Jump to content

Хельмут Лахенманн

Хельмут Лахенманн
Лахенманн в 2017 году
Рожденный ( 1935-11-27 ) 27 ноября 1935 г. (88 лет)
Штутгарт , Германия
Образование Штутгартский музыкальный университет
Род занятий Композитор, академик, эссеист
Организации Ганноверский музыкальный университет
Награды

Гельмут Фридрих Лахенманн (родился 27 ноября 1935 г.) — немецкий композитор современной классической музыки . Связанный со стилем «инструментальная конкретная музыка », Лахенманн наряду с Вольфгангом Римом входит в число ведущих немецких композиторов своего времени. [1]

Жизнь и творчество

[ редактировать ]

Лахенманн родился в Штутгарте и после окончания Второй мировой войны (когда ему было 11 лет) начал петь в местном церковном хоре. Проявив раннюю склонность к музыке, он уже в подростковом возрасте сочинял музыку. Он изучал игру на фортепиано у Юргена Уде , а также композицию и теорию у Иоганна Непомука Давида в Музыкальной школе Штутгарта с 1955 по 1958 год. [2] и был первым частным учеником итальянского композитора Луиджи Ноно в Венеции с 1958 по 1960 год. Он также некоторое время работал в студии электронной музыки Гентского университета в 1965 году, сочинив свою единственную опубликованную кассетную пьесу «Сценарио» в тот период, но после этого сосредоточился почти на исключительно на чисто инструментальную музыку. Жестокость его музыки побудила Франсиско Эстевеса сравнить его работы с картинами Фрэнсиса Бэкона .

Лахенманн называл свои композиции musique concrète Instrumentale , подразумевая музыкальный язык, охватывающий весь звуковой мир, доступный благодаря нетрадиционным техникам игры. По мнению композитора, это музыка

звуковые события выбираются и организуются таким образом, что способ их создания по меньшей мере так же важен, как и сами результирующие акустические качества. Следовательно, такие качества, как тембр, громкость и т. д., не производят звуки сами по себе, а описывают или обозначают конкретную ситуацию: слушая, вы слышите условия, при которых осуществляется звуковое или шумовое действие, вы услышать, какие материалы и энергии задействованы и какое сопротивление встречается. [3]

Поэтому его музыка в первую очередь основана на самых основных звуках, которые посредством процессов усиления служат основой для расширенных произведений. Его партитуры предъявляют огромные требования к исполнителям из-за множества изобретенных им техник игры на духовых, медных и струнных инструментах.

Его наиболее важные произведения включают оперу Das Mädchen mit den Schwefelhölzern [ Девочка со спичками ] (1990–96, по мотивам Ганса Христиана Андерсена , Леонардо да Винчи и Гудрун Энслин ), оркестровые пьесы Schwankungen am Rand (1974–75, для восьми духовых инструментов). , две электрогитары, два фортепиано, четыре громовых листа и 34 струны), Accanto (1975–76, для кларнета, большого оркестра и кассеты) и NUN (1997–99, для флейты, тромбона, мужского хора и большого оркестра). ), произведения ансамбля Mouvement (- vor der Erstarrung) (1982–84, для трех специальных исполнителей и 14 исполнителей) и «...zwei Gefühle...», Musik mit Leonardo (1992 [позже включенный в оперу Das Mädchen mit den Schwefelhölzern ], по мотивам Леонардо да Винчи, для двух динамиков и 22 исполнителей), и трёх струнных квартетов ( Gran Torso , 1971, редакция 1976, 1988; Reigen seliger Geister , 1989; Grido , 2001), а также других оркестровых произведений. , ансамблевые и камерные произведения и шесть фортепианных пьес.

он регулярно читал лекции в Дармштадтской летней школе новой музыки. С 1978 года С 1976 по 1981 год он преподавал теорию музыки, тренировку слуха и композицию в Musikhochschule Hannover , а с 1981 по 1999 год преподавал композицию в Musikhochschule Stuttgart . См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от К до М#Гельмут Лахенманн .

