Список концертов Йозефа Гайдна
Ниже приводится неполный список концертов Йозефа Гайдна (1732–1809). В каталоге сочинений Гайдна Хобокена концерты для большинства инструментов отнесены к категории VII со своей буквой для каждого сольного инструмента (VIIa — для скрипичных концертов, VIIb — для виолончельных концертов и т. д.). Исключением являются концерты для клавира и для баритона , отнесенные соответственно к XVIII и XIII категориям.
Гайдн также написал еще несколько концертов, которые все были утеряны.
Для скрипки
[ редактировать ]- Концерт для скрипки № 1 до мажор , Hob. VIIa:1 (ок. 1765 г.)
- Концерт для скрипки № 2 ре мажор, Hob. VIIa:2 (1765, потерян) [ 1 ]
- Концерт для скрипки с оркестром №. 3 ля мажор , Hob. VIIa:3 «Концерт Мелькера» (ок. 1770 г.)
- Концерт для скрипки № 4 соль мажор , Hob. VIIa:4 (1769)
Другие концерты (Hob. VIIa:D1/G1/A1/B1/B2) не являются подлинными, т.е. не принадлежат Йозефу Гайдну.
- - D1 - Концерт ре мажор для скрипки с оркестром (2 гобоя, 2 валторны, 2 скрипки, альт и бас) (произведение Карла Стамица ?)
- - G1 - Концерт соль мажор для скрипки и струнных (2 скрипки, альт и бас) (сочинение Михаэля Гайдна ?) (1762)
- - А1 - Концерт ля мажор для скрипки и… (сочинение Джованни Мане Джорновичи ?)
- — B1 — Концерт си-бемоль мажор для скрипки и струнных (2 скрипки, альт и бас) ( Михаэль Гайдн ) (1760)
- - B2 - Концерт си-бемоль мажор для скрипки и струнных (2 скрипки, альт и бас) ( Кристиан Каннабич ) (1767)
Для виолончели
[ редактировать ]- Концерт для виолончели №. 1 в С , Хоб. VIIб:1 (1761-5)
- Концерт для виолончели №. 2 в Д , Хоб. VIIб:2 (соч. 101) (1783)
- Концерт для виолончели № 3 до мажор, Hob. VIIb:3 (ок. 1780, утерян) [ 1 ]
- Концерт для виолончели № 4 ре мажор, Hob. VIIb:4 (ложь, написана Джованни Баттистой Костанци в 1750-х годах)
- Концерт для виолончели № 5 до мажор, Hob. VIIb:5 (ложь, написана Дэвидом Поппером в 1899 году) [ 2 ]
- Концерт для виолончели соль минор, Hob. VIIb:g1 (ок. 1773, сомнительно, утеряно)
Для виолоне (контрабас)
[ редактировать ]- Концерт для виолоне ре мажор, Hob. VIIc:1 (утерян; возможно, сожжен и уничтожен?) [ 1 ]
Для валторны
[ редактировать ]- Концерт для валторны ре мажор, Hob. VIId:1 (1765, потерян)
- Концерт для двух валторн ми-бемоль, Hob. VIId:2 (ок. 1760, утерян)
- Концерт для валторны № 1 ре мажор , Hob. VIId:3 (1762)
- Концерт для валторны № 2 ре мажор, Hob. VIId:4 (неопределенно; возможно, Михаэль Гайдн ) (1767)
- Концерт для двух валторн ми-бемоль, Hob. VIId:5 (неопределенно; возможно, Антонио Розетти ; может быть, Hob. VIId:2?) (1784)
Для трубы
[ редактировать ]- Концерт для трубы ми-бемоль , Hob. VIIe:1 (1796)
Для флейты
[ редактировать ]- Концерт для флейты ре мажор, Hob. VIIf:1 (утерян, 1780?) [ 1 ]
- Концерт для флейты ре мажор, Hob. VIIf:D1 (ок. 1760 г., подделка, автор Леопольд Хоффман )
Для гобоя
[ редактировать ]- Концерт для гобоя до мажор , Hob. VIIg:C1 (1790?) (сомнительно, возможно, Игнац Мальзат)
За 2 лиры организовано
[ редактировать ]Эти концерты были написаны для Фердинанда IV, короля Неаполя, чьим любимым инструментом была организатская лира. [ 3 ] - инструмент, похожий на шарманку . В современных спектаклях в качестве солисток используются флейта и гобой (или две флейты).
