Jump to content

Дэвид Бейкер (композитор)

Дэвид Бейкер
Дэвид Бейкер (крайний слева) возглавляет Смитсоновский оркестр джазовых шедевров во время церемонии награждения и концерта NEA Jazz Masters в 2008 году.
Дэвид Бейкер (крайний слева) возглавляет Смитсоновский оркестр джазовых мастеров во время церемонии награждения и концерта NEA Jazz Masters в 2008 году.
Справочная информация
Имя при рождении Дэвид Натаниэль Бейкер мл.
Рожденный ( 1931-12-21 ) 21 декабря 1931 г.
Индианаполис, Индиана , США
Умер 26 марта 2016 г. ) ( 2016-03-26 ) ( 84 года
Блумингтон, Индиана
Жанры Джаз , классика
Род занятий Музыкант, композитор, педагог, автор
Инструмент(ы) Тромбон, виолончель
Годы активности 1950–2016 гг.

Дэвид Натаниэль Бейкер-младший (21 декабря 1931 — 26 марта 2016) — американский джазовый композитор, дирижер и музыкант из Индианаполиса , а также профессор джазовых исследований в Музыкальной школе Джейкобса Университета Индианы . Бейкер наиболее известен как педагог и основатель программы изучения джаза. С 1991 по 2012 год он был дирижером, музыкальным и художественным руководителем Смитсоновского оркестра Jazz Masterworks . На его счету более 65 записей, 70 книг и 400 статей.

Он получил медаль Джеймса Смитсона от Смитсоновского института, премию американских мастеров джаза , премию Зала славы Национальной ассоциации преподавателей джаза, премию Сагамора Вабаша и премию губернатора в области искусств от штата Индиана. Бейкер также занимал руководящие должности в нескольких художественных и музыкальных ассоциациях. назвало Историческое общество Индианы Бейкера живой легендой Индианы в 2001 году. Центр исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди назвал его живой легендой джаза в 2007 году.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Дэвид Натаниэль Бейкер-младший родился в Индианаполисе , штат Индиана, 21 декабря 1931 года в семье патрессы Лэсли Бейкер и Дэвида Н. Бейкера-старшего, почтового перевозчика. Среди его братьев и сестер были две сестры, Ширли и Клела, и брат Арчи. [1] [2]

Бейкер учился в государственных школах Индианаполиса и окончил среднюю школу Криспуса Аттакса , отдельную государственную школу для афроамериканских студентов. [3] Он продолжил свое образование в Университете Индианы в Блумингтоне, штат Индиана , где получил степень бакалавра музыкального образования в 1953 году и степень магистра музыкального образования в 1954 году. Бейкер также учился у Джей Джей Джонсона , Яноша Старкера и Джорджа Рассела. [4] и посещал джазовую школу Ленокса в Леноксе, штат Массачусетс , с 1959 по 1960 год на стипендию. [5]

Брак и семья

[ редактировать ]

Бейкер сбежал из Миссури, где он начал работать профессором университета в 1955 году, в Чикаго, штат Иллинойс, чтобы жениться на Евгении («Жанна») Мари Джонс. [6] Бейкер и его первая жена Жанна родили дочь Эйприл. Брак закончился разводом. [7] У Бейкера была внучка Кирстен и правнук Дилан. [8] Второй брак Бейкера был с флейтисткой Лидой Белт. [7]

По образованию музыкальный педагог и тромбонист, Бейкер провел начало своей карьеры в 1940-х и 1950-х годах как джазовый музыкант, выступая и записываясь в Соединенных Штатах и ​​Европе. Травма лица, полученная в автомобильной катастрофе в 1953 году, положила конец его карьере тромбониста, но Бейкер переключился на виолончель и сосредоточил свое внимание на преподавании и музыкальной композиции. В 1966 году он поступил на музыкальный факультет Университета Индианы в Блумингтоне, где основал школьную программу изучения джаза. Позже он был назван заслуженным профессором IU и заведующим кафедрой джазовых исследований Музыкальной школы Джейкобса . Кроме того, в 1991 году он стал одним из музыкальных руководителей Смитсоновского джазового оркестра. Он сочинял музыку, в основном по заказу, и написал сотни научных работ, связанных с музыкой. Он принимал активное участие во многих организациях музыкального искусства. [2] [4]

