Jump to content

Доминант (музыка)

(Перенаправлено с Доминантного аккорда )
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {   \ключ скрипичный   \time 7/4 c4 def \once \override NoteHead.color = #red gab \time 2/4 c2 \bar "||"  \time 4/4 <gb d>1 \bar "||"} }
Гамма до мажор и доминантное трезвучие

В музыке доминантой является пятая ступень гаммы ( степень шкалы 5) диатонической гаммы . Ее называют доминантой , потому что она вторая по значимости после первой ступени гаммы, тоники . [1] [2] В системе подвижного до сольфеджио доминантная нота поется как «So (l)».

{#(set-global-staff-size 16)\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\ относительно с'' {   \ключ скрипичный   \время 4/4   <gb d>1_\markup{ \concat{ "V" \hspace #6 "V" \raise #1 "7" \hspace #5.5 "vii" \raise #1 "o" \hspace #4.5 "vii" \ поднять #1 "ø7" \hspace #3 "vii" \ поднять #1 "o7" \hspace #4 "V" \ поднять #1 "9" \hspace #4 "V" \ поднять #1 "7♭9" } }  <gbd f>  <бд ф>  <bdf а>  <bdf-aes>  <gbdf а>  <gbdf aes>} }

Трезвучие , построенное на доминантной ноте, называется доминантным аккордом . Говорят, что этот аккорд имеет доминантную функцию , а это означает, что он создает нестабильность, которой требуется тоника для разрешения . Доминантные трезвучия, септаккорды и девятые аккорды обычно имеют доминантную функцию. Трезвучия ведущего тона и септаккорды ведущего тона также могут иметь доминантную функцию.

В очень традиционной тональной музыке гармонический анализ выявляет широкое преобладание первичных ( часто триадических) гармоний: тоники, доминанты и субдоминанты (т. е. I и ее главных вспомогательных гармоний удалены на квинту), и особенно первых двух из них.

Схема IxVI символизирует, хотя и в очень обобщающем виде, гармонический ход любого сочинения классического периода . Этот х , обычно появляющийся как последовательность аккордов , как целая серия, образует как бы настоящую «музыку» внутри схемы, которая посредством прилагаемой формулы VI превращается в единицу, группу или даже в целый кусок.

Доминирующие аккорды

[ редактировать ]
{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\относительный с' {   \ключ скрипичный   \time 7/4 c4 d es f \once \override NoteHead.color = #red g aes bes \time 2/4 c2 \bar "||"  \time 4/4 <g bes d>1 <gb! d> \bar "||"} }
Гамма до минор и доминантное трезвучие, сначала с субтоном ( степень шкалы 7), а затем с ведущим тоном ( степень шкалы 7)

В теории музыки доминирующим трезвучием является мажорный аккорд , символизируемый римской цифрой «V» в мажорной гамме . В гамме натурального минора трезвучие представляет собой минорный аккорд , обозначаемый буквой «v». Однако в миноре седьмая ступень гаммы часто повышается на полтона ( степень шкалы 7 до степень шкалы 7), создавая мажорный аккорд .

Эти аккорды могут также появляться как септаккорды : обычно как доминантный септаккорд , но иногда в миноре как минорный септаккорд v. 7 с функцией передачи : [6]

{\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f\ относительно с'' {   \ключ скрипичный    \время 4/4   \key c \major   <gbd f>1_\markup { \concat { "V" \raise #1 \small "7" } } \bar "||"   \ключ скрипичный    \время 4/4   \key c \minor   <gbd f>1_\markup { \concat { "V" \raise #1 \small "7" } }   <хорошо! d f>^\markup { "rare" }_\markup { \concat { "v" \raise #1 \small "7" } } \bar "||"} }

По определению музыковеда 19-го века Жозефа Фетиса , доминанта была септаккордом над первой нотой нисходящей чистой квинты в бассе фундаментале или основной прогрессии, доминантной септаккорде периода обычной практики, которую он назвал доминантой тоник . [7]

Доминантные аккорды важны для каденциальной прогрессии . В самой сильной каденции, подлинной каденции (пример показан ниже), за доминантным аккордом следует тонический аккорд. Каденция, заканчивающаяся доминантным аккордом, называется полукаденцией или «несовершенной каденцией».

