Jump to content

Джордж Рассел (композитор)

Джордж Рассел
Справочная информация
Имя при рождении Джордж Аллен Рассел
Рожденный ( 1923-06-23 ) 23 июня 1923 г.
Цинциннати , Огайо , США
Умер 27 июля 2009 г. (27 июля 2009 г.) (86 лет)
Бостон , Массачусетс , США
Жанры Джаз
Род занятий Музыкант, композитор, аранжировщик
Инструмент(ы) Фортепиано, барабаны
Годы активности 1947–2009
Веб-сайт www .georgerussell

Джордж Аллен Рассел (23 июня 1923 — 27 июля 2009) — американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и теоретик. Он считается одним из первых джазовых музыкантов, внесших вклад в общую теорию музыки, представив теорию гармонии, основанную на джазе, а не на европейской музыке, в своей книге «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» (1953). [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Рассел родился в Цинциннати, штат Огайо , 23 июня 1923 года. [2] белому отцу и черной матери. [3] Его усыновили медсестра и шеф-повар B&O Railroad Бесси и Джозеф Расселы. [2] Юный Рассел пел в хоре Африканской методистской епископальной церкви и слушал музыку Fate Marable из Kentucky Riverboat . [4] Он дебютировал на сцене в семь лет, спев «Moon Over Miami» с Фэтсом Уоллером .

Окруженный музыкой черной церкви и биг-бэндами, игравшими на речных судах Огайо, а также с отцом, который был преподавателем музыки в Оберлинском колледже , он начал играть на барабанах в бойскаутах и ​​корпусе горна, получив стипендию в Университете Уилберфорса. , [5] где он присоединился к Collegians, группе, известной как питательная среда для джазовых музыкантов, включая Бена Вебстера , Коулмана Хокинса , Чарльза Фримена Ли , Фрэнка Фостера и Бенни Картера . Рассел служил в этом оркестре одновременно с другим известным джазовым композитором Эрни Уилкинсом . [6] Когда его призвали в армию в начале Второй мировой войны , он был госпитализирован с туберкулезом , во время которого другой пациент обучал его основам теории музыки.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

После выписки из больницы он играл на барабанах в группе Бенни Картера, но решил отказаться от игры на барабанах как от призвания после того, как услышал Макса Роуча , который заменил его в оркестре. [5] Вдохновленный прослушиванием » Телониуса Монка , «Round Midnight Рассел в начале 1940-х годов переехал в Нью-Йорк, где стал членом кружка молодых новаторов, часто посещавших квартиру Гила Эванса на 55-й Западной улице , 14. входили Майлз Дэвис , Чарли Паркер , Джерри Маллиган и Джон Льюис , позже музыкальный руководитель квартета современного джаза . [7]

В 1945–46 годах Рассел снова был госпитализирован с туберкулезом на 16 месяцев. Вынужденный отказаться от работы барабанщиком Чарли Паркера , за это время он разработал основные принципы того, что впоследствии стало его лидийской хроматической концепцией тональной организации , теорией, охватывающей всю равнотемперированную музыку, которая имела влияние далеко за пределами границы джаза. В этот период он также изучал композицию у Стефана Вольпе . [8] Первое издание его книги было опубликовано Расселом в 1953 году, когда он работал продавцом в Macy's . В то время идеи Рассела стали решающим шагом в модальной музыке Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса. [1] на своей классической записи Kind of Blue и послужил маяком для других модернистов, таких как Эрик Долфи и Арт Фармер .

Работая над теорией, Рассел также применял ее принципы к композиции. Его первая известная композиция была для оркестра Диззи Гиллеспи , состоящая из двух частей "Cubano Be, Cubano Bop" (1947), являющаяся частью новаторских экспериментов этой группы по слиянию элементов бибопа и кубинского джаза . [2] «A Bird in Igor's Yard» (дань уважения Чарли Паркеру и Игорю Стравинскому ) была записана на сессии под руководством Бадди ДеФранко в следующем году. [9] Кроме того, менее известное, но важное произведение в аранжировке Рассела было записано в январе 1950 года Арти Шоу под названием «Similau». [10] [11] в нем использовались методы обеих работ, выполненных для Гиллеспи и ДеФранко.

