Jump to content

Пифагорова запятая

Пифагорова запятая (531441:524288) на C
{ \magnifyStaff #3/2 \omit Score.TimeSignature \relative c' <c! \tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup { \concat { \lower #1 "+++" \sharp}} bis>1}
Пифагорова запятая на букве C в обозначениях Бена Джонстона . Нота, изображенная на нотоносце как нижняя (B +++ ), немного выше по высоте (чем C ). Продолжительность: 0 секунд.
Пифагорова запятая ( PC ), определяемая в настройке Пифагора как разница между полутонами (A1 – m2) или интервал между энгармонически эквивалентными нотами (от D до C ). Уменьшенная секунда имеет такую ​​же ширину, но противоположное направление (от C до D ).

В музыкальной настройке пифагорейская запятая (или дитоническая запятая) [а] ), названный в честь древнего математика и философа Пифагора , представляет собой небольшой интервал (или запятую ), существующий в пифагорейской настройке между двумя энгармонически эквивалентными нотами, такими как C и B или D и C . [1] Он равен отношению частот (1.5) 12 2 7 = 531441/524288 . 1,01364 , или около 23,46 цента , примерно четверть полутона ( между 75:74 и 74:73) [2] ). Запятая, которую часто «смягчают» музыкальные темпераменты, — это пифагорейская запятая. [3]

Пифагорову запятую можно также определить как разницу между пифагорейским апотомом и пифагорейской лиммой. [4] (т. е. между хроматическим и диатоническим полутоном , как определено в настройке Пифагора); разница между 12 просто идеальными квинтами и семью октавами ; или разница между тремя пифагорейскими дитонами и одной октавой (вот почему пифагорейскую запятую еще называют дитонической запятой ).

Уменьшенная секунда в пифагорейской настройке определяется как разница между лиммой и апотомом. Таким образом, она совпадает с противоположностью пифагорейской запятой и может рассматриваться как нисходящая пифагорейская запятая (например, от C до D ), равная примерно -23,46 цента.

Как описано во введении, запятая Пифагора может быть образована несколькими способами:

Просто идеальная квинта имеет соотношение частот 3:2. Он используется в пифагорейской настройке вместе с октавой в качестве критерия для определения относительно данной начальной ноты частоты любой другой ноты.

Апотом и лимма — это два типа полутонов, определенные в пифагорейской настройке. А именно, апотом (около 113,69 цента, например, от C до C ) представляет собой хроматический полутон, или расширенный унисон (A1), тогда как лимма (около 90,23 цента, например, от C до D ) представляет собой диатонический полутон, или минор. второй (м2).

Дитон (или мажорная терция ) — это интервал, образованный двумя мажорными тонами . В пифагорейской настройке мажорный тон имеет размер около 203,9 цента (отношение частот 9:8), таким образом, пифагорейский дитон составляет около 407,8 цента.

Октавы (7 × 1200 = 8400) в сравнении с квинтами (12 × 701,96 = 8423,52), изображенные в виде палочек Кюизенера (красный (2) используется для 1200, черный (7) используется для 701,96).
Октавы (1 × 1200 = 1200) в сравнении с дитонами (3 × 407,82 = 1223,46), изображенные в виде палочек Кюизенера (красный (2) используется для 1200, пурпурный (4) используется для 407,82).
Пифагорова запятая, показанная как пробел (справа), из-за которого 12-конечная звезда не может закрыться, и эта звезда представляет шкалу Пифагора; каждая строка представляет собой идеальную квинту. Этот зазор имеет центральный угол 7,038 градусов, что составляет 23,46% от 30 градусов.

Размер запятой Пифагора, измеряемый в центах , равен

или, точнее, с точки зрения отношений частот :

Квинтовый круг и энгармонические изменения

[ редактировать ]
\new PianoStaff \with {\override StaffGrouper.staff-staff-spacing.basic-distance = #15 \omit TimeSignature }<< \new Staff \with{ \magnifyStaff #3/2 } {\relative c'\tweak AccidentalPlacement.positioning-done ##f <\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup { \concat { \lower #1 "++" \sharp}} \tweak Случайное.X-смещение #-10,75 fis\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup { \concat { \lower #1 "++" \sharp}} \tweak Accidental.X-offset #-6 cis'\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup { \concat { \lower #1 "++" \sharp}} \tweak Accidental.X-offset #-10.75 gis'\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup { \concat { \lower #1 "++" \sharp}} \tweak Accidental.X-offset #-6 dis'\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup { \concat { \lower #1 "+++" \sharp}} \tweak Accidental.X-offset #-14.75 ais'\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup { \concat { \lower #1 "+++" \sharp}} \tweak Accidental.X-offset #-8 eis' >1 }\new Staff \with{ \magnifyStaff #3/2 } {\relative c,, {\hide Staff.TimeSignature \clef bass <c g' d'\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup {\lower #1 "+" } ais'\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup {\lower #1 "+" } eis'\tweak Accidental.stencil #ly:text-interface::print \tweak Accidental.text \markup {\lower #1 "+" } bis'>1 } }>>
Пифагорова запятая как двенадцать правильно настроенных идеальных квинт в нотации Бена Джонстона. Продолжительность: 7 секунд.

