Jump to content

Пер Норгорд

Пер Норгорд

Пер Норгорд (англ. произносится [ˈpʰɛɐ̯ ˈnɶɐ̯ˌkɒˀ] ; родился 13 июля 1932) — датский композитор и теоретик музыки. Хотя его стиль значительно менялся на протяжении всей его карьеры, его музыка часто включала в себя неоднократно развивающиеся мелодии — такие как серия «Бесконечность» — в духе Яна Сибелиуса , а также явный акцент на лиризме. [ 1 ] Размышляя об этом, композитор Джулиан Андерсон назвал свой стиль «одним из самых личных в современной музыке ». [ 1 ] Норгорд получил несколько наград , в том числе музыкальную премию Эрнста фон Сименса 2016 года .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Пер Норгорд родился в Гентофте он учился у Вагна Холмбо , Дания, в 1932 году . В 17 лет в частном порядке, а затем формально в Датской королевской музыкальной академии в Копенгагене у Холмбо, Харальда Хёффдинга и Германа Давида Коппеля . С 1956 по 1957 год он впоследствии учился в Париже у Нади Буланже , которая учила многих ведущих композиторов того времени. Вскоре Норгорд получил преподавательскую должность сначала в Консерватории Оденсе в 1958 году, а затем в Датской королевской музыкальной консерватории в 1960 году. [ 2 ] [ 3 ] Среди его учеников в последнем был композитор Карл Дэвис . [ 4 ] Между 1958 и 1962 годами Норгорд работал музыкальным критиком в газете Politiken . [ 3 ] В 1965 году он оставил эти должности, чтобы преподавать композицию в Королевской музыкальной академии Орхуса/Ольборга . [ 2 ] Здесь он обучал многих композиторов, которые впоследствии сделали крупную карьеру, в том числе Ганса Абрахамсена , [ 2 ] Ганс Гефорс , [ 5 ] Карл Оге Расмуссен , [ 2 ] Бент Соренсен , [ 2 ]

Начнем с того, что он находился под сильным влиянием нордических стилей Яна Сибелиуса , Карла Нильсена и Вагна Холмбо . В 1960-х годах Норгорд начал исследовать модернистские техники Центральной Европы, в конечном итоге разработав серийную композиционную систему, основанную на «серии бесконечности». [ 6 ] [ нужна страница ] который он использовал в своем «Путешествии на золотой экран» , Второй и Третьей симфониях, «И Цзин » и других произведениях конца 1960-х и 70-х годов. [ 7 ] Позже он заинтересовался швейцарским художником Адольфом Вёлфли , вдохновившим Норгорда на многие работы. [ 8 ] включая Четвертую симфонию, оперу Det Guddommelige Tivoli и Papalagi для соло-гитары.

Норгорд написал произведения во всех основных жанрах: шесть опер, два балета, восемь симфоний и других пьес для оркестра, несколько концертов, хоровые и вокальные произведения, очень большое количество камерных произведений (среди них десять струнных квартетов) и несколько сольных инструментальных произведений. . К ним относятся ряд произведений для гитары, в основном написанных для датского гитариста Эрлинга Мёльдрупа : In Memory Of... (1978), Papalagi (1981), серия сюит Tales from a Hand (1985–2001), Early Морн (1997–98) и Рондино Аморино (1999). Одна из его самых важных работ для ударных соло — «I Ching» (1982) для датского перкуссиониста Герта Мортенсена. Он также написал музыку для нескольких фильмов, в том числе «Красный плащ» (1966), «Пир Бабетты» (1987) и «Гамлет, принц Датский» (1993).

Премьера его восьмой симфонии состоялась 19 сентября 2012 года в Хельсинкском музыкальном центре , Финляндия , в исполнении Хельсинкского филармонического оркестра под управлением Джона Сторгордса . Хейкки Вальска с финского радио охарактеризовал симфонию как «очень яркую, лирическую» и «доступную». На премьере он был хорошо принят зрителями. [ 9 ] Позже он был записан Венским филармоническим оркестром под управлением Сакари Орамо .

Норгорд также является плодовитым писателем. Он написал множество статей, посвященных музыке не только с технической, но и с философской точки зрения. [ 10 ]

с цифрами = шаги шкалы и 0 = A

В музыке Норгорда часто используется серия бесконечности ( датский Uendelighedsrækken ) для сериализации мелодии, гармонии и ритма в музыкальной композиции. Метод получил свое название из-за бесконечно самоподобного характера получаемого музыкального материала. [ 11 ] сравнимо с фрактальной геометрией . Математически ряд бесконечности представляет собой целочисленную последовательность . «Изобретено в попытке идеально объединить повторение и вариацию». [ 12 ] первые несколько членов его простейшей формы — это 0, 1, −1, 2, 1, 0, 0, 1, −2, 3, …. [ 12 ]

Норгорд открыл для себя мелодическую серию «Бесконечность» в 1959 году, и она послужила источником вдохновения для многих его работ 1960-х годов. Однако так продолжалось до его «Путешествия на золотой экран» для небольшого ансамбля (1968), которое было названо первым «должно инструментальным произведением спектральной композиции ». [ 13 ] - и Симфония № 2 (1970), что она заложила структуру всего произведения. [ 14 ] Гармоническая и ритмическая серия «Бесконечность» была разработана в начале 1970-х годов, и эти три серии были впервые включены в Симфонию № 3 Норгорда.

