Jump to content

Концерт для контрабаса

Концерт для контрабаса нотное музыкальное произведение состоящее из трёх частей или частей (см. Концерт ), для сольного контрабаса в сопровождении оркестра , обычно . Басовые концерты обычно требуют продвинутого уровня техники, поскольку в них часто используются пассажи с очень высоким регистром, гармоники, сложные гаммы и линии арпеджио, а также сложные техники смычка. Студенты-музыканты обычно играют бас-концерты, а оркестровую партию играет пианист, который читает оркестровую редукцию (партии оркестра в переложении для фортепиано).

Происхождение концерта для контрабаса

Концерты зародились в классическую эпоху. Поначалу концерты для контрабаса были очень редки из-за жильных струн. Эти струны было трудно перемещать смычком, они не резонировали и не выступали так громко. [ 1 ]

Примерно в 1650 году была изобретена перемотанная жильная струна. [ 2 ] Это значительно увеличило популярность композиторов, сочиняющих соло на контрабасе.

Основные эпохи концертов контрабаса — классический и романтический период. Они считаются основными концертными эпохами до 20 и 21 веков, когда Андрес Марти [ 3 ] и Эдуард Тубин [ 4 ] были написаны концерты.

Ранние концерты для контрабаса

Самый ранний басовый концерт был написан Карлом фон Диттерсдорфом в середине 1700-х годов. Он написал два басовых концерта, а также симфонический концерт для альта и контрабаса.

Другие композиторы от позднего барокко до классических периодов, такие как Йоханнес Матиас Спергер , написали восемнадцать концертов для контрабаса. Концерты для контрабаса также были написаны Иоганном Баптистом Ванхалем и Йозефом Гайдном , хотя с тех пор концерт Гайдна был утерян. [ 5 ]

Мишель Корретт изменил настройку контрабаса в 1773 году. До этого контрабасы настраивались терциями, что называется настройкой в ​​венском стиле. [ 6 ] Это изменило способ композиторов венской школы писать виртуозные соло на контрабасе. Появление итальянского композитора Доменико Драгонетти официально изменило статус контрабаса. Драгонетти не использовал бас, настроенный по-венски.

В этот момент композиторы венской школы начали пробовать писать новые произведения для контрабаса. Драгонетти был бас-виртуозом, который представил новые передовые техники игры на инструменте, такие как игра в высоком регистре, подпрыгивание смычка (рикошет и спиккато) и использование большего количества гармоник вокруг инструмента. [ 7 ]

Дальнейшее развитие

Джованни Боттезини был известен как Паганини контрабаса, бас-виртуоз и композитор девятнадцатого века. Он внес огромный вклад в сольный репертуар контрабаса. Среди его многочисленных произведений есть два концерта для контрабаса, в которых используются чрезвычайно высокие гармонические отрывки, которые, когда Боттезини впервые представил их, считались «неиграемыми». [ 8 ]

Боттезини предпочитал популярный в Италии трехструнный контрабас. В отличие от того, что Драгонетти предпочитал более старый смычок ладонью вверх, Боттезини использовал смычок в стиле виолончели с ладонью вниз. [ 8 ] Лук в стиле Драгонетти похож на современный немецкий лук, а лук Боттезини — это современный французский лук. [ 9 ]

Это улучшение оказало большое влияние на последующие поколения. Еще одним косвенным влиянием стало возникновение в Чешском регионе выдающейся школы контрабасистов, представленной Францем Симандлом , который посвятил себя технике и преподаванию игры на контрабасе и оставил после себя ряд работ. [ 10 ] [ 11 ]

Примерно с конца 20-го века до наших дней Симандл постепенно заменялся новой техникой и теорией контрабаса Франсуа Раббата . Он взял на вооружение работу Симандла и усовершенствовал технику игры на всей накладке грифа, еще больше улучшив технику современных контрабасистов для игры старых и новых концертов. [ 12 ]

Развитие от 20 века до современности.

Синтетические струны приобрели большую популярность за последние 50 лет. [ 13 ] У них много преимуществ, в том числе они веганские, имеют более последовательный тон, на них легче играть и они дольше держатся на басу. Некоторые композиторы, конечно, по-прежнему предпочитают находить специальные эффекты на жильных струнах, но некоторые компании начали производить струны, которые звучат точно так же, как жильные струны, например D'addario Zyex Strings.

