Пер Норгорд

Пер Норгорд (англ. произносится [ˈpʰɛɐ̯ ˈnɶɐ̯ˌkɒˀ] ; родился 13 июля 1932) — датский композитор и теоретик музыки. Хотя его стиль значительно менялся на протяжении всей его карьеры, его музыка часто включала в себя неоднократно развивающиеся мелодии — такие как серия «Бесконечность» — в духе Яна Сибелиуса , а также явный акцент на лиризме. [ 1 ] Размышляя об этом, композитор Джулиан Андерсон назвал свой стиль «одним из самых личных в современной музыке ». [ 1 ] Норгорд получил несколько наград , в том числе музыкальную премию Эрнста фон Сименса 2016 года .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Пер Норгорд родился в Гентофте он учился у Вагна Холмбо , Дания, в 1932 году . В 17 лет в частном порядке, а затем формально в Датской королевской музыкальной академии в Копенгагене у Холмбо, Харальда Хёффдинга и Германа Давида Коппеля . С 1956 по 1957 год он впоследствии учился в Париже у Нади Буланже , которая учила многих ведущих композиторов того времени. Вскоре Норгорд получил преподавательскую должность сначала в Консерватории Оденсе в 1958 году, а затем в Датской королевской музыкальной консерватории в 1960 году. [ 2 ] [ 3 ] Среди его учеников в последнем был композитор Карл Дэвис . [ 4 ] Между 1958 и 1962 годами Норгорд работал музыкальным критиком в газете Politiken . [ 3 ] В 1965 году он оставил эти должности, чтобы преподавать композицию в Королевской музыкальной академии Орхуса/Ольборга . [ 2 ] Здесь он обучал многих композиторов, которые впоследствии сделали крупную карьеру, в том числе Ганса Абрахамсена , [ 2 ] Ганс Гефорс , [ 5 ] Карл Оге Расмуссен , [ 2 ] Бент Соренсен , [ 2 ]
Начнем с того, что он находился под сильным влиянием нордических стилей Яна Сибелиуса , Карла Нильсена и Вагна Холмбо . В 1960-х годах Норгорд начал исследовать модернистские техники Центральной Европы, в конечном итоге разработав серийную композиционную систему, основанную на «серии бесконечности». [ 6 ] [ нужна страница ] который он использовал в своем «Путешествии на золотой экран» , Второй и Третьей симфониях, «И Цзин » и других произведениях конца 1960-х и 70-х годов. [ 7 ] Позже он заинтересовался швейцарским художником Адольфом Вёлфли , вдохновившим Норгорда на многие работы. [ 8 ] включая Четвертую симфонию, оперу Det Guddommelige Tivoli и Papalagi для соло-гитары.
Норгорд написал произведения во всех основных жанрах: шесть опер, два балета, восемь симфоний и других пьес для оркестра, несколько концертов, хоровые и вокальные произведения, очень большое количество камерных произведений (среди них десять струнных квартетов) и несколько сольных инструментальных произведений. . К ним относятся ряд произведений для гитары, в основном написанных для датского гитариста Эрлинга Мёльдрупа : In Memory Of... (1978), Papalagi (1981), серия сюит Tales from a Hand (1985–2001), Early Морн (1997–98) и Рондино Аморино (1999). Одна из его самых важных работ для ударных соло — «I Ching» (1982) для датского перкуссиониста Герта Мортенсена. Он также написал музыку для нескольких фильмов, в том числе «Красный плащ» (1966), «Пир Бабетты» (1987) и «Гамлет, принц Датский» (1993).
Премьера его восьмой симфонии состоялась 19 сентября 2012 года в Хельсинкском музыкальном центре , Финляндия , в исполнении Хельсинкского филармонического оркестра под управлением Джона Сторгордса . Хейкки Вальска с финского радио охарактеризовал симфонию как «очень яркую, лирическую» и «доступную». На премьере он был хорошо принят зрителями. [ 9 ] Позже он был записан Венским филармоническим оркестром под управлением Сакари Орамо .