Избранный список работ

[ редактировать ]

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Симфонии
    • Симфония № 1 «Строгая симфония» (1953–55)
    • Симфония № 2 (1970)
    • Симфония № 3 (1972–75), хоровая симфония.
    • Симфония № 4 «Индийский розарий и озеро китайской ведьмы» (1981)
    • Симфония № 5 (1987-90)
    • Симфония № 6 В конце дня (1999)
    • Симфония № 7 (2004–06)
    • Симфония № 8 (2010–11)
  • Метаморфоза (1954), для струнных
  • Созвездия (1958), для струнных
  • Ирис (1966)
  • Босс (1967)
  • Путешествие на золотой экран (1968)
  • Игра мечты (1975)
  • Сумерки (1977)
  • Ожог (1984)
  • Пространства времени (1991), для оркестра с фортепиано
  • Ночные симфонии, дневные перерывы (1992), для камерного оркестра
  • Аспекты ухода (1997)
  • Пустошь (2000–2001)

концертанте

[ редактировать ]
  • Скрипка
    • Концерт для скрипки № 1. 1 Хелле Нохт (1986–87)
    • Концерт для скрипки № 2 «Границы » (2002)
  • Виолончель
    • Концерт для виолончели № 1 между (1985)
    • Концерт для виолончели № 2 Momentum (2009)
    • Cantica Concertante (2012), для виолончели и ансамбля
  • Арфа
    • Концертино для арфы № 1 King, Queen and Ace (1988), для арфы и 13 инструментов
    • Концертино для арфы № 2 «Через шипы» (2003), для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета
  • Перкуссия
    • Концерт для ударных № 1 для перемен (1983)
    • Концерт для ударных № 2 Баха в будущее (1997), для двух ударников и оркестра
  • концерте для аккордеона Отзыв о (1968)
  • Концерт для альта в память о ребенке (1986)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Концерт в двух частях (1994–95)
  • Три ночных движения (2019), для скрипки, виолончели и ансамбля

Камерный/Инструментальный

[ редактировать ]
  • Струнные квартеты
    • Струнный квартет №1
    • Струнный квартет № 2 Quartetto Brioso (1958)
    • Струнный квартет №3
    • Струнный квартет № 4 «Квартет в трех сферах» (1969), для струнного квартета с лентой
    • Струнный квартет № 5 Inscape (1969)
    • Струнный квартет № 6 Tintinnabulary (1986)
    • Струнный квартет № 7 (1994)
    • Струнный квартет № 8. Ночь, спускающаяся как дым (1997)
    • Струнный квартет № 9 «В источник» (2001)
    • Струнный квартет № 10 Harvest Timeless (2005)
  • Кларнетовые трио (кларнет, виолончель, фортепиано)
    • Кларнет-трио № 1 (1955)
    • Кларнетовое трио № 2 Заклинание (1973)
    • Кларнетное трио № 3 Линь (1986)
  • Флейтовый квинтет (1953), для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано
  • Solo Intimo (1953), для виолончели
  • Whirl's World (1970), для духового квинтета
  • Arcana (1970), для ударных, электрогитары и аккордеона
  • Кантика (1977), для виолончели и фортепиано
  • Протей (1980), для флейты и ударных
  • Сонора (1981), для флейты и арфы
  • И Цзин (1982), для ударных соло
  • Syn ( Vision ) (1988), для духового квинтета
  • Струны (1992), для струнного трио
  • Scintillation (1993), для септета флейты, кларнета, валторны, скрипки, альта, виолончели и фортепиано
  • Roads to Ixtlan (1993), для 4-х саксофонов
  • Дикие лебеди (1994), для 4-х саксофонов
  • Танцоры вокруг Юпитера (1995), для 4-х саксофонов
  • Зимняя музыка (1998), для флейты, кларнета, ударных, органа, гитары и виолончели.
  • It's All His Fancy That (2003), для трубы, тромбона и фортепиано
  • Massifs — Crystals — Cascades {Массивы — Кристаллы — Каскады} (2004), для 12 тромбонов
  • Дельта (2005), для саксофона, виолончели и фортепиано
  • Трио Бреве (2012), для фортепианного трио

Фортепиано/Клавиатура

[ редактировать ]
  • Соната для фортепиано № 1 (1953)
  • Соната для фортепиано № 2 (1957)
  • Концертная партита (1958), для органа
  • Grooving (1968), для фортепиано
  • Канон (1971), для органа
  • Turn (1973), для фортепиано
  • Трепартита (1988), для органа
  • Вспоминая (1989), для фортепиано
  • Gemini Rising (1990), для клавесина
  • «Множество возвращений на Бали» (2003, написано для индонезийской пианистки Ананды Сукарлан как дань уважения жертвам взрыва на Бали в 2002 году) для фортепиано
  • Waterways (2008), для фортепиано

