Девятый аккорд
В теории музыки девятый аккорд — это аккорд , охватывающий интервал девятый с , когда он расположен близко друг к другу основным тоном в басу . [ 1 ]
Девятый аккорд и его обращения существуют и сегодня, или, по крайней мере, могут существовать. Ученик легко найдет примеры в литературе (например, «Verklärte Nacht» » Штрауса Шёнберга и опера «Саломея ). Для его лечения нет необходимости принимать специальные законы. Если захотеть быть осторожным, то можно воспользоваться законами, которые относятся к септаккордам: то есть диссонансы разрешаются постепенно вниз , тоника прыгает на кварту вверх.
- Арнольд Шенберг (1948) [ 2 ]
Генрих Шенкер , а также Николай Римский-Корсаков допускали замену доминирующего септаккорда, ведущего тона и полууменьшенного ведущего тона септаккордом , но отвергали концепцию девятого аккорда на том основании, что только он находится на пятой ступени гаммы (V 9 ) было допущено и не допускалось обращение девятого аккорда. [ 3 ] [ 4 ]
разрешается аккордами I, за которыми следует I 9 ♯ 7 аккордов [ 2 ] |
Доминирующая девятая
[ редактировать ]Существует разница между мажорным девятым аккордом и доминантным девятым аккордом. Доминантная девятая – это комбинация доминантного аккорда (с минорной септаккордом) и мажорной девятой. Мажорный девятый аккорд (например, Cmaj 9 ), как расширенный аккорд , добавляет мажорную септаккорд вместе с девятой к мажорному трезвучию. Таким образом, Cmaj 9 состоит из C, E, G, B и D. Когда перед символом «9» не стоит слово «major» или «maj» (например, C 9 ), аккорд - доминантная девятая. То есть подразумеваемый септаккорд — это доминантная септаккорд , то есть мажорное трезвучие плюс минорная септаккорд, к которому добавляется девятая: например, C 9 состоит из C, E, G, B ♭ и DC. Доминирующая девятая C (C 9 ), как обычно ожидается, разрешится в аккорд F мажор (подразумеваемая тональность, C является доминантой F). Девятая обычно хроматически изменяется на полтона вверх или вниз, чтобы создать больше напряжения и диссонанса . Фетис настроил аккорд 4:5:6:7:9. [ 8 ]
В период общепринятой практики «корень, 3-й , 7-й и 9-й являются наиболее распространенными факторами, присутствующими в V». 9 аккорд» с пятой ступенью «обычно опускается». [ 5 ] Девятая и седьмая обычно разрешаются вниз к пятой и третьей I. [ 5 ]
Примеры тонических доминирующих девятых аккордов включают » Бобби Джентри « Оду Билли Джо и Wild Cherry » группы « Play That Funky Music . [ 9 ] Песня Джеймса Брауна « I Got You (I Feel Good) » представляет собой поразительное доминирующее 9-е арпеджио, сыгранное стаккато в конце первой 12-тактовой последовательности. Вступительная фраза » Шопена знаменитого « Минутного вальса достигает кульминации на доминирующем 9-м аккорде:
Соната для скрипки ля мажор Сезара Франка открывается доминирующим девятым аккордом (E 9 ) в партии фортепиано. Когда скрипка вступает в пятый такт, ее мелодия артикулирует арпеджио этого аккорда.
образов «Посвящение Рамо» Дебюсси, вторая из его первой Книги для фортепиано соло, достигает кульминации мощной доминирующей девятой ступенью, выраженной как аккордом, так и широким арпеджио:
Отправная точка пьесы Карлхайнца Штокхаузена для вокального секстета « Настроение» (1968). [ 10 ] представляет собой аккорд, состоящий из нот B ♭ , F, B ♭ , D, A ♭ и C. [ 11 ] По словам Николаса Кука , [ 12 ] С точки зрения общепринятой тональной гармонии Stimmung можно рассматривать как «просто доминирующий девятый аккорд, подверженный тембральным вариациям. Ноты, которые поют исполнители, представляют собой гармоники 2, 3, 4, 5, 7 и 9 из подразумеваемых, но отсутствующих фундаментальный — си-бемоль ниже басового ключа».
