Jump to content

Штирийская осень

Штирийская осень
Жанр фестиваль искусств
Частота ежегодно
Местоположение(а) Грац , Штирия
Страна Австрия
Основан 1968
Веб-сайт www.steirischerherbst.at

Steirischer Herbst (стилизованный под Steirischer Herbst ) — междисциплинарный фестиваль современного искусства . С 1968 года он проводится ежегодно в Граце и Штирии , Австрия, сочетая в разной степени изобразительное искусство, перформанс, театр, оперу, музыку и литературу. Программа в основном состоит из заказных произведений и премьер. [ 1 ]

Название фестиваля, которое переводится как «Штирийская осень», вероятно, происходит из стихотворения поэта-штирийского диалекта Ганса Клопфера . Это намекает на важность сельского хозяйства в регионе, которое контрастирует со сбором интеллектуальных плодов. Ханс Корен (Австрийская народная партия, ÖVP), тогдашний государственный советник по культуре и основатель Steirischer Herbst, был поклонником Клепфера, который, однако, вызывал и остается спорным из-за его поддержки нацизма. [ 2 ] [ 3 ]

Художественные руководители

[ редактировать ]

Первоначально Штайришер Хербст возглавлял комитеты, в состав которых входили наиболее важные деятели штирийской культурной сцены. С 1983 года художественными руководителями были назначены: [ 4 ] : 52 

Еще до фактического основания в 1967 году состоялась серия мероприятий под названием «Steirischer Herbst», включавшая в себя многие компоненты более позднего фестиваля: Штирийскую Академию, Тригональную биеннале и Международные недели живописи в Neue Galerie Graz . В первом издании 1968 года участвовали и другие учреждения, такие как Vereinigte Bühnen Graz ( Schauspielhaus Graz , Graz Opera ), региональная студия ORF в Штирии, Университет музыки и исполнительских искусств Граца и ассоциация художников Forum Stadtpark . первый Музыкальный протокол В 1968 году также состоялся . Эта площадка современной и экспериментальной музыки, основанная Эмилем Брайзахом , остается частью фестиваля и по сей день. [ 2 ] Срыв групповой дискуссии по современному искусству принес Steirischer Herbst первый «скандал» за год его основания. [ 4 ] : 377 

В первые годы своего существования фестиваль обращался в первую очередь к (международному) авангарду, который был запрещен или маргинализирован при нацистах. Противоречие между ее прогрессивной программой и консервативной средой было характерно для Штайришера Хербста. Помимо Корена, например, в учредительный комитет входили консервативный политик Пауль Кауфман и Эрих Маркл , который был членом нелегальной австрийской нацистской партии . [ 2 ]

Среди первых ярких моментов были премьеры Одена фон Хорвата , Петера Хандке и Дьёрдя Лигети , а также исполнения опер Кшиштофа Пендерецкого и Эрнста Кренека . В области изобразительного искусства персональная выставка Бруно Мунари , Trigon Biennial Intermedia Urbana и выставки Körpersprache — Bodylanguage (совместно с Вито Аккончи , совместно с Вито Аккончи, Тришей Браун , Вали Экспорт , Брюсом Науманом Тришей Браун, Вали Экспорт, Брюсом Науманом , , Арнульфом Райнером и др.) Арнульфом Райнером и др.) и Kunst als Lebensritual ( с Джоном Балдессари , Сигэко Куботой , Лесом Левином , Деннисом Оппенгейм , Фридерике Пецольд и др.). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Негодование вызвали и фестивальные плакаты, особенно плакат 1972 года, на котором изображен толстый мужчина, который — в зависимости от интерпретации — натягивает или спускает штаны. [ 12 ]

