Секс
В традиционной арабской музыки теории джинс ( араб . جنس , мн. أجناس , ajnās ) представляет собой набор из трех, четырех или пяти ступенчатых звуков, используемых для построения арабского макама , или мелодического лада. Они соответствуют английским терминам трихорд , тетрахорд и пентахорд . Макам более состоит из двух или аджн .
Этимология
[ редактировать ]Арабское слово جنس ( джинс ), вероятно, происходит от греческого слова γένος ( генос ) или от родственного латинского слова « род» , в любом случае от одного и того же протоиндоевропейского корня. Основное значение – это род, семья или раса. Это же арабское слово также используется для обозначения рода в биологии и пола .
Значение слова джинс
[ редактировать ]Традиционные тексты по теории музыки, как правило, описывают джин как конкретный набор звуков (во многих случаях набор ровно из четырех звуков, то есть тетрахорд), и они часто быстро дают математически точные интервалы для идеальной версии каждого джина. Их авторы, вероятно, находились под влиянием сочинений древнегреческих теоретиков музыки, восходящих к Пифагору (см. Тетрахорд и Род (музыка) ), и их намерение было больше связано с получением идеальных музыкальных гамм из основных математических принципов, а не просто с использованием математических инструментов для описывают шкалы, которые по сути являются продуктами человеческой культуры. [1] : 199
Более современный подход состоит в том, чтобы принять практику исполнения в качестве арбитра истины и использовать концепцию аджны для описания этой практики как можно более естественно и правдиво. Это приводит к нескольким полезным отклонениям от традиционной концепции джинов:
- Джин не обязательно должен содержать ровно 4 питча, но может содержать 3, 5 или даже большее количество питчей (в зависимости от того, как определяется членство в джинах). [1] : 196
- Интервалы с цзинь математически не привязаны к одной идеальной форме, потому что разные региональные стили и даже разные отдельные исполнители могут использовать по-разному настроенные интервалы как часть своего художественного выражения. [1] : 161
- Джинс — это не только набор звуков, он может включать в себя как минимум два вида особых, выделенных звуков: тонику ( «дом» или «место отдыха» мелодических фраз), [1] : 194 и гаммаз (промежуточная точка покоя, а также часто точка модуляции других аджн). [1] : 195 Традиционно тоникой всегда считается самый низкий тон в джинах, но для этого нет убедительных причин, и иногда более четкий анализ можно провести с точки зрения аджн, которые также идут ниже тоники.
- Область мелодического влияния джиннов часто простирается выше или ниже соответствующих нот джинов, особенно до « ведущего тона » или высоты звука, находящегося непосредственно под тоникой, который обычно используется в мелодиях и лежит на определенный интервал ниже тоники для каждой джинс. [1] : 195
- Помимо всего этого, каждый джин имеет определенные мелодические фрагменты, которые более ожидаемы или традиционны в идиоме арабской музыки, и существенное отклонение от них приводит к появлению более редких или экспериментальных мелодий. Другими словами, у каждого джинна есть свой собственный «словарь» фраз, из которого музыканты черпают идиоматические мелодии. [1] : 192
Стандартные тоники и транспозиция
[ редактировать ]Джин определяется и распознается по его интервалам , поэтому его можно транспонировать в другую абсолютную высоту и по-прежнему считать тем же самым джином. Однако, в отличие от западных мажорных и минорных гамм , аджны (на практике) не транспонируются более чем на несколько соответствующих тонических тонов. Причиной этого частично являются традиции, а частично эргономика и механические возможности различных инструментов. Например, музыканты, играющие на струнных инструментах, таких как уд или скрипка, обычно предпочитают, чтобы тоника и гамма джина звучали на открытых струнах. Еще более очевидным примером является «арабизированный» аккордеон , который может быть оснащен только ограниченным набором четвертьтоновых нот, таких как E полубемоль, A полубемоль и B полубемоль — это сильно ограничивает клавиши. в котором можно играть полутональные аджны. [1] : 201
