Симфонические вариации (Дворжак)
Симфонические вариации Антонина Дворжака на тему «Я скрипач» ( чеш . Симфонические вариации из песни «Já jsem huslař» ) для оркестра, соч. 78, Б. 70, написаны в 1877 году. [ 1 ] Их играют довольно часто, во многом подобно Иоганна Брамса и «Вариациям на тему Гайдна» « Эдварда Элгара Загадочным вариациям» . Они часто записываются вместе с его девятью симфониями.
Фон
[ редактировать ]Предположительно, работа стала ответом на предложение друга написать вариации на тему, которая казалась невозможной для этой цели. [ 2 ] Дворжак выбрал третью из своего набора из трех песен-частей для мужских голосов без сопровождения ( Sborové písně pro mužské hlasy ), B. 66, под названием « Huslař », или « Já jsem huslař » («Скрипач», или «Я — скрипач"; текст Адольфа Гейдука - две другие песни были из моравской народной поэзии). Три песни были написаны в середине января 1877 года и впервые исполнены 4 марта. [ 3 ] Третья песня имеет троичную форму (ABA), где длина фраз составляет 7, 6 и 7 тактов. Но эта тема не только не была невозможной в качестве предмета вариаций, но и оказалась исключительно хорошо подходящей для этой цели. [ 4 ]
Симфонические вариации были написаны с 6 августа по 28 сентября 1877 года. [ 1 ] Впервые произведение было исполнено в концертном зале Жофин. [ 5 ] в Праге 2 декабря 1877 года оркестром Временного театра [Prozatimní divadlo] под управлением Людевита Прохазки . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Поводом стал благотворительный концерт по сбору средств на строительство церкви в пражском Смихове . [ 5 ] и, хотя пьеса понравилась публике, в прессе она не освещалась. [ 4 ] Кроме того, издатели Дворжака не заинтересовались произведением. [ 7 ] Вдвойне обескураженный, он отложил это на десять лет, сосредоточившись на других проектах.
В марте 1887 года, желая создать больше музыки, Дворжак возобновил работу, на этот раз сам дирижируя ею в пражском Рудольфинуме . Оркестр Национального театра так понравился ему этим вторым спектаклем, что он решил отправить партитуру дирижеру Гансу Рихтеру . Рихтер был в восторге от этого произведения и сразу же включил его в программу своего предстоящего турне по Англии. [ 5 ] Он написал композитору 17 мая. [ 8 ] после первой репетиции с Филармоническим обществом в Лондоне 13 мая: «Я просто очарован. Это великолепная работа! Я так счастлива быть первой, кто продюсирует ее в Лондоне. Но почему вы так долго сдерживали ее?» ? Эти вариации должны блеснуть в первом ряду ваших сочинений» . [ 9 ]
Сам концерт позже в том же месяце имел огромный успех, и Рихтер снова написал: «Среди сотен концертов, которые я дирижировал за свою жизнь, ни одно новое произведение никогда не имело такого успеха, как ваше» . [ 10 ]
В декабре 1887 года в Вене прозвучали Симфонические вариации впервые , снова под управлением Рихтера. В зале присутствовали Дворжак и его друг Иоганнес Брамс , которые в честь этого события подарили композитору изысканный мундштук. [ 5 ] Теперь его издатель Н. Симрок , который десятью годами ранее отказался публиковать произведение, сел и обратил внимание, но вместо опуса номер 28, который дал ему Дворжак, опубликовал его как опус 78, чтобы предложить совершенно новое сочинение. . [ 5 ] Работе присвоен номер 70 в каталоге Burghauser . Примерно в 1888 году Дворжак аранжировал Вариации для фортепиано в четыре руки, которые в каталоге Бургхаузера указаны как B. 514. [ 6 ]
Дворжака Симфонические вариации входят в тройку наиболее часто исполняемых из всех наборов оркестровых вариаций, наряду с «Вариациями на тему Гайдна» Брамса и Элгара » «Загадочными вариациями . Хьюберта Парри , Симфонические вариации несомненно, были созданы под влиянием примера Дворжака. [ 11 ]
оркестровка
[ редактировать ]Произведение исполнено для пикколо, 2 флейт, 2 гобоя, 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, 3 тромбонов, литавр, треугольника и струнных. Игра длится около 22 минут. [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]Тема начинается Lento e molto quietlo до мажор , затем продолжается через 27 вариаций в различных темпах, заканчиваясь гениальным фугальным финалом Allegro maestoso . Произведение остается в до мажоре до вариации 17, переходя в ре мажор для вариации 18, си ♭ мажор для вариации 19, си ♭ минор для вариаций 20–24, соль ♭ мажор для вариаций 25 и 26, прежде чем вернуться к до мажор для вариаций 17. финальная вариация и финал.
Это преимущественно в 2
4 раза , но исследует 3
4 для Скерцо (Вариация 17) и Tempo di valse (Вариация 19), а также использует 3
8 , 6
8 и 12
8 в некоторых из более поздних вариаций. Финальная вариация и фугальный финал возвращаются к 2
4 .
Записи
[ редактировать ]Работа неоднократно записывалась. В настоящее время доступны записи, проводимые Марином Олсопом , Иржи Белоглавеком , Колином Дэвисом , Иваном Фишером , Джоном Элиотом Гардинером , Стивеном Ганценхаузером , Неэме Ярви , Иштваном Кертешем , Рафаэлем Кубеликом , Теодором Кучаром , Зденеком Макалом , сэром Чарльзом Маккеррасом , Вацлавом Нойманном , Вольфгангом Са. Уоллиш , Питер Тиборис и Артуро Тосканини . [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с antonin-dvorak.cz
- ^ Мы
- ^ antonin-dvorak.cz
- ^ Jump up to: а б Орегонский симфонический оркестр
- ^ Jump up to: а б с д и ж АРТА Рекордс
- ^ Jump up to: а б с ИМЛП
- ^ Классические архивы
- ↑ Оригинал письма Рихтера можно увидеть здесь (на чешском языке).
- ^ Ньюмарч, Роза; Дворжак, Антонин (1932). «Письма Дворжака Гансу Рихтеру (продолжение)» . Музыкальные времена . 73 (1074): 698–701. дои : 10.2307/917593 . JSTOR 917593 .
- ^ Гордон, Дэвид; Гордон, Питер (2005). Музыкальные гости в Британии . Психология Пресс. ISBN 978-0-7130-4052-4 .
- ^ Викторианская сеть
- ^ АрхивМузыка