Концерт для контрабаса
Концерт для контрабаса — нотное музыкальное произведение состоящее из трёх частей или частей (см. Концерт ), для сольного контрабаса в сопровождении оркестра , обычно . Басовые концерты обычно требуют продвинутого уровня техники, поскольку в них часто используются пассажи с очень высоким регистром, гармоники, сложные гаммы и линии арпеджио, а также сложные техники смычка. Студенты-музыканты обычно играют бас-концерты, а оркестровую партию играет пианист, который читает оркестровую редукцию (партии оркестра в переложении для фортепиано).
История
[ редактировать ]Происхождение концерта для контрабаса
Концерты зародились в классическую эпоху. Поначалу концерты для контрабаса были очень редки из-за жильных струн. Эти струны было трудно перемещать смычком, они не резонировали и не выступали так громко. [ 1 ]
Примерно в 1650 году была изобретена перемотанная жильная струна. [ 2 ] Это значительно увеличило популярность композиторов, сочиняющих соло на контрабасе.
Основные эпохи концертов контрабаса — классический и романтический период. Они считаются основными концертными эпохами до 20 и 21 веков, когда Андрес Марти [ 3 ] и Эдуард Тубин [ 4 ] были написаны концерты.
Ранние концерты для контрабаса
Самый ранний басовый концерт был написан Карлом фон Диттерсдорфом в середине 1700-х годов. Он написал два басовых концерта, а также симфонический концерт для альта и контрабаса.
Другие композиторы от позднего барокко до классических периодов, такие как Йоханнес Матиас Спергер , написали восемнадцать концертов для контрабаса. Концерты для контрабаса также были написаны Иоганном Баптистом Ванхалем и Йозефом Гайдном , хотя с тех пор концерт Гайдна был утерян. [ 5 ]
Мишель Корретт изменил настройку контрабаса в 1773 году. До этого контрабасы настраивались терциями, что называется настройкой в венском стиле. [ 6 ] Это изменило способ композиторов венской школы писать виртуозные соло на контрабасе. Появление итальянского композитора Доменико Драгонетти официально изменило статус контрабаса. Драгонетти не использовал бас, настроенный по-венски.
В этот момент композиторы венской школы начали пробовать писать новые произведения для контрабаса. Драгонетти был бас-виртуозом, который представил новые передовые техники игры на инструменте, такие как игра в высоком регистре, подпрыгивание смычка (рикошет и спиккато) и использование большего количества гармоник вокруг инструмента. [ 7 ]
Дальнейшее развитие
Джованни Боттезини был известен как Паганини контрабаса, бас-виртуоз и композитор девятнадцатого века. Он внес огромный вклад в сольный репертуар контрабаса. Среди его многочисленных произведений есть два концерта для контрабаса, в которых используются чрезвычайно высокие гармонические отрывки, которые, когда Боттезини впервые представил их, считались «неиграемыми». [ 8 ]
Боттезини предпочитал популярный в Италии трехструнный контрабас. В отличие от того, что Драгонетти предпочитал более старый смычок ладонью вверх, Боттезини использовал смычок в стиле виолончели с ладонью вниз. [ 8 ] Лук в стиле Драгонетти похож на современный немецкий лук, а лук Боттезини — это современный французский лук. [ 9 ]
Это улучшение оказало большое влияние на последующие поколения. Еще одним косвенным влиянием стало возникновение в Чешском регионе выдающейся школы контрабасистов, представленной Францем Симандлом , который посвятил себя технике и преподаванию игры на контрабасе и оставил после себя ряд работ. [ 10 ] [ 11 ]
Примерно с конца 20-го века до наших дней Симандл постепенно заменялся новой техникой и теорией контрабаса Франсуа Раббата . Он взял на вооружение работу Симандла и усовершенствовал технику игры на всей накладке грифа, еще больше улучшив технику современных контрабасистов для игры старых и новых концертов. [ 12 ]
Развитие от 20 века до современности.
Синтетические струны приобрели большую популярность за последние 50 лет. [ 13 ] У них много преимуществ, в том числе они веганские, имеют более последовательный тон, на них легче играть и они дольше держатся на басу. Некоторые композиторы, конечно, по-прежнему предпочитают находить специальные эффекты на жильных струнах, но некоторые компании начали производить струны, которые звучат точно так же, как жильные струны, например D'addario Zyex Strings.