Приведенные ниже аджны представлены в виде «стандартных» тоников, которые представляют собой традиционные версии, которым впервые обучают студентов-музыкантов. В некоторых случаях название джина совпадает с названием высоты звука в исторической 24-тоновой арабской системе тонов , например, «Раст» — это одновременно название джина и название ноты «до», которая является его стандартным тоником. (джинс Раст также часто начинается с фа или соль, но они считаются альтернативными тониками). [1] : 200
Наиболее распространен любой
[ редактировать ]Мнемоническим приемом , используемым некоторыми студентами-музыкантами для запоминания названий восьми наиболее распространенных аджн (или соответствующих макаматов), является арабская фраза صنع بسحرك ( ṣuniʿa bi-siḥirka ), что означает «созданный с помощью вашей магии» и состоит из восьми арабских букв, одна для каждого гена. В этом порядке это Шаба ( Сабба ), Нахаванд ( Нахаванд ), Аджам ( Иностранец ), Баяти ( Баяти ), Сика ( Сика ), Раст ( Правый ), Хиджаз ( Хиджаз ) и Курд ( Курд ). [1] : 204
ʿАджам
[ редактировать ]Джинс Аджам — пентахорд, охватывающий идеальную квинту и похожий на нижнюю часть мажорной гаммы .
Будь живым
[ редактировать ]Джинс Баяти — тетрахорд, охватывающий чистую кварту . Над тоником есть две нейтральные секунды , поэтому на этом джине невозможно играть в 12 равнотемперированных , даже приблизительно.
Хиджаз
[ редактировать ]Джинс Хиджаз — тетрахорд, охватывающий чистую кварту. Он имеет характерный большой шаг ( увеличенную секунду ) между второй и третьей нотами. Хотя существует версия джинс Хиджаз с таким же темпераментом, многие источники утверждают, что это худший вариант, и дают ему пренебрежительное название «Пиано Хиджаз». В частности, интервалы DE♭ и F♯-G обычно больше, чем равнотемперированные полутона , в результате чего увеличенная секунда E♭-F♯ значительно меньше, чем второстепенная треть.
курдский
[ редактировать ]Джинс Курд — тетрахорд, охватывающий чистую кварту. Он напоминает нижнюю половину фригийского лада в западной музыке.
Нахаванд
[ редактировать ]Джинс Нахаванд — тетрахорд, охватывающий чистую кварту. Он напоминает нижнюю половину минорной гаммы .
Всегда
[ редактировать ]Джинс-саба обычно определяется как тетрахорд, охватывающий интервал, значительно меньший идеальной кварты. Он похож на Баяти с уплощенной четвертой ступенью. В отличие от многих других аджн, существует широкое согласие относительно эмоционального характера джинс-сабы: ее настроение — это состояние сильного страдания или тоски. [1] : 221
Религия
[ редактировать ]Джинс Сика — трихорд, охватывающий нейтральную треть . Сика уникален тем, что его тоника представляет собой «четверть тона» (это различие между «четвертью тона» и «полутонами» не является просто результатом гегемонии равнотемперации; одно практическое различие между ними состоит в том, что «четверть тона» и «полутона» -тон» никогда не будет найден на открытой струне струнного инструмента, такого как уд или скрипка ). Этот джин также может начинаться с полубемоль ля или полубемоль си, но он никогда не начинается с полутональной ноты или ноты открытой струны, такой как C, D, F, G, A... [1] : 223
случай
[ редактировать ]Джинс Раст — пентахорд, охватывающий идеальную квинту. Третья высота является нейтральной терцией над тоникой, и ее конкретная настройка варьируется в зависимости от региональных традиций. В большей части арабского мира его настройка обычно находится где-то рядом с фактической четвертьтоном (350 центов) - с местными вариациями - в то время как в соответствующих турецких гаммах, также называемых «раст», она намного ближе к мажорной терции (например, 380 центов). .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джинса Страница с сайта Maqamworld
- Введение в уроки макама, в котором даны определения джинс.