Ольга Нойвирт
Ольга Нойвирт | |
---|---|
Рожденный | Грац , Австрия | 4 августа 1968 г.
Занятие |
|
Родитель | Харальд Нойвирт |
Награды |
Ольга Нойвирт (родилась 4 августа 1968 года в Граце ) — австрийский современный классический композитор , художник и писатель. Она получила известность в основном благодаря своим операм и работам в музыкальном театре, которые часто затрагивают актуальные и явно политические темы идентичности, насилия и нетерпимости.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Нойвирт родилась в Граце, в семье Гризельдис Нойвирт и пианиста Харальда Нойвирта . Она племянница Гёста Нойвирт и сестра скульптора Флоры Нойвирт. [1] [2]
В семилетнем возрасте Нойвирт начала уроки игры на трубе, но была вынуждена отказаться от своих первоначальных планов учиться игре на трубе после несчастного случая, в результате которого она получила травму челюсти. [3] Будучи учеником средней школы, Нойвирт принимал участие в мастер-классах по композиции с Гансом Вернером Хенце и Гердом Кюром . [2] В 16 лет она познакомилась с писательницей Эльфридой Елинек , лауреатом Нобелевской премии по литературе, и с тех пор у двух художниц было творческое «плодотворное сотрудничество». [4] [5] Свою первую заказанную композицию 17-летняя композитор назвала Die gelbe Kuh tanzt Ragtime . Произведение было написано к открытию Штайришерского травяного фестиваля в 1985 году. [6]
Нойвирт впервые изучала композицию у Элинор Армер в Музыкальной консерватории Сан-Франциско , начиная с 1986 года. Она также изучала живопись и кино в Художественном колледже Сан-Франциско. Продолжила обучение в Венском университете музыки и исполнительских искусств. [7] под руководством Эриха Урбаннера , во время учебы в Институте композиции и электроакустики. Ее магистерская диссертация была написана на музыку к Алена Рене фильму «L'Amour à mort » под названием «Об использовании киномузыки в фильме Алена Рене «L'amour à mort». В 1985/86 году она изучала музыку и искусство в Музыкальной консерватории Сан-Франциско у Элинор Армер . Она изучала живопись и кино в Художественном колледже Сан-Франциско . [7] В 1993/94 году она училась у Тристана Мюраля и работала в IRCAM , создав такие произведения, как « ...?risonanze!... » для альта д'амур . Значительное вдохновение в этот период она получила от встреч с Адрианой Хёльски ( Nicht beirren lassen! Weitermachen! ) [5] и итальянский композитор Луиджи Ноно . Нойвирт имела возможность встретиться с Луиджи Ноно , который придерживался столь же радикальной политики и утверждал, что это оказало сильное влияние на ее жизнь.
Она выпустила множество произведений камерной музыки на лейбле Kairos , а также сотрудничала с Эльфридой Елинек в опере «Bählamms Fest». Нойвирта Опера по Дэвида Линча фильму «Шоссе в никуда» включает в себя как живые, так и заранее записанные аудио- и видеоматериалы, а также другую электронику. Мировая премьера состоялась в Граце в 2003 году в исполнении Klangforum Wien с использованием электроники, созданной в Институте электронной музыки (IEM). Американская премьера оперы состоялась в Оберлин-колледже в Оберлине, штат Огайо, а дальнейшие выступления состоялись в Колумбийского университета в Театре Миллера Нью-Йорке в постановке Оберлинской консерватории и Оберлинского ансамбля современной музыки. Запись объемного звука, выпущенная Kairos, была удостоена премии Diapason d'Or . Британская премьера состоялась в « Янг Вик» в Лондоне в апреле 2008 года в совместной постановке с Английской национальной оперой под руководством Дайаны Паулюс и дирижёра Бальдура Брённиманна .