Рассел начал играть на фортепиано, возглавив ряд групп, в которые входили Билл Эванс , Арт Фармер , Хэл МакКьюсик , Барри Гэлбрейт , Милт Хинтон , Пол Мотиан и другие. Jazz Workshop был его первым альбомом в качестве лидера, на котором он относительно мало играл, а не руководил событиями (как и его коллега Гил Эванс). В течение следующих нескольких лет ему предстояло записать ряд впечатляющих альбомов, иногда в качестве основного пианиста.

В 1957 году Рассел был одним из нескольких композиторов, которым Университет Брандейса поручил написать произведение для джазового фестиваля. [12] Он написал сюиту для оркестра « Все о Рози» , в которой среди других солистов участвовал Билл Эванс, и была названа одним из немногих убедительных примеров составленной полифонии в джазе. [13]

В состав оркестра, участвовавшего в его расширенной работе 1958 года в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк , входили Билл Эванс, Джон Колтрейн , Арт Фармер, Милт Хинтон , Боб Брукмейер и Макс Роуч , среди прочих, а также звучали рэп-исполнители певца и автора текстов Джона Хендрикса. . Jazz in the Space Age (1960) был еще более амбициозным альбомом биг-бэнда , в котором присутствовали необычные двойные фортепианные голоса Билла Эванса и Пола Блея . Рассел сформировал собственный секстет, в котором играл на фортепиано. Между 1960 и 1963 годами в секстете Рассела участвовали такие музыканты, как Дэйв Бейкер и Стив Сваллоу, а также были запоминающиеся сессии с Эриком Долфи (по Ezz-thetics ) и певицей Шейлой Джордан (их мрачная версия « You Are My Sunshine » в The Outer View (1962)). пользуется большим уважением).

В 1964 году Рассел, который, будучи наполовину чернокожим, был встревожен расовыми отношениями в США, переехал в Скандинавию . [2] Он гастролировал по Европе со своим секстетом и жил в Скандинавии пять лет , преподавая в Лундском университете . [5] [8] В 1966 году он принял участие в первом джазовом фестивале в Пори. [14] В начале 1970-х годов Рассел большую часть своей работы провёл в Норвегии и Швеции . Он играл там с молодыми музыкантами, получившими международную известность: гитаристом Терье Рипдалом , саксофонистом Яном Гарбареком и барабанщиком Джоном Кристенсеном .

Этот скандинавский период также предоставил возможности писать для более крупных групп, и более масштабные композиции Рассела этого времени воплощают его идею «вертикальной формы», которую он описал как «слои или слои расходящихся режимов ритмического поведения» . Электронная соната для душ, любимых природой , написанная по заказу Боссе Броберга из Шведского радио для оркестра радио , была впервые записана в 1968 году как расширенное произведение, записанное на электронную ленту. Он продолжил продолжающееся исследование Рассела новых подходов и новых инструментов.

Рассел вернулся в Америку в 1969 году, когда Гюнтер Шуллер занял пост президента Музыкальной консерватории Новой Англии в Бостоне и назначил Рассела преподавать лидийскую концепцию на недавно созданном факультете джазовых исследований, и эту должность он занимал в течение многих лет. [15] [16] Гастролируя со своими группами, Рассел настойчиво развивал концепцию Lydian. Он играл в Bottom Line, Newport, Wolftrap, The Village Vanguard, Carnegie Hall, Sweet Basil и других со своим оркестром из 14 человек. [15]

Более поздние работы

[ редактировать ]

В 1970-х Расселу было поручено написать и записать три крупных произведения: « Слушай тишину» , мессу для оркестра и хора для Норвежского культурного фонда; «Живое время » по заказу Билла Эванса для Columbia Records ; и Вертикальная форма VI для Шведского радио.

В «Живом времени» (1972) Рассел воссоединился с Биллом Эвансом, чтобы предложить набор композиций, отражающих этапы человеческой жизни. В его «Жизни в американской спирали времени» участвовали многие молодые игроки из Нью-Йорка, которые впоследствии стали великими, в том числе Том Харрелл и Рэй Андерсон . Когда ему удалось сформировать оркестр для своей работы 1985 года «Африканская игра» , он назвал его «Оркестр живого времени». Этот ансамбль из 14 человек гастролировал по Европе и США, часто проводя недели в Village Vanguard назвал его , и журнал New York «самым захватывающим оркестром, поражавшим город за последние годы».

