Джордж Рассел (композитор)
Джордж Рассел | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джордж Аллен Рассел |
Рожденный | Цинциннати , Огайо , США | 23 июня 1923 г.
Умер | 27 июля 2009 г. Бостон , Массачусетс , США | (86 лет)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик |
Инструмент(ы) | Фортепиано, барабаны |
Годы активности | 1947–2009 |
Веб-сайт | www |
Джордж Аллен Рассел (23 июня 1923 — 27 июля 2009) — американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и теоретик. Он считается одним из первых джазовых музыкантов, внесших вклад в общую теорию музыки, представив теорию гармонии, основанную на джазе, а не на европейской музыке, в своей книге «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» (1953). [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рассел родился в Цинциннати, штат Огайо , 23 июня 1923 года. [2] белому отцу и черной матери. [3] Его усыновили медсестра и шеф-повар B&O Railroad Бесси и Джозеф Расселы. [2] Юный Рассел пел в хоре Африканской методистской епископальной церкви и слушал музыку Fate Marable из Kentucky Riverboat . [4] Он дебютировал на сцене в семь лет, спев «Moon Over Miami» с Фэтсом Уоллером .
Окруженный музыкой черной церкви и биг-бэндами, игравшими на речных судах Огайо, а также с отцом, который был преподавателем музыки в Оберлинском колледже , он начал играть на барабанах в бойскаутах и корпусе горна, получив стипендию в Университете Уилберфорса. , [5] где он присоединился к Collegians, группе, известной как питательная среда для джазовых музыкантов, включая Бена Вебстера , Коулмана Хокинса , Чарльза Фримена Ли , Фрэнка Фостера и Бенни Картера . Рассел служил в этом оркестре одновременно с другим известным джазовым композитором Эрни Уилкинсом . [6] Когда его призвали в армию в начале Второй мировой войны , он был госпитализирован с туберкулезом , во время которого другой пациент обучал его основам теории музыки.
Ранняя карьера
[ редактировать ]После выписки из больницы он играл на барабанах в группе Бенни Картера, но решил отказаться от игры на барабанах как от призвания после того, как услышал Макса Роуча , который заменил его в оркестре. [5] Вдохновленный прослушиванием » Телониуса Монка , «Round Midnight Рассел в начале 1940-х годов переехал в Нью-Йорк, где стал членом кружка молодых новаторов, часто посещавших квартиру Гила Эванса на 55-й Западной улице , 14. входили Майлз Дэвис , Чарли Паркер , Джерри Маллиган и Джон Льюис , позже музыкальный руководитель квартета современного джаза . [7]
В 1945–46 годах Рассел снова был госпитализирован с туберкулезом на 16 месяцев. Вынужденный отказаться от работы барабанщиком Чарли Паркера , за это время он разработал основные принципы того, что впоследствии стало его лидийской хроматической концепцией тональной организации , теорией, охватывающей всю равнотемперированную музыку, которая имела влияние далеко за пределами границы джаза. В этот период он также изучал композицию у Стефана Вольпе . [8] Первое издание его книги было опубликовано Расселом в 1953 году, когда он работал продавцом в Macy's . В то время идеи Рассела стали решающим шагом в модальной музыке Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса. [1] на своей классической записи Kind of Blue и послужил маяком для других модернистов, таких как Эрик Долфи и Арт Фармер .
Работая над теорией, Рассел также применял ее принципы к композиции. Его первая известная композиция была для оркестра Диззи Гиллеспи , состоящая из двух частей "Cubano Be, Cubano Bop" (1947), являющаяся частью новаторских экспериментов этой группы по слиянию элементов бибопа и кубинского джаза . [2] «A Bird in Igor's Yard» (дань уважения Чарли Паркеру и Игорю Стравинскому ) была записана на сессии под руководством Бадди ДеФранко в следующем году. [9] Кроме того, менее известное, но важное произведение в аранжировке Рассела было записано в январе 1950 года Арти Шоу под названием «Similau». [10] [11] в нем использовались методы обеих работ, выполненных для Гиллеспи и ДеФранко.
