Jump to content

Только концерт

Сольный концерт — музыкальная форма, в которой присутствует один солирующий инструмент с мелодической линией в сопровождении оркестра. Традиционно в сольном концерте есть три части: быстрая часть, медленная лирическая часть и еще одна быстрая часть. Однако существует немало примеров концертов, не соответствующих этому плану.

Самые ранние известные сольные концерты [ нужна ссылка ] являются номерами. 6 и 12 сочинения Джузеппе Торелли . 6 1698 года. В этих произведениях используется как трехчастный цикл, так и четкая (хотя и миниатюрная) форма ритурнели , как в концерте рипиено, за исключением того, что оркестровые ритурнели разделены разделами для солиста и континуо. Работая в Болонье, Торелли должен был знать об оперных ариях, а также многочисленных сонатах и ​​симфониях для трубы и струнных, созданных в Болонье с 1660-х годов. Сам он сочинил более дюжины таких произведений для трубы, два из которых датированы началом 1690-х годов. Другими ранними скрипичными концертами являются четыре из Томазо Альбинони сочинения . 2 (1700) и шестерка в Джузеппе Торелли важном соч. . 8 (1709 г. - остальные шесть произведений этого сборника представляют собой двойные концерты для двух скрипок).

Самым влиятельным и плодовитым композитором концертов периода барокко был венецианец Антонио Вивальди (1678–1741). В дополнение к своим почти 60 сохранившимся концертам рипьено, Вивальди сочинил около 425 концертов для одного или нескольких солистов, в том числе около 350 сольных концертов (две трети для скрипки соло) и 45 двойных концертов (более половины для двух скрипок). Концерты Вивальди прочно утвердили трехчастную форму в качестве нормы. Виртуозность сольных разделов заметно возрастает, особенно в поздних произведениях, и одновременно с этим фактура становится более гомофонной.

Концерты для инструментов, отличных от скрипки, начали появляться в начале 18 века, в том числе концерты для гобоя Джорджа Фридриха Генделя и многочисленные концерты для флейты, гобоя, фагота, виолончели и других инструментов Вивальди. Самые ранние органные концерты, вероятно, принадлежат Генделю (16 концертов, ок. 1735–1751), самые ранние концерты для клавесина - Иоганну Себастьяну Баху (14 концертов для одного-четырех клавесинов, ок. 1735–40). В последнем случае все концерты, кроме, вероятно, одного, представляют собой аранжировки существующих произведений, хотя Бах уже подошел к идее клавесинного концерта еще до 1721 года в Бранденбургском концерте № 1. 5.

Классический

[ редактировать ]

Классический период принес триумф сольного концерта над групповым или многократным концертом, чему способствовал продолжающийся рост популярности солистов- виртуозов и растущий спрос на современные произведения для любительского исполнения. Первая тенденция наиболее явно проявляется в большом количестве скрипичных концертов, написанных скрипачами для собственного использования.

Классический период также стал свидетелем расцвета клавирного концерта. Примерно до 1770 года предпочтительным струнным клавишным инструментом обычно был клавесин , но постепенно его вытеснило фортепиано . Самыми важными композиторами клавирных концертов до Вольфганга Амадея Моцарта были сыновья Баха. В Вене было исполнено множество клавишных концертов. Последние десятилетия XVIII века ознаменовались появлением путешествующих пианистов-виртуозов.

Концерты этого периода демонстрируют широкий переход от стиля барокко к классическому стилю, хотя многие из них более консервативны, чем симфонии того времени. Большинство из них состоят из трех частей, хотя значительное меньшинство использует более легкие двухчастные модели, такие как Аллегро-Менуэт и Аллегро-Рондо. Танцевальные финалы и рондо также часто встречаются в трехчастных концертах. Кроме того, форма ритурнели в быстрых частях была заменена сонатной формой и формой рондо соответственно.

Концерты Йозефа Гайдна в основном относятся к его раннему творчеству. Исключениями являются Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор , Концерт для виолончели с оркестром ре мажор и Концерт для трубы .

Из 23 оригинальных фортепианных концертов Моцарта 17 относятся к его венскому периоду. Они являются высшим достижением концерта XVIII века. Большинство произведений, которые он написал для Вены, относятся к тому типу, который Моцарт называл «большими концертами». Они предназначались для выступлений на его собственных абонементных концертах, которые проходили в больших залах. Они требуют оркестра, который был бы намного больше, чем типичный концерт того времени, особенно с учетом расширенной роли, отведенной духовым инструментам. Оркестр полностью способен выдержать драматическую конфронтацию с виртуозностью и индивидуальностью солиста. Подход Моцарта в этих концертах часто явно симфонический, как в применении формальных симфонических принципов, так и в хайднесковском интересе к тематическому единству в более поздних концертах. Диапазон стилей и выражений шире, чем у большинства других концертов того периода: от элементов комической оперы К.467 до итальянского лиризма К.488, от трагического характера К.466 и 491 до бетховенского героизма. К.503.

Пять фортепианных концертов Людвига ван Бетховена датируются ок. 1793 и 1809 гг., а также в 1784 г. он написал раннее концертное произведение для фортепиано с оркестром. Они длиннее концертов Моцарта и требуют от солиста еще большей виртуозности. Бетховена Скрипичный концерт (1806 г.) демонстрирует аналогичные достижения: все пять скрипичных концертов Моцарта являются ранними произведениями, написанными в Зальцбурге в 1775 году.