Норгорд также является плодовитым писателем. Он написал множество статей, посвященных музыке не только с технической, но и с философской точки зрения. [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]
В музыке Норгорда часто используется серия бесконечности ( датский Uendelighedsrækken ) для сериализации мелодии, гармонии и ритма в музыкальной композиции. Метод получил свое название из-за бесконечно самоподобного характера получаемого музыкального материала. [ 11 ] сравнимо с фрактальной геометрией . Математически ряд бесконечности представляет собой целочисленную последовательность . «Изобретено в попытке идеально объединить повторение и вариацию». [ 12 ] первые несколько членов его простейшей формы — это 0, 1, −1, 2, 1, 0, 0, 1, −2, 3, …. [ 12 ]
Норгорд открыл для себя мелодическую серию «Бесконечность» в 1959 году, и она послужила источником вдохновения для многих его работ 1960-х годов. Однако так продолжалось до его «Путешествия на золотой экран» для небольшого ансамбля (1968), которое было названо первым «должно инструментальным произведением спектральной композиции ». [ 13 ] - и Симфония № 2 (1970), что она заложила структуру всего произведения. [ 14 ] Гармоническая и ритмическая серия «Бесконечность» была разработана в начале 1970-х годов, и эти три серии были впервые включены в Симфонию № 3 Норгорда.
Избранный список работ
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- ( 1963 Лабиринт )
- Гильгамеш (1972)
- Сиддхартха (1974–79)
- Божественный Тиволи ( Божественный цирк ) (1983)
- Орфей: Бесконечная песня ( Orpheus: The Endless Song ) (1988)
- Мужская ночь (1996)
Оркестровый
[ редактировать ]- Симфонии
- Симфония № 1 «Строгая симфония» (1953–55)
- Симфония № 2 (1970)
- Симфония № 3 (1972–75), хоровая симфония.
- Симфония № 4 «Индийский розарий и озеро китайской ведьмы» (1981)
- Симфония № 5 (1987-90)
- Симфония № 6 В конце дня (1999)
- Симфония № 7 (2004–06)
- Симфония № 8 (2010–11)
- Метаморфоза (1954), для струнных
- Созвездия (1958), для струнных
- Ирис (1966)
- Босс (1967)
- Путешествие на золотой экран (1968)
- Игра мечты (1975)
- Сумерки (1977)
- Ожог (1984)
- Пространства времени (1991), для оркестра с фортепиано
- Ночные симфонии, дневные перерывы (1992), для камерного оркестра
- Аспекты ухода (1997)
- Пустошь (2000–2001)
концертанте
[ редактировать ]- Скрипка
- Концерт для скрипки № 1. 1 Хелле Нохт (1986–87)
- Концерт для скрипки № 2 «Границы » (2002)
- Виолончель
- Концерт для виолончели № 1 между (1985)
- Концерт для виолончели № 2 Momentum (2009)
- Cantica Concertante (2012), для виолончели и ансамбля
- Арфа
- Концертино для арфы № 1 King, Queen and Ace (1988), для арфы и 13 инструментов
- Концертино для арфы № 2 «Через шипы» (2003), для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета
- Перкуссия
- Концерт для ударных № 1 для перемен (1983)
- Концерт для ударных № 2 Баха в будущее (1997), для двух ударников и оркестра
- концерте для аккордеона Отзыв о (1968)
- Концерт для альта в память о ребенке (1986)
- Концерт для фортепиано с оркестром Концерт в двух частях (1994–95)
- Три ночных движения (2019), для скрипки, виолончели и ансамбля
Камерный/Инструментальный
[ редактировать ]- Струнные квартеты
- Струнный квартет №1
- Струнный квартет № 2 Quartetto Brioso (1958)
- Струнный квартет №3
- Струнный квартет № 4 «Квартет в трех сферах» (1969), для струнного квартета с лентой
- Струнный квартет № 5 Inscape (1969)
- Струнный квартет № 6 Tintinnabulary (1986)
- Струнный квартет № 7 (1994)
- Струнный квартет № 8. Ночь, спускающаяся как дым (1997)
- Струнный квартет № 9 «В источник» (2001)
- Струнный квартет № 10 Harvest Timeless (2005)
- Кларнетовые трио (кларнет, виолончель, фортепиано)
- Кларнет-трио № 1 (1955)
- Кларнетовое трио № 2 Заклинание (1973)
- Кларнетное трио № 3 Линь (1986)
- Флейтовый квинтет (1953), для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано
- Solo Intimo (1953), для виолончели
- Whirl's World (1970), для духового квинтета
- Arcana (1970), для ударных, электрогитары и аккордеона
- Кантика (1977), для виолончели и фортепиано
- Протей (1980), для флейты и ударных
- Сонора (1981), для флейты и арфы
- И Цзин (1982), для ударных соло
- Syn ( Vision ) (1988), для духового квинтета
- Струны (1992), для струнного трио
- Scintillation (1993), для септета флейты, кларнета, валторны, скрипки, альта, виолончели и фортепиано
- Roads to Ixtlan (1993), для 4-х саксофонов
- Дикие лебеди (1994), для 4-х саксофонов
- Танцоры вокруг Юпитера (1995), для 4-х саксофонов
- Зимняя музыка (1998), для флейты, кларнета, ударных, органа, гитары и виолончели.