В течение 1970-х годов программа постепенно расширялась за счет кинофестиваля, Симпозиума по фотографии, детской и молодежной программы, а также мероприятий кабаре и цирка (с первым появлением Цирка Ронкалли). [ 13 ] ). появились отдельные серии для джаза (с концертами Энтони Брэкстона и Маккоя Тайнера ) и танца (включая произведение по заказу Лоры Дин ). Кроме того, впервые [ 14 ] Кураторами выставок в этот период в первую очередь были Хорст Герхард Хаберль и группа Pool Group, а также Вильфрид Шкрейнер , директор Neue Galerie Graz. [ 15 ] В 1979 году Питер Пакеш и Питер Вайбель курировали проект Künstlerschaufenster (совместно с Лори Андерсон , Artist Placement Group , Даниэлем Сперри и другими); оба позже регулярно работали в Steirischer Herbst. [ 16 ]

В области театра состоялись премьеры в основном произведений австрийских авторов (например, Эльфриды Елинек , Эрнста Яндла , Герхарда Рота ). Вольфганга Бауэра произвел «Gespenster» сенсацию в 1975 году. Спектакль, который транслировался ORF, стал предметом горячих общественных дебатов и вызвал призывы к отмене фестиваля. Ханнс Корен смог предотвратить это, не в последнюю очередь благодаря выступлению в парламенте штата. [ 17 ] его сменил Курт Юнгвирт В 1976 году на посту президента Steirischer Herbst . В 1981 году Герман Нитч и его Театр Оргиен-Мистерьен также вызвали споры; Мэр Александр Гетц (Партия свободы Австрии, FPÖ) и советник по культуре Хайнц Паммер (ÖVP), оба члены правления фестиваля, отмежевались от выступления Нича. [ 18 ]

В период с 1983 по 1989 год Steirischer Herbst впервые возглавил художественный руководитель: Петер Вуица, который уже возглавлял Musikprotokoll в первые годы. В качестве директора фестиваля Вуйица сосредоточил внимание на сочетании классической и популярной музыки. Помимо премьер таких композиторов, как Луна Алкалай , Ольга Нойвирт и Фридрих Черха , он также пригласил в Грац индустриальные и пост-панк-группы, такие как Laibach , Fad Gadget , The Fall и Der Plan , или таких артистов, как Гленн Бранка . [ 19 ] [ 20 ] Помимо премьер современного немецкоязычного театра ( Хайнер Мюллер , Герберт Ахтернбуш ), на фестивале также состоялось несколько международных премьер в 1980-х годах, например, Хулио Кортасара и Сэмюэля Беккета , написавших свою последнюю пьесу и единственный заказ ( «Что где ») для Штайришер Хербст. [ 21 ] [ 22 ]

Вуйица все чаще помещал фестивальные издания под определенную тему, например «Искусство животных» в 1987 году, в котором рассматривались настоящие, живые животные в искусстве (с работами Хеннинга Кристиансена , General Idea , Лили Фишер , Рихарда Крише , Кристины Кубиш , Нам Джун Пайк и другие). [ 23 ] Издание было вызвано протестом за права животных 1985 года против использования Лургротта для концерта Джорджа Гранца для защиты местной популяции летучих мышей. (Концерт в конечном итоге был записан без публики.) [ 4 ] : 376 

Темой 1988 года была Schuld und Unschuld der Kunst (Вина и невиновность искусства), и она привела к созданию, пожалуй, самого известного издания Steirischer Herbst, посвященного нацистскому прошлому Австрии по случаю 50-летия аншлюса . проект Bezugspunkte 38/88 (Точки отсчета 38/88), курируемый Вернером Фенцем В частности, накал страстей вызвал и демонстрирующий искусство в публичном пространстве. Несколько работ подверглись вандализму, например, звуковая инсталляция Билла Фонтаны , у которой были перерезаны кабели, и скульптура Ханса Хааке , которую подожгли. [ 18 ] : 49–55  С тех пор использование общественного пространства и общая тема фестиваля стали отличительными чертами Steirischer Herbst.