Проблемы
[ редактировать ]Контрабас не был популярным выбором в качестве сольного инструмента, главным образом из-за трудностей с балансировкой солиста и оркестра, чтобы первый не затмевался громкостью оркестра. Низкий регистр контрабаса затрудняет проецирование; Чтобы решить эту проблему, многие композиторы (особенно Боттезини) писали сольные партии в верхнем регистре инструмента. Другое решение — отказаться от больших тутти или использовать камерную оркестровку, когда контрабас играет в нижнем регистре. Лишь немногие крупные композиторы классической и романтической эпох были склонны к написанию концертов для контрабаса, поскольку было мало инструменталистов, способных взять на себя требования игры в качестве солиста; только усилиями таких виртуозов, как Драгонетти, Боттезини, Кусевицкий и Карр, контрабас стал признаваться как сольный инструмент. С началом двадцатого века стандарты техники игры на контрабасе значительно улучшились, что сделало ее более популярной среди композиторов.

Контрабасы изменились с XVIII века, когда были написаны концерты Ванхала, Диттерсдорфа и Пихля . Одно отличие касается накладки грифа; Басисты привязывали старые струны или ткань, чтобы сделать лады на своем инструменте, очень похожем на виолу да гамба . Это контрастирует с сегодняшним днем, когда басист отвечает за настройку исключительно на основе положения пальцев левой руки из-за отсутствия ладов. [ 14 ] Еще одним фактором, который затрудняет исполнение концертов классической эпохи на современном инструменте, является настройка. Многие концерты конца 18 века из региона Вены были предназначены для баса, настроенного (от низкого к высокому) D 1 /F 1 -A 1 -D 2 -F♯ 2 -A 2 для пятиструнного баса. В четырехструнных басах нижняя струна отсутствует. В этой настройке использовалось арпеджио ре мажор для четырех верхних струн (или всех струн четырехструнного баса), и именно по этой причине многие концерты этого периода выполнены в этой тональности. Однако некоторые концерты исполняются в E ♭, E или даже фа мажор. В таких ситуациях басист настраивал струны по мере необходимости, повышая высоту звука на небольшую треть, что было возможно из-за того, что в тот период внутренние струны были с более низким натяжением. Результатом стал лучший баланс: другие струнные инструменты будут иметь более глухой и менее резонансный звук в E ♭ мажоре, в то время как басист, читающий транспонированную партию в ре мажоре, будет иметь более резонансную настройку, и бас будет звучать лучше. [ 15 ] Некоторые отрывки того времени включали быстрые арпеджио, которые было относительно легко исполнить с помощью венской настройки. Однако теперь, когда басы настроены по четвертям (от низкой к высокой) E 1 -A 1 -D 2 -G 2 , многие из этих концертов классической эпохи трудно играть. Концерт № 2 Диттерсдорфа (на фото справа) является примером этого. Этот отрывок можно было сыграть на басу в венской настройке, используя только открытые струны и гармоники. При стандартной настройке играть гораздо сложнее, и ее можно выполнить несколькими разными способами, каждый из которых создает серьезные проблемы как для левой, так и для правой руки. [ 16 ]
Утраченный концерт Гайдна для контрабаса
[ редактировать ]Единственные сохранившиеся части пропавшего концерта Гайдна для контрабаса - это первые два такта. Предполагается, что этот концерт датируется примерно 1763 годом. [ 5 ] примерно через два года после того, как Гайдн был принят на работу штатным композитором в Княжеский оркестр. [ 5 ] Гайдн написал ее специально для второго фаготиста, который также играл на контрабасе в оркестре, Иоганна Георга Швенды. Типичный для того времени концерт был написан ре мажор. [ 5 ] для контрабасов венской настройки. Сэм Саггс, контрабасист и композитор, взял первые два такта, написанные Гайдном, и завершил остальную часть произведения в стиле Гайдна. Он называет это «Гайдн [Re]Creation: возрождение утраченного концерта». Он взял небольшую мелодию, написанную Гайдном, и сделал разные перестановки в трех частях. Саггс еще не опубликовал это произведение, но исполнил его на съезде Международного общества басистов в 2019 году в Блумингтоне, штат Индиана.
