Саба (музыка)
Саба ( араб . صبا , турецкий : Saba или Sabâ , туркменский : sabah ) — своего рода музыкальная гамма , используемая как в арабской музыке , так и в турецкой классической музыке . В этой статье рассматриваются как арабские джины и макамы под названием «Саба», так и аналогичные турецкие макамы с таким же названием.
В любой традиции первые три ступени над тоникой Сабы довольно малы, так что четвертая высота заметно меньше идеальной кварты над тоникой. Это отличает его от большинства других шкал. Саба часто ассоциируется с тревожными, тревожными или тоскующими эмоциями. [ 1 ] : 221
Этимология
[ редактировать ]Саба ( араб . صبا ) — арабское слово, означающее «тоска», а также относящееся к типу ветра. [ 1 ] : 221 конкретно «Восточный ветер». [ 1 ] : 408 Его перевели как «зефир» или «ветер раннего утра». По-турецки сабах означает «утро», а утренний азан часто поют в макам-сабе. [ 2 ] : 45 Возможно, связь с турецким словом «утро» — это просто народная этимология , а название весов происходит от арабского языка.
Арабская музыка
[ редактировать ]В арабской музыкальной традиции Саба — это одновременно джинны и семья макамов, основанная на этих джинах , в которой есть только один член: Макам Саба.
Секс
[ редактировать ]
Джинс-саба традиционно определяется как тетрахорд, охватывающий интервал, значительно меньший идеальной кварты. Она входит в число 8 или 9 стандартных аджн арабской музыки, но необычна среди аджн тем, что на ней построен только один макам, и он не служит главным второстепенным джином какого-либо другого макамата (хотя он часто заменяет Джинс Баяти как красочная переделка). [ 1 ] : 223
На сабе невозможно играть на западных инструментах с одинаковым темперированием из-за второй ступени, которая концептуально представляет собой «четверть тона» и недостаточно хорошо приближается ни к минорной , ни к мажорной секунде над тоникой. [ 1 ] : 221
В Джинс Сабе отсутствует единственная, четко выраженная гаммаз , потому что вторичным центром мелодического акцента обычно является высота 3, в то время как основой для модуляции других аджн является высота 6 (хотя эта высота находится за пределами традиционного тетрахорда Саба). Таким образом, обе эти высоты играют некоторую роль гаммаза . [ 1 ] : 221
Макам
[ редактировать ]
Макам Саба содержит тоник Джинс Саба и продолжает движение вверх. Пьесы в Макам Саба обычно заканчиваются тоником Саба (здесь обозначен буквой D).
Следующая более высокая область мелодической концентрации — джинс Хиджаз на 3. Некоторые авторы отмечают, что это не обычный Хиджаз, потому что (1) по сравнению с типичным Хиджазом тон 3 тонизирован меньше, и (2) точная интонация интервалов более тонизирована. отличается от обычного Хиджаза. [ 1 ] : 221 Тем не менее, для большинства практических целей это можно рассматривать как «джинс Хиджаз на 3». Частично перекрывает джинс саба на 1.
Начиная с 6-й ступени, есть два распространенных варианта: джинс Аджам на 6 и джинс Никриз на 6. Джинс Аджам может иметь больше смысла для западного уха, потому что его третья нота такая же, как октава тоники Саба. Никриз на 6, однако, также является важной и известной частью Макам Саба, и ни его 3-я, ни 4-я ступени (всего 8 и 9 ступени) не образуют идеальных октав с более низкими тонами гаммы. [ 1 ] : 408
Турецкая музыка
[ редактировать ]
Саба также является турецким макамом . Обычно он обозначается тоникой А (Дюга). В этом случае güçlü . (доминантой) является C, третья ступень гаммы - сравните это с арабской версией, где третья ступень также является основной нотой мелодического акцента, отличной от тоники Ноты выше C образуют пентахорд Hicaz. [ 3 ] : 196 [ 2 ] : 45
Многие источники сходятся во мнении, что четвертая ступень, высота звука, называемая Hicaz, на практике играется несколько резче, чем указано. [ 3 ] : 196 [ 2 ] : 45
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фаррадж, Джонни; Абу Шумайс, Сами (2019). Внутри арабской музыки Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190658359 .
- ^ Jump up to: а б с д Микош, Томас (2020). Макамлар: Музыкальные гаммы Турции . Лулу Пресс.
- ^ Jump up to: а б Айдемир, Мурат (2010). Путеводитель по турецкой музыке Макам . Пан Паблишинг. ISBN 9789944396844 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Урок макама 19: Макам саба, автор Сами Абу Шумайс на YouTube
- Джинсы Saba на MaqamWorld
- Макам Саба на MaqamWorld