Верхняя конструкция
В джазе термин «верхняя структура » или «триада верхней структуры» относится к голосовому подходу, разработанному джазовыми пианистами и аранжировщиками, определяемому звучанием мажорного или минорного трезвучия в самых верхних нотах более сложной гармонии. [1]
Примеры
[ редактировать ]Пример 1. Ниже приведен общий тон, используемый джазовыми пианистами для аккорда C. 7 ♯ 9 (Аккорд до мажор с минорной септаккордом и расширенным с увеличенной девяткой).
В нижнем нотоносце ноты E ♮ и B ♭ даны . Они образуют тритон, который определяет доминирующий звук и представляют собой мажорную третью и минорную седьмую ступень до. 7 ♯ 9 аккорд.
В верхнем нотном стане ноты E ♭ , G и B ♭ даются вместе: они образуют мажорное трезвучие E ♭ .
Это трезвучие E ♭ мажор можно назвать верхней структурой. Если рассматривать ноты мажорного трезвучия E ♭ по отношению к корню C, то они действуют соответственно как заостренная девятая (корень мажорного аккорда E ♭ ), пятая и седьмая по отношению к этому основному тону.
(Примечание: корень C здесь опущен, и джазовые пианисты часто делают это для удобства игры или потому, что присутствует басист.)
Пример 2. Следующий пример иллюстрирует ноты минорного трезвучия F ♯, функционирующего как часть C. 13 ♭ 9 ♯ 11 аккорд (аккорд до мажор с минорной 7-й, минорной 9-й, увеличенной 11-й и мажорной 13-й):
По отношению к корню C, C ♯ ( энгармоничный с D ♭ ) действует как минорная 9-я, F ♯ как увеличенная 11-я, а A как мажорная 13-я соответственно.
Приложение
[ редактировать ]Определение того, какие дополнительные высоты звука можно сопоставить с аккордом, достигается путем рассмотрения взаимосвязи между конкретным аккордом и подразумеваемой им гаммой. Ниже приводится пример:
- Аккорд C 13 ♭ 9 ♯ 11 содержит следующие ноты от корня вверх: C, E, G, B ♭ , D ♭ , F ♯ , A;
- Следующая октатоническая гамма содержит все эти высоты звука. [ нужны разъяснения ] и соответствует/совпадает с C 13 ♭ 9 ♯ 11 аккорд: C–D ♭ –D ♯ –E–F ♯ –G–A–B ♭ –C; эти элементы гаммы образуют пул, из которого можно было бы разработать мелодические и гармонические устройства.
Сокращенное обозначение
[ редактировать ]В просторечии джаза верхние структуры называются интервалом между корнем нижнего аккорда и корнем трезвучия, расположенного над ним. [2] Например, в примере выше (C 7 ♯ 9 ) трезвучие ми ♭ мажор представляет собой (сложную) минорную терцию от до (корень нижнего аккорда). Таким образом, эту верхнюю структуру можно назвать верхней структурой «флэт три» , или US ♭ III сокращенно .
Другие возможные верхние конструкции:
- USII – например, ре мажор вместо C 7 , в результате чего C 13 ♯ 11
- США ♭ V – например, G ♭ мажор вместо C 7 , в результате чего C 7 ♭ 9 ♯ 11
- США ♭ VI – например, A ♭ мажор вместо C 7 , в результате чего C 7 ♯ 9 ♭ 13
- USVI – например, ля мажор выше C 7 , в результате чего C 13 ♭ 9
- USi – например, до минор вместо до 7 , в результате чего C 7 ♯ 9
- США ♭ ii – например, D ♭ минор над C 7 , в результате чего C 7 ♭ 9 ♭ 13
- США ♭ iii – например, E ♭ минор над C 7 , в результате чего C 7 ♯ 9 ♯ 11
Второй элемент в списке выше (C 7 ♭ 9 ♯ 11 ) имеет родственную версию, называемую верхней структурой диез четыре минор - с письменным сокращением US ♯ iv - созданным с трезвучием F ♯ минор. (См. «Пример 2» выше.)