Проблемы

[ редактировать ]

Контрабас не был популярным выбором в качестве сольного инструмента, главным образом из-за трудностей с балансировкой солиста и оркестра, чтобы первый не затмевался громкостью оркестра. Низкий регистр контрабаса затрудняет проецирование; Чтобы решить эту проблему, многие композиторы (особенно Боттезини) писали сольные партии в верхнем регистре инструмента. Другое решение — отказаться от больших тутти или использовать камерную оркестровку, когда контрабас играет в нижнем регистре. Лишь немногие крупные композиторы классической и романтической эпох были склонны к написанию концертов для контрабаса, поскольку было мало инструменталистов, способных взять на себя требования игры в качестве солиста; только усилиями таких виртуозов, как Драгонетти, Боттезини, Кусевицкий и Карр, контрабас стал признаваться как сольный инструмент. С началом двадцатого века стандарты техники игры на контрабасе значительно улучшились, что сделало ее более популярной среди композиторов.

Первые шесть тактов сольной басовой партии Концерта для контрабаса № 2 Диттерсдорфа. Обратите внимание на арпеджио в такте 3.

Контрабасы изменились с XVIII века, когда были написаны концерты Ванхала, Диттерсдорфа и Пихля . Одно отличие касается накладки грифа; Басисты привязывали старые струны или ткань, чтобы сделать лады на своем инструменте, очень похожем на виолу да гамба . Это контрастирует с сегодняшним днем, когда басист отвечает за настройку исключительно на основе положения пальцев левой руки из-за отсутствия ладов. [ 14 ] Еще одним фактором, который затрудняет исполнение концертов классической эпохи на современном инструменте, является настройка. Многие концерты конца 18 века из региона Вены были предназначены для баса, настроенного (от низкого к высокому) D 1 /F 1 -A 1 -D 2 -F♯ 2 -A 2 для пятиструнного баса. В четырехструнных басах нижняя струна отсутствует. В этой настройке использовалось арпеджио ре мажор для четырех верхних струн (или всех струн четырехструнного баса), и именно по этой причине многие концерты этого периода выполнены в этой тональности. Однако некоторые концерты исполняются в E ♭, E или даже фа мажор. В таких ситуациях басист настраивал струны по мере необходимости, повышая высоту звука на небольшую треть, что было возможно из-за того, что в тот период внутренние струны были с более низким натяжением. Результатом стал лучший баланс: другие струнные инструменты будут иметь более глухой и менее резонансный звук в E ♭ мажоре, в то время как басист, читающий транспонированную партию в ре мажоре, будет иметь более резонансную настройку, и бас будет звучать лучше. [ 15 ] Некоторые отрывки того времени включали быстрые арпеджио, которые было относительно легко исполнить с помощью венской настройки. Однако теперь, когда басы настроены по четвертям (от низкой к высокой) E 1 -A 1 -D 2 -G 2 , многие из этих концертов классической эпохи трудно играть. Концерт № 2 Диттерсдорфа (на фото справа) является примером этого. Этот отрывок можно было сыграть на басу в венской настройке, используя только открытые струны и гармоники. При стандартной настройке играть гораздо сложнее, и ее можно выполнить несколькими разными способами, каждый из которых создает серьезные проблемы как для левой, так и для правой руки. [ 16 ]

Утраченный концерт Гайдна для контрабаса

[ редактировать ]

Единственные сохранившиеся части пропавшего концерта Гайдна для контрабаса - это первые два такта. Предполагается, что этот концерт датируется примерно 1763 годом. [ 5 ] примерно через два года после того, как Гайдн был принят на работу штатным композитором в Княжеский оркестр. [ 5 ] Гайдн написал ее специально для второго фаготиста, который также играл на контрабасе в оркестре, Иоганна Георга Швенды. Типичный для того времени концерт был написан ре мажор. [ 5 ] для контрабасов венской настройки. Сэм Саггс, контрабасист и композитор, взял первые два такта, написанные Гайдном, и завершил остальную часть произведения в стиле Гайдна. Он называет это «Гайдн [Re]Creation: возрождение утраченного концерта». Он взял небольшую мелодию, написанную Гайдном, и сделал разные перестановки в трех частях. Саггс еще не опубликовал это произведение, но исполнил его на съезде Международного общества басистов в 2019 году в Блумингтоне, штат Индиана.