   \new PianoStaff <<      \новый персонал <<         \новый голос \relative c'' {             \stemUp \clef treble \key c \major \time 4/4             б1 с              }         \новый голос \relative c'' {             \stemDown              г1 г              }            >>     \новый персонал <<         \новый голос \relative c' {             \stemUp \clef bass \key c \major \time 4/4             d1 е             }         \новый голос \relative c' {             \stemDown             g1_\markup {\concat {\translate #'(-4.0) { "C: V" \hspace #7 "I" } } }             с, \бар "||"             }         >>    >>

Доминирующий ключ

[ редактировать ]
Ключ, расположенный сразу по часовой стрелке, является доминирующим ключом, расположенным сразу против часовой стрелки, и имеет либо один более острый, либо один менее плоский.

Доминирующая тональность - это тональность , тоника которой находится на чистую квинту выше (или на чистую кварту ниже) тоники основной тональности пьесы. Другими словами, это тональность, тоника которой является доминирующей ступенью гаммы в основной тональности. [8] Если, например, произведение написано в тональности до мажор , то тонической тональностью является до мажор, а доминантой является соль мажор, поскольку соль является доминирующей нотой в до мажоре. [9]

«По сути, существует два гармонических направления: к I и к V. Эти первичные диатонические триады образуют гармоническую ось тональной музыки». [10]

В сонатной форме в мажорной тональности вторая сюжетная группа обычно находится в доминирующей тональности.

Движение к доминанте было частью музыкальной грамматики, а не элементом формы. Почти вся музыка XVIII века стала доминантой: до 1750 года на ней не было особого акцента; впоследствии композитор мог этим воспользоваться. Это означает, что каждый слушатель восемнадцатого века ожидал движения к доминанте в том смысле, что [он] был бы озадачен, если бы [он] не понял этого; это было необходимым условием понятности.

Музыка, которая модулирует (меняет тональность), часто модулируется в соответствии с доминирующей тональностью. Модуляция доминанты часто создает ощущение повышенного напряжения; в отличие от модуляции субдоминанты ( четвертой ноты гаммы), которая создает ощущение музыкальной релаксации.

Подавляющее большинство гармоний, обозначенных как «существенные» в базовой структуре структуры, должны быть I и V – последняя, ​​если тональная музыка рассматривается в самом широком смысле , является вспомогательной поддержкой и украшением первой, для которой она является основным средством. тонизирования .

- Берри (1976) [4]


В незападной музыке

[ редактировать ]

Доминанта – важное понятие в ближневосточной музыке . В персидском дастгахе , арабском макаме и турецком макаме гаммы состоят из трихордов , тетрахордов и пентахордов называется джинсами (каждый из которых по -арабски ), причем тоника макама является самой низкой нотой нижних джинов, а доминирующей является тоника, верхних цзинь. Однако доминанта макама не всегда является пятой; например, в курдской музыке и баяти доминантой является четвертая, а в макам-сабе доминантой является второстепенная терция. Макам может иметь более одной доминанты.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. я , с. 33. Издание седьмое. ISBN   978-0-07-294262-0 . «Назван так потому, что его функция по значимости следующая за тоником».
  2. ^ Форте, Аллен (1979). Тональная гармония (3-е изд.). Холт, Райнхарт и Уилсон. п. 118. ИСБН  0-03-020756-8 . V служит для установления тонического трезвучия... особенно заметного в каденции.
  3. ^ Берри, Уоллес (1987) [1976]. Структурные функции в музыке . п. 54. ИСБН  0-486-25384-8 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Берри 1987 , с. 62
  5. ^ Рети, Рудольф (1962). Тональность в современной музыке , с. 28, цитируется по Костке и Пейну (1995). Тональная гармония , с. 458. ISBN   0-07-035874-5 .
  6. ^ Костка, Стефан ; Пейн, Дороти (2004). Тональная гармония (5-е изд.). Бостон: МакГроу-Хилл. стр. 197 . ISBN  0072852607 . OCLC   51613969 .
  7. ^ Дальхаус, Карл. Гьердинген, Роберт О. пер. (1990). Исследования происхождения гармонической тональности , с. 143. Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-09135-8 .
  8. ^ "Доминант", Grove Music Online [ нужна полная цитата ]
  9. ^ ДеВото, Марк. «Доминант» . Британская энциклопедия . Проверено 22 мая 2013 г.
  10. ^ Стронг 1979 , с. 103.
  11. ^ Розен, Чарльз (1972). Классический стиль . WW Нортон. Цитируется по книге Уайта, Джона Д. (1976). Анализ музыки , с. 56. ISBN   0-13-033233-X .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea3eca706142d3d8b7cd641d5492edfe__1708872540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/fe/ea3eca706142d3d8b7cd641d5492edfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dominant (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)