Концертная начинка
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2022 г. ) |
Концерт рипиено — музыкальный жанр позднего барокко . Слово ripieno происходит от итальянского слова «набивка», оно относится к струнному оркестру и любым духовым инструменталистам или инструменталистам, играющим на аккордах, которые не играли сольных партий, но аккомпанировали солистам в концертах и концертах гросси . Концерт рипиено иногда назывался « концертом а кватро » (или « чинкве », если оркестр включал две партии альта , стандартная партитура 17 века) и представлял собой композицию только для рипиено (т. е. для струнного оркестра и continuo ), либо без сольных партий, либо с явно второстепенными партиями. Начиная с шести концертов рипиено, соч. 5 (1692) Джузеппе Торелли , этот жанр пережил расцвет, который продолжался примерно до 1740 года.
Типы
[ редактировать ]Большинство концертов рипиено относятся к одному из двух классов: сонатному типу и симфоническому типу. Тип сонаты в целом отражает форму и стиль сонаты да кьеза в использовании четырехчастных циклов медленно-быстро-медленно-быстро и преимущественно фугальной текстуры.
Более современный тип симфонии прочно утвердился во второй публикации Торелли, в которую вошли концерты соч. Джулио Тальетти 6 (1698), и в Concerti a Quattro , соч. 4 (1699), которые обращаются к трехчастной (быстро-медленно-быстрой) схеме и более гомофонической фактуре, знакомой нам по сольному концерту и оперной симфонии. Вступительные части также параллельны сольному концерту, используя форму ритурнели (без сольных секций), в которой вступительный материал повторяется от одного до нескольких раз в разных тональностях , причем последнее высказывание обычно находится в тонике . Финалы чаще всего бинарные по форме и танцевальные по стилю. Тип симфонии постепенно слился с ранней концертной симфонией, начиная с 1720-х годов, несомненно, отчасти потому, что термин концерт к тому времени приобрел неизгладимую ассоциацию с понятием контраста тутти -соло.
Концерт для оркестра ХХ века — это не концерт рипиено в стиле барокко , а, скорее, демонстрационное произведение, в котором виртуозом является сам оркестр , с солистами, секциями оркестра, хорами и тутти, вступающими в соло и отказывающимися от него. часть или части. Наиболее известны благодаря Бартока популярным произведениям 1943 года , среди других примеров можно назвать произведения Хиндемита (1925), Уолтера Пистона (1933), Золтана Кодая (1939–40), Майкла Типпета (1962–63) и Эллиота Картера (1969). В последнем произведении Картер драматично олицетворяет или характеризует различные группы концертино - технику, которую он ранее исследовал в своем Двойном концерте для клавесина и фортепиано (1961) и в своем фортепианном концерте (1964–65).