Ранние годы

[ редактировать ]

После получения степени магистра в Индиане в 1954 году он начал преподавать в Университете Линкольна в Джефферсон-Сити, штат Миссури , в 1955 году. [1] Линкольн, исторически сложившееся учебное заведение для чернокожих, недавно начал принимать белых студентов, чтобы разнообразить свой студенческий состав; однако Бейкеру пришлось уйти с должности преподавателя после того, как он женился на Евгении («Жанна») Мари Джонс, белой оперной певице, из-за штата Миссури, запрещающих смешанные браки . законов [6] Одним из его учеников в Линкольне был композитор Джон Элвуд Прайс . [9] Бейкер вернулся в Индиану и преподавал частные уроки музыки в Индианаполисе, а также выступал в местных группах. Он не возобновил свою академическую педагогическую карьеру до 1966 года. [2]

Музыкальный исполнитель

[ редактировать ]

Бейкер начал выступать в качестве тромбониста в Индианаполисе, когда учился в средней школе и колледже. Он играл в клубах на Индиана-авеню , сердце джазовой сцены города конца 1940-х и начала 1950-х годов, с Джимми Коу , Слайдом Хэмптоном , Джей Джей Джонсоном и Уэсом Монтгомери . Он был наставником Фредди Хаббарда и Ларри Ридли . [1] Позже он выразил благодарность семье Хэмптонов, особенно известному джазовому тромбонисту Слайду Хэмптону, за то, что они наставляли его в ранние годы. Хэмптоны позволили ему и другим местным музыкантам репетировать с семейным джаз-бэндом в их доме в Индианаполисе. [10]

В 1950-е годы Бейкер играл в нескольких больших группах, в том числе в Лайонела Хэмптона оркестре . Переехав в Калифорнию в 1956 году, он играл с джазовыми оркестрами Западного побережья Стэна Кентона и Мейнарда Фергюсона , а затем вернулся в Индианаполис, чтобы руководить своим джаз-бэндом в течение двух лет. Он выступал в клубах по всей территории Соединенных Штатов, в том числе в Five Spot Café в Нью-Йорке с Джорджем Расселом в конце 1950-х годов. [10] [11] В 1960 году он гастролировал по Европе в составе группы Куинси Джонса . [5] За свою более чем шестидесятилетнюю карьеру он также выступал в Канаде, Японии, Австралии и Новой Зеландии. [8]

Бейкер отказался от тромбона после автомобильной аварии в 1953 году, повредив челюсть, но начал учиться игре на виолончели в начале 1960-х годов. Хотя он играл на тромбоне на альбоме секстета Джорджа Рассела Ezz-thetics (1961), после травмы Бейкер переключился на виолончель для Чарльза Тайлера альбома Eastern Man Alone (1967). [8] [12] [13] Бейкер также смог играть на тромбоне с оркестром Рассела в «Живом времени » (1972), совместном с Биллом Эвансом , прежде чем травма челюсти окончательно заставила его отказаться от тромбона и сосредоточиться на преподавании и композиции. [14]

Бейкеру приписывают шестьдесят пять записей, включая выступления на двух альбомах Рассела, Stratusphunk (1960) и The Stratus Seekers (1962). [11] [13] Начиная с 1990-х годов он выступал со своей второй женой, Лидой Белт Бейкер, флейтисткой с классическим образованием. [3]

Музыкальный педагог и автор

[ редактировать ]

Хотя он начинал как исполнитель на тромбоне и виолончели, Бейкер более известен своей пятидесятилетней карьерой профессора джазовой музыки, а также опубликованными произведениями и музыкальными композициями. Поскольку травма лица в 1953 году во многом положила конец его исполнительской карьере, он вернулся в свой родной штат Индиана и начал период повышенного интереса к музыкальной композиции и педагогике. [5] [13]

В 1966 году он начал преподавать в Музыкальной школе Джейкобса Университета Индианы, где учредил программу изучения джаза. Он был вторым афроамериканским преподавателем музыкальной школы и единственным преподавателем джаза в течение первых десяти лет обучения в школе. [10] [7] Учебная программа по изучению джаза была утверждена в качестве программы на получение степени в 1968 году, когда только около дюжины американских университетов преподавали джаз как академическую дисциплину. [3]

