с двумя темами из его сонаты соч. 2, № 3). [ 4 ] ) было самым ранним произведением Бетховена, находящимся сейчас в широком обращении; он был адаптирован на основе медленной части его Фортепианного квартета № 3 до мажор 1785 года. [ 5 ]

III. Менуэтто и Трио (Аллегретто)

[ редактировать ]

Третья часть, менуэт фа минор, традиционна по форме. Он содержит две повторяющиеся части, за которыми следует трио фа мажор в двух повторяющихся частях, после чего возвращается первый менуэт. Менуэт характеризуется синкопами , драматическими паузами и резким динамическим контрастом и, как и многие минорные менуэты, имеет несколько меланхоличный тон, охватывающий мажорную и минорную тональность. [ нужна ссылка ] Трио построено на более длинных и лирических фразах, которые передаются между правой и левой руками в подражательной полифонии . Основной материал повторяется ( да капо ) после трио. [ 2 ] [ 4 ]

IV. Очень скоро

[ редактировать ]

Четвертая часть, как и первая и третья, находится в тонико -минорной тональности (фа минор), находится в сокращенном общем такте и имеет обозначение темпа prestissimo («очень быстро»). Он имеет форму видоизменённой части сонаты-аллегро , в которой развивающая часть заменена контрастной средней частью (или эпизодом ). [ 4 ]

Движение открывается быстрыми триольными восьмыми нотами арпеджио основной трехаккордовый мотив в стаккато четвертных нотах в левой руке, поверх которых двумя долями позже вводится тройки восьмых нот (показано выше). Фигура пронизывает большую часть экспозиции наряду с характером основного мотива «энергичного, неистового преследования чего-то неуловимого». [ 2 ] Переходный отрывок (мм. 13–21) переходит в доминантно-минорную тональность ( до минор ), где дважды представлена ​​более лирическая, но все же взволнованная тема. Примечательно, что Бетховен выбрал в качестве вторичной тональности доминантно-минорную тональность вместо более традиционного относительного мажора. Экспозиция решительно завершается на до миноре (мм. 50–56) с итерациями первого сюжетного аккордового мотива и повторяется.

Вместо развития более раннего материала (как и следовало ожидать от традиционной части аллегро-сонаты), следующая средняя часть начинается с мирной новой темы в относительной мажорной тональности ( ля мажор ), таким образом компенсируя ее отсутствие в качестве второстепенной темы экспозиции. ключ. Эта мажорная тема A сформулирована в четвертных нотах, обеспечивая передышку от триолей восьмых нот, которые пронизывали большую часть экспозиции. Эта мажорная тема дает ответ на тему ракеты, открывающую сонату (обе восходящие, одна лирическая и мажорная, другая ударная и минорная). Он построен по составно-бинарной форме , где обе фразы воспроизводятся дважды, каждая в несколько различной манере.

Далее следует расширенный репереход, основанный на чередовании мотивов первого предмета экспозиции и темы среднего раздела. Перепросмотр (мм. 138–192) повторяет всю экспозицию почти идентично (за исключением очень небольших изменений в динамике и звучании), но существенно весь материал теперь переизложен в тонической тональности (фа минор), как и следовало ожидать. любой традиционной сонатной формы. Часть заканчивается нисходящим арпеджио фортиссимо из восьмой и триоли, возможно, чтобы дать симметричное окончание сонаты, которая открылась повышающимся арпеджио. [ по мнению кого? ]

Первое издание (вышедшее в 1796 году) и другие ранние издания предписывают исполнителю повторить второй раздел. Однако Дональд Фрэнсис Тови посчитал, что повторение прозвучало «очень грубо». [ 4 ]

  1. ^ Дональд Тови , «Бетховен», Британской энциклопедии Одиннадцатое издание
  2. ^ Перейти обратно: а б с Вудстра, Крис; Бреннан, Джеральд; Шротт, Аллен (2005). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN  978-0-87930-865-0 .
  3. ^ Кэплин, Уильям Э. (1998). Классическая форма: теория формальных функций инструментальной музыки Гайдна, Моцарта и Бетховена . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN  0195104803 . ОСЛК   37030388 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Тови, Дональд Фрэнсис (1998). Купер, Барри (ред.). Компаньон к фортепианным сонатам Бетховена: тактовый анализ (пересмотренная ред.). Лондон: Ассоциированный совет Королевских музыкальных школ . стр. 11–13, 15–16, 281, 289. ISBN.  978-1-86096-086-4 . OCLC   40981346 .
  5. ^ Майкл Стейнберг : «Сонаты Бетховена для фортепиано», Заметки из записи Ричарда Гуда всех сонат Бетховена, лейбл Elektra None such, 1993
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8a3a978b312087f8282a50fd3614757__1712169120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/57/c8a3a978b312087f8282a50fd3614757.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 1 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)