Хитрый крестьянин
Хитрый крестьянин | |
---|---|
Опера Антонина Дворжака | |
![]() Дворжак в 1882 году | |
Либреттист | Йозеф Отакар Веселый |
Язык | чешский |
Премьера | 1878 Прага |
«Хитрый крестьянин» ( «Шельма Седлак по-чешски ») — опера Антонина Дворжака . Чешское либретто Йозефа Отакара Весели.
Состав и прием
[ редактировать ]«Хитрый крестьянин» был написан в то время, когда не хватало качественных чешских драматургов. В своих примечаниях к записи Supraphon в 1995 году Милан Поспишил указывает, что Веселый не решил эту проблему. Его либретто демонстрирует талант, но также и некритическую самоуверенность и перерабатывает традиционные элементы сюжета и даже имена персонажей. И Еник, и Вацлав, например, основаны на моделях с похожими именами из «Проданной невесты» . [ 1 ] О влиянии последней оперы свидетельствует выбор деревенской обстановки. [ 1 ] сходство с сюжетом «Женитьбы Фигаро» . Отмечено также [ 2 ]
Дворжак установил либретто, не требуя каких-либо правок, но предложил изменить название с оригинального Poliček knížeti (Пощечина принцу). Хитрость . иронична, поскольку главный герой сам обманут Композитор написал музыку в 1877 году. Среди других его произведений этого периода — « Stabat Mater» , «Фортепианный концерт» и «Славянские танцы» . [ 1 ]
Чтобы придать национальный характер, Дворжак использовал в опере разнообразные танцевальные и другие формы, такие как полька , вальс , соуседска , мазур и марш . [ 1 ] хотя музыка остается типичной для композитора. [ 2 ] С короткими номерами «Хитрый крестьянин» представляет собой действительно ансамблевую оперу. Музыка лирична, миры принца и народных персонажей, любовников и заговорщиков индивидуально характеризуются повторяющейся музыкой. [ 1 ] Однако некоторые из этих изображений также предвосхищают изображения аналогичных персонажей в более поздних операх, таких как «Якобинец» . [ 2 ] Современные критики сочли этот музыкальный стиль слишком симфоничным. Эдуард Ханслик , например, считал, что музыка балета из второго акта лучше подходит для симфонического скерцо. [ 1 ]
История выступлений
[ редактировать ]Впервые опера была представлена в Праге в 1878 году, она была дана и в Пльзене в том же году . Когда она была исполнена в Дрездене в 1882 году, она стала лишь третьей чешской оперой, поставленной в Германии . Таким образом, это первый настоящий успех Дворжака как оперного композитора. Она была исполнена в Гамбурге в 1883 году, но плохой прием в Вене в 1885 году на некоторое время остановил более широкое развитие этой и других опер композитора. В чешских землях «Хитрый крестьянин» оставался популярным, хотя внимание к нему отвлекла премьера «Якобинца» в 1887 году. [ 2 ] Тем не менее, представления оперы продолжались и в 20 веке, но прекратились с 1950 года. [ 1 ] Первые британские выступления были даны оперой Джона Льюиса « Крестьянин-разбойник» в 1963 году. [ 3 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 1878 г. (Дирижер: Адольф Чех ) |
---|---|---|
Принц | баритон | Джозеф Лев |
Принцесса | сопрано | Тереза Боскетти |
Жан, камердинер принца | тенор | Адольф Крёссинг |
Берта, горничная принцессы | сопрано | Антония Тича |
Еник, бедный деревенский парень | тенор | Антонин Вавра |
Мартин, богатый фермер | бас | Карел Чех |
Бетушка, его дочь | сопрано | Мария Лаушманнова |
Вацлав, сын богатого фермера | тенор | Сара Ян |
Веруна, деревенская мастерица | контральто | Бетти Фибич |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Территория дворца
Деревенские девушки празднуют май и любовь, которую он приносит ( Zavítal do kraje, zavítal máj ), но Бетушка грустит. Хор пытается подбодрить ее надеждой на приезд принца, который позволит ее любви осуществиться. Приходит Еник и спрашивает Бетушку, почему ей грустно. Это потому, что ее отец хочет, чтобы она вышла замуж за более богатого человека. Эти двое обнимаются и поют о своей надежде, что Бог поможет их любви ( Ústa moje, miláčku ). Приходят Мартин, Веруна и Вацлав, а Еник уходит. Мартин отговаривает Бетушку за то, что она проводит время с таким бродягой, как Еник, хотя он думает для нее более богатого мужа. Бетушка подтверждает свою любовь к Енику, и Веруна поддерживает ее, но ее отец не желает этого. Вацлав рассказывает ей обо всех подарках, которые он может подарить ей, если вместо этого она согласится выйти за него замуж. Бетушка отказывается. Мартин выражает на нее свой гнев ( Dobrá, jdi tedy k němu ). Девочки возвращаются, чтобы взять с собой Бетушку, чтобы собрать для нее букет и подарить принцу. Думая, что они одни, Вацлав и Мартин обсуждают, что делать. Первый выражает разочарование, чувствуя, что вся деревня издевается над ним. Мартин уверяет его, что они оба умные богемские крестьяне ( Jsme čestí sedláci, они поют вместе ). Они заменят лестницу, которую обычно использует Еник, на доску над бочкой с водой. Они избьют его после того, как он упадет. Однако Веруна подслушивает и намерена предупредить влюбленных о ловушке.
