Доминант (музыка)
В музыке доминантой является пятая ступень гаммы ( ) диатонической гаммы . Ее называют доминантой , потому что она вторая по значимости после первой ступени гаммы, тоники . [1] [2] В системе подвижного до сольфеджио доминантная нота поется как «So (l)».
Трезвучие , построенное на доминантной ноте, называется доминантным аккордом . Говорят, что этот аккорд имеет доминантную функцию , а это означает, что он создает нестабильность, которой требуется тоника для разрешения . Доминантные трезвучия, септаккорды и девятые аккорды обычно имеют доминантную функцию. Трезвучия ведущего тона и септаккорды ведущего тона также могут иметь доминантную функцию.
В очень традиционной тональной музыке гармонический анализ выявляет широкое преобладание первичных ( часто триадических) гармоний: тоники, доминанты и субдоминанты (т. е. I и ее главных вспомогательных гармоний удалены на квинту), и особенно первых двух из них.
- Уоллес Берри (1976) [4]
Схема IxVI символизирует, хотя и в очень обобщающем виде, гармонический ход любого сочинения классического периода . Этот х , обычно появляющийся как последовательность аккордов , как целая серия, образует как бы настоящую «музыку» внутри схемы, которая посредством прилагаемой формулы VI превращается в единицу, группу или даже в целый кусок.
— Рудольф Рети , (1962) [5]
Доминирующие аккорды
[ редактировать ]В теории музыки доминирующим трезвучием является мажорный аккорд , символизируемый римской цифрой «V» в мажорной гамме . В гамме натурального минора трезвучие представляет собой минорный аккорд , обозначаемый буквой «v». Однако в миноре седьмая ступень гаммы часто повышается на полтона ( ♭ до ♮ ), создавая мажорный аккорд .
Эти аккорды могут также появляться как септаккорды : обычно как доминантный септаккорд , но иногда в миноре как минорный септаккорд v. 7 с функцией передачи : [6]
По определению музыковеда 19-го века Жозефа Фетиса , доминанта была септаккордом над первой нотой нисходящей чистой квинты в бассе фундаментале или основной прогрессии, доминантной септаккорде периода обычной практики, которую он назвал доминантой тоник . [7]
Доминантные аккорды важны для каденциальной прогрессии . В самой сильной каденции, подлинной каденции (пример показан ниже), за доминантным аккордом следует тонический аккорд. Каденция, заканчивающаяся доминантным аккордом, называется полукаденцией или «несовершенной каденцией».
Доминирующий ключ
[ редактировать ]Доминирующая тональность - это тональность , тоника которой находится на чистую квинту выше (или на чистую кварту ниже) тоники основной тональности пьесы. Другими словами, это тональность, тоника которой является доминирующей ступенью гаммы в основной тональности. [8] Если, например, произведение написано в тональности до мажор , то тонической тональностью является до мажор, а доминантой является соль мажор, поскольку соль является доминирующей нотой в до мажоре. [9]
В сонатной форме в мажорной тональности вторая сюжетная группа обычно находится в доминирующей тональности.
Движение к доминанте было частью музыкальной грамматики, а не элементом формы. Почти вся музыка XVIII века стала доминантой: до 1750 года на ней не было особого акцента; впоследствии композитор мог этим воспользоваться. Это означает, что каждый слушатель восемнадцатого века ожидал движения к доминанте в том смысле, что [он] был бы озадачен, если бы [он] не понял этого; это было необходимым условием понятности.
- Чарльз Розен (1972) [11]
Музыка, которая модулирует (меняет тональность), часто модулируется в соответствии с доминирующей тональностью. Модуляция доминанты часто создает ощущение повышенного напряжения; в отличие от модуляции субдоминанты ( четвертой ноты гаммы), которая создает ощущение музыкальной релаксации.
Подавляющее большинство гармоний, обозначенных как «существенные» в базовой структуре структуры, должны быть I и V – последняя, если тональная музыка рассматривается в самом широком смысле , является вспомогательной поддержкой и украшением первой, для которой она является основным средством. тонизирования .
- Берри (1976) [4]
В незападной музыке
[ редактировать ]Доминанта – важное понятие в ближневосточной музыке . В персидском дастгахе , арабском макаме и турецком макаме гаммы состоят из трихордов , тетрахордов и пентахордов называется джинсами (каждый из которых по -арабски ), причем тоника макама является самой низкой нотой нижних джинов, а доминирующей является тоника, верхних цзинь. Однако доминанта макама не всегда является пятой; например, в курдской музыке и баяти доминантой является четвертая, а в макам-сабе доминантой является второстепенная терция. Макам может иметь более одной доминанты.
См. также
[ редактировать ]- Преобладающий аккорд
- Вторичная доминанта
- Вторичный аккорд ведущего тона
- Об использовании термина «доминирующий» в качестве тона чтения в григорианском пении см. церковные режимы .
- Недоминантный септаккорд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. я , с. 33. Издание седьмое. ISBN 978-0-07-294262-0 . «Назван так потому, что его функция по значимости следующая за тоником».
- ^ Форте, Аллен (1979). Тональная гармония (3-е изд.). Холт, Райнхарт и Уилсон. п. 118. ИСБН 0-03-020756-8 .
V служит для установления тонического трезвучия... особенно заметного в каденции.
- ^ Берри, Уоллес (1987) [1976]. Структурные функции в музыке . п. 54. ИСБН 0-486-25384-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Берри 1987 , с. 62
- ^ Рети, Рудольф (1962). Тональность в современной музыке , с. 28, цитируется по Костке и Пейну (1995). Тональная гармония , с. 458. ISBN 0-07-035874-5 .
- ^ Костка, Стефан ; Пейн, Дороти (2004). Тональная гармония (5-е изд.). Бостон: МакГроу-Хилл. стр. 197 . ISBN 0072852607 . OCLC 51613969 .
- ^ Дальхаус, Карл. Гьердинген, Роберт О. пер. (1990). Исследования происхождения гармонической тональности , с. 143. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-09135-8 .
- ^ "Доминант", Grove Music Online [ нужна полная цитата ]
- ^ ДеВото, Марк. «Доминант» . Британская энциклопедия . Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ Стронг 1979 , с. 103.
- ^ Розен, Чарльз (1972). Классический стиль . WW Нортон. Цитируется по книге Уайта, Джона Д. (1976). Анализ музыки , с. 56. ISBN 0-13-033233-X .