Запятая (музыка)
В теории музыки запятая — это очень маленький интервал , разница возникает в результате настройки одной ноты двумя разными способами. [1] Строго говоря, существует только два вида запятых: синтонная запятая , «разница между просто мажорной терцией и четырьмя просто идеальными квинтами за вычетом двух октав», и пифагорейская запятая , «разница между двенадцатью квинтами и семью октавами». [2] Слово запятая, используемое без уточнений, относится к синтонной запятой , [3] например, как разницу между F ♯, на основе D настроенным с использованием пифагорейской системы настройки , и другим F ♯, на основе D. среднего тона с четвертью запятой настроенным с использованием системы настройки который можно определить , Интервалы, разделенные соотношением 81:80, считаются одной и той же нотой, поскольку 12-нотная западная хроматическая шкала не отличает пифагорейские интервалы от 5-предельных интервалов в своих обозначениях. Другие интервалы считаются запятыми из-за энгармонической эквивалентности системы настройки. Например, в 53TET , B ♭ и A ♯ аппроксимируются одним и тем же интервалом, хотя они находятся на семеричной клеизме друг от друга.
Этимология
[ редактировать ]В данном контексте «запятая» означает «волосик», то есть «отрезать всего лишь волосок». [ нужна ссылка ] . Слово «запятая» пришло из латыни от греческого κόμμα , от более раннего * κοπ-μα : «результат или эффект разрезания». Более полная этимология приведена в статье κόμμα (Древнегреческий) в Викисловаре .
Описание
[ редактировать ]В пределах одной и той же системы настройки две энгармонически эквивалентные ноты (например, G ♯ и A ♭ ) могут иметь немного разную частоту, а интервал между ними представляет собой запятую. Например, в расширенных гаммах, созданных с настройкой с пятью пределами, нота A ♭ , настроенная как мажорная треть ниже C 5 , и G ♯, настроенная как две мажорные трети выше C 4, не являются совершенно одной и той же нотой, поскольку они были бы в равной темперации . Интервал между этими нотами, диезиса , представляет собой легко слышимую запятую (ее размер составляет более 40% полутона ) .
Запятые часто определяют как разницу в размере двух полутонов. [ нужна ссылка ] Каждая темперамента система настройки означает 12 тонов, характеризующихся двумя разными типами полутонов (диатоническими и хроматическими) и, следовательно, запятой уникального размера. То же самое справедливо и для пифагорейской настройки.
В одной только интонации может быть получено более двух видов полутонов. Таким образом, одна система настройки может характеризоваться несколькими разными запятыми. Например, широко используемая версия пятипредельной настройки дает 12-тоновую гамму с четырьмя видами полутонов и четырьмя запятыми .
Размер запятых обычно выражается и сравнивается в центах : 1/1200 октавы доли . в логарифмическом масштабе
Запятые в разных контекстах
[ редактировать ]В столбце ниже «Разница между полутонами » мин 2 — это минорная секунда (диатонический полутон), август 1 — это расширенный унисон (хроматический полутон), а S 1 , S 2 , S 3 , S 4 — это полутона, определенные здесь . В столбцах с надписью « Интервал 1» и «Интервал 2» предполагается, что все интервалы настроены только по интонации . Обратите внимание, что запятая Пифагора ( κ 𝜋 ) и синтонная запятая ( κ S ) являются основными интервалами, которые можно использовать в качестве критериев для определения некоторых других запятых. Например, разница между ними — маленькая запятая, называемая схизма . Раскол не слышен во многих контекстах, поскольку его размер уже, чем наименьшая слышимая разница между тонами (которая составляет около шести центов, также известная как едва заметная разница , или JND).