- It's All His Fancy That (2003), для трубы, тромбона и фортепиано
- Massifs — Crystals — Cascades {Массивы — Кристаллы — Каскады} (2004), для 12 тромбонов
- Дельта (2005), для саксофона, виолончели и фортепиано
- Трио Бреве (2012), для фортепианного трио
Фортепиано/Клавиатура
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 1 (1953)
- Соната для фортепиано № 2 (1957)
- Концертная партита (1958), для органа
- Grooving (1968), для фортепиано
- Канон (1971), для органа
- Turn (1973), для фортепиано
- Трепартита (1988), для органа
- Вспоминая (1989), для фортепиано
- Gemini Rising (1990), для клавесина
- «Множество возвращений на Бали» (2003, написано для индонезийской пианистки Ананды Сукарлан как дань уважения жертвам взрыва на Бали в 2002 году) для фортепиано
- Waterways (2008), для фортепиано
Вокальный/Хоровой
[ редактировать ]- Доммен ( Суд ), для вокалистов, хора, детского хора и оркестра
- Весы (1973), для тенора, хора, гитары и двух вибрафонов
- Sing the Gardens (1974), для хора и 8 инструментов
- Nova Genitura (1975), для сопрано и ансамбля
- Фонтан радости (1975), для сопрано и арфы
- Зимняя кантата (1976), для сопрано, хора, органа и ансамбля по выбору.
- Frostsalme (1976), для хора из 16 частей
- Цикл (1977), для 12-частного хора
- Seadrift (1978), для сопрано и ансамбля
- a Like Child , для хора (1979–80)
- And Time Shall Be No More , для хора (1994)
- Ут роза (2000), для хора
- Митиск Морген (2000), для хора и бас-кларнета
Сочинения
[ редактировать ]- Норгорд, Пер (1973–1974). «Гильгамеш – 5000-летняя злободневность» [Гильгамеш – 5000-летняя злободневность]. Современная музыка (на датском языке). 17 (1): 5–7.
- —— (1975) [1974]. Внутри симфонии (PDF) . Перевод Л.К. Кристенсена. Нумус-Вест 2, вып. 2: 4–16
- —— (1982). Хансен, Иван (ред.). По статьям Норгорда 1962–1982 гг. [ По статьям Норгорда 1962–1982 гг. ] (на датском языке). Копенгаген: Копенгаген. OCLC 465831476 .
- —— (1985–1986). «Скорость и ускорение» [Скорость и ускорение]. Dansk Musiktidsskrift (на датском языке). 60 : 179–186.
- —— (1986–1987). «Многомерная агогика» [Многомерная агогика]. Dansk Musiktidsskrift (на датском языке). 61 : 19–25.
