Хельмут Лахенманн
Хельмут Лахенманн | |
---|---|
![]() Лахенманн в 2017 году | |
Рожденный | Штутгарт , Германия | 27 ноября 1935 г.
Образование | Штутгартский музыкальный университет |
Род занятий | Композитор, академик, эссеист |
Организации | Ганноверский музыкальный университет |
Награды |
Гельмут Фридрих Лахенманн (родился 27 ноября 1935 г.) — немецкий композитор современной классической музыки . Связанный со стилем «инструментальная конкретная музыка », Лахенманн наряду с Вольфгангом Римом входит в число ведущих немецких композиторов своего времени. [1]
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Лахенманн родился в Штутгарте и после окончания Второй мировой войны (когда ему было 11 лет) начал петь в местном церковном хоре. Проявив раннюю склонность к музыке, он уже в подростковом возрасте сочинял музыку. Он изучал игру на фортепиано у Юргена Уде , а также композицию и теорию у Иоганна Непомука Давида в Музыкальной школе Штутгарта с 1955 по 1958 год. [2] и был первым частным учеником итальянского композитора Луиджи Ноно в Венеции с 1958 по 1960 год. Он также некоторое время работал в студии электронной музыки Гентского университета в 1965 году, сочинив свою единственную опубликованную кассетную пьесу «Сценарио» в тот период, но после этого сосредоточился почти на исключительно на чисто инструментальную музыку. Жестокость его музыки побудила Франсиско Эстевеса сравнить его работы с картинами Фрэнсиса Бэкона .
Лахенманн называл свои композиции musique concrète Instrumentale , подразумевая музыкальный язык, охватывающий весь звуковой мир, доступный благодаря нетрадиционным техникам игры. По мнению композитора, это музыка
звуковые события выбираются и организуются таким образом, что способ их создания по меньшей мере так же важен, как и сами результирующие акустические качества. Следовательно, такие качества, как тембр, громкость и т. д., не производят звуки сами по себе, а описывают или обозначают конкретную ситуацию: слушая, вы слышите условия, при которых осуществляется звуковое или шумовое действие, вы услышать, какие материалы и энергии задействованы и какое сопротивление встречается. [3]
Поэтому его музыка в первую очередь основана на самых основных звуках, которые посредством процессов усиления служат основой для расширенных произведений. Его партитуры предъявляют огромные требования к исполнителям из-за множества изобретенных им техник игры на духовых, медных и струнных инструментах.
Его наиболее важные произведения включают оперу Das Mädchen mit den Schwefelhölzern [ Девочка со спичками ] (1990–96, по мотивам Ганса Христиана Андерсена , Леонардо да Винчи и Гудрун Энслин ), оркестровые пьесы Schwankungen am Rand (1974–75, для восьми духовых инструментов). , две электрогитары, два фортепиано, четыре громовых листа и 34 струны), Accanto (1975–76, для кларнета, большого оркестра и кассеты) и NUN (1997–99, для флейты, тромбона, мужского хора и большого оркестра). ), произведения ансамбля Mouvement (- vor der Erstarrung) (1982–84, для трех специальных исполнителей и 14 исполнителей) и «...zwei Gefühle...», Musik mit Leonardo (1992 [позже включенный в оперу Das Mädchen mit den Schwefelhölzern ], по мотивам Леонардо да Винчи, для двух динамиков и 22 исполнителей), и трёх струнных квартетов ( Gran Torso , 1971, редакция 1976, 1988; Reigen seliger Geister , 1989; Grido , 2001), а также других оркестровых произведений. , ансамблевые и камерные произведения и шесть фортепианных пьес.
он регулярно читал лекции в Дармштадтской летней школе новой музыки. С 1978 года С 1976 по 1981 год он преподавал теорию музыки, тренировку слуха и композицию в Musikhochschule Hannover , а с 1981 по 1999 год преподавал композицию в Musikhochschule Stuttgart . См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от К до М#Гельмут Лахенманн .
Он также известен своими статьями, эссе и лекциями, многие из которых опубликованы в журнале «Музыка как экзистенциальный опыт» & ( Breitkopf Härtel , Wiesbaden, 1996).
Лахенманн получил множество выдающихся наград, таких как премия Баха вольного ганзейского города Гамбурга в 1972 году, музыкальная премия Эрнста фон Сименса в 1997 году и премия Фонда BBVA «Границы знаний» 2010 года в категории современной музыки.