Название запятой Альтернативное название Определения Размер Разница между
полутонаРазница между
запятыеРазница между центы Соотношение Интервал 1 Интервал 2 раскол skhisma август 1 - мин 2
в 1/12 один запятая означает1 к 𝜋 − 1 к S 8 идеальных пятых +
1 большая треть5 октав 1.95 семеричная клейсма 3 основные трети 1 октава —
1 семеричная запятая7.71 клейсма 6 малых третей 1 октава +
1 идеальная пятая часть
(« тритаве »)8.11 маленькая недесятичная запятая [4] 1 нейтральная секунда 1 минорный тон 17.40 диашизм диашизм мин 2 - август 1
в 1/6 запятую означало ,
С3 − С2
в 5-лимитном тюнинге2 k S − 1 k 𝜋 3 октавы 4 идеальных квинты +
2 основные трети19.55 синтонная запятая ( κ С )У нас есть две запятые С 2 - С 1
в 5-лимитном тюнинге4 идеальных пятых 2 октавы +
1 большая треть21.51 мажорный тон минорный тон 53 ТЕТ запятая ( к 53 )1 шаг (в 53 ТЕТ ) 1/9 мажорный тон (в 53 ТЕТ ) 1/8 минорный тон (в 53 ТЕТ )мажорный тон (в 53 ТЕТ )минорный тон (в 53 ТЕТ )22.64 Пифагорова запятая ( к 𝜋 )дитоническая запятая август 1 - мин 2
(в пифагорейской настройке )12 идеальных пятых 7 октав 23.46 семеричная запятая [5] Запятая Архита ( к А )малая седьмая септимальная минорная седьмая 27.26 острый менее острый
уменьшенная секундамин 2 - август 1
в 1/4 запятая означала ,
С 3 - С 1
в 5-лимитном тюнинге3 κ S − 1 κ 𝜋 октава 3 основные трети 41.06 недесятичная запятая [5] [6] Недесятичный четверть тона одиннадцатый тритон идеальная четвертая 53.27 больший диезис мин 2 - август 1
в 1/3 запятую означало ,
С 4 - С 1
в 5-лимитном тюнинге4 k S − 1 k 𝜋 4 второстепенные трети октава 62.57 трехдесятичная запятая трехзначный третий тон трехдесятичный тритон идеальная четвертая 65.34
Многие другие запятые были перечислены и названы микротоналистами. [7]
Синтоническая запятая сыграла решающую роль в истории музыки. Это степень, на которую некоторые ноты, полученные при пифагорейской настройке, были сглажены или обострены, чтобы образовались только второстепенные и мажорные трети. В пифагорейской настройке единственными очень согласными интервалами были чистая квинта и ее инверсия, идеальная кварта . Пифагорейская мажорная терция (81:64) и минорная терция (32:27) были диссонансными , и это мешало музыкантам свободно использовать трезвучия и аккорды , заставляя их писать музыку с относительно простой фактурой . Музыканты позднего средневековья признавали, что, слегка смягчая высоту некоторых нот, пифагорейские терции можно сделать созвучными . Например, если вы уменьшите частоту E на синтонную запятую (81:80), C–E (большая терция) и E–G (малая терция) станут справедливыми: C–E сглаживается справедливым соотношением
и в то же время E–G заточена до точного соотношения
Это привело к созданию новой системы настройки , известной как четверть запятой , которая позволяла полноценно развивать музыку со сложной текстурой , например полифоническую музыку или мелодии с инструментальным сопровождением . С тех пор были разработаны другие системы настройки, и синтонная запятая использовалась в качестве эталонного значения для смягчения идеальных квинт во всем семействе синтонических темпераментов , включая средние темпераменты .
Альтернативные определения
[ редактировать ]В четверти запятой означает уменьшенную секунду и любую систему настройки темперамента, которая смягчает квинту до размера меньше 700 центов, запятая представляет собой уменьшенную секунду , которую можно эквивалентно определить как разницу между:
- минорная секунда и расширенный унисон (также известный как диатонические и хроматические полутона ) или
- большая секунда и уменьшенная треть , или
- малая треть и увеличенная секунда , или
- большая треть и уменьшенная кварта , или
- идеальная кварта и увеличенная треть , или
- увеличенная кварта и уменьшенная квинта , или
- идеальная квинта и уменьшенная шестая , или
- малая шестая и увеличенная пятая , или
- большая шестая и уменьшенная седьмая , или
- минорная седьмая и увеличенная шестая , или
- мажорная седьмая и уменьшенная октава .
В пифагорейской настройке и любой системе настройки среднего темперирования, которая смягчает квинту до размера, превышающего 700 центов (например, 1/12 противоположностью уменьшенной секунды, а значит , означала), запятая является запятая противоположностью вышеперечисленных различий. Точнее, в этих системах настройки уменьшенная секунда представляет собой нисходящий интервал, а запятая — его восходящую противоположность. Например, пифагорейская запятая (531441:524288, или около 23,5 центов) может быть вычислена как разница между хроматическим и диатоническим полутоном, что является противоположностью уменьшенной пифагорейской секунды (524288:531441, или около -23,5 цента). .
