Jump to content

Струнный квартет №1. 12 (Дворжак)

Последняя страница партитуры с автографом с надписью Дворжака: «Завершено 10 июня 1893 года в Спилвилле. Слава Богу. Я доволен. Все прошло быстро».

Струнный квартет № 12 фа мажор , соч. 96, получивший прозвище « Американский квартет» , — двенадцатый струнный квартет, созданный Антонином Дворжаком . Оно было написано в 1893 году, во время пребывания Дворжака в Соединенных Штатах. Квартет – один из самых популярных в репертуаре камерной музыки.

Дворжак сочинил квартет в 1893 году во время летних каникул, будучи директором (1892–1895) Национальной консерватории в Нью-Йорке. Свой отпуск он провел в городе Спилвилл, штат Айова , где проживала община чешских иммигрантов. Дворжак отправился в Спилвиль через Йозефа Яна Коваржика. Коваржик закончил Пражскую консерваторию по классу скрипки и собирался вернуться в Спилвилл – его дом в Соединенных Штатах – когда Дворжак предложил ему должность секретаря. Когда Йозеф Ян согласился, он уехал жить к семье Дворжаков в Нью-Йорк. [ 1 ] Он рассказал Дворжаку о Спилвилле, где его отец Ян Йозеф был школьным учителем, что побудило Дворжака провести там лето 1893 года. [ 2 ]

Дворжак чувствовал себя в Спилвилле очень комфортно. [ 3 ] В письме другу он описал свое душевное состояние вдали от суеты Нью-Йорка: «Я нахожусь в отпуске с 3 июня здесь, в чешской деревне Спилвилль, и не вернусь в Нью-Йорк до второй половины сентября. Дети благополучно прибыли из Европы, и мы все счастливы вместе. Нам здесь очень нравится, и, слава Богу, я много работаю, здоров и в хорошем настроении». [ 4 ] Он написал квартет вскоре после Симфонии Нового Света , еще до того, как это произведение было исполнено. [ 5 ]

Дворжак набросал квартет за три дня и завершил его еще за тринадцать дней, завершив партитуру комментарием: «Слава Богу! Я доволен. Это было быстро». [ 3 ] Это была его вторая попытка написать квартет фа мажор: его первая попытка, сделанная двенадцатью годами ранее, дала только одну часть . [ 6 ] Американский квартет стал поворотным моментом в творчестве Дворжака камерной музыки: на протяжении десятилетий он безуспешно пытался найти баланс между своей чрезмерной мелодической изобретательностью и четкой структурой. В Американском квартете наконец-то сошлись. [ 3 ] Дворжак защищал кажущуюся простоту произведения: «Когда я писал этот квартет в чешской общине Спилвиля в 1893 году, мне хотелось хоть раз написать что-нибудь очень мелодичное и прямолинейное, и дорогой папа Гайдн то и дело возникал перед моими глазами, и это вот почему все получилось так просто. И хорошо, что так получилось». [ 7 ]

Дворжак дал подзаголовок своей симфонии « Из Нового Света ». К квартету он не дал подзаголовка, но есть комментарий "Вторая композиция, написанная в Америке". [ 8 ]

Вдохновение

[ редактировать ]

На лондонской премьере своей симфонии Нового Света Дворжак написал: «Что касается моего мнения, я думаю, что влияние этой страны (имеются в виду народные песни, такие как негритянские, индийские, ирландские и т. д.) должно быть заметно, и что это и все другие произведения (написанные в Америке) очень отличаются от других моих произведений как по колоуру, так и по характеру...» [ 9 ] [ 10 ]

Признание Дворжаком афроамериканской музыки задокументировано: Гарри Т. Берли , баритон, а затем композитор, который знал Дворжака, когда он был студентом Национальной консерватории, сказал: «Я очень часто пел для него наши негритянские песни, и до того, как он написал свои собственные темы, он наполнился духом старых спиритуалов ». [ 11 ] Дворжак сказал: «В негритянских мелодиях Америки я обнаруживаю все, что нужно для великой и благородной музыкальной школы». [ 12 ] Из-за предполагаемой связи с афроамериканской музыкой квартет назывался такими прозвищами, как «Негр» и «Ниггер» , прежде чем его назвали « Американским квартетом» . [ 13 ] [ 14 ] От старых прозвищ, не имеющих негативного значения для композиции, отказались после 1950-х годов. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Дворжак писал (в письме, которое он отправил из Америки вскоре после создания квартета): «Что касается моей новой Симфонии, струнного квартета фа мажор и квинтета (сочиненных здесь, в Спилвилле), – я никогда не должен был писать эти произведения «просто так». если бы я не увидел Америку». [ 18 ] Слушатели попытались выявить в квартете конкретные американские мотивы. Некоторые утверждают, что тема второй части основана на афроамериканской духовной музыке или, возможно, на мелодии кикапу , которую Дворжак услышал во время своего пребывания в Спилвилле. [ 19 ]

Характерным, объединяющим элементом всего квартета является использование пентатоники . Эта гамма придает всему квартету открытый и простой характер, характер, который часто отождествляют с американской народной музыкой. Однако пентатоника распространена во многих традиционных музыкальных произведениях по всему миру, и до приезда в Америку Дворжак сочинял пентатонику, будучи знаком с такими образцами славянской народной музыки. [ 20 ]

Конкретное американское влияние вызывает сомнение: «На самом деле единственная американская особенность этого произведения заключается в том, что оно было написано там», - пишет Пол Гриффитс . [ 21 ] «Специфические американские качества так называемого «американского» квартета нелегко идентифицировать, - пишет Люси Миллер, - ...Лучше рассматривать подзаголовок как просто тот, который был присвоен из-за его состава во время американского турне Дворжака». [ 22 ]

Транскрипция Дворжаком песни птицы, которую он считал алой танагерой (вверху), и появление песни в третьей части квартета. Идентификация этой птицы как алой танагеры сомнительна, возможно, это был красноглазый виреон.

Некоторые слышали намеки на локомотив в последней части, напоминая любовь Дворжака к железным дорогам. [ 23 ]

Дворжак цитирует третью часть, размеры 21–24, птицу, которую он слышал в Айове. Песня звучит как высокая, прерывающаяся партия первой скрипки. [ 24 ] Дворжака раздражало настойчивое щебетание этой птицы, и он записал ее песню в свой блокнот. [ 25 ] В 1950-х годах английский музыковед определил птицу как алую танагеру – утверждение, которое с тех пор повторяется в книгах. Однако в 2016 году американский орнитолог Тед Флойд показал, что птица, процитированная Дворжаком, скорее всего, не была алой танагерой; вместо этого птица, вероятно, была красноглазым виреоном , еще одной американской певчей птицей. [ 26 ]

Структура

[ редактировать ]

Квартет скрипок рассчитан на обычный набор из двух , альта и виолончели и состоит из четырех частей : [ 27 ] Типичное исполнение произведения длится от 26 до 30 минут.

I. Веселый, но не слишком

[ редактировать ]
Duration: 33 seconds.
Первая тема первой части в исполнении Квартета Серафины.
Первая часть, первая тема
First movement, first theme

Вступительная тема квартета (см. выше) чисто пентатоника, исполняемая альтом, с пульсирующим аккордом фа мажор в аккомпанирующих инструментах. Этот же аккорд фа мажор продолжается без гармонических изменений на протяжении первых двенадцати тактов пьесы. Затем движение переходит в бридж, развиваясь гармонично, но все еще с открытым, триадным чувством открытости и простоты.

Duration: 42 seconds.
Вторая тема первой части

Вторая тема, ля мажор, также в основном пентатоника, но украшена мелизматическими элементами, напоминающими цыганскую или чешскую музыку. Движение переходит в раздел развития, который гораздо более плотен в плане гармонии и гораздо более драматичен по темпу и цвету.

Duration: 41 seconds.
Фугато на завершающей стадии разработки

Развитие заканчивается разделом фугато , который переходит в перепросмотр.

Duration: 13 seconds.
Мост для виолончели в перепросмотре

После того, как первая тема повторяется в перепросмотре, есть соло на виолончели, которое переходит ко второй теме.

II. Медленный

[ редактировать ]
Duration: 1 minute and 11 seconds.
Тема второй части
Вторая часть, тема
Second movement, theme

Тема второй части (см. выше) — это тот, который переводчики больше всего пытались связать с негритянским спиритуалом или с мелодией американских индейцев. [ 19 ] Простая мелодия с пульсирующим аккомпанементом второй скрипки и альта действительно напоминает спиричуэлс или индийскую ритуальную музыку. Она написана с использованием той же пентатоники, что и первая часть, но в миноре (ре минор), а не в мажоре. Тема представлена ​​первой скрипкой и повторяется на виолончели. Дворжак развивает этот тематический материал в расширенной средней части, затем повторяет тему на виолончели с еще более тонким аккомпанементом, попеременно смычковым и пиццикато.

III. Очень живой

[ редактировать ]
Duration: 45 seconds.
Первая часть скерцо - послушайте песню лесной певчей птицы высоко в первой скрипке. Дворжак полагал, что это была алая танагера , но более вероятно, что это был красноглазый виреон . [ 26 ]
Третья часть, основная тема
Third movement, main theme

Третья часть представляет собой вариант традиционного скерцо. Он имеет форму A–B–A–B–A: часть А представляет собой веселую, несколько причудливую мелодию, полную необычных долей и перекрестных ритмов. Высоко в первой скрипке звучит песня птицы, которую композитор считал алой танагерой; однако, скорее всего, это была не песня танагера. [ 26 ]

Duration: 8 seconds.
Вторая часть скерцо

Часть B представляет собой вариацию основной темы скерцо, исполняемую минорно, в половинном темпе и более лирическую. В первом появлении это строка легато, а во втором лирическая тема исполняется триолями, что придает ей более пульсирующий характер.

IV. Финиш: живой, но не слишком

[ редактировать ]
Duration: 30 seconds.
Основная тема последней части
Четвертая часть, основная тема
Fourth movement, main theme

Финальная часть имеет традиционную форму рондо: A–B–A–C–A–B–A. Опять же, основная мелодия пентатоника. Ритм движения был вдохновлен опытом Дворжака, который ехал в поездах и слышал, как они пыхтят по рельсам во время путешествия по Америке, что видно по «пыхтению» второй скрипки и альта на протяжении всей пьесы. [ 28 ]

Duration: 24 seconds.
Секция «Б» рондо

Раздел B более лиричен, но продолжает в духе первой темы.

Duration: 20 seconds.
Секция «С» рондо

Раздел C представляет собой хоральную тему.

В первом частном выступлении квартета в Спилвиле в июне 1893 года Дворжак играл на первой скрипке, Ян Йозеф Коваржик - на второй скрипке, дочь Сесилия Коваржикова - на альте, а сын Йозеф Ян Коваржик - на виолончели. [ 8 ]

Первые два публичных выступления квартета состоялись 1 января 1894 года в Бостоне. [ 29 ] [ 30 ] а затем в Нью-Йорке 13 января. На следующий день неназванный рецензент написал, что, конечно, «нет никакого парения или тоски могучего Бетховена», но есть «дух вечного солнечного света», который является «душой музыки Моцарта». [ 31 ] Бургхаузер упоминает сообщения прессы в обоих городах, первое из которых — в « Нью-Йорк Геральд» от 18 декабря 1893 года. [ 8 ]

Хотя влияние американской народной песни в квартете не проявляется явно, влияние квартета Дворжака на более поздние американские композиции очевидно. Вслед за Дворжаком к жанру струнного квартета обратились ряд американских композиторов, в том числе Джон Ноулз Пейн , Горацио Паркер , Джордж Уайтфилд Чедвик и Артур Фут . «Широкое использование народных песен в американской музыке 20-го века и атмосфера «широкого пространства» в саундтреках к «вестернам», возможно, имеют, по крайней мере, некоторые свои корни» в новом американском стиле Дворжака, пишет Баттерворт. [ 32 ]

Песня также используется в саундтреке к Греты Гервиг « фильму Маленькие женщины » в ключевой сцене, в которой Лори и Джо впервые танцуют.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Клэпхэм 1979 , стр. 112–113.
  2. ^ Клэпхэм 1979 , стр. 119–120.
  3. ^ Jump up to: а б с Милан Славицкий. «Струнный квартет фа мажор, соч. 96 «Американский», примечания на обложке Дворжака: Струнные квартеты (полные), Квартет Стамица. Блестящая классика №99949, 2002 г.
  4. Письмо Йиндриху Гейслеру, цитата из Струнного квартета № 12 «Американский» , antonin-dvorak.cz
  5. ^ Мошонка , с. 20.
  6. ^ Мошонка , с. 89.
  7. Цитируется по «Струнному квартету № 12 «Американский» , antonin-dvorak.cz.
  8. ^ Jump up to: а б с Бургхаузер, Ярмил. Антонин Дворжак: Тематический каталог с библиографией и обзором жизни и творчества , Bãrenreiter Supraphon, Прага, 1996, стр. 302
  9. Отрывки из переписки Дворжака: секретарю Лондонской филармонии Франческо Бергеру (Высока, 12.6.1894), цитируется в Симфонии № 9 «Из Нового Света» , antonin-dvorak.cz
  10. Программные заметки, написанные Дворжаком для первого лондонского исполнения симфонии Нового Света , цитируются по Butterworth 1980 , p. 103
  11. ^ Джин Э. Снайдер, «Великая и благородная музыкальная школа: Дворжак, Гарри Т. Берли и афроамериканские духовные». В Тиббеттсе, Джон К. , изд., Дворжак в Америке: 1892–1895 , Amadeus Press, Портленд, Орегон, 1993, стр. 131
  12. ^ Интервью Джеймса Крилмана, New York Herald , 21 мая 1893 г.
  13. ^ Джон Клэпхэм. «Бедржих Сметана и Антонин Дворжак» в «Камерной музыке » под редакцией Алека Робертсона . Книги Пингвина, 1963.
  14. ^ Майкл Кеннеди и Джойс Борн (ред.) « Американский квартет» в Кратком Оксфордском музыкальном словаре . Издательство Оксфордского университета, 1996. ISBN   9780198608844 (переиздание 2004 г.)
  15. ^ Хьюз 1967 , с. 165 писали, что квартет «широко известен как квартет «Нигер» (хотя с тех пор, как это слово стало табу в стране его происхождения, это прозвище несколько вышло из употребления)»
  16. ^ Лиана Кертис (ред.) Читательница Ребекки Кларк , стр. 102, 104. Общество Ребекки Кларк, 2004. ISBN   9780977007905
  17. ^ Норман Эдвардс. Вопросы музыки . 2005, с. 39. ISBN   978 1 84728 090 9
  18. Письмо Эмилю Козанеку, 15 сентября 1893 г., переведено в «Письмах композиторов» , Гертруда Норман и Мириам Любелл Шрифт, редакторы (1946, Альфред А. Кнопф)
  19. ^ Jump up to: а б Баттерворт 1980 , с. 107.
  20. ^ Джон Х. Барон. Интимная музыка: история идеи камерной музыки , с. 363. Пендрагон Пресс, 1998. ISBN   1576471004 ISBN   9781576471005
  21. ^ Гриффитс 1983 .
  22. ^ Миллер 2006 , с. 123.
  23. ^ Баттерворт 1980 , с. 89.
  24. ^ Миллер 2006 , с. 124.
  25. ^ Песня алого танагера на YouTube.
  26. ^ Jump up to: а б с Флойд, Тед (осень 2016 г.). «Переоценка Алого танагра из Спилвилля, штат Айова: действительно ли это был танагер?». Жизнь птиц Айовы . 86 : 159–161.
  27. ^ Этот анализ основан на анализе Гриффитса 1983 , Миллера 2006 и «Антонина Дворжака» в Уолтере Уилсоне Коббетте , «Циклопедическом обзоре камерной музыки Коббетта» (1923, Oxford University Press)
  28. ^ «Как Дворжак и поезда вдохновили мой струнный квартет» . Граммофон . Проверено 1 августа 2023 г.
  29. ^ Хьюз 1967 , с. 172.
  30. ^ Баттерворт 1980 , с. 110.
  31. The New York Times , 14 января 1894 г., стр. 11.
  32. ^ Баттерворт 1980 , с. 95.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дворжак, Антонин: Квартет XII. Фа великий Счет. Прага: Editio Supraphon, 1991. S 1304.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a09ba81f2a3b91edcf5dc7f468f02636__1724681220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/36/a09ba81f2a3b91edcf5dc7f468f02636.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 12 (Dvořák) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)