Выбранный список
[ редактировать ]- Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739–1799)
- Концерт ми ♭ мажор
- Концерт № 2 ми мажор
- Йоханнес Матиас Спергер (1750–1812)
- Концерт для контрабаса № 2 ми-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 3 си-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 4 фа мажор
- Концерт для контрабаса № 5 ми-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 7 ля мажор
- Концерт для контрабаса № 8 ми-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 9 ми-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 10 ми-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 11 си-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 15 ре мажор
- Концерт для контрабаса № 17 си-бемоль мажор
- Концерт для контрабаса № 18 до минор
- Франц Антон Гофмейстер (1754–1812)
- Концерт № 1 ре мажор
- Концерт № 2 ре мажор
- Концерт № 3 ре мажор
- Антонио Капуцци (1755–1818)
- Концерт ре (фа) мажор
- Доменико Драгонетти (1763–1846)
- Концерт соль мажор, D. 290
- Концерт ре мажор
- Концерт ля мажор № 3
- Концерт ля мажор № 5
- Концерт ля мажор (Няня)
- Джованни Боттезини (1821–1889)
- Большой концерт фа ♯ минор
- Концерт № 2 си минор
- Концерт №3 ля мажор (бравурный концерт)
- Серж Кусевицкий (1874–1951)
- Концерт фа ♯ минор, соч. 3 (1902)
- Анхель Маттиас Пенья
- Концерт для контрабаса (1969)
- Константин Иванов
- Концерт в романтическом стиле
- Маурисио Аннунциата
- Концерт № 1 для контрабаса с оркестром «Архентино», соч. 123
- Концерт № 2 для контрабаса с оркестром «Афроаргентинец», соч. 125
- Концерт № 3 для контрабаса с оркестром «Портеньо», соч. 129
- Концерт № 4 для контрабаса с оркестром «Популярный», соч. 135
- Концерт № 5 для контрабаса с оркестром «Андино», соч. 141
- Концерт-симфония для контрабаса, фортепиано с оркестром, соч. 137
- Джордж Конус
- Концерт си минор, соч. 29 (1910)
- Эдвард Нэнни
- Концерт ми минор
- Никос Скалкоттас
- Концерт для контрабаса (1942)
- Эдуард Тубин
- Концерт для контрабаса (1948)
- Stefan Boleslaw Poradowski
- Концерт для контрабаса (1929)
- Анджей Цвойдзинский
- Концерт (1959)
- Серж Лансен
- Чистый концерт для контрабаса и струнных
- Anatoly Bogatyrev
- Концерт для контрабаса (1964)
- Фрэнсис Хертл
- Концерт для контрабаса (1957)
- Ксавье Фоули
- Концерт для контрабаса «Концерт Победы».
- Андрес Мартин
- Концерт для контрабаса (2012)
- Тан Дун
- Концерт для контрабаса «Волчий тотем».
- Луис Серрано Аларкон
- Концерт для контрабаса, духовых инструментов и ударных (премьера 25 июня 2022 г.)
- Альдемаро Ромеро
- Смеющийся концерт (2006)
- Ганс Вернер Хенце
- Концерт для контрабаса (1966)
- Денис Гроцкий
- Концерт для контрабаса (2009) [ 17 ]
- Вирджил Мортари
- Концерт Франко Петракки
- Нино Рота
- Концертный дивертисмент для контрабаса с оркестром (1968–1973)
- Иоганн Баптист Ванхал
- Концерт ми ♭ мажор (паб. 1969)
- Гордон Джейкоб
- Концерт для контрабаса (1972)
- Фридрих Шенкер
- Концерт для контрабаса (1973)
- Жан Франсэ
- Концерт для контрабаса с оркестром (1974)
- Эйноюхани Раутаваара
- Ангел сумерек, концерт для контрабаса с оркестром (1980)
- Уилфред Джозефс
- Концерт для контрабаса соч. 118 (1980)
- Иржи Гудец
- Бурлеска для контрабаса с оркестром (1981)
- Юлиуш Луцюк
- Концерт для контрабаса с оркестром (1986)
- Курт Шверцик
- Концерт для контрабаса соч. 56 (1989)
- Gennady Lyashenko
- Концерт для контрабаса и камерного оркестра (1989)
- Питер Максвелл Дэвис
- Стратклайдский концерт № 7 для контрабаса с оркестром (1992)
- Харальд Гензмер
- Концерт для контрабаса и струнного оркестра (1996)
- Раймонд Людеке
- Концерт для контрабаса с оркестром (1997)
- Столе Кляйберг
- Концерт для контрабаса (1999)
- Эдгар Мейер
- Концерт ре мажор для контрабаса с оркестром (2002)
- Робин Холлоуэй
- Концерт для контрабаса и малого оркестра соч. 83 (2002)
- Калеви Ахо
- Концерт для контрабаса (2005)
- Энтони Ричи
- Китовая песня (2006)
- Катажина Брохоцкая
- Концерт для контрабаса (2007)
- Дай Фудзикура
- Концерт для контрабаса (2010) [ 18 ]
- Рольф Мартинссон
- Концерт для контрабаса
- Андрес Мартин
- Концерт для контрабаса (2012)
- Эдвард Кравчук
- Концерт для контрабаса, ударной установки, фортепиано и струнных (2014)
- Томас Госс
- Концерт для контрабаса ми минор
- Бехзад Ранджбаран
- Концерт для контрабаса с оркестром (2018)
- Арда Ардашес Агошян
- Концерт для контрабаса и хора а капелла («Ромео и Джульетта»)
- Пере Вальс и Дюран
- Обязательный большой концерт
- Фредрик Хёгберг
- Концерт «Hitting the First Base» для контрабаса и струнных
- Венцель Пихль
- Концерт ре мажор
- Мисси Маццоли
- Темный с чрезмерно ярким (2018)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сегерман, Ефрем; Эботт, Джилда (апрель 1982 г.). «Сообщение 413: Новые разработки в изготовлении толстых басовых струн с цельной кишкой». ФоМРХИ ежеквартально . 27:36 – через RILM Abstracts of Music Literature.