- Концерт № 1 до мажор, Hob. VIIч:1 (1786)
- Концерт № 2 соль мажор, Hob. VIIч:2 (1786)
- Концерт № 3 соль мажор, Hob. VIIh:3 (1786) «Романтическая» часть позже превратилась в «военную» часть Симфонии № 100.
- Концерт № 4 фа мажор, Hob. VIIh:4 (1786)
- Концерт № 5 фа мажор, Hob. VIIh:5 (1786) вторая и третья части позже адаптированы и стали частью Симфонии № 89.
Для баритона
[ редактировать ]Известны три концерта для баритона , но они утеряны или имеют сомнительную подлинность.
- Концерт для баритона ре мажор, Hob. XIII:1 (до 1770 г.)
- Концерт для баритона ре мажор, Hob. XIII:2 (до 1770 г.)
- Концерт для 2-х баритонов ре мажор, Hob. XIII:3 (до 1770 г.)
Для клавесина, органа или фортепиано
[ редактировать ]- Концерт для клавира № 1 до мажор, Hob. XVIII:1 (1756)
- Концерт для клавира № 2 ре мажор, Hob. XVIII:2 (1767)
- Концерт для клавира № 3 фа мажор, Hob. XVIII:3 (1765)
- Концерт для клавира № 4 соль мажор, Hob. XVIII:4 (1770)
- Концерт для клавира № 5 до мажор, Hob. XVIII:5 (подлинность не установлена, возможно, принадлежит Георгу Кристофу Вагенсейлю , 1763 г.)
- Концерт № 6 для клавира и скрипки фа мажор (Двойной концерт), Hob. XVIII:6 (1766)
- Концерт для клавира № 7 фа мажор, Hob. XVIII:7 (существует с другой медленной частью, как фортепианное трио Hob. XV:40; подлинность неясна, возможно, приписывается Георгу Кристофу Вагенсейлю , 1766)
- Концерт для клавира № 8 до мажор, Hob. XVIII:8 (подлинность не установлена, возможно, принадлежит Леопольду Хофману , 1766 г.)
- Концерт для клавира № 9 соль мажор, Hob. XVIII:9 (подлинность не установлена, 1767 г.)
- Концерт для клавира № 10 до мажор, Hob. XVIII:10 (1771)
- Концерт для клавира № 11 ре мажор , Hob. XVIII:11 (1782)
- Концерт для клавира ми-бемоль, Hob. XVIII:Es1 (сомнительная подлинность)
- Концерт для клавира фа мажор, Hob. XVIII:F1 (ложная подлинность, автор Георг Йозеф Фоглер )
- Концерт для клавира фа мажор, Hob. XVIII:F2 (сомнительная подлинность)
- Концерт для клавира фа мажор, Hob. XVIII:F3 (подлинность сомнительна, возможно, принадлежит Иоганну Георгу Лангу)
- Концерт для клавира соль мажор, Hob. XVIII:G1 (сомнительная подлинность)
- Концерт для двух клавишных инструментов соль мажор, Hob. XVIII:G2 (сомнительная подлинность)
В приведенном выше списке, где, как отмечено, № 5, 7, 8, 9 вызывают сомнение, только № 3, 4 и 11 считаются подтвержденными подлинными. [ 4 ]
Два произведения, которые часто идентифицируются и даже публикуются как фортепианные концерты Гайдна и обычно преподаются младшим студентам, изучающим игру на фортепиано, на самом деле представляют собой «Дивертисменты» , сгруппированные в Hob. XIV. В частности, это Хоб. XIV:3 («Маленький концерт» до мажор) и Hob. XIV:4 (еще один «концерт» до мажор). Однако еще одно произведение аналогичной технической сложности, которое также идентифицировано и опубликовано как концерт, - это Концерт фа мажор, Hob. XVIII:Ф1.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Х. К. Роббинс Лэндон, Гайдн: Хроники и произведения , 5 томов, (Блумингтон и Лондон: Издательство Индианского университета, 1976-) т. 1, Гайдн: Ранние годы, 1732–1765
- ^ Раммель, Мартин; Леонович, Юрий. «Концерт для виолончели до мажор» . Дэвид Поппер . Мартин Раммель . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Фотографии lireorganizzatta
- ^ Тришер, Дэвид. «Клавишные концерты HAYDN №№ 3, 4 и 11» . Gramophone.co.uk . Проверено 11 января 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- предлагает Энциклопедия музыки и музыкантов Нью-Гроув полный список концертов и других произведений Гайдна с точными датировками на данный момент. Этот список повторяется в дополнительном томе Вебстера и Федера « Новая роща Гайдна» .