Рассел начал играть на фортепиано, возглавив ряд групп, в которые входили Билл Эванс , Арт Фармер , Хэл МакКьюсик , Барри Гэлбрейт , Милт Хинтон , Пол Мотиан и другие. Jazz Workshop был его первым альбомом в качестве лидера, на котором он относительно мало играл, а не руководил событиями (как и его коллега Гил Эванс). В течение следующих нескольких лет ему предстояло записать ряд впечатляющих альбомов, иногда в качестве основного пианиста.
В 1957 году Рассел был одним из нескольких композиторов, которым Университет Брандейса поручил написать произведение для джазового фестиваля. [12] Он написал сюиту для оркестра « Все о Рози» , в которой среди других солистов участвовал Билл Эванс, и была названа одним из немногих убедительных примеров составленной полифонии в джазе. [13]
В состав оркестра, участвовавшего в его расширенной работе 1958 года в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк , входили Билл Эванс, Джон Колтрейн , Арт Фармер, Милт Хинтон , Боб Брукмейер и Макс Роуч , среди прочих, а также звучали рэп-исполнители певца и автора текстов Джона Хендрикса. . Jazz in the Space Age (1960) был еще более амбициозным альбомом биг-бэнда , в котором присутствовали необычные двойные фортепианные голоса Билла Эванса и Пола Блея . Рассел сформировал собственный секстет, в котором играл на фортепиано. Между 1960 и 1963 годами в секстете Рассела участвовали такие музыканты, как Дэйв Бейкер и Стив Сваллоу, а также были запоминающиеся сессии с Эриком Долфи (по Ezz-thetics ) и певицей Шейлой Джордан (их мрачная версия « You Are My Sunshine » в The Outer View (1962)). пользуется большим уважением).
Европа
[ редактировать ]В 1964 году Рассел, который, будучи наполовину чернокожим, был встревожен расовыми отношениями в США, переехал в Скандинавию . [2] Он гастролировал по Европе со своим секстетом и жил в Скандинавии пять лет , преподавая в Лундском университете . [5] [8] В 1966 году он принял участие в первом джазовом фестивале в Пори. [14] В начале 1970-х годов Рассел большую часть своей работы провёл в Норвегии и Швеции . Он играл там с молодыми музыкантами, получившими международную известность: гитаристом Терье Рипдалом , саксофонистом Яном Гарбареком и барабанщиком Джоном Кристенсеном .
Этот скандинавский период также предоставил возможности писать для более крупных групп, и более масштабные композиции Рассела этого времени воплощают его идею «вертикальной формы», которую он описал как «слои или слои расходящихся режимов ритмического поведения» . Электронная соната для душ, любимых природой , написанная по заказу Боссе Броберга из Шведского радио для оркестра радио , была впервые записана в 1968 году как расширенное произведение, записанное на электронную ленту. Он продолжил продолжающееся исследование Рассела новых подходов и новых инструментов.
Рассел вернулся в Америку в 1969 году, когда Гюнтер Шуллер занял пост президента Музыкальной консерватории Новой Англии в Бостоне и назначил Рассела преподавать лидийскую концепцию на недавно созданном факультете джазовых исследований, и эту должность он занимал в течение многих лет. [15] [16] Гастролируя со своими группами, Рассел настойчиво развивал концепцию Lydian. Он играл в Bottom Line, Newport, Wolftrap, The Village Vanguard, Carnegie Hall, Sweet Basil и других со своим оркестром из 14 человек. [15]
Более поздние работы
[ редактировать ]В 1970-х Расселу было поручено написать и записать три крупных произведения: « Слушай тишину» , мессу для оркестра и хора для Норвежского культурного фонда; «Живое время » по заказу Билла Эванса для Columbia Records ; и Вертикальная форма VI для Шведского радио.
