Джон Старкер
Джон Старкер | |
---|---|
![]() Сильнее в 2009 году | |
Рожденный | |
Умер | 28 апреля 2013 г. Блумингтон , Индиана , США | ( 88 лет
Занятие | Виолончелист |
Янош Старкер ( / ˈ s t ɑːr k ər / ; [ 1 ] Венгерский: [ˈʃtɒrkɛr] ; 5 июля 1924 — 28 апреля 2013) — венгерско-американский виолончелист . С 1958 года и до своей смерти он преподавал в Университета Индианы Музыкальной школе Джейкобса , где имел звание заслуженного профессора. Старкер считается одним из величайших виолончелистов всех времен. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Вундеркинд
[ редактировать ]Старкер родился в Будапеште в семье отца польского происхождения и матери, иммигрировавшей из Российской империи , обоих евреев. Два его старших брата были скрипачами, а юному Яношу (названному в честь больницы Сент-Янош Корхаз [букв. Больница Святого Иоанна ], в которой он родился) еще до того, как ему исполнилось шесть лет, подарили виолончель. Вундеркинд, Старкер впервые выступил на публике в возрасте шести и семи лет. Он поступил в Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште, чтобы учиться у Адольфа Шиффера , и дебютировал там в 11 лет. Старкер начал обучать других детей в восемь лет, и к 12 годам у него было пятеро учеников. Старкер считал одним из самых влиятельных людей Лео Вайнера , композитора, преподававшего камерную музыку. Золтан Кодай , Бела Барток и Эрно Донаньи также были преподавателями Академии Листа. В своей автобиографии Старкер писал, что в 13 лет он сыграл «Концертштук» Донаньи для виолончели для композитора (который тогда был директором Академии), аккомпанировавшего ему на фортепиано. [ 3 ]
Старкер дебютировал в профессиональном плане в 14 лет, сыграв концерт Дворжака с уведомлением за три часа, когда первоначально запланированный солист не смог играть. [ 4 ] Он покинул Академию Листа в 1939 году и провел большую часть войны в Будапеште . Благодаря своей молодости Старкер избежал трагической участи своих старших братьев, которых принудили к принудительным работам и в конечном итоге убили нацисты. Тем не менее Старкер провел три месяца в нацистском лагере для интернированных . [ 5 ]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]
После войны Старкер стал главным виолончелистом Будапештской оперы и Будапештского филармонического оркестра . [ 6 ] Старкер покинул Венгрию в 1946 году. [ 7 ]
Он дал успешный концерт в Вене, затем остался там для подготовки к Женевскому конкурсу виолончелистов. На соревнованиях, состоявшихся в октябре 1946 года, он получил бронзовую медаль. [ 8 ]
После соревнований в Женеве Старкер провел год, работая над своей техникой в Париже. «Я играл как слепой», - сказал он. «Что происходит с птицей, которая летает и не умеет летать? Вот что происходит с вундеркиндами». [ 8 ] По завершении года в Париже он сделал свою первую запись Сонаты Кодали си минор для виолончели соло . [ 6 ] Запись принесла ему Гран-при диска . [ 9 ] Он сделал еще три записи этого произведения. [ 6 ]
Старкер эмигрировал в Соединенные Штаты в 1948 году, чтобы стать главным виолончелистом Симфонического оркестра Далласа под управлением Антала Дорати . [ 10 ] В 1949 году он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать главным виолончелистом Метрополитен -опера под руководством Фрица Райнера . [ 10 ] Именно в Нью-Йорке Старкер сделал первую из своих записей Сюит для виолончели Баха . [ 11 ]
В 1953 году Старкер стал главным виолончелистом Чикагского симфонического оркестра, стал Фриц Райнер а музыкальным руководителем . [ 9 ] В 1958 году Старкер переехал в Блумингтон, штат Индиана , где и поселился до конца своей жизни. [ 10 ] В Музыкальной школе Джейкобса Университета Индианы он стал профессором и возобновил сольную карьеру. Среди его учеников были Цуёси Цуцуми , Мария Клигель , Эмилио В. Колон и Гэри Хоффман. [ 12 ] [ 13 ]