Оригинальный композиционный стиль Нойвирта характеризуется использованием разнообразных композиционных техник и гибридных звуковых материалов с постоянным сомнением в художественных и социально-политических нормах. Она имеет в виду «промежуточное искусство». [8] Штефан Дрис отмечает: «Катастрофичность, погружение в незнакомые края со всеми вытекающими отсюда последствиями является поэтому основным настроением ее композиций, вьющимся красной нитью через все ее произведения». [9] Ее работы, которые обычно относят к категории так называемой современной классической музыки, с конца 1980-х годов стремились выйти за рамки жанровых ограничений, налагаемых музыкальным бизнесом. Из множества «источников вдохновения... из искусства, архитектуры, литературы и музыки, интеллектуальной истории, психологии, естествознания и повседневной реальности [...]». [4] Нойвирт создает искусство, которое столь же многомерно, сколь и самобытно. Например, в «Le Encantadas o le avventure nel mare delle meraviglie» (2014) Нойвирт озабочен Германа Мелвилла новеллой «Encantadas» (1894), а также вдохновением из звукового мира Луиджи Ноно - особенно в его влиятельной работе «Прометео» (1984). ) – объединяются в «вымышленный приключенческий роман с помощью множества пространственных звуковых эффектов». [10] Отправной точкой этой композиции является акустическое исследование (Нойвирт: «сохранение акустического наследия». [10] ) церкви Сан-Лоренцо в Венеции .
Нойвирт создал несколько полнометражных произведений музыкального театра, в том числе видеооперу « Шоссе в никуда » (2003) по мотивам фильма Дэвида Линча; Bählamms Fest (1993/1997), основанный на работах Леоноры Кэррингтон; «Изгой» со ссылкой на Германа Мелвилла; и американка Лулу, вдохновленная Альбаном Бергом. Опера Нойвирта «Орландо» , основанная на романе Вирджинии Вулф , является первой полнометражной оперой, написанной женщиной по заказу Венской государственной оперы и исполненной в Вене. Мировая премьера состоялась 8 декабря 2019 года. [11] [12] Позже он был выбран мировой премьерой года по результатам опроса международных критиков, проведенного отраслевым журналом Opernwelt .
Заинтересованный широким спектром стимулов и возможностей выражения, Нойвирт уже пересекал жанровые границы между театральной драмой, оперой , радиодрамой, перформансом в 1990-х годах и видео. Это отразилось в названиях ее произведений, например, «Изгой» – музыкальной инсталляции-театра. [13] Нойвирт часто ставила перед собой цель разрушить устоявшиеся формы концертного представления, чтобы прийти к «гибкой форме». [8] Например, в перерывах между двумя ее «портретными концертами» на Зальцбургском фестивале 1998 года звук заводных игрушечных инструментов на усиленной металлической пластине передавался в зрительный зал концертного зала с помощью нескольких громкоговорителей, при этом визуальные эффекты проецировались в реальном времени на экран, создающий захватывающее впечатление от прослушивания. «тексты-подсказки» к поведению аудитории, написанные Елинеком Кроме того, в произведение были вставлены . В работах Нойвирта присутствует явное расширение художественного эффекта из концертного зала в общественные пространства, например, в «Говорящих домах» (1996) — звуковой инсталляции для магазинов на главной площади Дойчландсберга в Австрии (созданной совместно с Хансом Хоффером) и в звуковая инсталляция ...le temps desechanté... ou Dialog aux enfers (2005) на площади Игоря Стравинского в Париже. Для этой последней работы, выполненной по заказу IRCAM Paris в 2005 году , использовалась камера захвата движения, позволяющая электроакустическим звукам взаимодействовать с потоками людей, движущихся по площади. По мере того, как число прохожих росло, музыкальная трансформация началась. Однако полиция Парижа в конечном итоге приказала отключить звуковую установку.
Озабоченность композитора вопросами пересечения музыки и изобразительного искусства достигла кульминации в 2007 году, когда она приняла участие в выставке современного искусства Documenta 12 , для которой она создала звуковую/киноинсталляцию. [14] Кроме того, она постоянно расширяла поле своей деятельности, написав тексты и киносценарии, продюсируя короткометражные фильмы, спектакли и фотосерии.