В «Живом времени» (1972) Рассел воссоединился с Биллом Эвансом, чтобы предложить набор композиций, отражающих этапы человеческой жизни. В его «Жизни в американской спирали времени» участвовали многие молодые игроки из Нью-Йорка, которые впоследствии стали великими, в том числе Том Харрелл и Рэй Андерсон . Когда ему удалось сформировать оркестр для своей работы 1985 года «Африканская игра» , он назвал его «Оркестр живого времени». Этот ансамбль из 14 человек гастролировал по Европе и США, часто проводя недели в Village Vanguard назвал его , и журнал New York «самым захватывающим оркестром, поражавшим город за последние годы».
Работа The African Game , 45-минутный опус для 25 музыкантов, была описана Робертом Палмером из The New York Times как «один из самых важных новых релизов за последние несколько десятилетий» и принесла Расселу две номинации на Грэмми в 1985 году.
После 1984 года Рассел написал 9 расширенных произведений, среди них: « Хронология для симфонического оркестра, джазового оркестра, хора, клезмерского оркестра и солистов», написанная к 125-летию Консерватории Новой Англии; реорганизация Living Time для оркестра Рассела и дополнительных музыкантов по заказу Cité de la Musique в Париже в 1994 году; и «Пришло время » по заказу Совета искусств Англии и Шведского концертного бюро в 1995 году.
В 1986 году Рассел гастролировал с группой американских и британских музыкантов, в результате чего образовался The International Living Time Orchestra. Он играл с Дэйвом Барджероном, Стивом Лоддером, Тайгером Окоши, Майком Уокером, Брэдом Хэтфилдом и Энди Шеппардом. [15]
Теория музыки
[ редактировать ]Рассела Лидийская хроматическая концепция тональной организации заново концептуализировала сопоставление гамм с аккордами . В то время как традиционный подход к диатонической мажорной гамме основан на тонах ионической мажорной гаммы в соответствии с классической теорией (C, D, E, F, G, A, B для гаммы до мажор и т. д.), LCC выводит гаммы, основанные на серии квинт, сложенных из основных тонов аккордов с мажорной терцией . В тональности C сложенная пятая серия включает C, G, D, A, E, B и F ♯ , которые обеспечивают альтернативное семитональное деление гаммы до мажор с повышенным или увеличенным четвертым тоном. Полученная гамма с увеличенной квартой (F ♯ ) вместо идеальной кварты (F) имеет больше созвучия , чем традиционная ионическая диатоническая мажорная гамма по аккордам, избегая диссонансных полутонов от мажорной терции (E). При использовании традиционной мажорной гаммы диссонанса можно избежать, опуская идеальную кварту; используя лидийский режим с более согласной дополненной четвертой, исполнитель или композитор получает тональную свободу, которая облегчает модальную игру на аккордах с мажорной терцией. Лидийские мажорные третьи аккорды обозначаются значком ♯ 11, что соответствует ♯ 4 по шкале.
Сообщается, что Майлз Дэвис кратко резюмировал LCC, сказав: «F должно быть там, где на фортепиано находится средняя C» [белые ноты: FF = лидийский мажор, а не ионийский мажор = CC]. [17] : 191
Лидийская хроматическая концепция была первой систематизированной оригинальной теорией, пришедшей из джаза. Музыканты, усвоившие идеи Рассела, расширили свой гармонический язык за пределы бибопа в область пост-бопа . Идеи Рассела повлияли на развитие модального джаза , особенно в альбоме Jazz Workshop (1957, с Биллом Эвансом и с «Концертом для Билли Кида»), а также на его сочинениях. Майлз Дэвис также применил модальную игру с композицией Miles из своего альбома Milestones 1957 года . Позже Дэвис и Эванс вместе работали над альбомом 1959 года Kind of Blue , в котором использовались модальные композиции и игра. Джон Колтрейн изучал модальную игру в течение нескольких лет после игры в Kind of Blue.