Вокальный/Хоровой

[ редактировать ]
  • Доммен ( Суд ), для вокалистов, хора, детского хора и оркестра
  • Весы (1973), для тенора, хора, гитары и двух вибрафонов
  • Sing the Gardens (1974), для хора и 8 инструментов
  • Nova Genitura (1975), для сопрано и ансамбля
  • Фонтан радости (1975), для сопрано и арфы
  • Зимняя кантата (1976), для сопрано, хора, органа и ансамбля по выбору.
  • Frostsalme (1976), для хора из 16 частей
  • Цикл (1977), для 12-частного хора
  • Seadrift (1978), для сопрано и ансамбля
  • a Like Child , для хора (1979–80)
  • And Time Shall Be No More , для хора (1994)
  • Ут роза (2000), для хора
  • Митиск Морген (2000), для хора и бас-кларнета

Сочинения

[ редактировать ]
  • Норгорд, Пер (1973–1974). «Гильгамеш – 5000-летняя злободневность» [Гильгамеш – 5000-летняя злободневность]. Современная музыка (на датском языке). 17 (1): 5–7.
  • —— (1975) [1974]. Внутри симфонии (PDF) . Перевод Л.К. Кристенсена. Нумус-Вест 2, вып. 2: 4–16
  • —— (1982). Хансен, Иван (ред.). По статьям Норгорда 1962–1982 гг. [ По статьям Норгорда 1962–1982 гг. ] (на датском языке). Копенгаген: Копенгаген. OCLC   465831476 .
  • —— (1985–1986). «Скорость и ускорение» [Скорость и ускорение]. Dansk Musiktidsskrift [ да ] (на датском языке). 60 : 179–186.
  • —— (1986–1987). «Многомерная агогика» [Многомерная агогика]. Dansk Musiktidsskrift [ да ] (на датском языке). 61 : 19–25.
  1. ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2004 , § параграф. 9.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Андерсон 2004 , § параграф. 1.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Рейнольдс 2002 , § параграф. 1.
  4. ^ Кершоу, Дэвид (2001). «Дэвис, Карл» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.49030 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  5. ^ Хаглунд, Рольф (2001). «Гефорс, Ганс» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.46501 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  6. ^ Норгорд 1975 .
  7. ^ Мортенсен, Йорген. «Uendelighedsrækken (Серия Бесконечность)» . Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года . Проверено 14 мая 2010 г.
  8. ^ «Адольф Вельфли: влияние Вёльфли» . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года . Проверено 14 мая 2010 г.
  9. ^ «Премьера новой симфонии Пера Норгорда состоялась в Хельсинки» . ДР (вещательная компания) . 20 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 г.
  10. ^ «Андерс Бейер — Притяжение и отталкивание» . Андерс Бейер . Проверено 12 июня 2024 г.
  11. ^ Мортенсен, Йорген. «Открытые иерархии серии бесконечности» . Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года.
  12. ^ Перейти обратно: а б Слоан, Нью-Джерси (ред.). «Последовательность A004718 (Бесконечная последовательность)» . Электронная энциклопедия целочисленных последовательностей . Фонд ОЭИС.
  13. ^ Андерсон, Джулиан . 2000. «Предварительная история спектральной музыки». Обзор современной музыки 19, вып. 2 («История и техника спектральной музыки», под редакцией Джошуа Файнберга): 7–22. п. 14.
  14. ^ Норгорд 1975 , с. 9.
  15. ^ Козинн, Аллан . 2014. « Датский композитор выиграл премию филармонии в размере 200 000 долларов ». The New York Times (11 июня): ArtsBeat (по состоянию на 17 декабря 2014 г.).

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бьёрнум, Биргит (1983). Композиции Пера Норгорда: хронолого-тематический список произведений 1949–1982 гг. [ Композиции Пера Норгорда: хронолого-тематический список произведений 1949–1982 гг .] (на датском языке). Копенгаген: Вильгельм Хансен . OCLC   894559488 .
  • Бейер, Андерс, изд. (1996). Музыка Пера Норгорда: четырнадцать интерпретативных эссе . Олдершот: Сколар. ISBN  978-1-85928-313-4 .
  • Кристенсен, Жан (1989). «Пер Норгорд - Расширение рамок». Музыкальная Дания (1). Датский институт культуры: 3–5.
  • Расмуссен, Карл Оаге; Хом, Йеспер (1991). Выдающиеся датчане: портреты 11 датских композиторов . Копенгаген: Вильгельм Хансен . стр. 29–40. OCLC   464055360 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0c900e8da3d00badbc8eccda03d8329__1718197740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/29/e0c900e8da3d00badbc8eccda03d8329.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Per Nørgård - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)