Вуйицу на посту директора фестиваля сменил Хорст Герхард Хаберль в 1990 году. Он поместил все свое руководство (до 1995 года) под девиз «кочевничества девяностых». Хаберль хотел оставить позади понятие авангарда, не прибегая к понятию постмодернизма, и поэтому предложил — в сотрудничестве с философом Питером Штрассером и вдохновленный Вилемом Флюссером , а также Делезом и Гваттари — «мобильность» в качестве третьего варианта. [ 24 ] С этой целью Steirischer Herbst также выпустил две серии публикаций: Herstschrift и Herstbuch.

Скульптура Хартмута Скербиша Lichtschwert (Световой меч), ​​копия несущей конструкции Статуи Свободы с мечом вместо факела, заказанная для издания 1992 года «Америка нигде », произвела неизгладимое впечатление на городской пейзаж Граца; сегодня он стоит рядом с оперой. [ 25 ] В этом же году Джона Кейджа . на Musikprotokoll состоялась премьера одной из последних работ [ 26 ] Среди сценических ярких моментов режиссерской работы Хаберля были спектакли Вернера Шваба и Бото Штрауса (режиссер Леандер Хаусманн ), а также спектакли La Fura dels Baus и премьера Томажа Пандура » «Русской миссии . [ 27 ]

В области изобразительного искусства Питер Вайбель курировал последние биеннале Trigon, посвященные таким темам, как «Идентичность: разница». [ 28 ] и контекстное искусство . [ 29 ] Уже с конца 1980-х годов в Штайришер Хербст происходил оживленный обмен между художественными сценами Граца и Кельна (с Козимой фон Бонин , Мартином Киппенбергером , Юттой Кетер , Йоргом Шликом и другими), [ 30 ] которое усилилось в течение 1990-х годов, а также привело к сотрудничеству с кельнским музыкальным журналом Spex , главный редактор которого Кристоф Гурк стал куратором фестиваля в 1998 году. [ 31 ]

До этого на посту художественного руководителя Хаберля сменила Кристина Фризингелли, которая, по его словам, не смогла победить «партийно-политический прагматизм принимающих решения региональных политиков» плановой реструктуризацией фестиваля. [ 32 ] Фризингелли, который руководил Симпозиумом фотографии с 1979 года, продолжал направлять фестиваль в направлении дискурса и поп-культуры и делал упор на постколониальные темы. [ 31 ] Выставка 1996 года «Инклюзия: исключение — искусство в эпоху постколониализма и глобальной миграции» , куратором которой был Питер Вайбель, считалась новаторской. [ 30 ] : 48–49  В 1990-е годы фестиваль в целом стал более глобальным, но также все чаще присутствовал в Штирии благодаря таким сериям мероприятий, как Hör-Fest Steinach и Mürz Werkstatt. [ 31 ]

Свой — на данный момент — последний крупный художественный скандал Штайришер Хербст пережил в 1998 году с Кристофа Шлингензифа перформансом « Художники против прав человека — шанс 2000 для Граца» («Художники против прав человека — шанс 2000 для Граца»), для которого художник пригласил бездомных сесть на ставках, против которых Партия свободы уже заранее протестовала. [ 33 ]

В 2000 году пост директора фестиваля занял Питер Освальд, который, как и Вуйица, уже возглавлял Musikprotokoll. Его руководство включало год Граца как культурной столицы Европы и открытие Helmut List Halle в 2003 году, который должен был предоставить «кочевому» фестивалю постоянное место проведения. [ 34 ]

Благодаря многочисленным премьерам музыкального театра, таким как заказ Вольфганга Миттерера на его первое издание, Освальд снова привлек внимание к современной классической музыке. Бита Фуррера » « Бегерен был выбран Operanwelt премьерой 2002/03 года, а Ребекка Сондерс внесла музыку в хореографическую инсталляцию Саши Вальц . Кроме того, драматург Хэндл Клаус отпраздновал свой прорыв в постановке « (Wilde) — der mann mit den traurigen augen» в 2003 году, которую пригласили как в Mülheimer Theatertage, так и в Berliner Theatertreffen . В области изобразительного искусства Стелла Роллиг , Питер Пакеш, Заха Хадид и Патрик Шумахер выставки курировали . Выставку Руди Гернрайха взял на себя Институт современного искусства в Филадельфии . [ 34 ]