Награды
[ редактировать ]- Премия Лили Буланже (1957) [ 3 ]
- Музыкальная премия Северного Совета (1974) за оперу «Гильгамеш». [ 3 ]
- Музыкальная премия Леони Соннинг (1996; Дания)
- Премия Вихури Сибелиуса (2006)
- Премия Мари-Жозе Кравис в области новой музыки (2014) [ 15 ]
- Музыкальная премия Эрнста фон Сименса (2016)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2004 , § параграф. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Андерсон 2004 , § параграф. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рейнольдс 2002 , § параграф. 1.
- ^ Кершоу, Дэвид (2001). «Дэвис, Карл» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.49030 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Хаглунд, Рольф (2001). «Гефорс, Ганс» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.46501 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Норгорд 1975 .
- ^ Мортенсен, Йорген. «Uendelighedsrækken (Серия Бесконечность)» . Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года . Проверено 14 мая 2010 г.
- ^ «Адольф Вельфли: влияние Вёльфли» . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года . Проверено 14 мая 2010 г.
- ^ «Премьера новой симфонии Пера Норгорда состоялась в Хельсинки» . ДР (вещательная компания) . 20 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 г.
- ^ «Андерс Бейер — Притяжение и отталкивание» . Андерс Бейер . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Мортенсен, Йорген. «Открытые иерархии серии бесконечности» . Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б Слоан, Нью-Джерси (ред.). «Последовательность A004718 (Бесконечная последовательность)» . Электронная энциклопедия целочисленных последовательностей . Фонд ОЭИС.
- ^ Андерсон, Джулиан . 2000. «Предварительная история спектральной музыки». Обзор современной музыки 19, вып. 2 («История и техника спектральной музыки», под редакцией Джошуа Файнберга): 7–22. п. 14.
- ^ Норгорд 1975 , с. 9.
- ^ Козинн, Аллан . 2014. « Датский композитор выиграл премию филармонии в размере 200 000 долларов ». The New York Times (11 июня): ArtsBeat (по состоянию на 17 декабря 2014 г.).
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Джулиан (октябрь 1997 г.). «Множество узоров Пера Норгорда». Темп (202): 3–7. дои : 10.1017/S0040298200048877 . JSTOR 945758 . S2CID 144937063 .
- Андерсон, Джулиан (2004) [2001]. «Нёргорд, Пер» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.20066 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Йенсен, Йорген И. (январь – март 1995 г.). «На границе между музыкой и наукой: от Пера Норгорда до Карла Нильсена». Фонтес Артис Музыка . 42 (1): 55–61. JSTOR 23508392 .
- Рейнольдс, Уильям Х. (2002) [1992]. «Нёргорд, Пер (опера)» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O009621 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьёрнум, Биргит (1983). Композиции Пера Норгорда: хронолого-тематический список произведений 1949–1982 гг. [ Композиции Пера Норгорда: хронолого-тематический список произведений 1949–1982 гг .] (на датском языке). Копенгаген: Вильгельм Хансен . OCLC 894559488 .
- Бейер, Андерс, изд. (1996). Музыка Пера Норгорда: четырнадцать интерпретативных эссе . Олдершот: Сколар. ISBN 978-1-85928-313-4 .
- Кристенсен, Жан (1989). «Пер Норгорд - Расширение рамок». Музыкальная Дания (1). Датский институт культуры: 3–5.
- Расмуссен, Карл Оаге; Хом, Йеспер (1991). Выдающиеся датчане: портреты 11 датских композиторов . Копенгаген: Вильгельм Хансен . стр. 29–40. OCLC 464055360 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Серия «Бесконечность» - сайт композитора
- Пер Норгорд на IMDb
- Композиции Per Nørgård @ www.kb.dk (датский)
- 1932 рождения
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Композиторы для классической гитары
- Датские оперные композиторы
- Датские оперные композиторы-мужчины
- Датские композиторы-классики
- Живые люди
- Выпускники Датской королевской музыкальной академии
- Лауреаты конкурса композиций Gaudeamus
- Ученики Вагна Холмбо
- Лауреаты музыкальной премии Эрнста фон Сименса
- Люди из муниципалитета Гентофте
- Музыканты из столичного региона Дании
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины 21 века
- Датские композиторы музыки к фильмам
- Датские композиторы-мужчины для фильмов