Пифагорейскую запятую можно также рассматривать как несоответствие между 12 правильно настроенными идеальными квинтами (соотношение 3:2) и семью октавами (соотношение 2:1):

Восхождение по идеальным квинтам
Примечание Пятый Отношение частот Десятичное соотношение
С 0 1 : 1   1
Г 1 3 : 2   1.5
Д 2 9 : 4   2.25
А 3 27 : 8   3.375
И 4 81 : 16   5.0625
Б 5 243 : 32   7.59375
F 6 729 : 64   11.390625
C 7 2187 : 128   17.0859375
G 8 6561 : 256   25.62890625
D 9 19683 : 512   38.443359375
A 10 59049 : 1024   57.6650390625
E 11 177147 : 2048   86.49755859375
Б (≈ С) 12 531441 : 4096   129.746337890625
По возрастанию по октавам
Примечание Октава Отношение частот
С 0 1 : 1
С 1 2 : 1
С 2 4 : 1
С 3 8 : 1
С 4 16 : 1
С 5 32 : 1
С 6 64 : 1
С 7 128 : 1

В следующей таблице музыкальных гамм в квинтовом круге пифагорейская запятая видна как небольшой интервал между, например, F и G . Обход квинтового круга с небольшими интервалами приводит к накачке запятой пифагорейской запятой.

6 и 6 Весы [я] не идентичны, хотя они есть на клавиатуре фортепиано , но гаммы ♭ на одну пифагорову запятую ниже. Игнорирование этой разницы приводит к энгармоническим изменениям .

  1. ^ Шкалы 7 и 5 , соответственно 5 и 7 ♯, различаются одинаково одной пифагорейской запятой. Весы с семью акциденциями используются редко. [5] потому что энгармонические шкалы с пятью акциденциями считаются эквивалентными.

Этот интервал имеет серьезные последствия для различных настройки схем хроматической гаммы , поскольку в западной музыке 12 идеальных пятых и семь октав рассматриваются как один и тот же интервал. Равная темперация , сегодня самая распространенная система настройки на Западе, согласовала это, сглаживая каждую пятую на двенадцатую пифагорейской запятой (приблизительно 2 цента), создавая таким образом идеальные октавы.

Другой способ выразить это состоит в том, что только квинта имеет соотношение частот (по сравнению с тоникой) 3:2 или 1,5 к 1, тогда как седьмой полутон (основанный на 12 равных логарифмических делениях октавы) является седьмой степенью октавы. корень двенадцатой степени из двух или 1,4983... до 1, что не совсем то же самое (разница около 0,1%). Возьмите пятую часть в 12-й степени, затем вычтите семь октав, и вы получите пифагорейскую запятую (разница примерно 1,4%).

Первым упомянул о пропорции запятой 531441:524288 Евклид , принявший за основу весь тон пифагорейской настройки с соотношением 9:8, октаву с соотношением 2:1 и число А = 262144. Он приходит к выводу, что повышение этого числа на шесть целых тонов дает значение G, которое больше, чем то, которое получается при повышении его на октаву (в два раза А). Он дает G равное 531441. [6] Необходимые расчеты гласят:

Расчет G:

Вычисление двойного числа А:

Китайские математики знали о пифагорейской запятой еще в 122 г. до н. э. (ее расчет подробно описан в « Хуайнаньцзы» ), а около 50 г. до н. э. Чинг Фан обнаружил, что если цикл идеальных квинт продолжаться за пределами 12 вплоть до 53, разница между этой 53-й нотой и начальной нотой будет намного меньше пифагорейской запятой. Этот гораздо меньший интервал позже был назван запятой Меркатора ( см.: История 53 равных темпераментов ).

Джорджа Рассела В «Лидийской хроматической концепции тональной организации» (1953) полутон между лидийской тоникой и 2 в его измененных мажорных и минорных вспомогательных уменьшенных блюзовых гаммах теоретически основан на пифагорейской запятой. [7]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ не путать с диатонической запятой, более известной как синтоническая запятая , равная соотношению частот 81:80, или около 21,51 цента. См.: Джонстон, Бен (2006). «Максимальная ясность» и другие сочинения о музыке под редакцией Боба Гилмора . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN   0-252-03098-2 .
  1. ^ Апель, Вилли (1969). Гарвардский музыкальный словарь , стр. 188. ISBN   978-0-674-37501-7 . «...разница между двумя полутонами пифагорейской гаммы...»
  2. ^ Гинзбург, Джекутиэль (2003). Математические сочинения , с. 287 ISBN   978-0-7661-3835-3 .
  3. ^ Койн, Ричард (2010). Настройка места: социальные пространства и широко распространенные цифровые медиа , с. 45. ISBN   978-0-262-01391-8 .
  4. ^ Коттик, Эдвард Л. (1992). Руководство пользователя клавесина , стр. 151. ISBN   0-8078-4388-1 .
  5. ^ «Полный обзор композиций с семью случайностями» , Ульрих Рейнхардт
  6. ^ Евклид : Katatome kanonos (лат. Sectio canonis ). англ. перевод в: Эндрю Баркер (редактор): Греческие музыкальные сочинения. Том. Т. 2: Гармоническая и акустическая теория , Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета, 2004, стр. 190–208, здесь: стр. 199.
  7. ^ Рассел, Джордж (2001) [1953]. Джорджа Рассела Лидийская хроматическая концепция тональной организации . Том первый: Искусство и наука тональной гравитации (Четвертое (второе издание, исправленное, 2008 г.) изд.). Бруклин, Массачусетс: Издательская компания Concept. стр. 17, 57–59. ISBN   0-9703739-0-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89385ee9ab9751161238ed82fec8fc92__1714567980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/92/89385ee9ab9751161238ed82fec8fc92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pythagorean comma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)