В 2005 году фестиваль, которым с 1970-х годов управляли гражданское товарищество, общество с ограниченной ответственностью и ассоциация, был юридически реструктурирован и с тех пор принадлежит как общество с ограниченной ответственностью, на две трети принадлежащее провинции Штирия и одна треть принадлежит городу Грац. [ 35 ]

В следующем году Вероника Кауп-Хаслер сменила Освальда и оставалась художественным руководителем до 2017 года — самого длительного срока полномочий на сегодняшний день. Кауп-Хаслер уделял особое внимание перформансам и экспериментальным театральным постановкам, а также множеству совместных постановок по всему миру. спектакли Nature Theater of Oklahoma , Lola Arias , Tim Etchells and Forced Entertainment , Anne Teresa De Keersmaeker , Young Jean Lee , Needcompany , Rimini Protokoll , Signa , Giselle Vienne и Apichatpong Weerasethakul . Так, в Граце можно было увидеть [ 36 ] В период с 2007 по 2017 год Штайришер Хербст также был членом финансируемой ЕС фестивальной сети NXTSTP. [ 37 ]

Для выставок регулярно привлекались приглашенные кураторы, например, Сабина Брейтвизер для двухлетнего проекта «Утопия и памятник» Кадером Аттиа , Наири Баграмяном , Айше Эркмен , Исой Генцкен , Джоном Найтом , Андреасом Зикманном и другими). [ 30 ] : 49–50 

Визитной карточкой руководства Кауп-Хаслера были временные фестивальные центры, проектируемые каждый год другой архитектурной фирмой (в 2011 году как фестивальный район на Мариахильферштрассе). [ 38 ] : 51–87  В 2012 году — тема была «Правда конкретна» — здесь состоялся один из самых необычных проектов в истории фестиваля: «марафонский лагерь 24 часа в сутки, 7 дней в неделю», в котором 200 участников безостановочно обсуждали политику и искусство. [ 39 ] : 328  Помимо этого, во времена Кауп-Хаслера было также множество других дискурсивных мероприятий.

В 2017 году Steirischer Herbst состоялся в 50-й раз. По этому случаю коллектив спектакля Nature Theater из Оклахомы создал художественную экранизацию романа Эльфриды Елинек « Дети мертвых» . Фильм получил награду ФИПРЕССИ на Берлинале и был показан на десятках фестивалей. [ 40 ] Кроме того, была создана онлайн-база данных по истории фестиваля, а в музее Граца была показана юбилейная выставка. [ 41 ] За первые 50 лет существования фестиваля его посетило более трех миллионов человек. [ 4 ] : 42 

В 2018 году новым директором фестиваля стала Екатерина Деготь. Даже в большей степени, чем ее предшественница, она объединила отдельные части программы и задумала Steirischer Herst как «паркур» с выставками, инсталляциями и представлениями, разбросанными по всему городу. Изобразительное искусство снова заняло более центральное место, чем у Освальда и Кауп-Хаслера. [ 42 ]

Перед лицом пандемии COVID-19 фестиваль использовал разные подходы, чтобы все же состояться. стриминговый сервис видеоарта Paranoia TV . В 2020 году был запущен [ 43 ] а в 2021 году большинство мероприятий проходило на открытом воздухе. [ 44 ] В выпусках 2022 и 2023 годов доминировали война на Украине и другие кризисы. заказы Алисы Крайшер , Йозефа Дабернига , Лоуренса Абу Хамдана , Бориса Шармаца , Томаса Хиршхорна , Якоба Лены Кнебл , Оскара Мурильо , Джоанны Райковской , Рои Розена , Тино Сегала , Хито Штайерла , Мэг Стюарт С 2018 года были показаны и многих других. в Штайришере Хербст.

