Папа Гайдн
Композитору Йозефу Гайдну иногда дают прозвище «Папа» Гайдн . Эта практика началась еще при жизни Гайдна и продолжается по сей день.
Хёслингер (2009) выделяет три значения этого термина, которые обсуждаются ниже в порядке их хронологического происхождения.
«Папа» как выражение привязанности
[ редактировать ]«Папа Гайдн» возник как выражение любви, проявленное к Гайдну музыкантами, которые с ним работали. После 1766 года Гайдн был капельмейстером при дворе Эстерхази , руководя довольно большой группой музыкантов. Авторитет его, очевидно, был довольно благосклонным, так как он часто ходатайствовал перед князем Эстерхази за попавших в беду музыкантов. [ 1 ] Сказка о «Прощальной» симфонии свидетельствует о готовности Гайдна действовать от имени своих подчиненных. Практика называть Гайдна «папой» становилась все более правдоподобной по мере того, как проходили более 30 лет службы Гайдна при дворе Эстерхази; с каждым годом он становился бы все старше среднего музыканта, служащего под его началом.
Со временем группа музыкантов, называвших Гайдна «Папой», расширилась за пределы двора Эстерхази. [ 2 ] и включал друга Гайдна Вольфганга Амадея Моцарта . [ 3 ]
Хёслингер так резюмирует этот аспект «Папы Гайдна»: «Слово «Папа» возникло как выражение привязанности, обычно используемое музыкантами Эстерхази... для фигуры отца, человека, который охотно давал советы и которого в целом уважали как музыканта. " Он отмечает, что во времена Гайдна этот термин использовался и для других музыкантов; например, « Франц Шуберт называл Сальери своим «Гросспапа» (нем. «дедушка»)». [ 4 ]
«Папа» как основатель
[ редактировать ]Другое значение термина «Папа Гайдн» связано с его ролью в истории классической музыки , особенно в развитии симфонии и струнного квартета . Хотя Гайдн не изобрел ни один из жанров, его творчество считается достаточно важным, поэтому к нему часто прикрепляют ярлыки «Отец симфонии» и «Отец струнного квартета». [ 5 ] Даже при его жизни эта точка зрения была преобладающей. В 1797 году Венское общество Tonkünstler приняло решение сделать его пожизненным членом «в силу его исключительных заслуг как отца и реформатора благородного музыкального искусства». [ 6 ] Когда в 1798 году Франц Нимечек опубликовал биографию Моцарта, он посвятил книгу Гайдну, назвав его «отцом благородного музыкального искусства и любимцем муз».
Хёслингер утверждает, что использование слова «Папа Гайдн» увеличилось в XIX веке, «поскольку возросло чувство почтения к композиторам старшего возраста». [ 4 ]
«Папа» как уничижительное слово
[ редактировать ]Это употребление, возникшее в XIX веке, Хёслингер характеризует следующим образом: оно «более покровительственное, даже пренебрежительное. По сравнению с художниками-романтиками и романтической музыкой Гайдн и его произведения рассматривались как гениальные, но наивные и поверхностные. "
С ростом признания музыки Гайдна в 20 веке покровительственное чувство «Папы Гайдна» заставило ученых и критиков с подозрением относиться к этому термину, рассматривая его как искажение творчества композитора. Например, исследователь Гайдна Йенс Петер Ларсен писал (1980):
В течение многих лет композитора характеризовало прозвище «Папа Гайдн». Используемое его собственными музыкантами и другими музыкантами как дань любви и уважения, это выражение все чаще приобретало вводящий в заблуждение смысл и стало обозначать доброжелательного, но старомодного классика в париках. Недавнее возрождение интереса к музыке Гайдна показало, что традиционная картина стала карикатурой и создавала ложное впечатление о богатстве и разнообразии его композиторского развития. [ 7 ]
«Папа Гайдн» была использована в детской песенке, исполненной под первые такты второй части Симфонии -сюрприза :
Папа Гайдн умер и ушел
но память о нем сохраняется.
Когда его настроение было блаженным
он писал такие веселые мелодии. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обсуждение и примеры см. Geiringer 1982 , стр. 46–51.
- ^ Хёслингер 2009 .
- ↑ В старости Гайдн заметил Георгу Августу Гризингеру , что Моцарт называл его «Папа». Это замечание было записано в письме, которое Гризингер отправил издателям Breitkopf & Härtel , представителем которых он был ( Deutsch 1965 , 489).
- ^ Jump up to: а б Хёслингер 2009 , с. 206.
- ^ А. Питер Браун пишет: «Сказать, что Гайдн был отцом симфонии, — это почти клише. Но можно также сказать, что он был отцом струнного квартета, фортепианного трио и клавишной сонаты, как мы задумать эти жанры сегодня. утверждение этих жанров в современном понимании». ( Браун 2002 , 301)
- ^ Из онлайн-издания Словаря музыки и музыкантов New Grove.
- ^ Ларсен 1980 .
- ^ "Гайдн - Времена года Нины Энн Грили, Хоровое общество Сан-Франциско ; Гудман, Джеймс ; Гольдман, Уильям (1962). Кровь, пот и Стэнли Пул . Служба драматургов . п. 47 . ISBN 9780822201274 .
Источники
[ редактировать ]- Браун, А. Питер (2002) Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт , том. 2 Симфонического репертуара . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253334879
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Гейрингер, Карл ; Ирен Гейрингер (1982). Гайдн: Творческая жизнь в музыке (3-е изд.). Издательство Калифорнийского университета . xii, 403. ISBN 0-520-04316-2 .
- Хёслингер, Клеменс (2009). «Папа Гайдн». У Дэвида Вин Джонса (ред.). Оксфордские компаньоны-композиторы: Гайдн . Издательство Оксфордского университета.
- Ларсен, Йенс Питер (1980). «Йозеф Гайдн». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Статья Ларсена была опубликована отдельно под названием The New Grove: Haydn , Norton, New York, 1982.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Текущая статья New Grove о Гайдне (авторская Уэбстером и Федером, а не Ларсеном) включает в себя и другие материалы о термине «Папа Гайдн».
- Нимечек, Франц (1798/1956) Жизнь Моцарта в переводе Хелен Маутнер. Лондон: Леонард Хайман.