- ^ Брун, Пол (2000). Новая история контрабаса . Вильнев д'Аск: P. Brun Productions. ISBN 2-9514461-0-1 . OCLC 49284380 .
- ^ Вайцель, Патрисия (сентябрь – октябрь 2020 г.). «ПЕСНЯ ДЛЯ ПОЮЩЕГО БАСА: Концерт Андреса Мартина для контрабаса демонстрирует красивый голос инструмента». Струны . 34 (296): 68–69 - через Music Index.
- ^ Коннор, Герберт (1978). «Эдуард Тубин – эстонец, швед, космополит» (PDF) . Шведский журнал музыковедения . 60 (1): 80 - через RILM Abstract of Music Literature.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мортон, Джоэль (1998). «Пропавший концерт Гайдна для контрабаса». Басовый мир . 22 (3): 26–34, 37–38 – через RILM Abstracts of Music Literature.
- ^ Руис, Эдиксон (октябрь 2018 г.). «Концерт Диттерсдорфа для контрабаса K172». Дорога . 129 : 82–85 - через MasterFILE Premier.
- ^ Палмер, Фиона (1997). Доменико Драгонетти в Англии (1794-1846): Карьера виртуоза контрабаса . Оксфорд, Нью-Йорк: Clarendon Press Oxford University Press. п. 63. ИСБН 0-19-816591-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Бойдер, Кристофер Ира (2015). Концерт для контрабаса № 2 Джованни Боттезини: Руководство по исполнению . CreateSpace Независимый. ISBN 978-1-5171-3752-6 .
- ^ Бахманн, Вернер; Селецкий, Роберт Э.; Бойден, Дэвид Д.; Лийвоя-Лориус, Яак; Уоллс, Питер; Кук, Питер (2001). Поклон . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03753 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Симандл, Франц (1904). Новый метод игры на контрабасе (английский и немецкий) . Карл Фишер, Инк.
- ^ Борем, Фаусто (1996). «Краткая история транскрипции контрабаса». Басовый мир . 21 (2): 8, 11–12, 15–16 - через RILM Abstracts of Music Literature.
- ^ Фанелли, Майкл (ноябрь 2008 г.). «Список самопознания, страсти к контрабасу и преподаванию». Американский преподаватель игры на струнных инструментах . 58 (4): 30–35. дои : 10.1177/000313130805800405 . S2CID 191655132 - через RILM Abstracts of Music Literature.
- ^ МакКлоури, Шон (июнь – сентябрь 2002 г.). «Намотка (опрос производителей струн с жилой, пиццикато и струн со стальным/синтетическим сердечником)». Басовый мир . 26 : 18–19 – через Music Index.
- ^ Чепмен, Дэвид (июнь 2003 г.). «Исторические и практические соображения по настройке контрабасов в четвертях». Журнал Общества Галпина . 56 : 224–233 – через RILM Abstracts of Music Literature.
- ^ Ле Компт, Корнель (2020). Мета Ходос: Венская скрипка: личное путешествие и метод .
- ^ Босх, Леон (сентябрь 2014 г.). «Концерт Диттерсдорфа для контрабаса № 2 - первая часть». Страд . 125 : 77–83 – через MasterFILE Premier.
- ^ https://meinenoten.notenlink-shop.de/denis-grotsky-concerto-827862
- ^ Э., Заяс, Нестор (2010). Наиболее значимые концерты для контрабаса, написанные с 1970 года: рецензии и подходы к исполнению . OCLC 793231663 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )