Jump to content

Концерт для виолончели (Дворжак)

Концерт для виолончели си минор, соч. 104, B. 191 — последний сольный концерт Антонина Дворжака . Она была написана в 1894 году для его друга, виолончелиста Хануша Вихана , но премьера состоялась в Лондоне 19 марта 1896 года английским виолончелистом Лео Стерном . [ 1 ] [ 2 ]

Структура

[ редактировать ]

Произведение написано для полного романтического оркестра (за исключением 4-го валторны), содержащего две флейты (второе удвоение пикколо ), два гобоя , два кларнета , два фагота , три валторны , две трубы , три тромбона , тубу , литавры , треугольник (только последняя часть) и струнные , имеет стандартный трехчастный формат концерта:

  1. Аллегро ( си минор, затем си мажор ; около 15 минут)
  2. Медленно, но не слишком сильно ( соль мажор ; около 12 минут)
  3. Финал: Allegro moderato — Andante — Allegro vivo (си минор, затем си мажор; около 13 минут)

Общая продолжительность: около 40 минут.

В 1865 году, в начале своей карьеры, Дворжак начал Концерт для виолончели ля мажор (B. 10). Пьеса была написана для Людевита Пера , которого он хорошо знал по оркестру Временного театра, в котором они оба играли. Он передал Перу партитуру для виолончели (с аккомпанементом фортепиано), но не удосужился закончить произведение. Он был возвращен из его поместья в 1925 году.

Хануш Вихан , среди других, довольно давно просил концерт для виолончели, но Дворжак всегда отказывался, заявляя, что виолончель - прекрасный оркестровый инструмент, но совершенно недостаточный для сольного концерта. По словам Йозефа Михла, Дворжаку нравился средний регистр, но он жаловался на гнусавый верхний регистр и бормочущий бас. В письме другу Дворжак писал, что он сам, вероятно, больше всего удивился своему решению написать концерт для виолончели, несмотря на эти давние сомнения.

Дворжак написал концерт, находясь в Нью-Йорке в течение своего третьего срока на посту директора Национальной консерватории . В 1894 году один из преподавателей консерватории Виктор Герберт , также композитор, закончил Концерт для виолончели № 2 ми минор, соч. 30, и представил его в серии концертов, начиная с 9 марта. [ 3 ] Дворжак услышал как минимум два исполнения этого произведения и был вдохновлен выполнить просьбу Вихана и сочинить собственный концерт для виолончели. Герберт был главным виолончелистом оркестра, на котором состоялась премьера Симфонии Дворжака «Новый мир». [ 3 ] 16 декабря 1893 года. Средняя часть Герберта была си минор, что, возможно, вдохновило Дворжака написать свой концерт в той же тональности. [ 4 ] Он был начат 8 ноября 1894 года и завершен 9 февраля 1895 года. [ 5 ]

Увидев партитуру, Хануш Вихан внес различные предложения по улучшению, в том числе две каденции , одна в конце третьей части. Но Дворжак принял лишь несколько незначительных изменений и не принял ни одной из каденций. Третья часть была данью уважения его невестке Жозефине Кауницовой, урожденной Чермаковой, которая в ноябре 1894 года написала ему письмо, в котором говорилось, что она серьезно больна. [ 6 ] В частности, в медленной, задумчивой части перед триумфальным финалом цитируется его песня «Leave Me Alone (Kéž duch můj sám)», соч. 82, Б.157, № 1, ее любимец. [ 7 ] Она умерла в мае 1895 года, после чего концерт был дополнительно переработан. [ 8 ]

Дворжак писал своим издателям: [ 9 ]

Я отдаю вам свою работу только в том случае, если вы пообещаете мне, что никто — даже мой друг Вихан — не будет вносить в нее какие-либо изменения без моего ведома и разрешения, а также, что не будет никакой каденции, такой как Вихан внес в последней части; и что его форма будет такой, какой я ее почувствовал и обдумал.