Выбранный список

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сегерман, Ефрем; Эботт, Джилда (апрель 1982 г.). «Сообщение 413: Новые разработки в изготовлении толстых басовых струн с цельной кишкой». ФоМРХИ ежеквартально . 27:36 – через RILM Abstracts of Music Literature.
  2. ^ Брун, Пол (2000). Новая история контрабаса . Вильнев д'Аск: P. Brun Productions. ISBN  2-9514461-0-1 . OCLC   49284380 .
  3. ^ Вайцель, Патрисия (сентябрь – октябрь 2020 г.). «ПЕСНЯ ДЛЯ ПОЮЩЕГО БАСА: Концерт Андреса Мартина для контрабаса демонстрирует красивый голос инструмента». Струны . 34 (296): 68–69 - через Music Index.
  4. ^ Коннор, Герберт (1978). «Эдуард Тубин – эстонец, швед, космополит» (PDF) . Шведский журнал музыковедения . 60 (1): 80 - через RILM Abstract of Music Literature.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Мортон, Джоэль (1998). «Пропавший концерт Гайдна для контрабаса». Басовый мир . 22 (3): 26–34, 37–38 – через RILM Abstracts of Music Literature.
  6. ^ Руис, Эдиксон (октябрь 2018 г.). «Концерт Диттерсдорфа для контрабаса K172». Дорога . 129 : 82–85 - через MasterFILE Premier.
  7. ^ Палмер, Фиона (1997). Доменико Драгонетти в Англии (1794-1846): Карьера виртуоза контрабаса . Оксфорд, Нью-Йорк: Clarendon Press Oxford University Press. п. 63. ИСБН  0-19-816591-9 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Бойдер, Кристофер Ира (2015). Концерт для контрабаса № 2 Джованни Боттезини: Руководство по исполнению . CreateSpace Независимый. ISBN  978-1-5171-3752-6 .
  9. ^ Бахманн, Вернер; Селецкий, Роберт Э.; Бойден, Дэвид Д.; Лийвоя-Лориус, Яак; Уоллс, Питер; Кук, Питер (2001). Поклон . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03753 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  10. ^ Симандл, Франц (1904). Новый метод игры на контрабасе (английский и немецкий) . Карл Фишер, Инк.
  11. ^ Борем, Фаусто (1996). «Краткая история транскрипции контрабаса». Басовый мир . 21 (2): 8, 11–12, 15–16 - через RILM Abstracts of Music Literature.
  12. ^ Фанелли, Майкл (ноябрь 2008 г.). «Список самопознания, страсти к контрабасу и преподаванию». Американский преподаватель игры на струнных инструментах . 58 (4): 30–35. дои : 10.1177/000313130805800405 . S2CID   191655132 - через RILM Abstracts of Music Literature.
  13. ^ МакКлоури, Шон (июнь – сентябрь 2002 г.). «Намотка (опрос производителей струн с жилой, пиццикато и струн со стальным/синтетическим сердечником)». Басовый мир . 26 : 18–19 – через Music Index.
  14. ^ Чепмен, Дэвид (июнь 2003 г.). «Исторические и практические соображения по настройке контрабасов в четвертях». Журнал Общества Галпина . 56 : 224–233 – через RILM Abstracts of Music Literature.
  15. ^ Ле Компт, Корнель (2020). Мета Ходос: Венская скрипка: личное путешествие и метод .
  16. ^ Босх, Леон (сентябрь 2014 г.). «Концерт Диттерсдорфа для контрабаса № 2 - первая часть». Страд . 125 : 77–83 – через MasterFILE Premier.
  17. ^ https://meinenoten.notenlink-shop.de/denis-grotsky-concerto-827862
  18. ^ Э., Заяс, Нестор (2010). Наиболее значимые концерты для контрабаса, написанные с 1970 года: рецензии и подходы к исполнению . OCLC   793231663 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48b2504b996a41f254c06cdf952ebfe3__1721153160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/e3/48b2504b996a41f254c06cdf952ebfe3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Double bass concerto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)