В каждой из вышеперечисленных систем тюнинга вышеперечисленные различия имеют одинаковый размер. Например, в пифагорейской настройке все они равны противоположности пифагорейской запятой , а в четвертной запятой, означающей один, все они равны диезису .
Обозначения
[ редактировать ]В 2000–2004 годах Марк Сабат и Вольфганг фон Швайниц вместе работали в Берлине над разработкой метода точного указания высоты звука в нотной записи. Этот метод получил название расширенной нотации высоты тона Гельмгольца-Эллиса JI . [8] Сабат и Швайниц рассматривают «обычные» бемоли, натуральные и диезы как пифагорейскую серию идеальных квинт. Таким образом, серия идеальных квинт, начинающаяся с F, продолжается CGDAEBF ♯ и так далее. Преимущество для музыкантов состоит в том, что традиционное прочтение основных четвертей и квинт остается привычным. Такой подход также отстаивали Дэниел Джеймс Вольф и Джо Монзо, который называет его аббревиатурой HEWM (Гельмгольц-Эллис-Вольф-Монцо). [9] В дизайне Сабата-Швайница синтонические запятые обозначаются стрелками, прикрепленными к плоскому, естественному или острому знаку, семеричные запятые - с использованием символа Джузеппе Тартини, а недесятичные четвертьтона - с использованием общепринятых четвертьтоновых знаков (одиночный крест и обратная плоскость ). Для высших простых чисел разработаны дополнительные знаки. Чтобы облегчить быструю оценку высоты тона, можно добавить указание в центах (отклонения вниз ниже и отклонения вверх выше соответствующего случайного значения). Используемое соглашение заключается в том, что написанные центы относятся к темперированной высоте звука, подразумеваемой плоским, естественным или диезным знаком и названием ноты. Одним из больших преимуществ любой такой записи является то, что она позволяет точно записать естественный гармонический ряд. Полная легенда и шрифты для обозначений (см. примеры) находятся в открытом исходном коде и доступны в Plainsound Music Edition. [ нужна полная цитата ] Таким образом, шкала Пифагора — это CDEFGABC , а правильная шкала — CDE. ФГА Б С.
Композитор Бен Джонстон использует знак «-», чтобы указать, что нота опускается на синтоническую запятую, или «+», чтобы указать, что нота поднимается на синтоническую запятую; [10] однако «базовая гамма» Джонстона (простые номиналы ABCDEFG ) настроена на чистую интонацию и, таким образом, уже включает синтонную запятую. Таким образом, пифагорейская шкала — это CD E+ FG A+ B+ C , а правильная — CDEFGAB .
Умеренность запятых
[ редактировать ]Запятые часто используются при описании музыкальных темпераментов , где они описывают различия между музыкальными интервалами, которые устраняются этой системой настройки. Запятую можно рассматривать как расстояние между двумя музыкальными интервалами. Когда в системе настройки заданная запятая смягчается, возможность различать эти два интервала в этой настройке теряется. Например, разница между диатоническим полутоном и хроматическим полутоном называется диезисом. Широко используемая 12-тоновая равная темперация смягчает диэзис и, таким образом, не делает различия между двумя разными типами полутонов. С другой стороны, 19-тоновая равномерная темпераментность не смягчает эту запятую и, таким образом, различает два полутона.
Примеры:
- 12 ТЕТ смягчает диэзис, как и множество других запятых.
- 19 ТЕТ смягчает септимальный диезис и синтонную запятую , но не смягчает диэзис.
- 22 ТЕТ смягчает септимальную запятую Архита , но не смягчает септимальную диезис или синтонную запятую.
- 31 ТЕТ смягчает синтонную запятую, а также запятую, определяемую соотношением 99 / 98 , но не смягчает диезис, семеричный диезис или септимальную запятую Архита.
В следующей таблице указано количество используемых шагов, соответствующих различным интервалам в различных системах настройки. Нули указывают, что интервал представляет собой запятую (т. е. смягчается) в данном конкретном равном темпераменте. [ нужны разъяснения ] Все соотношения частот в первом столбце связаны со статьей в Википедии.