Его «Лидийская концепция» описывается как предоставление ресурсов, а не как наложение ограничений на музыкантов. [18] По словам влиятельного композитора 20-го века Тору Такемицу , «Лидийская хроматическая концепция» — одна из двух самых великолепных книг о музыке; другая — «Мой музыкальный язык» Мессиана . Хотя меня считают композитором современной музыки, если я осмелюсь отнести себя к какой-либо категории. Как на артиста, на меня сильно повлияла Лидийская концепция, которая не является просто музыкальным методом — мы могли бы назвать это философией музыки или поэзией». [19]
Мажорная гамма, вероятно, возникла как преобладающая гамма в западной музыке, потому что в ее семи тонах заключена самая фундаментальная гармоническая прогрессия классической эпохи ... таким образом, мажорная гамма сводится к своему тоническому мажорному аккорду. Лидийская гамма — это звучание ее тонического мажорного аккорда. [17] : 192
По словам его публициста, Джордж Рассел умер от осложнений, вызванных болезнью Альцгеймера , в Бостоне, штат Массачусетс , 27 июля 2009 года. [20]
Награды
[ редактировать ]он получил «гениальный» грант Фонда Макартуров В 1989 году . За свою карьеру Рассел также получил в 1990 году премию «Американский мастер джаза» Национального фонда искусств , две стипендии Гуггенхайма и [8] и Британская джазовая премия, среди других. Он был избран иностранным членом Шведской королевской музыкальной академии, выиграл премию Oscar du Disque de Jazz, премию Guardian, американскую музыкальную премию, шесть музыкальных стипендий NEA и многие другие. [15] Он преподавал по всему миру и был приглашенным дирижером немецких, итальянских, датских, финских, норвежских и шведских радиогрупп.
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Джазовая мастерская (RCA Victor, 1957)
- Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (Декка, 1959)
- Секстет Джорджа Рассела в Five Spot (Decca, 1960)
- Джаз в космическую эпоху (Декка, 1960)
- Stratusphunk (Риверсайд, 1960)
- Эзз-тетика (Риверсайд, 1961)
- Секстет Джорджа Рассела в KC (Брансуик, 1961)
- Внешний вид (Риверсайд, 1962)
- Искатели Stratus (Риверсайд, 1962)
- Секстет Джорджа Рассела в Бетховен-холле (SABA, 1965)
- Балетная сюита «Отелло»/Соната для электронного органа № 1 («Летучий голландец», 1970)
- Электронная соната для душ, любимых природой (Летучий голландец, 1971) [21]
- Эзотерический круг (Летучий голландец, 1971)
- Сущность Джорджа Рассела (Сонет, 1971)
- Слушайте тишину (Концепция, 1973)
- Внешние мысли (Milestone, 1975)
- Электронная соната для душ, любимых природой - 1980 (Soul Note, 1980)
- Нью-йоркский биг-бэнд (Soul Note, 1982)
- Поездка в Прилларгури (Тетрадь души, 1982)
- Живите в американской спирали времени (Soul Note, 1983)
- Африканская игра (Blue Note, 1985)
- Ну и что (Blue Note, 1986)
- Нью-Йорк (Electric Bird, 1988)
- Лондонский концерт (Label Bleu, 1995)
- Пришло время (Label Bleu, 1996)
- Концерт в честь 80-летия (Концепция, 2005)
- Что-то новое (RLR, 2007)
- Секстет Джорджа Рассела вживую в Бремане и Париже, 1964 (Gambit, 2008)
Как помощник
[ редактировать ]- Гил Эванс , Свенгали (Атлантика, 1973)
- Шейла Джордан , Портрет Шейлы (Blue Note, 1962)
- Люси Рид , Это Люси Рид (Фэнтези, 1957)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Берендт, Иоахим (1976). Джазовая книга . Паладин. стр. 357.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рэтлифф, Б. Джордж Рассел, композитор, чьи теории направили джаз в новом направлении, умер в возрасте 86 лет , The New York Times , 29 июля 2009 г.