Финал, писал он, должен постепенно завершиться diminuendo, «как вздох... затем следует крещендо, и последние такты подхватываются оркестром, заканчиваясь бурно. Это была моя идея, и от нее я не могу отступить». ". [ 9 ]

Хануш Вихан впервые в частном порядке исполнил концерт с композитором в Лужанах в сентябре 1895 года. [ 10 ] Хотя он отклонил большинство предложенных Виханом изменений, Дворжак все же очень хотел, чтобы Вихан представил свою работу публично, и пообещал ему эту роль. Отчет о последовательности событий, в результате которых этого не произошло, дан Клэпхэмом. [ 11 ] Франческо Бергер, секретарь Лондонского филармонического общества, в ноябре 1895 года написал Дворжаку письмо с приглашением провести концерт некоторых из его произведений в Лондоне. Дворжак согласился и предложил провести премьеру своего Концерта для виолончели с Виханом в качестве солиста. Бергер предложил дату 19 марта 1896 года, но эта дата была неудобна для Вихана (возможно, она совпадала с датами концертов Богемского квартета, с которым у Вихана уже был заключен контракт). Филармония настояла на дате и наняла английского виолончелиста Лео Стерна, не посоветовавшись с Дворжаком. Композитор тогда сначала отказался приехать на концерт. «Бергер был в ужасе и сильно смущен», как уже было объявлено о концерте. Клэпхэм предполагает, что Вихан освободил Дворжака от своего обещания. Стерн отправился в Прагу, чтобы подготовить свое выступление под руководством Дворжака. состоялась премьера К началу марта все было согласовано, и 19 марта в Королевском зале Лондона под управлением Дворжака. Виолончель, на которой играл Штерн, была выпущена в 1684 году. «Генерал Кид» , одна из примерно 60 виолончелей, созданных Страдивари .

После выступления в Лондоне Стерн снова сыграл сольную партию в, возможно, втором публичном выступлении, в Праге 11 апреля 1896 года, а затем снова в Лондоне. В декабре 1896 года и в течение 1897–1898 годов концерт исполняли несколько виолончелистов и дирижеров в Англии и США, в том числе Стерн в Чикаго в январе 1897 года. Вихан продолжил исполнение концерта с большим успехом, сначала в январе 1899 года в The Гааге, а затем впервые под управлением Дворжака в Будапеште 20 декабря 1899 года. [ 12 ] Несмотря на то, что до первого выступления Вихана было так много публичных выступлений, он и Дворжак остались крепкими друзьями.

Концерт был издан в 1896 году Н. Симроком , Берлин.

Первая часть начинается мягко, кларнеты вводят тему. Позже весь оркестр играет эту тему в грандиозной манере, переходя к соло на валторне, которое представляет второстепенную, лирическую тему. Первая тема звучит на протяжении всей части и в последней части третьей части, что придает концерту циклическую структуру. Соло для виолончели начинается с части квази-импровизации, определяющей тему си мажор, за которой следуют тройные аккорды. Затем виолончель снова играет тему ми мажор. Этот концерт требует большого технического мастерства, особенно в коде, где виолончель играет октавы и много двойных стопов. После разрешения соло виолончели следует модуляция, в которой духовые играют аккорд ми-бемоль минор, меняя тональность. Соло виолончели заканчивается трелями на высокой ноте B. Часть заканчивается повторением первой темы, отмеченной grandioso и fortissimo.

После этого вступительного эссе следует длинное Адажио , лирическая часть, имеющая каденциоподобную часть, сопровождаемую в основном флейтами. Виолончель играет двойные стопы в сопровождении пиццикато левой рукой на открытых струнах. Часть заканчивается тем, что виолончель очень тихо играет гармоники .

