Концерт для аккордеона
Концерт для аккордеона — сольный концерт для аккордеона соло и симфонического или камерного оркестра .
История
[ редактировать ]Концерт для аккордеона зародился в двадцатом веке по примеру гораздо более старого фортепианного концерта или скрипичного концерта . Инструментальный аккордеон превратился в полноценный концертный инструмент, все больше и больше композиторов начали сочинять для этого инструмента, в том числе для аккордеона и оркестра.
В 1937 году первый концерт для аккордеона с оркестром был написан Феодосием Рубцовым (1904–1986) и исполнен Павлом Гвоздевым в зале Ленинградской филармонии. В Германии один из первых концертов был написан Хуго Херрманном в 1940 году (а второй — в 1948 году). В 1941 году два американских аккордеониста написали и представили концерты: Энтони Галла-Рини сочинил Concerto no. 1 Энди Аркари написал свой Концерт ре минор. Аккордеонист и итальянский иммигрант Пьетро Дейро написал концерт в 1946 году, американский композитор Рой Харрис написал свой концерт (в форме темы с вариациями) в 1947 году. [ 1 ] [ 2 ] Чешский композитор Эмиль Франтишек Буриан написал концерт для аккордеона уже в 1949 году. В 1959 году чешский композитор Вацлав Троян написал «Pohádky» (сказки), которые до сих пор часто играют, в 2013 году записала Ксения Сидорова .
Первой женщиной-аккордеонисткой-виртуозом, сыгравшей аккордеонный концерт в сопровождении полного симфонического оркестра, была Аделина Мари Мантино (позже Роджильо), вскоре после окончания Музыкальной консерватории Новой Англии в 1950 году. Симфонией был Бостонский филармонический оркестр. Мисс Мантино продолжала играть с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Boston Pops, прежде чем начать карьеру преподавателя музыки сначала в Уоррене, Род-Айленд, а затем в Вунсокете, Род-Айленд.
Очень важным аккордеонистом в разработке инструмента был Могенс Эллегаард из Дании. Он работал вместе с датским композитором Оле Шмидтом . Его сочинение «Симфоническая фантазия и аллегро», соч. 20 событий 1958 года стало важной вехой. За ним последовали и другие скандинавские композиторы, такие как Торбьёрн Лундквист , Нильс Вигго Бенцон (1963) и Пер Норгорд (1968). Арне Нордхейм написал свой знаменитый концерт «Шпора» в 1975 году.
В США концерты написали Алан Хованесс (1959), Генри Коуэлл (Concerto Brevis, 1960), Кармело Пино (Концертино, 1964), Пол Крестон (1960 и 1964) и Кармин Коппола (1973). В 1962 году французский композитор Жан Винер написал свой концерт для аккордеона. В 1972 году британский композитор Гордон Джейкоб написал концерт для аккордеона.
Кроме того, несколько инструменталистов-виртуозов переняли форму классического концерта, чтобы продемонстрировать широкий диапазон оркестровых звуков сольного инструмента системы Free bass . В эту группу входил итало-американец Джон Серри-старший , который завершил свой Концерт для свободного бас-аккордеона в 1964 году для аккордеона Bassetti , разработанного Хулио Джульеттом. [ 3 ] [ 4 ]
Благодаря усилиям ведущих аккордеонистов, таких как Фридрих Липс , Джозеф Мацеролло , Гейр Драугсволл , Стефан Хуссонг и Теодоро Анцеллотти, репертуар растет до более чем двухсот композиций. Такие известные композиторы, как София Губайдулина , Юкка Тиенсуу , Калеви Ахо , Гия Канчели , Тосио Хосокава , Хесус Торрес и Питер Махайдик написали концерты для аккордеона.
В 2016 году выдающийся российский композитор Сергей Слонимский подарил исполнителям концерт для аккордеона. ( ИСМН 979-0-3522-1064-6)
Источники
[ редактировать ]- К. Джакомуччи (ред.): Критический отбор аккордеонных произведений, написанных в период с 1990 по 2010 год. Архивировано 27 февраля 2017 г. в Wayback Machine Loreto: Edizioni Tecnostampa, 2014. ISBN 978-88-87651-54-6 .
- Списки репертуара RIM, аккордеон, том 8, Утрехт, 1990 (Информационный центр репертуара)
- Портативный, полифонический, выразительный. Аккордеон и его родственники, Йохан де Вит, издательство KLANK, 2006. ISBN 90-8721-001-9
- Accordions.com
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Год американской музыки. Джулис Блум. Аллен Таун и Heath Inc., 1948 г. «Тема и вариации для аккордеона и оркестра Роя Харриса, премьера которых проводилась Харрисом в 1948 г.» на https://books.google.com
- ^ Аккордеонист Роберт Дэвин - Разговор с Брюсом Даффи - «Рой Харрис, его тема и вариации для аккордеона и оркестра, сочиненные в 1947 году, цитируются как концерт профессора Роберта Дэвина - Музыкальная школа Ламонта - Денверский университет» на kcstudio.com
- ^ Бюро авторских прав Библиотеки Конгресса - Каталог записей об авторских правах: Музыка третьей серии, июль-декабрь 1968 г. , Vol. 22, Часть 5, Номер 2, Раздел 1, опубликовано в 1970 году, с. 1626 «Концерт до мажор для бассетти-аккордеона», соч. 1 Джон Серри, 1968 г., сольная аранжировка, 1 января 1968 г., № EP247602 , https://books.google.com.
- ^ Музыкальная школа Истмана - Рочестерский университет - Музыкальная библиотека Сибли: Коллекция Джона Дж. Серри-старшего «Концерт до мажор (1967) для свободного бас-аккордеона» Папка 15 и 16 стр. 10 из них хранятся в Музыкальной школе Истмана Университета Рочестера. Музыкальная библиотека Сибли. Специальные коллекции на esm.rochester.edu.