Записанный репертуар
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() Франца Йозефа Гайдна Концерт для виолончели с оркестром Луиджи Боккерини Концерт для виолончели с оркестром с Карло Марией Джулини, дирижирующим оркестром филармонии в 1959 году. Здесь на archive.org |
Старкер сделал более 150 записей. [ 14 ] Он пять раз записывал сольные сюиты для виолончели Баха, последний раз для RCA Victor Red Seal в 1997 году, за что получил премию Грэмми . [ 15 ] Он также был номинирован на премию «Грэмми» за запись произведений Дэвида Поппера в 1989 году . У него были концерты, написанные для него Дэвидом Бейкером , Анталом Дорати , Бернхардом Хайденом , Жаном Мартиноном , Миклошем Рожа и Робертом Старером . Он дважды записал Концертстюк для виолончели с оркестром Эрно Донаньи , произведение, которое он сыграл в 13 лет с композитором: сначала, в 1956/57 году, с Филармоническим оркестром под руководством Вальтера Зюскинда , и композитор присутствовал на всех сессиях ( композитор был «разгневан» тем, что продюсер Уолтер Легге настоял на вырезании «оркестрового тутти в начале партии». три" [ 16 ] ); и второй, без сокращений, с Симфоническим оркестром Сиэтла под управлением Джерарда Шварца в 1990 году.
Виолончели
[ редактировать ]С 1950 по 1965 год Старкер играл и записывался на Lord Aylesford Stradivarius , самом большом инструменте, созданном Антонио Страдивари . В 1965 году Старкер приобрел виолончель Маттео Гоффриллера, предположительно изготовленную в Венеции в 1705 году; ранее известная как виолончель «Айвор Джеймс Гоффриллер», Старкер переименовал ее в знак сертификации в виолончель «Звезда». [ 17 ]
Рецензии и опубликованные работы
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() Здесь на archive.org |
Многие документальные фильмы, статьи в журналах и газетные статьи признали виртуозность Яноша Старкера . Он опубликовал множество книг и партитур через Peer International, Schirmer и International Music. [ нужна ссылка ] Его автобиография « Мир музыки по мнению Старкера » была опубликована в 2004 году издательством Indiana University Press.
Стиль игры
[ редактировать ]Стиль игры Старкера был напряженным и требовал высокого технического мастерства. По словам некоторых из его учеников, его техника заключалась в длинных нотах легато с очень небольшим шумом, исходящим от его левой руки, в результате чего получались плавные, чистые тона, «каждая нота звучала как драгоценный камень». Сам Старкер охарактеризовал свое звучание как «центрированное» и «сфокусированное». Он был известен своей способностью воспроизводить чрезвычайно широкий спектр звуков и оттенков тона. Он избегал широкого вибрато, которое предпочитали некоторые его сверстники, которое он рассматривал как прикрытие для плохой интонации, и был известен своим аристократическим умением держаться на сцене, предпочитая, чтобы музыка вызывала эмоции. Он процитировал своего давнего друга и коллегу Дьёрдя Себока , который сказал: «Вызывайте волнение. Не волнуйтесь».
Личные привычки
[ редактировать ]Старкер всю жизнь курил, выкуривая 60 сигарет в день. [ 1 ] Он также выпил большое количество шотландского виски. [ 1 ] Однажды он отказался дать концерт в Колумбии, Южная Каролина, который он должен был сыграть, потому что ему не разрешили выкурить «предконцертную сигарету» за кулисами. [ 1 ]
Библиография
[ редактировать ]- Янош Старкер: Мир музыки по мнению Старкера . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. 2022. ISBN 978-0-253-06539-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фокс, Маргалит (30 апреля 2013 г.). «Янош Старкер, мастер игры на виолончели, умер в возрасте 88 лет» . Nytimes.com .
- ^ Classic FM, « Это 16 величайших виолончелистов всех времен », 15 ноября 2016 г., обновление: 24 октября 2019 г.