Заключительная часть формально представляет собой рондо . Он начинается с того, что валторна тихо играет главную тему. Постепенное крещендо переходит в драматическую секцию деревянных духовых инструментов и струнных. Соло виолончели громко играет модифицированную основную тему, отмеченную рисолюто . Оркестр снова играет новую модифицированную тему. Затем вступает виолончель с мелодией, сыгранной на струне A, сыгранной тридцатисекундными нотами на струне D. Этот быстрый раздел переходит в раздел с пометкой «poco meno mosso» , «dolce» и «фортепьяно» . Крещендо переходят в быстрое арпеджио , и акселерандо исполняемое триолями по шестнадцатым нотам. Быстрый масштаб переходит в громкую тутти-секцию, представляющую новый материал. Вступает виолончель и постепенное снижение до нового повторения темы, обозначенной как фортепиано. За этим следует контрастное, громкое повторение темы, исполненной деревянными духовыми инструментами в сопровождении струнных и духовых инструментов. За этим следует раздел модерато до мажор и, наконец, мено моссо , который медленно модулируется от ля мажор к до мажор, затем к си мажор и, наконец, переходит к исходному темпу си мажор. За этим следует еще один тихий и медленный раздел, в котором используется материал из первой и второй частей. Концерт заканчивается allegro vivo в исполнении полного оркестра.

Друг и наставник Дворжака Иоганнес Брамс написал двойной концерт для скрипки и виолончели в 1887 году, за восемь лет до концерта Дворжака для виолончели. Он исправил корректуру концерта Дворжака для композитора и, следовательно, хорошо знал произведение по партитуре. [ 13 ] В 1896 году Роберт Хаусман сыграл его у себя дома в сопровождении фортепиано Брамса, и, как сообщается, Брамс сказал: «Если бы я знал, что можно сочинить такой концерт для виолончели, я бы попробовал это сам!» [ 14 ] 7 марта 1897 года Брамс услышал исполнение этого произведения Гуго Беккером на концерте Венской филармонии и перед концертом сказал своему другу Генсбахеру: «Сегодня вы услышите настоящее произведение, мужское произведение!» [ 15 ]

Оригинальная партитура Дворжака до того, как он принял некоторые из многочисленных изменений, предложенных Ханушем Виханом , описывалась как «гораздо более музыкальная», и эта версия время от времени исполнялась. [ 16 ] Некоторая музыка Дворжака, написанная в Америке, такая как Американский струнный квартет , написанный в Спилвилле, штат Айова, и Симфонический оркестр Нового Света , находилась под заметным влиянием американской среды, особенно пентатонических гамм, используемых в музыке афроамериканцев и коренных американцев. Для Концерта для виолончели такое влияние менее очевидно. Один автор [ 5 ] предполагает, что американское влияние на концерт было незначительным. Другой автор рассказывает историю о том, как однажды, когда Дворжак был в Нью-Йорке, но не в консерватории и, как говорят, был болен, посетитель его дома нашел его там сочиняющим. «Единственной его болезнью была лихорадка... Остатки многих прошлых трапез были разбросаны по комнате, где он забаррикадировался, вероятно, в течение нескольких дней». [ 17 ] Хотя время не указано, вполне понятно, что в более поздний период своего пребывания в консерватории, когда его зарплата была урезана и все еще не выплачивалась регулярно, Дворжак мог чувствовать себя менее обязанным выполнять свои обязанности.

Оценка и записи

[ редактировать ]

Среди всех концертов для виолончели концерт Дворжака называли «высшим». [ 18 ] «величайший», [ 5 ] [ 19 ] и «король». [ 20 ]