Ольга Нойвирт также написала музыку к ряду кинофильмов, в том числе музыку к немым фильмам «Диагональная симфония» (1924), «Молодая война» (1914) и «Город без евреев» (1924), а также саундтреки к фильмам Курта Майера и Йозефа Дабернига. . Композитор также написал музыку к художественным фильмам «Das Vaterspiel» режиссера Михаэля Главоггера , который был показан на кинофестивале Берлинале в 2009 году, и « Ich seh, Ich seh» режиссеров Вероники Франц и Северина Фиалы, премьера которого состоялась в 2014 году на Венецианском международном кинофестивале. Фестиваль . Кроме того, она сотрудничала с французским художником-инсталлятором, видео и концептуалистом Домиником Гонсалес-Ферстером над мультимедийной инсталляцией ...ce qui прибыли.… [15]
Нойвирт уже давно размышляет о повседневной жизни профессиональных композиторов, особенно женщин-композиторов, групп, которые довольно маргинализированы в кругах современного искусства. Свои мысли по этому поводу она ясно изложила в ряде текстов. Она часто высказывается по политическим вопросам, призывая к бдительности перед лицом социальных и политических изменений (например, в речи перед Венской государственной оперой на массовой акции протеста, состоявшейся 19 сентября 2000 г., под названием «Меня не будут петь йодлем»). исчез из существования»). [16]
Сотрудничество
[ редактировать ]Ольга Нойвирт получала заказы от международных учреждений, включая Карнеги-холл , Люцернский фестиваль , Зальцбургский фестиваль, Эльбскую филармонию Гамбурга, Венскую государственную оперу и многих других. Она была композитором на Зальцбургском фестивале в 1999 году, Koninklijk Filharmonisch Orkest van Vlaanderen в Антверпене в 2000 году, Люцернском фестивале в 2002 и 2016 годах, Осеннем фестивале в 2011 году, Эльбской филармонии в Гамбурге и Венском Концертхаусе в 2019 году. Ее произведения исполняли дирижеры Пьер Булез , Петер Этвос, Даниэль Хардинг, Маттиас Пинчер, Валерий Гергьев, Сюзанна Мялкки , Франсуа-Ксавье Рот и Алан Гилберт и другие. Ведущие оркестры и ансамбли включали произведения Нойвирта в свои программы, в том числе Венский филармонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр , Нью-Йоркский филармонический оркестр, Шотландский симфонический оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Симфонический оркестр BBC , Лондонский симфонический оркестр, Филармонический оркестр Радио Франции, Симфонический оркестр NDR , Симфонический оркестр Баварского радио, Симфонический оркестр радио ORF, Ensemble Intercontemporain , Ensemble Modern , ансамбль ICE, ансамбль Talea, Klangforum Wien, Лондонская симфониетта, ансамбль Musikfabrik , ансамбль Phace и квартет Arditti . многочисленные солисты, в том числе Хакан Харденбергер , Антуан Тамести , Томас Ларшер , Йохен Ковальски , Робин Шулковски, Марино Форменти, Клэр Чейз и Эндрю Уоттс В исполнении произведений Нойвирта участвовали .
Нойвирт также часто сотрудничает с художниками других художественных жанров, такими как архитектор Питер Цумтор (Брегенц, 2017), [17] нью-йоркские архитекторы Asymptote Architecture (ZKM 2017) и художник-исследователь компьютерной музыки и аудио/акустики Маркус Нойстерниг. Композитор также работал с видеохудожником Талом Рознером над созданием интерактивной инсталляции «Остров разочарованных» . [13] в Центре Помпиду в Париже (2016).
Нойвирт является членом Баварской академии изящных искусств , Академии художеств (Берлин) и Шведской королевской музыкальной академии .
С 2021 года она работает профессором университета музыки и исполнительских искусств . Венского [18]
Награды
[ редактировать ]- 1997: Композиционная премия Erste Bank
- 1999: Премия Хиндемита , Композиторская премия Эрнста фон Сименса.
- 2000: Премия Эрнста Кренека за оперу Bählamms Fest .
- 2008: Гейдельбергская премия для женщин-художниц.
- 2009: Премия South Bank Show за «Затерянное шоссе»
- 2010: Большая государственная премия Австрии. [19]
- 2010: Музыкальная премия Луи Шпора, Брауншвейг
- 2011: Номинация на Австрийскую кинопремию (партитура к фильму «Дас Фатершпиль»).
- 2014: Номинация на Австрийскую кинопремию (партитура к фильму Ich seh Ich seh)
- 2017: Премия немецких авторов музыки (категория «Композиция оркестра»).
- 2019: Премия Фонда Кристофа и Стефана Каске
- 2019: Почетный знак Австрии за науку и искусство
- 2020: Премия Роберта Шумана в области поэзии и музыки
- 2021: премии Вольфа в области искусств в области музыки 2021 года. Лауреат [20]
- 2021: Opus Klassik : композитор года [21]
- 2022: Премия Гравемейера за музыкальную композицию для оперы « Орландо».
