Струнный квартет №1. 12 (Дворжак)

Струнный квартет № 12 фа мажор , соч. 96, получивший прозвище « Американский квартет» , — двенадцатый струнный квартет, созданный Антонином Дворжаком . Оно было написано в 1893 году, во время пребывания Дворжака в Соединенных Штатах. Квартет – один из самых популярных в репертуаре камерной музыки.
Состав
[ редактировать ]Дворжак сочинил квартет в 1893 году во время летних каникул, будучи директором (1892–1895) Национальной консерватории в Нью-Йорке. Свой отпуск он провел в городе Спилвилл, штат Айова , где проживала община чешских иммигрантов. Дворжак отправился в Спилвиль через Йозефа Яна Коваржика. Коваржик закончил Пражскую консерваторию по классу скрипки и собирался вернуться в Спилвилл – его дом в Соединенных Штатах – когда Дворжак предложил ему должность секретаря. Когда Йозеф Ян согласился, он уехал жить к семье Дворжаков в Нью-Йорк. [ 1 ] Он рассказал Дворжаку о Спилвилле, где его отец Ян Йозеф был школьным учителем, что побудило Дворжака провести там лето 1893 года. [ 2 ]
Дворжак чувствовал себя в Спилвилле очень комфортно. [ 3 ] В письме другу он описал свое душевное состояние вдали от суеты Нью-Йорка: «Я нахожусь в отпуске с 3 июня здесь, в чешской деревне Спилвилль, и не вернусь в Нью-Йорк до второй половины сентября. Дети благополучно прибыли из Европы, и мы все счастливы вместе. Нам здесь очень нравится, и, слава Богу, я много работаю, здоров и в хорошем настроении». [ 4 ] Он написал квартет вскоре после Симфонии Нового Света , еще до того, как это произведение было исполнено. [ 5 ]
Дворжак набросал квартет за три дня и завершил его еще за тринадцать дней, завершив партитуру комментарием: «Слава Богу! Я доволен. Это было быстро». [ 3 ] Это была его вторая попытка написать квартет фа мажор: его первая попытка, сделанная двенадцатью годами ранее, дала только одну часть . [ 6 ] Американский квартет стал поворотным моментом в творчестве Дворжака камерной музыки: на протяжении десятилетий он безуспешно пытался найти баланс между своей чрезмерной мелодической изобретательностью и четкой структурой. В Американском квартете наконец-то сошлись. [ 3 ] Дворжак защищал кажущуюся простоту произведения: «Когда я писал этот квартет в чешской общине Спилвиля в 1893 году, мне хотелось хоть раз написать что-нибудь очень мелодичное и прямолинейное, и дорогой папа Гайдн то и дело возникал перед моими глазами, и это вот почему все получилось так просто. И хорошо, что так получилось». [ 7 ]
Дворжак дал подзаголовок своей симфонии « Из Нового Света ». К квартету он не дал подзаголовка, но есть комментарий "Вторая композиция, написанная в Америке". [ 8 ]
Вдохновение
[ редактировать ]На лондонской премьере своей симфонии Нового Света Дворжак написал: «Что касается моего мнения, я думаю, что влияние этой страны (имеются в виду народные песни, такие как негритянские, индийские, ирландские и т. д.) должно быть заметно, и что это и все другие произведения (написанные в Америке) очень отличаются от других моих произведений как по колоуру, так и по характеру...» [ 9 ] [ 10 ]
Признание Дворжаком афроамериканской музыки задокументировано: Гарри Т. Берли , баритон, а затем композитор, который знал Дворжака, когда он был студентом Национальной консерватории, сказал: «Я очень часто пел для него наши негритянские песни, и до того, как он написал свои собственные темы, он наполнился духом старых спиритуалов ». [ 11 ] Дворжак сказал: «В негритянских мелодиях Америки я обнаруживаю все, что нужно для великой и благородной музыкальной школы». [ 12 ] Из-за предполагаемой связи с афроамериканской музыкой квартет назывался такими прозвищами, как «Негр» и «Ниггер» , прежде чем его назвали « Американским квартетом» . [ 13 ] [ 14 ] От старых прозвищ, не имеющих негативного значения для композиции, отказались после 1950-х годов. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Дворжак писал (в письме, которое он отправил из Америки вскоре после создания квартета): «Что касается моей новой Симфонии, струнного квартета фа мажор и квинтета (сочиненных здесь, в Спилвилле), – я никогда не должен был писать эти произведения «просто так». если бы я не увидел Америку». [ 18 ] Слушатели попытались выявить в квартете конкретные американские мотивы. Некоторые утверждают, что тема второй части основана на афроамериканской духовной музыке или, возможно, на мелодии кикапу , которую Дворжак услышал во время своего пребывания в Спилвилле. [ 19 ]
Характерным, объединяющим элементом всего квартета является использование пентатоники . Эта гамма придает всему квартету открытый и простой характер, характер, который часто отождествляют с американской народной музыкой. Однако пентатоника распространена во многих традиционных музыкальных произведениях по всему миру, и до приезда в Америку Дворжак сочинял пентатонику, будучи знаком с такими образцами славянской народной музыки. [ 20 ]
Конкретное американское влияние вызывает сомнение: «На самом деле единственная американская особенность этого произведения заключается в том, что оно было написано там», - пишет Пол Гриффитс . [ 21 ] «Специфические американские качества так называемого «американского» квартета нелегко идентифицировать, - пишет Люси Миллер, - ...Лучше рассматривать подзаголовок как просто тот, который был присвоен из-за его состава во время американского турне Дворжака». [ 22 ]

Некоторые слышали намеки на локомотив в последней части, напоминая любовь Дворжака к железным дорогам. [ 23 ]
Дворжак цитирует третью часть, размеры 21–24, птицу, которую он слышал в Айове. Песня звучит как высокая, прерывающаяся партия первой скрипки. [ 24 ] Дворжака раздражало настойчивое щебетание этой птицы, и он записал ее песню в свой блокнот. [ 25 ] В 1950-х годах английский музыковед определил птицу как алую танагеру – утверждение, которое с тех пор повторяется в книгах. Однако в 2016 году американский орнитолог Тед Флойд показал, что птица, процитированная Дворжаком, скорее всего, не была алой танагерой; вместо этого птица, вероятно, была красноглазым виреоном , еще одной американской певчей птицей. [ 26 ]
Структура
[ редактировать ]Квартет скрипок рассчитан на обычный набор из двух , альта и виолончели и состоит из четырех частей : [ 27 ] Типичное исполнение произведения длится от 26 до 30 минут.
I. Веселый, но не слишком
[ редактировать ]
Вступительная тема квартета
чисто пентатоника, исполняемая альтом, с пульсирующим аккордом фа мажор в аккомпанирующих инструментах. Этот же аккорд фа мажор продолжается без гармонических изменений на протяжении первых двенадцати тактов пьесы. Затем движение переходит в бридж, развиваясь гармонично, но все еще с открытым, триадным чувством открытости и простоты.Вторая тема, ля мажор, также в основном пентатоника, но украшена мелизматическими элементами, напоминающими цыганскую или чешскую музыку. Движение переходит в раздел развития, который гораздо более плотен в плане гармонии и гораздо более драматичен по темпу и цвету.
Развитие заканчивается разделом фугато , который переходит в перепросмотр.
После того, как первая тема повторяется в перепросмотре, есть соло на виолончели, которое переходит ко второй теме.
II. Медленный
[ редактировать ]
Тема второй части [ 19 ] Простая мелодия с пульсирующим аккомпанементом второй скрипки и альта действительно напоминает спиричуэлс или индийскую ритуальную музыку. Она написана с использованием той же пентатоники, что и первая часть, но в миноре (ре минор), а не в мажоре. Тема представлена первой скрипкой и повторяется на виолончели. Дворжак развивает этот тематический материал в расширенной средней части, затем повторяет тему на виолончели с еще более тонким аккомпанементом, попеременно смычковым и пиццикато.