В конечном итоге Бейкер стал заслуженным профессором музыки IU, работая заведующим кафедрой джазовых исследований с 1968 по 2013 год и адъюнкт-профессором кафедры исследований афроамериканцев и африканской диаспоры. [4] Его работа педагога помогла IU стать высоко оцененной школой для студентов, изучающих джаз. Среди его учеников были Майкл Брекер , Рэнди Брекер , Фарез Уиттед , Питер Эрскин , Джим Бирд , Крис Ботти , Шон Пелтон , Джефф Гамильтон и Джейми Эберсолд . [3]

Бейкер был одним из первых, кто систематизировал преимущественно слуховую традицию джаза. Ему приписывают написание 70 книг, в том числе нескольких по джазу, таких как «Джазовые стили и анализ – Тромбон: история джазового тромбона через записанные соло» (1973), «Джазовая импровизация» (1988) и «Джазовая педагогика» Дэвида Бейкера (1989). [7] [15] Ему также приписывают написание 400 статей. [11]

Композитор

[ редактировать ]

Композиции Бейкера часто называют примерами джаза третьего потока , хотя они включали традиционный джаз, камерную музыку, сонаты, партитуры к фильмам и симфонические произведения. Ему приписывают написание более 2000 композиций, в том числе его концерта «Уровни» (1973), получившего номинацию на Пулитцеровскую премию , и музыки к документальному фильму PBS « За золото и славу» (2003), принесшего ему премию «Эмми» . [1] [16]

Самой известной композицией Бейкера, которая также привлекла значительное внимание средств массовой информации, было «Концертино для мобильных телефонов с оркестром», написанное по заказу Chicago Sinfonetta. [7] [17] [18] [19] Другие композиции Бейкера включают дань уважения Мартину Лютеру Кингу-младшему в 1968 году, концерт для скрипки Йозефа Гингольда , концерт для флейты Джеймса Пеллерита, а также «Концерт для виолончели» (1975), который он посвятил виолончелисту Яношу Старкеру , и «Концерт для виолончели» (1975), Ода Старкеру» (1999). [2]

Он получил более 500 заказов от отдельных лиц и ансамблей, включая композиции, которые он написал для Джингольда, Старкера, Руджеро Риччи , Харви Филлипса , трубача Дэвида Коулмана, Нью-Йоркского филармонического оркестра , Камерного оркестра Св. Павла , Трио изящных искусств , Fisk Jubilee. Певцы и струнный квартет Одюбона , а также Симфонический оркестр Луисвилля , Камерный оркестр Огайо и Международное валторническое общество . [2] Его композиции записывали и другие музыкальные коллективы. джазового оркестра Буселли -Валараба Альбом «Basic Baker » (2005) включает интерпретации его композиций, многие из которых написаны для больших групп и ансамблей. [16]

Спустя годы

[ редактировать ]

В 1991 году, помимо работы в IU, Бейкер и Гюнтер Шуллер стали художественными и музыкальными руководителями Смитсоновского джазового оркестра Masterworks , основанного в 1990 году. [7] Пять лет спустя Бейкер стал его единственным художественным и музыкальным руководителем. Он завершил свое время с оркестром в 2012 году как почетный маэстро. Среди заметных выступлений оркестра под руководством Бейкера был концерт в Египте в 2008 году, когда он играл в Каирском оперном театре , Оперном театре Александры и в Пирамидах. [20]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Бейкер умер 26 марта 2016 года в возрасте восьмидесяти четырех лет в Блумингтоне от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона и деменцией с тельцами Леви . [8] [3]

В 1960-х годах он представил изучение джаза как академическую дисциплину в Университете Индианы. Она была принята в качестве программы получения академической степени в 1968 году, что сделало ее одной из первых программ, созданных в американском университете. Помимо того, что он возглавлял отдел джазовых исследований АйЮ с 1968 по 2013 год, он был музыкальным и художественным руководителем Смитсоновского оркестра джазовых шедевров с 1991 по 2012 год. На этих должностях он стал лидером и наставником следующего поколения джазовых музыкантов. [14] [20] Круг его интересов отражен в десятках книг и сотнях статей, которые он написал, а также в сотнях музыкальных композиций, в том числе многих, которые Джордж Рассел назвал «соул-музыкой XXI века». [21]