В 2020 году Дегот стал первым директором фестиваля, включенным в ArtReview список Power 100 по версии , а также был выбран немецким художественным журналом Monopol как один из 100 самых влиятельных людей в мире искусства. [ 45 ] [ 46 ]

Участвующие учреждения

[ редактировать ]

В создании фестиваля приняли участие важнейшие культурные учреждения Штирии. С 1975 года компания Steirischer Herbst проводила собственные мероприятия, которые постепенно стали центром программы. [ 47 ]

Площадки

[ редактировать ]

С 2003 по 2005 год у Steirischer Herbst была собственная площадка Helmut List Halle, которую она продолжает использовать, но больше не работает. В остальном фестиваль зависел и зависит от аренды площадок в Граце и Штирии или их поиска и адаптации. Арт-проекты уже реализованы в заброшенных производственных цехах, бассейнах и других пустующих помещениях, зачастую и в общественных местах. [ 38 ] : 46–47 

Кроме того, с середины 1990-х годов фестиваль регулярно открывал «травяные бары» в различных местах Граца. Под руководством Вероники Кауп-Хаслер в качестве площадок также использовались временные фестивальные центры; с 2018 года они были преобразованы в центры для посетителей и прессы. [ 4 ] : 290 

  1. ^ "О" . www.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Шаррер, Ева. «Учредительный комитет» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  3. ^ Энгеле, Роберт (31 августа 2017 г.). «Ганс Клепфер и нацисты» . austria-forum.org (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Бер, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст, ред. (2017). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия Верлаг.
  5. ^ «Екатерина Деготь — новый главный директор» . ORF.at (на немецком языке). АПА. 07.04.2017 . Проверено 24 октября 2023 г.
  6. ^ «Директором Steirischer Herst остается Екатерина Деготь» . Salzburger Nachrichten (на немецком языке). АПА. 17 марта 2022 г. Проверено 24 октября 2023 г.
  7. ^ Шаррер, Ева. «Консультативный совет программы» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  8. ^ Шаррер, Ева. «1968» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  9. ^ Шаррер, Ева. «1970» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  10. ^ Шаррер, Ева. «1973» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  11. ^ Шаррер, Ева. «1974» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  12. ^ Энгеле, Роберт (14 июня 2011 г.). « Hos’n obi» или «Hos’n auffi?» — вот в чем был вопрос» . austria-forum.org (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2023 г.
  13. ^ Шаррер, Ева. «1975» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  14. ^ Шаррер, Ева. «1976» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  15. ^ Шаррер, Ева. «Программная дирекция» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  16. ^ Шаррер, Ева. «1979» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
  17. ^ Баст, Хельмут (18 апреля 2006 г.). «Мифы с Веттерфлеком» . Фальтер (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Реш, Кристина (1994). Искусство как скандал: Штирийская осень и общественное волнение (на немецком языке). Вена: Издательство социальной критики.
  19. ^ Шаррер, Ева. «Питер Вуйица» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
  20. ^ Шаррер, Ева. «1989» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
  21. ^ Шаррер, Ева. «1983» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
  22. ^ Шаррер, Ева. «1985» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
  23. ^ Шаррер, Ева. «1987» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
  24. ^ Хаберль, Хорст Герхард; Штрассер, Питер, ред. (1995). Номадология девяностых: Steirischer Herst Graz 1990–1995 (на немецком языке). Остфильдерн: Канц.
  25. ^ «Хартмут Скербиш, статуя (световой меч), ​​1992 год» . offsite.kulturserver-graz.at (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
  26. ^ Дикинсон, Питер. «Клетка пятьдесят восемь» . Граммофон . Проверено 24 мая 2023 г.
  27. ^ Краличек, Вольфганг (2017). «Лучшее из 51 ночи: осенние воспоминания театрального критика». В Бере, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст (ред.). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия Верлаг. п. 105.
  28. ^ «Тригон 92: Тождество: Различие» . www.museum-joanneum.at (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