Он также известен своими статьями, эссе и лекциями, многие из которых опубликованы в журнале «Музыка как экзистенциальный опыт» & ( Breitkopf Härtel , Wiesbaden, 1996).

Лахенманн получил множество выдающихся наград, таких как премия Баха вольного ганзейского города Гамбурга в 1972 году, музыкальная премия Эрнста фон Сименса в 1997 году и премия Фонда BBVA «Границы знаний» 2010 года в категории современной музыки.

Женат на японской пианистке Юкико Сугавара . [4]

Список работ

[ редактировать ]

Список ниже взят из Breitkopf & Härtel , издателя Lachenmann. [5]

  • Пять вариаций на тему Франца Шуберта (Немецкий танец до-диез минор, D643) для фортепиано (1956)
  • Рондо для двух фортепиано (1957)
  • Сувенир для 41 инструмента (1959 г.)
  • Дуэ Гири , два этюда для оркестра (1960)
  • Трипельсекстет для 18 инструментов (1960–61, утерян)
  • Пять куплетов для 9 инструментов (1961, снято)
  • Эхо Анданте для фортепиано (1961–62)
  • Ангелион для 16 инструментов (1962–63, снято)
  • Колыбельная музыка для фортепиано (1963)
  • Интроверсия I для 18 инструментов (1963, снято)
  • Introversion II для 8 инструментов (1964 г. снято)
  • Сценарий для ленты (1965)
  • Стрейхтрио I для скрипки, альта и виолончели (1965)
  • Интерьер I для одного перкуссиониста (1966)
  • Нотурно для малого оркестра и виолончели соло (1966/67)
  • Трио флюидо для кларнета, альта и ударных (1966/68)
  • Утешения I для 12 голосов и ударных (1967)
  • ТемА для флейты, голоса и виолончели (1968)
  • Утешения II для 16 голосов (1968)
  • Air , музыка для большого оркестра с ударными соло (1968–69)
  • Пресс для виолончели (1969–70, редакция 2010 г.)
  • Из ничего (Interieur III) для кларнета (1970)
  • Гуэро , этюд на фортепиано (1970)
  • Контракаденц для большого оркестра (1970–71)
  • Монтаж для кларнета, виолончели и фортепиано (1971)
  • Klangshadow – моя струнная игра для трех концертных роялей (фортепиано) и струнного ансамбля (1972)
  • Gran Torso , музыка для струнного квартета (1972)
  • Фасад для большого оркестра (1973)
  • Шванкунген-ам-Ранд , для листового металла и струн (1974–75)
  • Два этюда для скрипки (1974)
  • Акканто , музыка для кларнета соло с оркестром (1975–76)
  • «Утешения» для хора и оркестра (1976–78)
  • Salut für Caudwell , музыка для двух гитаристов (1977)
  • Танцевальная сюита с песней Deutschlandlied , музыка для оркестра и струнного квартета (1979–80)
  • Детская игра , семь пьес для фортепиано (1980)
  • Гармоника , музыка для большого оркестра и тубы соло (1981–83).
  • Движение (- до застывания) для ансамбля (1982/84)
  • Аускланг для фортепиано с оркестром (1984–85)
  • Третий голос двухголосной инвенции ре минор BWV 775 И.С. Баха для трех инструментов (1985)
  • Стауб для оркестра (1985–87)
  • Токкатина , этюд на скрипке (1986)
  • Аллегро сустейн , музыка для кларнета, виолончели и фортепиано (1986–88)
  • Картина для оркестра (1988)
  • Танец Блаженных Духов , струнный квартет (1989)
  • «...два чувства...» , музыка с Леонардо для оратора и ансамбля (1992)
  • Девушка со спичками Музыка с картинками (Музыкальный театр), музыка с образами - театральная музыка для очень большого оркестра и солистов (1988–96).
  • Серинада для фортепиано (1998)
  • МОНАШИНКА для флейты, тромбона, мужского хора и оркестра (1999)
  • Сакура-вариации для саксофона, ударных и фортепиано (2000)
  • 3. Струнный квартет «Гридо» , струнный квартет (2001)
  • Сочинение для оркестра (2003)
  • Дубль (Гридо II) для струнного оркестра (2004)
  • Концертини для большого ансамбля (2005)