Награды и почести

[ редактировать ]

Членство

[ редактировать ]

Избранная дискография

[ редактировать ]
  • Выходим (Лисио, 1998) [5]
  • Как изучать мелодии (2000)

С Джоном Льюисом

С Джорджем Расселом

Избранные опубликованные работы

[ редактировать ]

Бейкер написал более шестидесяти книг, в том числе:

  • Джазовые стили и анализ - Тромбон: история джазового тромбона в записанных соло (1973)
  • Джазовая импровизация (1988) [15]
  • Джазовая педагогика Дэвида Бейкера (1989) [7]

Ему также приписывают авторство 400 статей. [11]

Избранные композиции

[ редактировать ]

Оркестр

  • Пейзаж Алабамы (1990)
  • Концерт для альт-саксофона (1989)
  • Концертная пьеса для тромбона и струнного оркестра (1991)
  • Концертино для сотовых телефонов (2006)
  • Концерт для трубы, струнного оркестра и джаз-бэнда (1987)
  • Концерт для двух фортепиано, джаз-бэнда, струнных и ударных (1976)
  • Концертная пьеса для альта с оркестром (1989)
  • Дань уважения: Барток, Птица, Герцог (1988)
  • Образы детства (1990)
  • Джазовая сюита для кларнета с оркестром: три этнических танца (1993)
  • Жизненные циклы (1988)
  • Параллельные плоскости (1992)
  • Пьеса для духового квинтета и оркестра (1988)
  • Преломления (1998)
  • Оттенки синего (1993)
  • Сюита из балета «Маска красной смерти» (2002)

Джаз-бэнд

  • Вечерняя мысль (1978)
  • Концерт для виолончели и джаз-оркестра (1987)
  • Концерт для скрипки и джаз-оркестра (1969)
  • Честность (1961)
  • Мягкий летний дождь (1977)

Вокал

  • Give and Take для сопрано и камерного ансамбля (1975)
  • Some Not So Plain Old Blues для голоса и скрипки со смешанным секстетом (1989)
  • Через эту юдоли слез: В память о Мартине Лютере Кинге-младшем для тенора или сопрано и фортепианного квинтета (1986)
  • Свидетель: Шесть оригинальных композиций в духовном стиле для баритона и контрабаса (1990)