- 2022: Музыкальная премия Эрнста фон Сименса [22]
Работает
[ редактировать ]Работы Нойвирта публиковались в основном Рикорди. [7] и Бузи и Хоукс : [23]
Сценические работы
[ редактировать ]- Физические изменения и лес (1989/1990). Две оперы по мотивам Эльфриды Елинек
- Bählamms Fest (1997/98) Музыкальный театр в тринадцати картинах. Текст: Эльфрида Елинек по мотивам Леоноры Кэррингтон.
- Затерянное шоссе (2002–2003) Оперная адаптация Дэвида Линча 1997 года. одноименного фильма
- Американка Лулу (2006–2011) Новая интерпретация Альбана Берга оперы «Лулу» Ольги Нойвирт
- Изгой - Посвящение Герману Мелвиллу (2009–2011), «театр-музыкальная установка» с видео, либретто Барри Гиффорда и Ольги Нойвирт с монологами для «Старого Мелвилла» Анны Митгуч.
- Клоинг! и «Песенная игра в 9 приступах» , Hommage à Klaus Nomi (2011), вечер музыкального театра, продюсер и составитель Ольги Нойвирт.
- Орландо (2019) — опера по роману Вирджинии Вулф по заказу Венской государственной оперы .
Концерты (для сольных инструментов и полного оркестра)
[ редактировать ]- Sans Soleil (1994) для двух Ondes Martenot , оркестра и живой электроники
- Photophorus (1997) для двух электронных гитар и оркестра
- locus...doublure...solus (2001) для фортепиано с оркестром (версия для оркестра)
- Зефиро парит... в бесконечности... (2004) для баса и оркестра
- … miramondo multiplo … (2006) для трубы с оркестром
- Остатки песен... Амфигория (2009) для альта с оркестром
- Трурлиада – Zone Zero (2016) для ударных инструментов с оркестром
Оркестр работает
[ редактировать ]- Клинамен / Узел (1999)
- анаптиксис (2000)
- Масаот/Часы без стрелок (2013)
- Ключевые кадры для гиппогрифа — Музыкальные каллиграммы памяти Эстер Даймонд (2019) для оркестра, контртенора и хора мальчиков
Ансамблевые произведения
[ редактировать ]- Elfi und Andi (1997) для динамика, электронной гитары, контрабаса, бас-кларнета, саксофона и двух компакт-дисков для воспроизведения (голос с кассеты: Марианна Хоппе). С текстами Эльфриды Елинек
- «Долгий дождь» Видеоопера с объемным экраном (1999/2000) для 4 солистов, 4 ансамблевых групп, живая электроника, по рассказу Рэя Брэдбери.
- Строительство в космосе (2000) для 4 солистов, 4 ансамблевых групп и live-электроники
- Дань Клаусу Номи (2009) Версия для камерного оркестра
- Белый мир Измаилы (2012)
- Элеонора (2014/2015) для блюзовой певицы, барабанщицы, ансамбля и сэмплов.
- Аэлло – балет «Меканоморф» (2016/2017) для флейты, двух труб, струнных, синтезатора и пишущей машинки
Камерная музыка
[ редактировать ]- Акроате Хадал (1995) для струнного квартета
- Ondate II (1998) для двух бас-кларнетов
- Посвящение Клаусу Номи (1998) Песни для контртенора и малого ансамбля
- волюта / подвесной (1999) для бассетгорна, кларнета, скрипки, виолончели, ударных и фортепиано
- ...по ветру... памяти Х. (1999)
- сектора (1999) для струнного квартета
- Цвай Ратсель фон ВАМ (1999) Текст: В. А. Моцарт, Леопольд Моцарт; для колоратурного сопрано, альта, альта, виолончели, 6 зимбелей, кассеты и живой электроники
- ... ce qui прибыли ... (с интерактивным концертным видео Доминика Гонсалеса-Фёрстера ) (2003/2004) для 2 групп, сэмплы и живая электроника после Пола Остера
- In Nacht und Eis (2006) для фагота и виолончели с кольцевым модулятором
- Клоинг! (2007) для фортепиано (CEUS-piano) и интерактивное живое видео
- Дань Клаусу Номи (версия для камерного оркестра) (2009)
- в мирах нереального (2009) для струнного квартета
- Quasare / Pulsare II (2017) для скрипки, виолончели и фортепиано
- CoronAtion Cycle (2020) CoronAtion IV/Version I – 9-часовая живая звуковая инсталляция для Робин Шалковски и Джои Бэрона
Сольные работы
[ редактировать ]- Марсий (2003–2004, редакция 2006 г.) для фортепиано
- Trurl-Tichy-Tinkle (2016) for piano
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ольга Нойвирт – биография Мюнцингера» . www.munzinger.de . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «MUGI – Музыка и гендер в Интернете» . mugi.hfmt-hamburg.de . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ oe1.orf.at. «Государственная премия Ольге Нойвирт» . oe1.orf.at (на немецком языке) . Проверено 18 ноября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Висхоллек, Дирк (2020). Множественные личности (на немецком языке). В: Новый музыкальный журнал. Том №3_2020. Шотт, Майнц, 2020. с. 13.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Флитнер, Беттина (2004). Женщины с видением – 48 европейских женщин. С текстами Алисы Шварцер (на немецком языке). Кнезебек, Мюнхен. п. 156. ИСБН 9783896602114 .