Вся деревня выходит приветствовать принца и принцессу. Когда Бетушка дарит принцу букет, он и Жан поражены ее красотой. Джин пытается ее ущипнуть, и ревнивая Берта жалуется. Мартин и Вацлав подходят к князю, чтобы попросить его согласия на женитьбу Вацлава на Бетушке. Он отвечает, что сначала поговорит с Бетушкой и выяснит ее желания. Когда он это сделает, он говорит, что подарит Енику ферму и вместо этого позволит Бетушке выйти за нее замуж, при условии, что она вечером навестит принца одну в беседке. Веруна снова слушает и комментирует Бетушку о развратных намерениях принца. Тем временем они видят приближающуюся Джин, походящую, как павлин. Он просит Бетушку оставить для него лестницу за окном. Веруна сообщает ему, что вместо этого будет бочка, на которую он сможет залезть. Приходит Берта и отговаривает Джин. Веруна объясняет двум другим женщинам, что бочка — это ловушка. Она также навещает принцессу, которая вместо Бетушки вечером навестит ее мужа в беседке и даст ему пощечину.
Акт 2
[ редактировать ]Проходят весенние праздники с танцами, пивом и майским шестом, на который взбирается сельский житель, чтобы выиграть приз. Когда принц завершает празднование, различные персонажи поют о своих надеждах оказаться в объятиях Бетушки, унизить других персонажей или, в случае самого Бетушки, оказаться в объятиях Еника ( Kéž mi již zavitá blažená chvíle ). Еник и Бетушка желают друг другу спокойной ночи ( Rozlučme se, drahý (drahá), rozlučme se ). Она рассказывает ему о намерениях принца, и они думают о побеге. Мартин видит ствол на месте, а Вацлав чувствует вину за то, что они планируют. Веруна направляет принцессу и Берту, замаскированных под Бетушку, на свои позиции. Думая, что он соблазняет Бетушку, принц жалуется, что ему наскучила жена. Принцесса забирает у него залог за обещанную ферму, прежде чем дать ему пощечину. Тем временем Жан пытается залезть к окну Бетушки, где находится Берта, и падает в бочку. Мартин и Вацлав, подстрекаемые Бертой, бросаются его избивать. Она и принцесса требуют и получают покаяние от принца и Жана. Все винят Мартина за то, что у него такая красивая дочь. Князь поручает ему выдать ее замуж за Еника. Мартин извиняется перед Вацлавом, который уверен, что его богатство поможет ему найти жену в другом месте. Принц передает Енику документы на ферму, а Мартин обещает щедрое приданое. Все хвалят принца и принцессу.
Записи
[ редактировать ]- Йитка Собехартова , Йозеф Кундлак , Вацлав Зитек , Пражского радио (SOČR) Симфонический оркестр и хор , Фанатишек Вайнар . Записано в 1985–86 годах. Супрафон СУ 0019-2 632
- Стивен Гунценхаузер и Словацкий филармонический оркестр записали увертюру к «Наксосу» .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Комментарий Милана Поспишила к переизданию записи Supraphon 1995 года.
- ^ Jump up to: а б с д Ян Смачный. « Хитрый крестьянин » в Оперном словаре Нью-Гроув (под ред.) Стэнли Сэди . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн , (по состоянию на 31 октября 2009 г.)
- ↑ «Таймс», 3 апреля 1963 г., стр. 17.