  • ...заблудилась... , музыка для сопрано и фортепиано (2008)
  • Сакура с Berliner Luft для саксофона, фортепиано и ударных (2008)
  • Роковой марш для фортепиано (2016–17)
  • Berlin Cherry Blossoms для фортепиано (2016–17)
  • Фатальный марш для оркестра (2017)
  • Мои мелодии для восьми валторн с оркестром (2012–18)
  1. ^ Уильямс 2013 , с. 1.
  2. ^ «Лахенманн, Гельмут» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года.
  3. ^ Интернет-контент Slought Foundation (7 апреля 2008 г.), musique concrète Instrumentale: Гельмут Лахенманн в разговоре с Джином Коулманом , получено 30 марта 2009 г.
  4. ^ «Klang als Naturereignis» . арсмондо (на немецком языке). 29 августа 2017 года . Проверено 12 ноября 2023 г.
  5. ^ «Гельмут Лахенманн» . Брейткопф и Хертель. Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года . Проверено 31 декабря 2014 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Интервью с Лахенманном появилось в выпуске 228 (февраль 2003 г.) журнала The Wire.
  • Феллер, Росс (2002). «Устойчивые штаммы постмодернизма: музыка Гельмута Лахенмана и Брайана Фернихо ». В Локхеде, Джуди; Аунер, Джозеф (ред.). Постмодернистская музыка/Постмодернистская мысль. Исследования в области современной музыки и культуры . Том. 4. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. стр. 249–262.
  • Хокингс, Эльке (1995). «Концепция отвержения Гельмута Лахенмана». Темп . 193 (193): 4–14. дои : 10.1017/S0040298200004253 . S2CID   145610505 .
  • Лахенманн, Хельмут (1996). «Структура и музыкальная древность». В Хойслер, Йозеф (ред.). Музыка как экзистенциальный опыт. Сочинения 1966–1995 гг. (на немецком языке). Висбаден: Breitkkopf & Härtel. стр. 155–161.
  • Лахенманн, Гельмут (1970). «Звуковые типы новой музыки». Журнал теории музыки (на немецком языке). Я (1): 20-30.
  • Лахенманн, Хельмут (1998). «Что значит прогресс?». В Мецгере, Хайнц-Клаус ; Рин, Райнер (ред.). «Музыкальные концепции». Серия о композиторах (на немецком языке). Том 100. Мюнхен: Текст + Критика . ISBN  978-3-88377-579-1 .
  • Лахенманн, Гельмут (1978). «Состояние материала. Ключевые слова для практики построения теории». Летние курсы '78, вклад Дармштадта в новую музыку (на немецком языке). Том XVII. Майнц: Шотт. стр. 93–110.
  • Лахенманн, Хельмут (1994). «Диалектический структурализм». В Борио Джанмарио; Мош, Ульрих (ред.). Эстетика и композиция: Об актуальности летней курсовой работы в Дармштадте (на немецком языке). Майнц: Сыновья Б. Шотта. стр. 23–32.
  • Нонненманн, Райнер (2000). «Предложение через отказ: эстетика инструментально-конкретного сочинения звука в ранних оркестровых произведениях Гельмута Лахенмана». Кельнские сочинения о новой музыке (на немецком языке). Том 8. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN  978-3-7957-1897-8 .
  • Шакед, Юваль (1985). «Приветствие Хельмута Лахенмана Кодуэллу - анализ». Новая Джулианиад / Фрайбургские трости . 2 (6): 97–109.
  • Стенхейзен, Пол (2009). «Интервью с Гельмутом Лахенманном». Sonic Mosaics: Беседы с композиторами . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. ISBN  978-0-88864-474-9 .
  • Уикс, Джеймс . «Освобождение восприятия и вход в львиные клетки: интервью с Хельмутом Лахенманном». Новые заметки ( ноябрь 2006 г. ).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c42632288adb182d3587d03c6fd84a31__1718932320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/31/c42632288adb182d3587d03c6fd84a31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Helmut Lachenmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)