- ^ Старкер, Янош, Мир музыки по мнению Яноша Старкера , Indiana University Press, 2004, стр. 130 ISBN 0-253-34452-2
- ^ «Некролог Indianapublicmedia.org» . Архивировано из оригинала 3 мая 2013 года . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ «Янош Старкер» . энциклопедия Британская
- ^ Jump up to: а б с «Умер виолончелист Янош Старкер» . Граммофон . 28 апреля 2013 года . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ «Знаменитый виолончелист Янош Старкер умер в возрасте 88 лет» . Чикаго Трибьюн . 28 апреля 2013 года . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Маргарет (30 апреля 2013 г.). «Янош Старкер: виолончелист-виртуоз, чье преподавание имело такое же большое влияние, как и его собственная игра» . Независимый . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Поттер, Талли (2 мая 2013 г.). «Некролог Яноша Старкера» . Хранитель . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Янош Старкер» . «Дейли телеграф» . 29 апреля 2013 года . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ « Расскажи историю, а не просто играй в заметки » . Местный 802 AFM . 1 октября 2010 года . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Гэри Хоффман» . Thestrad.com .
- ^ «Янош Старкер – празднование 75-летия» . Discogs.com .
- ^ Уайз, Брайан (29 апреля 2013 г.). «Почитаемый виолончелист Янош Старкер умер в возрасте 88 лет» . WQXR . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Янос Старкер» . ГРЭММИ.com . 15 февраля 2019 г. . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Адам Стерн, примечания к буклету к компакт-диску Delos 3095.
- ^ "Свойство" . Тарисио . Проверено 13 сентября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мир музыки по мнению Старкера , Яноша Старкера, Bloomington & Indianapolis, Indiana University Press (2004). ISBN 0-253-34452-2 .
- Перекличка Благословенных. Текст Яноша Старкера. Рисунки Хорхе Сикре. , Occidental Press, Вашингтон, округ Колумбия (1985). ISBN 0-911050-60-4 .
- От Будапешта до Блумингтона. Янош Старкер и венгерская виолончельная традиция. , Анна Далос, Мелинда Берлас, Янош Старкер, Янош Брейер и Питер Б. Якоби, Академия Кронберга Верлаг, Кронберг/Таунус (1999). (на немецком и английском языках) ISBN 3-934395-00-7
- Янош Старкер. «Король виолончелистов». Становление артиста , Джойс Гитинг, издательство Chamber Music Plus, Лос-Анджелес (2008). ISBN 978-0-9754734-0-5 .
- Художники как профессора. «Беседы с музыкантами, художниками, скульпторами, Моррисом Ризенхувером и Робертом Т. Бэкберном», стр. 171–185, представляют собой интервью с Яношем Старкером. Урбана, Издательство Университета Иллинойса (1976). ISBN 0-252-00574-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биографии, аудиоклипы
- «Вспоминая Яноша Старкера», Из архивов, Архив Розенталя Чикагского симфонического оркестра , 1 мая 2013 г.
- Интервью Яноша Старкера Брюсу Даффи, 24 ноября 1987 г.
- Двухчасовое аудиоинтервью г-на Старкера с Луизой Дубин, одной из его учениц.
- Интервью с Яношем Старкером в книге «Аттила Реткес: Музыкальный полк» (Избранные интервью, 2000–2003 гг.) , Nap Kiadó, 2004 г.
- 1924 рождения
- смертей в 2013 г.
- Венгерский народ 20-го века
- Лауреаты премии Грэмми
- Еврейские классические музыканты
- Венгерские музыкальные преподаватели
- Венгерские классические виолончелисты
- Преподаватели игры на виолончели
- Венгерские эмигранты в США
- Факультет музыкальной школы Джейкобса
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Венгерские евреи
- Венгерский народ польского происхождения
- Венгерский народ украинского происхождения
- Музыканты из Будапешта
- Выжившие евреи из концлагеря
- Классические музыканты 20-го века
- Виолончелисты 20-го века