Работа The African Game , 45-минутный опус для 25 музыкантов, была описана Робертом Палмером из The New York Times как «один из самых важных новых релизов за последние несколько десятилетий» и принесла Расселу две номинации на Грэмми в 1985 году.

После 1984 года Рассел написал 9 расширенных произведений, среди них: « Хронология для симфонического оркестра, джазового оркестра, хора, клезмерского оркестра и солистов», написанная к 125-летию Консерватории Новой Англии; реорганизация Living Time для оркестра Рассела и дополнительных музыкантов по заказу Cité de la Musique в Париже в 1994 году; и «Пришло время » по заказу Совета искусств Англии и Шведского концертного бюро в 1995 году.

В 1986 году Рассел гастролировал с группой американских и британских музыкантов, в результате чего образовался The International Living Time Orchestra. Он играл с Дэйвом Барджероном, Стивом Лоддером, Тайгером Окоши, Майком Уокером, Брэдом Хэтфилдом и Энди Шеппардом. [15]

Теория музыки

[ редактировать ]

Рассела Лидийская хроматическая концепция тональной организации заново концептуализировала сопоставление гамм с аккордами . В то время как традиционный подход к диатонической мажорной гамме основан на тонах ионической мажорной гаммы в соответствии с классической теорией (C, D, E, F, G, A, B для гаммы до мажор и т. д.), LCC выводит гаммы, основанные на серии квинт, сложенных из основных тонов аккордов с мажорной терцией . В тональности C сложенная пятая серия включает C, G, D, A, E, B и F , которые обеспечивают альтернативное семитональное деление гаммы до мажор с повышенным или увеличенным четвертым тоном. Полученная гамма с увеличенной квартой (F ) вместо идеальной кварты (F) имеет больше созвучия , чем традиционная ионическая диатоническая мажорная гамма по аккордам, избегая диссонансных полутонов от мажорной терции (E). При использовании традиционной мажорной гаммы диссонанса можно избежать, опуская идеальную кварту; используя лидийский режим с более согласной дополненной четвертой, исполнитель или композитор получает тональную свободу, которая облегчает модальную игру на аккордах с мажорной терцией. Лидийские мажорные третьи аккорды обозначаются значком 11, что соответствует 4 по шкале.

Сообщается, что Майлз Дэвис кратко резюмировал LCC, сказав: «F должно быть там, где на фортепиано находится средняя C» [белые ноты: FF = лидийский мажор, а не ионийский мажор = CC]. [17] : 191 

Лидийская хроматическая концепция была первой систематизированной оригинальной теорией, пришедшей из джаза. Музыканты, усвоившие идеи Рассела, расширили свой гармонический язык за пределы бибопа в область пост-бопа . Идеи Рассела повлияли на развитие модального джаза , особенно в альбоме Jazz Workshop (1957, с Биллом Эвансом и с «Концертом для Билли Кида»), а также на его сочинениях. Майлз Дэвис также применил модальную игру с композицией Miles из своего альбома Milestones 1957 года . Позже Дэвис и Эванс вместе работали над альбомом 1959 года Kind of Blue , в котором использовались модальные композиции и игра. Джон Колтрейн изучал модальную игру в течение нескольких лет после игры в Kind of Blue.

Его «Лидийская концепция» описывается как предоставление ресурсов, а не как наложение ограничений на музыкантов. [18] По словам влиятельного композитора 20-го века Тору Такемицу , «Лидийская хроматическая концепция» — одна из двух самых великолепных книг о музыке; другая — «Мой музыкальный язык» Мессиана . Хотя меня считают композитором современной музыки, если я осмелюсь отнести себя к какой-либо категории. Как на артиста, на меня сильно повлияла Лидийская концепция, которая не является просто музыкальным методом — мы могли бы назвать это философией музыки или поэзией». [19]

Мажорная гамма, вероятно, возникла как преобладающая гамма в западной музыке, потому что в ее семи тонах заключена самая фундаментальная гармоническая прогрессия классической эпохи ... таким образом, мажорная гамма сводится к своему тоническому мажорному аккорду. Лидийская гамма — это звучание ее тонического мажорного аккорда. [17] : 192 

По словам его публициста, Джордж Рассел умер от осложнений, вызванных болезнью Альцгеймера , в Бостоне, штат Массачусетс , 27 июля 2009 года. [20]