Доминантная минорная девятая
[ редактировать ]Интервалы компонентов от корня | |
---|---|
второстепенная девятая | |
малая седьмая | |
идеальная пятая часть | |
главная треть | |
корень | |
Тюнинг | |
8:10:12:14:17 | |
Сильно нет. / | |
5-31 / |
- (Доминантный минорный девятый аккорд на C)
Доминантный минорный девятый аккорд состоит из доминантного септаккорда и минорного девятого. В C: CEGB ♭ D ♭ . Фетис настроил аккорд 8:10:12:14:17. [ 8 ] В обозначениях джаза и популярной музыки этот аккорд часто обозначается, например, C 7 ♭ 9 . Шуберта В «Эрлкониге» напуганный ребенок зовет своего отца, когда видит призрак зловещего короля эльфов. Используемое здесь диссонансное звучание доминирующего минорного девятого аккорда (C 7 ♭ 9 ) особенно эффективен для усиления драматизма и чувства угрозы.
Аккорд девятой ... представляет собой просто дополнительную ноту, добавленную к аккорду бемольной септаккорда, которая в ... минорном ладе на полтона выше восьмой. В последнем случае она называется бемольной девятой и используется в минорных тональностях почти так же часто, как бемоля септимы в мажорных тональностях; но поскольку его воздействие на слух при использовании основного тона или основного тона довольно резкое, обычно используются только его инверсии. Этот последний аккорд, когда он иногда меняется энгармонически с целью создания внезапных переходов или модуляций в отдаленные тональности, доставляет удовольствие слуху больше, чем любой другой аккорд.
- Джон Смит (1853) [ 13 ]
- Шуберта (Отрывок из «Эрлконига» – ссылка на отрывок )
Говоря об этом отрывке, Тарускин (2010, с. 149) отмечает
беспрецедентный ... уровень диссонанса в криках мальчика ... В голосе есть девятая, нота выше, а в левой руке - седьмая, нота ниже. В результате получается виртуальный « кластер тонов » … гармоническая логика этих последовательностей в рамках правил композиции, которым обучал Шуберт, безусловно, может быть продемонстрирована. Однако не эта логика так сильно привлекает воображение слушателя; скорее это расчетливое впечатление (или иллюзия) дикой беззаботности. [ 14 ]
- (Отрывок из книги Мэрайи Кэри – Все, что я хочу на Рождество, это ты )
Малая девятая
[ редактировать ]Интервалы компонентов от корня | |
---|---|
главная девятая | |
малая седьмая | |
идеальная пятая часть | |
малая треть | |
корень | |
Тюнинг | |
20:24:30:36:45 | |
Сильно нет. / | |
5-27 / |
- (минорный девятый аккорд)
Минорный девятый аккорд состоит из минорного септаккорда и мажорного девятого. Формула: 1, ♭ 3, 5, ♭ 7, 9. Этот аккорд пишется как Am. 9 . Этот аккорд имеет более «блюзовое» звучание и очень хорошо сочетается с доминирующей девятой.
Майор девятый
[ редактировать ]Интервалы компонентов от корня | |
---|---|
главная девятая | |
мажорная седьмая | |
идеальная пятая часть | |
главная треть | |
корень | |
Тюнинг | |
8:10:12:15:18 | |
Сильно нет. / | |
5-27 / |
Яркие примеры
[ редактировать ]- « День свадьбы в Трольдхаугене » ( Эдвард Григ )
- «В комнате с небольшим количеством света» ( Эннио Морриконе : Саундтрек «Однажды на Западе» № 18)
Мажорный девятый аккорд состоит из мажорного септаккорда и мажорной девятки. Формула: 1, 3, 5, 7, 9. Этот аккорд пишется как Cmaj9.
