Jump to content

Дармштадтская школа

Июль 1957 г., 12-е Международные каникулярные курсы новой музыки, семинар: Карлхайнц Штокхаузен.

Дармштадтская школа — это группа композиторов , которые были связаны с Дармштадтскими международными летними курсами новой музыки (Darmstädter Ferienkurse) с начала 1950-х до начала 1960-х годов в Дармштадте , Германия, и которые разделяли некоторые эстетические взгляды. Первоначально сюда входили только Пьер Булез , Бруно Мадерна , Луиджи Ноно и Карлхайнц Штокхаузен , но по-разному добавлялись и другие. Этот термин не относится к образовательному учреждению.

Darmstädter Ferienkurse, инициированный в 1946 году Вольфгангом Штайнеке , проводится ежегодно до 1970 года, а затем каждые два года и включает в себя обучение как композиции, так и интерпретации, а также включает премьеры новых произведений. После смерти Штайнеке в 1961 году курсами руководили Эрнст Томас [ ru ] (1962–81), Фридрих Фердинанд Хоммель (1981–94), Сольф Шефер (1995–2009) и Томас Шефер (2009–). Благодаря этим курсам Дармштадт теперь стал крупным центром современной музыки, особенно для немецких композиторов, и его называют «мировым эпицентром исследовательской музыкальной работы, движущей силой которой является молодое поколение, в основном занимающееся новыми звуковыми технологиями». [1]

Придуман Луиджи Ноно в его лекции 1958 года «Развитие рядовой технологии». [2] [3] ), Дармштадтская школа описывает бескомпромиссно серийную музыку, написанную такими композиторами , как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен (троих композиторов Ноно конкретно называет в своей лекции вместе с собой), Лучано Берио , Альдо Клементи , Франко Донатони , Никколо Кастильони , Франко Евангелисти , Карел Гойвартс , Маурисио Кагель , Готфрид Михаэль Кениг , Джакомо Мандзони и Анри Пуссер с 1951 по 1961 год. [4] [5] [6] [7] [8] [9] и даже композиторы, которые никогда не посещали Дармштадт, такие как Жан Барраке и Яннис Ксенакис . [10] Два года спустя Дармштадтская школа фактически распалась из-за музыкальных разногласий, которые Ноно еще раз выразил в своей дармштадтской лекции 1960 года «Текст – Музыка – Гезанг». [11] Тем не менее, композиторы, работавшие в Дармштадте в начале 1960-х годов под руководством преемника Штайнеке Эрнста Томаса, иногда включаются в расширенном значении - Гельмут Лахенманн . например, [12] - и хотя он был в Дармштадте только до 1950 года, Оливье Мессиана также иногда включают в список из-за влияния, которое его музыка оказала на более поздних композиторов Дармштадта. [13] Однако, согласно одному источнику, хотя Мессиан «кратко посетил» курсы в 1949 году, «он не преподавал студентам и не читал лекций» там. [14]

Предыстория, влияние

[ редактировать ]

Такие композиторы, как Булез, Штокхаузен и Ноно, писали свою музыку после Второй мировой войны, во время которой многие композиторы, такие как Рихард Штраус , политизировали свою музыку со стороны Третьего рейха . Французские критики подвергли Булеза критике за сотрудничество с Дармштадтом и особенно за первую публикацию своей книги « Penser la musique d'aujourd'hui» на немецком языке, языке недавних врагов Франции, ложно связывая прозу Булеза с извращенным языком нацисты. И все это несмотря на то, что Булез никогда не вкладывал в свою вокальную музыку немецкие тексты, выбирая для «Марто без метра» , например, стихи Рене Шара , который во время войны был участником французского Сопротивления и лидером маки в Басы-Альпы. [15]

Ключевое влияние на Дармштадтскую школу оказали работы Веберна и Вареза , которые посетили Дармштадт только один раз, в 1950 году, когда Ноно встретил его. [16] — и » Оливье Мессиана « Модус значений и интенсивностей (из « Четырех этюдов ритма »).

Почти с самого начала фраза « Дармштадтская школа» использовалась как уничижительный термин такими комментаторами, как Курт Хонолка (статья 1962 года цитируется в Boehmer 1987 , 43) для описания любой музыки, написанной в бескомпромиссном стиле, несмотря на наличие множества композиторов и школ. которые запрещают сериализм и модернизм.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов курсы обвинялись в предполагаемом отсутствии интереса со стороны некоторых из их фанатичных последователей к любой музыке, не соответствующей бескомпромиссно современным взглядам Пьера Булеза - «партийное подчинение» «ортодоксальной клике». «секты», по словам доктора Курта Хонолки, написанное в 1962 году с целью «заставить публику поверить, что самая передовая музыка того времени была не более чем фантазией, придуманной группой отклонившихся от нормы заговорщиков, потворствующих в войне против собственно музыки». [17] Это привело к использованию фразы «Дармштадтская школа» (первоначально придуманной в 1957 году Луиджи Ноно). [2] описывать серийную музыку, написанную в то время им самим и такими композиторами, как Булез, Мадерна, Штокхаузен, Берио и Пуссер ), как уничижительный термин, подразумевающий «математическую», основанную на правилах музыку.

Композитор Ганс Вернер Хенце , чья музыка регулярно исполнялась в Дармштадте в 1950-х годах, выступил против идеологии Дармштадтской школы , особенно против того, как (по его словам) молодые композиторы были вынуждены либо писать полную додекафонию , либо подвергаться насмешкам или игнорированию. В своем собрании сочинений Хенце вспоминает, как студенты-композиторы переписывали свои произведения в поезде, идущем в Дармштадт, чтобы оправдать ожидания Булеза. [18]

Один из ведущих деятелей самой Дармштадтской школы, Франко Евангелисти, также открыто критиковал догматическую « ортодоксальность» некоторых учеников- фанатиков , называя их «додекафонической полицией». [19]

Самопровозглашенный член школы Конрад Бемер заявляет:

Никогда не было и не было чего-то вроде «серийной доктрины», железного закона, которому неизбежно должны подчиняться все, кто стремится войти в эту небольшую избранную группу заговорщиков. Я также не знаком ни с одним расписанием Ferienwoche , не говоря уже о концертной программе, в которой серийность была доминирующей доктриной начала пятидесятых. Кроме того, можно спросить, какой вид серийности, как предполагается, достиг такого превосходства? В конце концов, оно варьировалось от композитора к композитору, и любой, у кого есть уши, чтобы слышать, все равно должен был быть в состоянии сделать вывод об этом из сочинений той эпохи. [20]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Бемер, Конрад . 1987. «Освящение заблуждения в доктрину: Дармштадтские эпигоны и ксенофобы». Английский перевод Сони Прескод Джокель. Ключевые примечания 24:43–47.
  • Фокс, Кристофер . 1999. «Луиджи Ноно и Дармштадтская школа». Обзор современной музыки 18/2: 111–130.
  • Фокс, Кристофер. 2006. «Дармштадтская школа». Grove Music Online изд. Л. Мэйси (по состоянию на 20 августа 2006 г.).
  • Хенце, Ганс Вернер . 1982. Музыка и политика: Сборник сочинений, 1953–1981 . Перевод Питера Лабани. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN   0-8014-1545-4 .
  • Иддон, Мартин. 2013. Новая музыка в Дармштадте: Ноно, Штокхаузен, Кейдж и Булез . Музыка с 1900 года. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-1-107-03329-0 (ткань); ISBN   978-1-107-48001-8 (пбк).
  • Ильмини, Дэвид. 2012. «Оркестровые мысли: джазовая композиция в Европе и Америке: интервью с композитором-директором Джорджио Гаслини». В Eurojazzland: Джаз и европейские источники, динамика и контексты , под редакцией Луки Черкьяри, Лорана Куни, Франца Кершбаумера, 235–252. Ливан, Нью-Гэмпшир: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN   978-1-61168-298-4 .
  • Мэлоун, Гарет. 2011. Музыка для народа: удовольствия и подводные камни классической музыки . Лондон: Коллинз, Великобритания. ISBN   978-0-00-739618-4 .
  • Мюллер-Дум, Стефан. 2005. Адорно: Биография . Кембридж (Великобритания) и Молден, Массачусетс: Polity Press. ISBN   0-7456-3108-8 . Переиздание в мягкой обложке 2009 г. ISBN   0-7456-3109-6 .
  • Ноно, Луиджи . 1975. Тексты, этюды по его музыке Под редакцией Й. Стенцля. Цюрих и Фрайбург-им-Брайсгау: Атлантис-Верлаг.
  • Оливье, Филипп. 2005. Пьер Булез: Мастер и его молот . Коллекция Points d’Orge. Париж: Hermann Éditeurs des Sciences et des Artes. ISBN   2-7056-6531-5 .
  • Приоре, Ирна. 2007. «Остатки двенадцатитоновой практики как композиционный процесс в секвенце I Берио для флейты соло». В Sequenzas Берио: Очерки анализа и анализа производительности композиции под редакцией Джанет К. Халфьярд, с введением Дэвида Осмонда-Смита, 191–208. Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd. ISBN   978-0-7546-5445-2 .
  • Робинсон, Джулия Э. (26 марта 2018 г.). «Класс экспериментальной композиции Джона Кейджа». Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/oao/9781884446054.013.2000000042 . ISBN  978-1-884446-05-4 .
  • Шлейермахер, Штеффен . 2000. [Эссе без названия], в буклете «Фортепианная музыка Дармштадтской школы» , том. 1, 18-21. Английский перевод Сьюзен Мари Предер, 4–7; Французский перевод Сильви Гомес, 9–16. Штеффен Шлейермахер, фортепиано. Запись CD, 1 диск: стерео, цифровой. ЦРТ 613 1004-2. Детмольд: Музыкальная постановка Дабрингхаус и Гримм.
  • Шлейермахер, Штеффен. 2004. [Эссе без названия], в буклете «Фортепианная музыка Дармштадтской школы» , том. 2:21-26. Английский перевод Сьюзен Мари Предер, 4–8; Французский перевод Сильви Гомес, 10–19. Штеффен Шлейермахер, фортепиано. Запись CD, 1 диск: стерео, цифровой. ЦРТ 613 1005-2. Детмольд: Музыкальная постановка Дабрингхаус и Гримм.
  • Уайтинг, Джон . 2009. « Анри Пуссер: композитор-авангардист, ищущий синтез звука и изображения ». Гардиан (10 июня).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dff723ce65d6a4426de1237462fe9d80__1708248960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/80/dff723ce65d6a4426de1237462fe9d80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Darmstadt School - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)