— это тот, который переводчики больше всего пытались связать с негритянским спиритуалом или с мелодией американских индейцев.III. Очень живой
[ редактировать ]
Третья часть представляет собой вариант традиционного скерцо. Он имеет форму A–B–A–B–A: часть А представляет собой веселую, несколько причудливую мелодию, полную необычных долей и перекрестных ритмов. Высоко в первой скрипке звучит песня птицы, которую композитор считал алой танагерой; однако, скорее всего, это была не песня танагера. [ 26 ]
Часть B представляет собой вариацию основной темы скерцо, исполняемую минорно, в половинном темпе и более лирическую. В первом появлении это строка легато, а во втором лирическая тема исполняется триолями, что придает ей более пульсирующий характер.
IV. Финиш: живой, но не слишком
[ редактировать ]
Финальная часть имеет традиционную форму рондо: A–B–A–C–A–B–A. Опять же, основная мелодия пентатоника. Ритм движения был вдохновлен опытом Дворжака, который ехал в поездах и слышал, как они пыхтят по рельсам во время путешествия по Америке, что видно по «пыхтению» второй скрипки и альта на протяжении всей пьесы. [ 28 ]
Раздел B более лиричен, но продолжает в духе первой темы.
Раздел C представляет собой хоральную тему.
История
[ редактировать ]В первом частном выступлении квартета в Спилвиле в июне 1893 года Дворжак играл на первой скрипке, Ян Йозеф Коваржик - на второй скрипке, дочь Сесилия Коваржикова - на альте, а сын Йозеф Ян Коваржик - на виолончели. [ 8 ]
Первые два публичных выступления квартета состоялись 1 января 1894 года в Бостоне. [ 29 ] [ 30 ] а затем в Нью-Йорке 13 января. На следующий день неназванный рецензент написал, что, конечно, «нет никакого парения или тоски могучего Бетховена», но есть «дух вечного солнечного света», который является «душой музыки Моцарта». [ 31 ] Бургхаузер упоминает сообщения прессы в обоих городах, первое из которых — в « Нью-Йорк Геральд» от 18 декабря 1893 года. [ 8 ]
Хотя влияние американской народной песни в квартете не проявляется явно, влияние квартета Дворжака на более поздние американские композиции очевидно. Вслед за Дворжаком к жанру струнного квартета обратились ряд американских композиторов, в том числе Джон Ноулз Пейн , Горацио Паркер , Джордж Уайтфилд Чедвик и Артур Фут . «Широкое использование народных песен в американской музыке 20-го века и атмосфера «широкого пространства» в саундтреках к «вестернам», возможно, имеют, по крайней мере, некоторые свои корни» в новом американском стиле Дворжака, пишет Баттерворт. [ 32 ]
Песня также используется в саундтреке к Греты Гервиг « фильму Маленькие женщины » в ключевой сцене, в которой Лори и Джо впервые танцуют.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клэпхэм 1979 , стр. 112–113.
- ^ Клэпхэм 1979 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б с Милан Славицкий. «Струнный квартет фа мажор, соч. 96 «Американский», примечания на обложке Дворжака: Струнные квартеты (полные), Квартет Стамица. Блестящая классика №99949, 2002 г.
- ↑ Письмо Йиндриху Гейслеру, цитата из Струнного квартета № 12 «Американский» , antonin-dvorak.cz
- ^ Мошонка , с. 20.
- ^ Мошонка , с. 89.
- ↑ Цитируется по «Струнному квартету № 12 «Американский» , antonin-dvorak.cz.
- ^ Jump up to: а б с Бургхаузер, Ярмил. Антонин Дворжак: Тематический каталог с библиографией и обзором жизни и творчества , Bãrenreiter Supraphon, Прага, 1996, стр. 302
- ↑ Отрывки из переписки Дворжака: секретарю Лондонской филармонии Франческо Бергеру (Высока, 12.6.1894), цитируется в Симфонии № 9 «Из Нового Света» , antonin-dvorak.cz
- ↑ Программные заметки, написанные Дворжаком для первого лондонского исполнения симфонии Нового Света , цитируются по Butterworth 1980 , p. 103
- ^ Джин Э. Снайдер, «Великая и благородная музыкальная школа: Дворжак, Гарри Т. Берли и афроамериканские духовные». В Тиббеттсе, Джон К. , изд., Дворжак в Америке: 1892–1895 , Amadeus Press, Портленд, Орегон, 1993, стр. 131
- ^ Интервью Джеймса Крилмана, New York Herald , 21 мая 1893 г.
- ^ Джон Клэпхэм. «Бедржих Сметана и Антонин Дворжак» в «Камерной музыке » под редакцией Алека Робертсона . Книги Пингвина, 1963.
- ^ Майкл Кеннеди и Джойс Борн (ред.) « Американский квартет» в Кратком Оксфордском музыкальном словаре . Издательство Оксфордского университета, 1996. ISBN 9780198608844 (переиздание 2004 г.)
- ^ Хьюз 1967 , с. 165 писали, что квартет «широко известен как квартет «Нигер» (хотя с тех пор, как это слово стало табу в стране его происхождения, это прозвище несколько вышло из употребления)»
- ^ Лиана Кертис (ред.) Читательница Ребекки Кларк , стр. 102, 104. Общество Ребекки Кларк, 2004. ISBN 9780977007905
- ^ Норман Эдвардс. Вопросы музыки . 2005, с. 39. ISBN 978 1 84728 090 9
- ↑ Письмо Эмилю Козанеку, 15 сентября 1893 г., переведено в «Письмах композиторов» , Гертруда Норман и Мириам Любелл Шрифт, редакторы (1946, Альфред А. Кнопф)
- ^ Jump up to: а б Баттерворт 1980 , с. 107.
- ^ Джон Х. Барон. Интимная музыка: история идеи камерной музыки , с. 363. Пендрагон Пресс, 1998. ISBN 1576471004 ISBN 9781576471005
- ^ Гриффитс 1983 .
- ^ Миллер 2006 , с. 123.
- ^ Баттерворт 1980 , с. 89.
- ^ Миллер 2006 , с. 124.
- ^ Песня алого танагера на YouTube.
- ^ Jump up to: а б с Флойд, Тед (осень 2016 г.). «Переоценка Алого танагра из Спилвилля, штат Айова: действительно ли это был танагер?». Жизнь птиц Айовы . 86 : 159–161.
- ^ Этот анализ основан на анализе Гриффитса 1983 , Миллера 2006 и «Антонина Дворжака» в Уолтере Уилсоне Коббетте , «Циклопедическом обзоре камерной музыки Коббетта» (1923, Oxford University Press)
- ^ «Как Дворжак и поезда вдохновили мой струнный квартет» . Граммофон . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Хьюз 1967 , с. 172.
- ^ Баттерворт 1980 , с. 110.
- ↑ The New York Times , 14 января 1894 г., стр. 11.
- ^ Баттерворт 1980 , с. 95.
Источники
[ редактировать ]- Баттерворт, Нил (1980). Дворжак: Его жизнь и времена . Книги Мидаса. ISBN 0-85936-142-Х .
- Клэпхэм, Джон (1979). Дворжак . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-01204-2 .
- Миллер, Люси (2006). Адамс — Землянскому . Гильдия концертных артистов. ISBN 1-892862-09-3 .
- Гриффитс, Пол (1983). Струнный квартет, История . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27383-9 .
- Хьюз, Джервас (1967). Дворжак: Его жизнь и музыка . Нью-Йорк: Додд, Мид.
- Шурек, Отакар [на чешском языке] (nd). Камерная музыка Антонина Дворжака . Перевод Роберты Финлейсон Самсур. Чехословакия: Артия.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дворжак, Антонин: Квартет XII. Фа великий Счет. Прага: Editio Supraphon, 1991. S 1304.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет № 12, соч. 96 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Струнный квартет № 12 «Американский» на antonin-dvorak.cz