Связь с другими аккордами с девятой
[ редактировать ]Аккорд 6/9 представляет собой пентаду с мажорным трезвучием, к которому присоединяются шестая и девятая над основным тоном, но без септимы. Например, С 6/9 это C–E–G–A–D. Это не напряженный аккорд, требующий разрешения , и он считается заменой тоники в джазе . Минорный аккорд 6/9 представляет собой минорное трезвучие с добавленными 6-й и 9-й ступенью, напоминающее дорийский лад , а также подходит в качестве минорной тоники в джазе. [ 17 ]
Вторая ступень октавы соответствует девятой. Девятый аккорд можно альтернативно обозначить как седьмой добавленный второй аккорд (C 7add2 ), откуда пропуск терции дает седьмой приостановленный второй аккорд (C 7sus2 ).
Аккорд add9 или добавленная девятая – это любой аккорд с добавленной девятой – C. добавить9 состоит из C, E, G и D, Cm добавить9 состоит из C, E-бемоль, G и D, Cdim добавить9 состоит из C, E-бемоль, G-бемоль, D и т. д. Добавленные девятые аккорды отличаются от других девятых аккордов тем, что септаккорд не обязательно включается. Add9 также можно добавить к интервалу, например C5, в результате чего получится C5. добавить9 аккорд, состоящий из C и G (C5) с добавленной 9 D (C, G, D). Обратите внимание: если нота находится в пределах октавы от основного тона, это секунда, а не девятая. В случае C, D, G в пределах квинты, а не девятой, это C. сус2 аккорд, где второй D заменяет третий E (C, D, G вместо C, E, G).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэди, Стэнли , изд. (1980). «Девятый аккорд», с. 252, Словарь музыки и музыкантов New Grove , том. 13. ISBN 1-56159-174-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Шёнберг, Арнольд (1910). Теория гармонии , стр. 346–347. Издательство Калифорнийского университета. Впервые опубликовано на немецком языке под названием Harmonielehre в 1910 году. ISBN 9780520049444 . Анализ римских цифр и стрелок не включены в оригинал.
- ^ Шенкер, Генрих (1980). Гармония , с. 190. ISBN 978-0-226-73734-8 .
- ↑ Николай Римский-Корсаков Практичный Manual of Harmony / Украинский edition - Киев, 1948. - p.52
- ^ Перейти обратно: а б с Бенвард, Брюс; Сейкер, Мэрилин (2009). Музыка в теории и практике . Том. II (восьмое изд.). стр. 183–184. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ^ Стивенсон, Кен (2002). На что обратить внимание в роке: стилистический анализ . п. 85. ИСБН 978-0-300-09239-4 .
- ^ Бенвард и Сакер 2009 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Фетис, Франсуа-Жозеф и Арлин, Мэри И. (1994). Очерк истории гармонии , с. 139н9. ISBN 978-0-945193-51-7 .
- ^ Стивенсон 2002 , с. 83.
- ^ Штокхаузен, Настроение на YouTube
- ^ Настроение , Британская библиотека
- ^ Кук, Николас (1987). Руководство по музыкальному анализу . Лондон: Дж. М. Дент. п. 370.
- ^ Смит, Джон (1853). Трактат по теории и практике музыки , с. 27. Дж. МакГлашан. [ISBN не указан].
- ^ Тарускин, Р. (2010) Оксфордская история западной музыки , Том 4, Музыка девятнадцатого века , Oxford University Press.
- ^ Уолтер Эверетт (осень 2004 г.). «Королевская афера: заумная и ироничная гармония боп-рока Стили Дэна», стр. 208–209, Music Theory Spectrum , vol. 26, нет. 2, стр. 201–235.
- ^ Берг, Шелли (2005). Основы теории джаза Альфреда , Книга 3, с. 90. ISBN 978-0-7390-3089-9 .
- ^ Уроки джаза