  29. ^ «Тригон 93: Контекст Искусство» . www.museum-joanneum.at (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Мецгер, Райнер (2017). «Из архипелага новых гибридов: попытка осенней топографии на основе избранных выставок». В Бере, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст (ред.). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия Верлаг. п. 47.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Шаррер, Ева. «Кристина Фрисингелли» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
  32. ^ Хаберль, Хорст Герхард (1995). Штайришер Херст 95 . Грац: Штирийская осень. п. 6.
  33. ^ Бер, Мартин (23 августа 2020 г.). «Воспоминания о Кристофе Шлингенсифе: «Я всегда ненавидел театр» » . Salzburger Nachrichten (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Шаррер, Ева. «Питер Освальд» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
  35. ^ «Правовая и финансовая основа Steirischer Herst» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
  36. ^ Шаррер, Ева. «Вероника Кауп-Хаслер» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
  37. ^ «НХТСТП» . 2015.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Обермайер, Лиза (2014). Парк покрыт опалубкой: Временные постройки Штирийской осени (дипломная работа) (на немецком языке). Технологический университет Граца. дои : 10.3217/pj1hw-mzf07 .
  39. ^ Штайришер Хербст; Мальзахер, Флориан, ред. (2014). Истина конкретна: Руководство по художественным стратегиям в реальной политике . Лондон: Штернберг Пресс.
  40. ^ «Дети мертвых» . www.ulrichseidl.com . Проверено 31 октября 2023 г.
  41. ^ "Штайришер Херст празднует юбилей!" . 2017.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
  42. ^ Шаррер, Ева. «Екатерина Деготь» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г. }
  43. ^ Шаррер, Ева. «2020» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
  44. ^ Шаррер, Ева. «2021» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
  45. ^ «Екатерина Деготь» . АртРевью . ISSN   1745-9303 . Проверено 31 октября 2023 г.
  46. ^ «Топ-100». Монополь (на немецком языке). Декабрь 2020. с. 48. ISSN   1614-5445 .
  47. ^ «О штейришерских травах» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 6 ноября 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бер, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст, ред. (2017). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия. ISBN  978-3-222-13577-4 .
  • Эрдингер, Мария (2017). О ранней истории и основании авангардного фестиваля, музыкальный протокол ORF in steirischer herstt (кандидатская диссертация) (на немецком языке). Университет Граца.
  • Хаберль, Хорст Герхард; Штрассер, Питер, ред. (1995). Номадология девяностых: Steirischer Herst Graz 1990–1995 (на немецком языке). Остфильдерн: Канц. ISBN  3-89322-758-Х .
  • Кауфманн, Пол, изд. 10 лет Штирийской осени: обзор (на немецком языке). Вена: Мундус. ISBN  3-85190-101-0 .
  • Кауфманн, Пол, изд. 20 лет штирийской осени: документация (на немецком языке). Вена: Жолнай. ISBN  3-552-81988-6 .
  • Обермайер, Лиза (2014). Парк покрыт опалубкой: Временные постройки Штирийской осени (дипломная работа) (на немецком языке). Технологический университет Граца. дои : 10.3217/pj1hw-mzf07 .
  • Райзингер, Макс (1994). Культурная политика Штирии с 1965 по 1975 год: Штирийская осень (дипломная работа) (на немецком языке). Университет Граца.
  • Реш, Кристина (1994). Искусство как скандал: Штирийская осень и общественное волнение (на немецком языке). Вена: Издательство социальной критики. ISBN  3-85115-196-8 .
  • Штайришер Херст, изд. В зеркале: Осенняя книга изображений 2000–2005 годов (на немецком языке). Грац: Лейкам. ISBN  978-3-7011-7535-2 .
  • Суши, Ирен (2013). Фауленд-Клаузер, Барбара; Культурный район Дойчландсберг (ред.). Утопия Хенце: молодость. Музыка. Твердо. Молодежный музыкальный фестиваль в Дойчландсберге 1984–2003 (на немецком языке). Вена: Издание Outlook. ISBN  978-3-903798-04-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49190f7f9cc9f1dfb343ca7df02c8cc4__1710152160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/c4/49190f7f9cc9f1dfb343ca7df02c8cc4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Steirischer Herbst - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)