Соло/камера

  • Блюз (Deliver My Soul) для скрипки и фортепиано (1991)
  • Соната для кларнета (1990)
  • Концертная пьеса для альта и фортепиано (1989)
  • Контрасты для фортепианного трио (1976)
  • Дуэт для кларнета и виолончели (1988)
  • Этнические вариации на тему Паганини для скрипки и фортепиано (1982)
  • Faces of the Blues для соло-альт-саксофона и квартета спутниковых саксофонов (1988)
  • Пять коротких пьес для фортепиано соло (1970)
  • Соната для флейты (1989)
  • Впечатления для 2-х виолончелей (1988)
  • Вдохновение для флейты, фортепиано (1987)
  • Джазовая танцевальная сюита для фортепиано соло (1989)
  • Джазовая сюита для скрипки и фортепиано (1979)
  • Соната для фортепиано № 1 (1968)
  • Пьеса для тубы соло/квартета туб (1990)
  • Размышления о летнем дне для 8 виолончелей (1986)
  • Roots II для скрипки, виолончели и фортепиано (1992)
  • Певцы песен, ткачи снов для виолончели и ударных (1981)
  • Шесть стихотворений нуара для флейты и фортепиано (1981)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1973)
  • Соната для виолончели соло (1990)
  • Соната для тубы и струнного квартета (неописан.)
  • Сюита для скрипки без аккомпанемента (1981)
  • Летние воспоминания для струнного квартета (1988)
  • Тема и вариации для квинтета деревянных духовых инструментов (1971)
  • Соната для скрипки (1991)
  • Квинтет деревянных духовых инструментов № 1 (1971)
  • Квинтет деревянных духовых инструментов: из "The Black Frontier" (1971)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Дэвид Н. Бейкер-младший, 84 года» . Некрологи – 31 марта 2016 г. Heraldtimesonline.com. 31 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 г. Проверено 2 июля 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эссе на вкладыше Доминик-Рене Де Лерма. "Симфоническая серия африканского наследия, том III" . CDR066 . Седилл Рекордс . Проверено 29 июня 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Уилл Хиггинс (30 марта 2016 г.). «Незапланированная, но замечательная жизнь Дэвида Бейкера» . Звезда Индианаполиса . Индианаполис, Индиана . Проверено 2 июля 2018 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Дэвид Н. Бейкер» . Музыкальная школа Джейкобса, Университет Индианы. Архивировано из оригинала 24 октября 2006 года . Проверено 24 октября 2006 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Дэвид Бейкер» . Тромбон Страница мира . Рене Лаанен, тромбонистская страница мира. 16 сентября 2015 года . Проверено 29 июня 2018 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Моника Херциг и Натан Дэвис (2011). Дэвид Бейкер: Наследие в музыке (Печатная ред.). Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 20–21. ISBN  9780253356574 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Маргалит Фокс (29 марта 2016 г.). «Дэвид Бейкер, который помог начать изучение джаза в Академии, умер в возрасте 84 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк . Проверено 29 июня 2018 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Мэдлин Бакли (26 марта 2016 г.). «Дэвид Бейкер, преподаватель джаза и музыкант, умирает в 84 года» . Звезда Индианаполиса . Проверено 29 июня 2018 г.
  9. ^ Калверт Джонсон (2013). «Органные произведения композиторов Африки и африканской диаспоры: Библиография» . Американская гильдия органистов . Проверено 16 января 2016 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Джонсон (28 августа 2007 г.). «Основы Дэвида Бейкера: разговор» . Ночные огни . Общественные СМИ Индианы . Проверено 2 июля 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и «Стипендия Дэвида Н. Бейкера в области джазовой композиции» . Фонд ИМТ. Архивировано из оригинала 2 июля 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г.
  12. ^ Уильямс, Мартин (1961). Эзз-тетика (примечания). Джордж Рассел. Риверсайд Рекордс. РЛП-9375.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Рон Винн. «Дэвид Бейкер: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 18 ноября 2016 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Джефф Тамаркин и Эван Хага (27 марта 2016 г.). «Дэвид Бейкер, композитор и педагог, умер в возрасте 84 лет» . ДжазТаймс . Проверено 2 июля 2018 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Бейкер, Дэвид (1988). Джазовая импровизация: комплексный метод для всех музыкантов . Издательство Альфред . ISBN  0-88284-370-2 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Джонсон (21 декабря 2011 г.). «Сборник песен Дэвида Бейкера» . Ночные огни . Общественные СМИ Индианы . Проверено 29 июня 2018 г.
  17. ^ МАРТЕНС, СИНТИЯ (28 сентября 2006 г.). «Симфония для сотовых телефонов» . Время . ISSN   0040-781X . Проверено 13 июня 2024 г.
  18. ^ « Концертино для мобильных телефонов привлекает аудиторию» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 2 октября 2006 г. Проверено 7 июня 2024 г.
  19. ^ Паслес, Крис (18 июня 2006 г.). «Концертино со слишком знакомым звоном» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 июня 2024 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Джеки Мански (28 марта 2016 г.). «Возрастающее наследие легенды джаза Дэвида Бейкера» . Смитсоновский институт . Проверено 2 июля 2018 г.
  21. ^ Дэвид Брент Джонсон (19 января 2012 г.). «Соул-музыка Дэвида Бейкера XXI века» . Возьмите пять . НПР Музыка . Проверено 2 июля 2018 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Университет Индианы оплакивает Дэвида Бейкера» . Университет Индианы . 26 марта 2016 года . Проверено 2 июля 2018 г.
  23. ^ «Дэвид Бейкер» . Филадельфийское общество камерной музыки . Архивировано из оригинала 12 июля 2018 года . Проверено 2 июля 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3110058fffc33be7a25c3837d9bf0d07__1721737440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/07/3110058fffc33be7a25c3837d9bf0d07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David Baker (composer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)