- ^ «Джордж Рассел» . hilobrow.com . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Петтингер, Питер (1998). Билл Эванс: Как поет мое сердце . Издательство Йельского университета. стр. 31–32 . ISBN 0-300-07193-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фордхэм, Джон (28 июля 2009 г.). «Некролог Джорджа Рассела» . Хранитель . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Мавер 2014 , с. 195.
- ^ «Биография» . www.gilevans.com . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рой-младший, Джеймс Дж. (2001). Рассел, Джордж . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.49692 . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Харрисон, Макс (март 1983 г.). «Джордж Рассел – Рациональные гимны: Фаза первая» . Проволока . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Мартин, Генри; Уотерс, Кейт (2005). Джаз: первые 100 лет . Издательство Уодсворт. п. 160. ИСБН 0-534-62804-4 .
- ^ Арти Шоу: Последние записи, Том II: Биг-бэнд , MusicMasters Jazz BMG, компакт-диск (1990) OCLC 27649009 , путь №14, «Симилау»
- ^ Мавер 2014 , с. 196.
- ^ Харрисон, Макс (1976). Пластинка фестиваля Брандейса в джазовой ретроспективе . Квартет. стр. 177–179 . ISBN 0-7043-0144-Х .
- ^ Аустерлиц, Пауль (2005). Джазовое сознание: музыка, раса и человечность . Издательство Уэслианского университета. п. 151. ИСБН 978-0-8195-6781-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «О Джордже Расселе» . Georgerussell.com . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Мавер 2014 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Мервин Кук, Дэвид Хорн (2003) Кембриджский компаньон джаза . ISBN 0-521-66388-1 .
- ^ Харрисон, Макс (1976). Джазовая ретроспектива . Квартет. стр. 58 . ISBN 0-7043-0144-Х .
- ^ «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» . Georgerussell.com . Проверено 15 января 2015 г.
- ↑ Джазовый композитор Джордж Рассел умер в возрасте 86 лет. Архивировано 30 июля 2009 года в Wayback Machine All About Jazz . Проверено 28 июля 2009 г.
- ^ Рон Винн. «Электронная соната для душ, любимых природой» . Вся музыка . Проверено 15 января 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мавер, Дебора (2014). Французская музыка и джаз в разговоре: от Дебюсси до Брубека . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03753-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хайнинг, Дункан (2010) Джордж Рассел: История американского композитора . Пугало Пресс.
- Рассел, Джордж (2001) [1953]. «1». Лидийская хроматическая концепция тональной организации Джорджа Рассела . Том. 1 (Четвертое (второе издание, исправленное, 2008 г.) изд.). Бруклин, Массачусетс: Издательская компания Concept. стр. 1–9. ISBN 0-9703739-0-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Дискография Джорджа Рассела Кацуи Судо
- Лидийская хроматическая концепция
- ModalJazz.com
- музыка Джорджа Рассела
- Джазовые портреты из архивов WGBH: Джордж Рассел, радиодокументальный фильм от WGBH Radio Boston
- Джордж Рассел – некролог Daily Telegraph
- 1923 рождения
- смертей в 2009 г.
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые преподаватели
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Американские музыкальные аранжировщики
- Американские теоретики музыки
- Культура Бостона
- Смертность от болезни Альцгеймера в США
- Смертность от неврологических заболеваний в Массачусетсе
- Джазовые аранжировщики
- Макартур Феллоуз
- Джазовые музыканты из Массачусетса
- Факультет консерватории Новой Англии
- Музыканты из Бостона
- Музыканты из Цинциннати
- Исполнители Strata- East Records
- Исполнители Riverside Records
- Музыканты третьего потока
- Выпускники Университета Уилберфорса
- Американские пианисты 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыковеды ХХ века
- Участники Нью-Йоркской джазовой репертуарной труппы
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Художники лейбла Bleu
- Афро-американские пианисты
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Афроамериканские музыканты XXI века