Концерт записывали почти все известные виолончелисты. Известные записи включают выступления Пабло Казальса , Эмануэля Фейермана , Пьера Фурнье , Грегора Пятигорского , Жаклин дю Пре , Бернара Гринхауса , Леонарда Роуза , Йоханнеса Мозера , Готье Капюсона , Трульса Морка , Миши Майского , Джулиана Ллойда Уэббера и Стивена Иссерлиса . Йо-Йо Ма записывал концерт Дворжака для виолончели трижды, в 1986, 1995 и 2017 годах. Мстислав Ростропович сделал четыре коммерческих записи на западных лейблах (с Адрианом Боултом и Лондонским филармоническим оркестром для EMI ; с Гербертом фон Караяном и Берлинским филармоническим оркестром для Deutsche Граммофон с Карло Марией Джулини и Лондонским филармоническим оркестром для EMI; и с Сэйдзи Одзавой и Бостонским симфоническим оркестром для Эрато ). Янош Старкер также записывал это произведение трижды: с Филармоническим оркестром и Уолтером Зюскиндом для Angel /EMI, с Анталом Дорати и Лондонским симфоническим оркестром для Mercury , а также с Леонардом Слаткиным и Симфоническим оркестром Сент-Луиса. для RCA Victor Red Seal .

Запись Йо-Йо Ма пяти «Великих концертов для виолончели» включает в себя концерты Дворжака, Элгара , один из Гайдна , Сен- Санса первый и Шумана . [ 21 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Нью-Йорк Таймс, 12 сентября 1904 г.» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 12 сентября 1904 г. Проверено 21 января 2014 г.
  2. ^ Концерт для виолончели си минор, соч. 104 Британника
  3. ^ Перейти обратно: а б Майкл Стейнберг , Концерт
  4. ^ «Гильдейская музыка» . Гильдейская музыка . Проверено 21 января 2014 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Бэтти, Роберт, «Мысли о доме», глава 22 Тиббетса (редактор) (1993).
  6. ^ Смачный, 1999, стр. 57.
  7. ^ Смачный, 1999, стр. 79.
  8. ^ Смачный, 1999, стр. 81–82
  9. ^ Перейти обратно: а б Смачный, 1999, с. 90, с немного другим переводом на английский язык.
  10. ^ Клэпхэм 1979, Нортон, с. 148
  11. ^ Клэпхэм 1979, Нортон, стр. 86, 148–149.
  12. ^ «Ханус Вихан» . Cellist.nl. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 21 января 2014 г.
  13. ^ «Раскопки Йоханнеса, Роберт Камецура» . Собс.орг. 05 января 2004 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 г. Проверено 21 января 2014 г.
  14. ^ Флоренс Мэй, «Иоганнес Брамс», Том 2, Мюнхен, 1983, с. 301
  15. ^ Флоренс Мэй, «Иоганнес Брамс», Том 2, Мюнхен, 1983, с. 303
  16. ^ «Дмитрий Маркевич, Некоторые мысли о более рациональной аппликатуре на виолончели» . Виолончель.орг. 05.05.1999 . Проверено 21 января 2014 г.
  17. ^ Эммануэль Рубин, «Дворжак в Национальной консерватории», глава 6 Тиббетса (изд., 1993), стр. 71
  18. ^ Гарольд К. Шонберг , Жизни великих композиторов , Нортон, Нью-Йорк, 1980.
  19. ^ Клэпхэм, Джон (1979), Дворжак , Нортон, Нью-Йорк
  20. ^ Йоэлл, Джон Х., «Дворжак в Америке: Дискография», Приложение C Тиббетса (редактор) (1993), стр. 404-417; о концерте для виолончели, стр. 412–414.
  21. ^ «Великие концерты для виолончели | Йо-Йо Ма» .
  22. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 18 февраля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  • Клэпхэм, Джон. «Антонин Дворжак, музыкант и мастер». Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк, 1966.
  • Клэпхэм, Джон, Дворжак . Нью-Йорк: Нортон, 1979.
  • Дворжак, Антонин: Концерт для виолончели, соч. 104. (Виолончель и фортепиано) Прага: Editio Bärenreiter, 2004. H 1200.
  • Смачный, Ян Дворжак: Концерт для виолончели с оркестром. Кембриджские музыкальные справочники. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1999.
  • Тиббетс, Джон К. (редактор), Дворжак в Америке , Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1993.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d119bec0b28352203e05687a4509830d__1716084480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/0d/d119bec0b28352203e05687a4509830d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cello Concerto (Dvořák) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)