Женат на японской пианистке Юкико Сугавара . [4]
Список работ
[ редактировать ]Список ниже взят из Breitkopf & Härtel , издателя Lachenmann. [5]
- Пять вариаций на тему Франца Шуберта (Немецкий танец до-диез минор, D643) для фортепиано (1956)
- Рондо для двух фортепиано (1957)
- Сувенир для 41 инструмента (1959 г.)
- Дуэ Гири , два этюда для оркестра (1960)
- Трипельсекстет для 18 инструментов (1960–61, утерян)
- Пять куплетов для 9 инструментов (1961, снято)
- Эхо Анданте для фортепиано (1961–62)
- Ангелион для 16 инструментов (1962–63, снято)
- Колыбельная музыка для фортепиано (1963)
- Интроверсия I для 18 инструментов (1963, снято)
- Introversion II для 8 инструментов (1964 г. снято)
- Сценарий для ленты (1965)
- Стрейхтрио I для скрипки, альта и виолончели (1965)
- Интерьер I для одного перкуссиониста (1966)
- Нотурно для малого оркестра и виолончели соло (1966/67)
- Трио флюидо для кларнета, альта и ударных (1966/68)
- Утешения I для 12 голосов и ударных (1967)
- ТемА для флейты, голоса и виолончели (1968)
- Утешения II для 16 голосов (1968)
- Air , музыка для большого оркестра с ударными соло (1968–69)
- Пресс для виолончели (1969–70, редакция 2010 г.)
- Из ничего (Interieur III) для кларнета (1970)
- Гуэро , этюд на фортепиано (1970)
- Контракаденц для большого оркестра (1970–71)
- Монтаж для кларнета, виолончели и фортепиано (1971)
- Klangshadow – моя струнная игра для трех концертных роялей (фортепиано) и струнного ансамбля (1972)
- Gran Torso , музыка для струнного квартета (1972)
- Фасад для большого оркестра (1973)
- Шванкунген-ам-Ранд , для листового металла и струн (1974–75)
- Два этюда для скрипки (1974)
- Акканто , музыка для кларнета соло с оркестром (1975–76)
- «Утешения» для хора и оркестра (1976–78)
- Salut für Caudwell , музыка для двух гитаристов (1977)
- Танцевальная сюита с песней Deutschlandlied , музыка для оркестра и струнного квартета (1979–80)
- Детская игра , семь пьес для фортепиано (1980)
- Гармоника , музыка для большого оркестра и тубы соло (1981–83).
- Движение (- до застывания) для ансамбля (1982/84)
- Аускланг для фортепиано с оркестром (1984–85)
- Третий голос двухголосной инвенции ре минор BWV 775 И.С. Баха для трех инструментов (1985)
- Стауб для оркестра (1985–87)
- Токкатина , этюд на скрипке (1986)
- Аллегро сустейн , музыка для кларнета, виолончели и фортепиано (1986–88)
- Картина для оркестра (1988)
- Танец Блаженных Духов , струнный квартет (1989)
- «...два чувства...» , музыка с Леонардо для оратора и ансамбля (1992)
- Девушка со спичками Музыка с картинками (Музыкальный театр), музыка с образами - театральная музыка для очень большого оркестра и солистов (1988–96).
- Серинада для фортепиано (1998)
- МОНАШИНКА для флейты, тромбона, мужского хора и оркестра (1999)
- Сакура-вариации для саксофона, ударных и фортепиано (2000)
- 3. Струнный квартет «Гридо» , струнный квартет (2001)
- Сочинение для оркестра (2003)
- Дубль (Гридо II) для струнного оркестра (2004)
- Концертини для большого ансамбля (2005)
- ...заблудилась... , музыка для сопрано и фортепиано (2008)
- Сакура с Berliner Luft для саксофона, фортепиано и ударных (2008)
- Роковой марш для фортепиано (2016–17)
- Berlin Cherry Blossoms для фортепиано (2016–17)
- Фатальный марш для оркестра (2017)
- Мои мелодии для восьми валторн с оркестром (2012–18)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уильямс 2013 , с. 1.
- ^ «Лахенманн, Гельмут» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года.