Интервал
(отношение частот)5 Т ЭДО 7 Т ЭДО 12 Т ЭДО 19 Т ЭДО 22 Т ЭДО 31 Т ЭДО 34 Т ЭДО 41 Т ЭДО 53 Т ЭДО 72 Т ЭДО
Запятую также можно считать дробным интервалом, остающимся после «полного круга» некоторого повторяющегося выбранного интервала; все повторяющиеся интервалы имеют одинаковый размер по относительной высоте, и все производимые тона понижаются или повышаются на целые октавы обратно до октавы, окружающей начальную высоту. Пифагорейская запятая, например, — это разница, полученная, скажем, между A ♭ и G ♯ после круга из двенадцати ровно пятых. Круг из трех только больших третей, например A ♭ CEG ♯ , образует малый диезис. 128/125 ♭ цента (41,1 ) G ♯ и A . между Круг из четырех второстепенных третей, например G ♯ BDFA ♭ , образует интервал 648/625 том, что эта и т. д. Интересное свойство темпераментов состоит в между A ♭ и G ♯ разница сохраняется при любой настройке интервалов, образующих круг. [11] В этом смысле запятые и тому подобные минутные интервалы никогда не могут быть полностью смягчены, какая бы настройка ни была.
Последовательность запятых
[ редактировать ]Последовательность запятых определяет музыкальный темперамент посредством уникальной последовательности запятых при возрастании простых чисел пределов . [12] Первая запятая последовательности запятых находится в q -пределе, где q — n -е нечетное простое число (простое число 2 игнорируется, поскольку оно представляет октаву), а n — количество образующих . Последующие запятые находятся в пределах простых чисел, каждая из которых является следующей по порядку простым числом над последней.
Другие интервалы, называемые запятыми
[ редактировать ]Есть также несколько интервалов, называемых запятыми, которые технически не являются запятыми, поскольку не являются рациональными дробями, подобными указанным выше, а являются их иррациональными аппроксимациями. К ним относятся запятые Холдриана и Меркатора, [13] и размер шага между тонами в 53 TET .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолдо Селден Пратт (1922). Словарь музыки и музыкантов Гроува , Vol. 1, с. 568. Джон Александр Фуллер Мейтленд , сэр Джордж Гроув , ред. Макмиллан.
- ^ Клайв Грейтед (2001). «Запятая», Grove Music Online . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.06186
- ^ Бенсон, Дэйв (2006). Музыка: математическое предложение , с. 171. ISBN 0-521-85387-7 .
- ^ Галушка, Ян (2003). Математическая теория тональных систем . ЦРК Пресс. п. XXVI . ISBN 0-8247-4714-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раш, Рудольф (2000). «Пара слов о настройках Гарри Партча». В Данне, Дэвид (ред.). Гарри Партч: Антология критических взглядов . п. 34 . ISBN 90-5755-065-2 . — Описывает разницу между 11 предельными и 3 предельными интервалами.
- ^ Раш, Рудольф (1988). «Системы музыкальной интонации Фарея». В Бенитесе, Х.М.; и др. (ред.). Слушаю . Том. 2. п. 40. ИСБН 3-7186-4846-6 . = Источник для 32:33 как разница между 11:16 и 2:3 .
- ^ «Список запятых по простому пределу» . Ксенгармоническая вики .
- ^ см. статью «Расширенная нотация высоты звука Гельмгольца-Эллиса JI: метод записи натуральных интервалов» в журнале « Микротоны и многое другое» - «О гамбургских путях Дьёрдя Лигети» , изд. Манфреда Станке , Бокель Верлаг, Гамбург, 2005 г. ISBN 3-932696-62-Х
- ^ Статья в энциклопедии Tonalsoft об обозначении HEWM.
- ^ Джон Фонвилл . «Расширенная справедливая интонация Бена Джонстона - Руководство для переводчиков», с. 109, Перспективы новой музыки , т. 109, Перспективы новой музыки. 29, нет. 2 (лето 1991 г.), стр. 106–137. и Джонстон, Бен и Гилмор, Боб (2006). «Система обозначений для расширенной простой интонации» (2003), «Максимальная ясность» и другие сочинения о музыке , с. 78. ISBN 978-0-252-03098-7
- ^ Раш, Рудольф (2002). «Тюнинг и темперамент». В Кристенсене, Т. (ред.). Кембриджская история теории западной музыки . Издательство Кембриджского университета. п. 201. ИСБН 0-521-62371-5 .
- ^ Смит, Г.В. «Последовательности запятых» . Ксенгармония . Проверено 26 июля 2012 г. - через lumma.org.
- ^ Монзо, Джо. «Меркатора-запятая / Запятая Меркатора» . tonalsoft.com .