- ^ «Портрет: Призрачная соната» . www.profil.at (на немецком языке). 23 октября 2004 г. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Нойвирт, Ольга» . Рикорди . Проверено 24 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Приключения и нонконформизм — Блог Берлинского фестиваля» . blog.berlinerfestspiele.de (на немецком языке) . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Ольга Нойвирт: в фокусе» . boosey.com . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Триумф «Le encantadas» Нойвирта » . www.ricordi.com . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Брембек, Рейнхард Дж. (11 декабря 2019 г.). «Ольга Нойвирт в интервью: Андрогинные звуки» . Süddeutsche.de (на немецком языке) . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Rundfunk, Bayerischer (10 декабря 2019 г.). «Рецензия – «Орландо» в Венской государственной опере: Безжалостно благие намерения | BR-Klassik» . www.br-klasseik.de (на немецком языке) . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ольга Нойвирт – проекты» . www.olganeuwirth.com . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «MUGI – Музыка и гендер в Интернете» . mugi.hfmt-hamburg.de . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Ансамбль Модерн – медиатека – тексты – ...ce qui прибыл...» www.ensemble-modern.com . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Я не позволю увести себя йодлем» . www.beckmesser.de . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Петер Цумтор» . www.kunsthaus-bregenz.at . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Новый Леренде» . Венский университет музыки и исполнительских искусств (на немецком языке) . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Ольга Нойвирт» . Венская государственная опера (на немецком языке) . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «Ученые, борющиеся с коронавирусом, среди лауреатов премии Вольфа 2021 года» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 10 февраля 2021 г. Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «ОПУС КЛАССИК» . ОПУС КЛАССИК . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Музыкальная премия Эрнста фон Сименса достается композитору Ольге Нойвирт – Neue Musikzeitung» . НМЗ (на немецком языке). 8 марта 2022 г. . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ «Ольга Нойвирт» . Бузи и Хоукс . Проверено 14 августа 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сервис, Том (7 августа 2012 г.). «Путеводитель по музыке Ольги Нойвирт» . Хранитель . Лондон . Проверено 12 ноября 2020 г.
- Беттина Флитнер: Женщины с видением – 48 европейцев. С текстами Алисы Шварцер . Кнезебек, Мюнхен 2004 г., ISBN 9783896602114 , стр. 154–157.
- Стефан Дрис (редактор): Ольга Нойвирт. Между стульями. «Сумеречная песня в поисках утраченного звука» , Антон Пустет, Зальцбург, 2008 г. ISBN 9783702505820 .
- Ольга Нойвирт: Фестиваль Бэламма: Венецианский рабочий журнал 1997–1999 , Droschl Verlag, Грац, 2003 г., ISBN 3854206399 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Литература Ольги Нойвирт и о ней в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- «Ольга Нойвирт (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Список работ на Klassika.info
- Биография, описание работы и подробная информация на сайте boosey.com.
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Австрийские композиторы-классики
- Австрийские женщины-композиторы-классики
- Выпускники Венского университета музыки и исполнительских искусств
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Композиторы из Граца
- 1968 года рождения
- Живые люди
- Австрийские женщины-композиторы ХХ века
- Австрийские женщины-композиторы XXI века
- Австрийские композиторы ХХ века
- Австрийские композиторы XXI века