Романтический

[ редактировать ]

К ранним романтическим концертам относятся скрипичный два фортепианных концерта Мендельсона (1831–1837 гг.), его важный концерт (1844 г.), а также Шумана концерты для фортепиано (1845 г.), виолончели (1850 г.) и скрипки (1853 г.). Форма этих произведений преимущественно классическая трехчастная. Более поздние работы в этом стиле включают примеры Иоганна Брамса (два для фортепиано - № 1 1858 года и № 2 1878 года, добавляющего четвертую часть - и один для скрипки 1878 года), Эдварда Грига ( фортепиано , 1868 г.), Макса Бруха. (наиболее известный его Концерт для скрипки № 1 , 1868 г.) и Антонин Дворжак ( фортепиано , скрипка , виолончель , 1876–95). Во Франции эту традицию представляют прежде всего Камиль Сен-Санс (десять концертов для фортепиано, скрипки и виолончели, 1858–1902), в России – Антон Рубинштейн и Чайковский (три фортепианных концерта, один для скрипки, 1874–93).

Более откровенно виртуозная тенденция проявилась в концертах блестящих скрипачей XIX века, в том числе Луи Шпора и Никколо Паганини , а также пианистов Фредерика Шопена (два концерта, 1829–30) и Ференца Листа (два концерта, оригинальные версии 1839–49). Структура движений в большинстве этих произведений соответствует уже общепринятому типу ритурнель-сонаты, усовершенствованному Моцартом и Бетховеном. Однако два концерта Листа нетрадиционны: пять разделов первого концерта связаны как формально, так и тематически, а второй использует еще более свободную секционную структуру. В первом концерте особенно заметно влияние таких непрерывных составных форм, как «Концертштук» Вебера и «Фантазия странника» Шуберта . Виртуозность, необходимая для всех этих концертов, была обеспечена техническим развитием самих инструментов и способствовала этому.

Многочисленные композиции 20-го века были написаны в духе романтических концертов 19-го века - и часто с использованием их форм и стилей - в том числе концерты Сергея Рахманинова (четыре фортепианных концерта, 1890–1926), Яна Сибелиуса ( скрипка , 1903), Эдварда Элгар ( скрипка 1909–10, виолончель 1919), Карл Нильсен (скрипка, флейта, кларнет), Сергей Прокофьев (пять для фортепиано, 1911–32; два для скрипки 1916–17 и 1935), Уильям Уолтон (альт, скрипка, виолончель) ), Дмитрий Шостакович (по два для фортепиано, скрипки и виолончели) и Франсис Пуленк (орган). Виртуозная традиция, отраженная в этих концертах, также очевидна, хотя и в радикально оригинальном виде, в концертах Белы Бартока . Рахманинов, Прокофьев и Барток были пианистами-виртуозами.

Композиторы Второй венской школы также создали несколько выдающихся концертов: «Камерный концерт» Альбана Берга для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1923–25), не полностью серийный , но включающий многие элементы Арнольда Шенберга новой системы ; Концерт Антона Веберна для девяти инструментов (1931–34), первоначально задуманный как фортепианный концерт; Важный скрипичный концерт Берга (1935); и Шенберга собственный Концерт для скрипки с оркестром (1935–36) и Концерт для фортепиано с оркестром (1942).

Неоклассическое движение периода после Первой мировой войны создало длинную серию произведений , которые вернулись к доромантическим концепциям концерта. Концерт для фортепиано и духовых инструментов Игоря Стравинского (1923–24) написан на этом языке, но его последующие концерты носят более специфический необарочный характер. Его Концерт для скрипки с оркестром (1931), например, включает токкату, две арии и каприччио, а солист рассматривается скорее как член ансамбля, чем как главный герой-виртуоз. Сольные концерты Пауля Хиндемита (8 для разных инструментов, 1939–62) более традиционны, чем концерты Стравинского, в трактовке взаимоотношений солиста и оркестра. Хотя его едва ли можно назвать неоклассическим в обычном смысле этого слова, « Рихарда Штрауса Роговой концерт № 1» . 2 (1942, написанный примерно через 60 лет после его первого) и Концерт для гобоя (1945) также восходят к более ранней эпохе, находя ностальгическое вдохновение в духовых концертах Моцарта.

Тенденцией, связанной с неоклассическим отказом от романтических и традиционных черт, является использование джазовых элементов во многих концертах 20 века. Джордж Гершвин был пионером таких произведений, например, в его «Рапсодии в стиле блюз» (1924) и «Концерте фа фа» для фортепиано (1925). Джаз был источником вдохновения для Аарона Копленда ( Фортепианного концерта 1926), Эбенового концерта Стравинского для кларнета и джаз-бэнда (1945).

Точно так же в 1966 году аккордеонист-виртуоз Джон Серри завершил свой Концерт до мажор для бассетти-аккордеона , который демонстрирует широкий спектр современных оркестровых тональных качеств, присущих соло- басовой системе , разработанной итальянским производителем инструментов Хулио Джульетти. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63595b01a2a910b22df9bb3aa9dce588__1722334140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/88/63595b01a2a910b22df9bb3aa9dce588.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Solo concerto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)