Jump to content

Папа Гайдн

Композитору Йозефу Гайдну иногда дают прозвище «Папа» Гайдн . Эта практика началась еще при жизни Гайдна и продолжается по сей день.

Хёслингер (2009) выделяет три значения этого термина, которые обсуждаются ниже в порядке их хронологического происхождения.

«Папа» как выражение привязанности

[ редактировать ]

«Папа Гайдн» возник как выражение любви, проявленное к Гайдну музыкантами, которые с ним работали. После 1766 года Гайдн был капельмейстером при дворе Эстерхази , руководя довольно большой группой музыкантов. Авторитет его, очевидно, был довольно благосклонным, так как он часто ходатайствовал перед князем Эстерхази за попавших в беду музыкантов. [ 1 ] Сказка о «Прощальной» симфонии свидетельствует о готовности Гайдна действовать от имени своих подчиненных. Практика называть Гайдна «папой» становилась все более правдоподобной по мере того, как проходили более 30 лет службы Гайдна при дворе Эстерхази; с каждым годом он становился бы все старше среднего музыканта, служащего под его началом.

Со временем группа музыкантов, называвших Гайдна «Папой», расширилась за пределы двора Эстерхази. [ 2 ] и включал друга Гайдна Вольфганга Амадея Моцарта . [ 3 ]

Хёслингер так резюмирует этот аспект «Папы Гайдна»: «Слово «Папа» возникло как выражение привязанности, обычно используемое музыкантами Эстерхази... для фигуры отца, человека, который охотно давал советы и которого в целом уважали как музыканта. " Он отмечает, что во времена Гайдна этот термин использовался и для других музыкантов; например, « Франц Шуберт называл Сальери своим «Гросспапа» (нем. «дедушка»)». [ 4 ]

«Папа» как основатель

[ редактировать ]

Другое значение термина «Папа Гайдн» связано с его ролью в истории классической музыки , особенно в развитии симфонии и струнного квартета . Хотя Гайдн не изобрел ни один из жанров, его творчество считается достаточно важным, поэтому к нему часто прикрепляют ярлыки «Отец симфонии» и «Отец струнного квартета». [ 5 ] Даже при его жизни эта точка зрения была преобладающей. В 1797 году Венское общество Tonkünstler приняло решение сделать его пожизненным членом «в силу его исключительных заслуг как отца и реформатора благородного музыкального искусства». [ 6 ] Когда в 1798 году Франц Нимечек опубликовал биографию Моцарта, он посвятил книгу Гайдну, назвав его «отцом благородного музыкального искусства и любимцем муз».

Хёслингер утверждает, что использование слова «Папа Гайдн» увеличилось в XIX веке, «поскольку возросло чувство почтения к композиторам старшего возраста». [ 4 ]

«Папа» как уничижительное слово

[ редактировать ]

Это употребление, возникшее в XIX веке, Хёслингер характеризует следующим образом: оно «более покровительственное, даже пренебрежительное. По сравнению с художниками-романтиками и романтической музыкой Гайдн и его произведения рассматривались как гениальные, но наивные и поверхностные. "

С ростом признания музыки Гайдна в 20 веке покровительственное чувство «Папы Гайдна» заставило ученых и критиков с подозрением относиться к этому термину, рассматривая его как искажение творчества композитора. Например, исследователь Гайдна Йенс Петер Ларсен писал (1980):

В течение многих лет композитора характеризовало прозвище «Папа Гайдн». Используемое его собственными музыкантами и другими музыкантами как дань любви и уважения, это выражение все чаще приобретало вводящий в заблуждение смысл и стало обозначать доброжелательного, но старомодного классика в париках. Недавнее возрождение интереса к музыке Гайдна показало, что традиционная картина стала карикатурой и создавала ложное впечатление о богатстве и разнообразии его композиторского развития. [ 7 ]

«Папа Гайдн» была использована в детской песенке, исполненной под первые такты второй части Симфонии -сюрприза :

Папа Гайдн умер и ушел
но память о нем сохраняется.
Когда его настроение было блаженным
он писал такие веселые мелодии. [ 8 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Обсуждение и примеры см. Geiringer 1982 , стр. 46–51.
  2. ^ Хёслингер 2009 .
  3. В старости Гайдн заметил Георгу Августу Гризингеру , что Моцарт называл его «Папа». Это замечание было записано в письме, которое Гризингер отправил издателям Breitkopf & Härtel , представителем которых он был ( Deutsch 1965 , 489).
  4. ^ Jump up to: а б Хёслингер 2009 , с. 206.
  5. ^ А. Питер Браун пишет: «Сказать, что Гайдн был отцом симфонии, — это почти клише. Но можно также сказать, что он был отцом струнного квартета, фортепианного трио и клавишной сонаты, как мы задумать эти жанры сегодня. утверждение этих жанров в современном понимании». ( Браун 2002 , 301)
  6. ^ Из онлайн-издания Словаря музыки и музыкантов New Grove.
  7. ^ Ларсен 1980 .
  8. ^ "Гайдн - Времена года Нины Энн Грили, Хоровое общество Сан-Франциско ; Гудман, Джеймс ; Гольдман, Уильям (1962). Кровь, пот и Стэнли Пул . Служба драматургов . п. 47 . ISBN  9780822201274 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Текущая статья New Grove о Гайдне (авторская Уэбстером и Федером, а не Ларсеном) включает в себя и другие материалы о термине «Папа Гайдн».
  • Нимечек, Франц (1798/1956) Жизнь Моцарта в переводе Хелен Маутнер. Лондон: Леонард Хайман.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ef5f29141adebd0592347d0ab8369b9__1678756740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/b9/2ef5f29141adebd0592347d0ab8369b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Papa Haydn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)