он получил «гениальный» грант Фонда Макартуров В 1989 году . За свою карьеру Рассел также получил в 1990 году премию «Американский мастер джаза» Национального фонда искусств , две стипендии Гуггенхайма и [8] и Британская джазовая премия, среди других. Он был избран иностранным членом Шведской королевской музыкальной академии, выиграл премию Oscar du Disque de Jazz, премию Guardian, американскую музыкальную премию, шесть музыкальных стипендий NEA и многие другие. [15] Он преподавал по всему миру и был приглашенным дирижером немецких, итальянских, датских, финских, норвежских и шведских радиогрупп.

Дискография

[ редактировать ]

Как лидер

[ редактировать ]

Как помощник

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Берендт, Иоахим (1976). Джазовая книга . Паладин. стр. 357.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Рэтлифф, Б. Джордж Рассел, композитор, чьи теории направили джаз в новом направлении, умер в возрасте 86 лет , The New York Times , 29 июля 2009 г.
  3. ^ «Джордж Рассел» . hilobrow.com . Проверено 19 декабря 2015 г.
  4. ^ Петтингер, Питер (1998). Билл Эванс: Как поет мое сердце . Издательство Йельского университета. стр. 31–32 . ISBN  0-300-07193-0 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Фордхэм, Джон (28 июля 2009 г.). «Некролог Джорджа Рассела» . Хранитель . Проверено 9 октября 2021 г.
  6. ^ Мавер 2014 , с. 195.
  7. ^ «Биография» . www.gilevans.com . Проверено 27 июня 2024 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Рой-младший, Джеймс Дж. (2001). Рассел, Джордж . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.49692 . Проверено 9 октября 2021 г.
  9. ^ Харрисон, Макс (март 1983 г.). «Джордж Рассел – Рациональные гимны: Фаза первая» . Проволока . Проверено 21 июня 2011 г.
  10. ^ Мартин, Генри; Уотерс, Кейт (2005). Джаз: первые 100 лет . Издательство Уодсворт. п. 160. ИСБН  0-534-62804-4 .
  11. ^ Арти Шоу: Последние записи, Том II: Биг-бэнд , MusicMasters Jazz BMG, компакт-диск (1990) OCLC   27649009 , путь №14, «Симилау»
  12. ^ Мавер 2014 , с. 196.
  13. ^ Харрисон, Макс (1976). Пластинка фестиваля Брандейса в джазовой ретроспективе . Квартет. стр. 177–179 . ISBN  0-7043-0144-Х .
  14. ^ Аустерлиц, Пауль (2005). Джазовое сознание: музыка, раса и человечность . Издательство Уэслианского университета. п. 151. ИСБН  978-0-8195-6781-9 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д «О Джордже Расселе» . Georgerussell.com . Проверено 15 января 2015 г.
  16. ^ Мавер 2014 , с. 197.
  17. ^ Перейти обратно: а б Мервин Кук, Дэвид Хорн (2003) Кембриджский компаньон джаза . ISBN   0-521-66388-1 .
  18. ^ Харрисон, Макс (1976). Джазовая ретроспектива . Квартет. стр. 58 . ISBN  0-7043-0144-Х .
  19. ^ «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» . Georgerussell.com . Проверено 15 января 2015 г.
  20. Джазовый композитор Джордж Рассел умер в возрасте 86 лет. Архивировано 30 июля 2009 года в Wayback Machine All About Jazz . Проверено 28 июля 2009 г.
  21. ^ Рон Винн. «Электронная соната для душ, любимых природой» . Вся музыка . Проверено 15 января 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Мавер, Дебора (2014). Французская музыка и джаз в разговоре: от Дебюсси до Брубека . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-03753-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хайнинг, Дункан (2010) Джордж Рассел: История американского композитора . Пугало Пресс.
  • Рассел, Джордж (2001) [1953]. «1». Лидийская хроматическая концепция тональной организации Джорджа Рассела . Том. 1 (Четвертое (второе издание, исправленное, 2008 г.) изд.). Бруклин, Массачусетс: Издательская компания Concept. стр. 1–9. ISBN  0-9703739-0-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2eefa8ea4cae78f029b969d193585a6f__1722393180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/6f/2eefa8ea4cae78f029b969d193585a6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
George Russell (composer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)