- ^ Интернет-контент Slought Foundation (7 апреля 2008 г.), musique concrète Instrumentale: Гельмут Лахенманн в разговоре с Джином Коулманом , получено 30 марта 2009 г.
- ^ «Klang als Naturereignis» . арсмондо (на немецком языке). 29 августа 2017 года . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ «Гельмут Лахенманн» . Брейткопф и Хертель. Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года . Проверено 31 декабря 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Уильямс, Аластер (2013). Музыка в Германии с 1968 года . Музыка с 1900 года. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-87759-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Интервью с Лахенманном появилось в выпуске 228 (февраль 2003 г.) журнала The Wire.
- Феллер, Росс (2002). «Устойчивые штаммы постмодернизма: музыка Гельмута Лахенмана и Брайана Фернихо ». В Локхеде, Джуди; Аунер, Джозеф (ред.). Постмодернистская музыка/Постмодернистская мысль. Исследования в области современной музыки и культуры . Том. 4. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. стр. 249–262.
- Хокингс, Эльке (1995). «Концепция отвержения Гельмута Лахенмана». Темп . 193 (193): 4–14. дои : 10.1017/S0040298200004253 . S2CID 145610505 .
- Лахенманн, Хельмут (1996). «Структура и музыкальная древность». В Хойслер, Йозеф (ред.). Музыка как экзистенциальный опыт. Сочинения 1966–1995 гг. (на немецком языке). Висбаден: Breitkkopf & Härtel. стр. 155–161.
- Лахенманн, Гельмут (1970). «Звуковые типы новой музыки». Журнал теории музыки (на немецком языке). Я (1): 20-30.
- Лахенманн, Хельмут (1998). «Что значит прогресс?». В Мецгере, Хайнц-Клаус ; Рин, Райнер (ред.). «Музыкальные концепции». Серия о композиторах (на немецком языке). Том 100. Мюнхен: Текст + Критика . ISBN 978-3-88377-579-1 .
- Лахенманн, Гельмут (1978). «Состояние материала. Ключевые слова для практики построения теории». Летние курсы '78, вклад Дармштадта в новую музыку (на немецком языке). Том XVII. Майнц: Шотт. стр. 93–110.
- Лахенманн, Хельмут (1994). «Диалектический структурализм». В Борио Джанмарио; Мош, Ульрих (ред.). Эстетика и композиция: Об актуальности летней курсовой работы в Дармштадте (на немецком языке). Майнц: Сыновья Б. Шотта. стр. 23–32.
- Нонненманн, Райнер (2000). «Предложение через отказ: эстетика инструментально-конкретного сочинения звука в ранних оркестровых произведениях Гельмута Лахенмана». Кельнские сочинения о новой музыке (на немецком языке). Том 8. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN 978-3-7957-1897-8 .
- Шакед, Юваль (1985). «Приветствие Хельмута Лахенмана Кодуэллу - анализ». Новая Джулианиад / Фрайбургские трости . 2 (6): 97–109.
- Стенхейзен, Пол (2009). «Интервью с Гельмутом Лахенманном». Sonic Mosaics: Беседы с композиторами . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. ISBN 978-0-88864-474-9 .
- Уикс, Джеймс . «Освобождение восприятия и вход в львиные клетки: интервью с Хельмутом Лахенманном». Новые заметки ( ноябрь 2006 г. ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью в журнале «Новые заметки» . ноябрь 2006 г.
- Страница издателя Breitkopf & Härtel
- Проект «Живые композиторы» (биография, список работ, дискография)
- «Прекрасное» в современной музыке Гельмута Лахенмана
- Запись разговора Лахенмана о своей музыке, 2008 г.
- Веб-сайт Гельмута Лахенмана (на немецком языке)
- «Гельмут Лахенманн (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- 1935 рождений
- Живые люди
- Музыканты из Штутгарта
- Сотрудники Гарвардского университета
- Композиторы-классики XX века
- Немецкие композиторы-классики
- Офицерские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Баден-Вюртембергом».
- Академический состав Парижской консерватории
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Академический состав Ганноверского университета музыки, театра и медиа
- Ученики Карлхайнца Штокхаузена
- Выпускники Государственного университета музыки и исполнительских искусств Штутгарта
- Академический состав Государственного университета музыки и исполнительских искусств Штутгарта
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие композиторы XX века
- Лауреаты музыкальной премии Эрнста фон Сименса
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века