Штирийская осень
![]() | В этой статье собраны платные взносы. Может потребоваться очистка Википедии в соответствии с политикой в отношении контента , особенно с нейтральной точки зрения . |
Штирийская осень | |
---|---|
![]() | |
Жанр | фестиваль искусств |
Частота | ежегодно |
Местоположение(а) | Грац , Штирия |
Страна | Австрия |
Основан | 1968 |
Веб-сайт | www.steirischerherbst.at |
Steirischer Herbst (стилизованный под Steirischer Herbst ) — междисциплинарный фестиваль современного искусства . С 1968 года он проводится ежегодно в Граце и Штирии , Австрия, сочетая в разной степени изобразительное искусство, перформанс, театр, оперу, музыку и литературу. Программа в основном состоит из заказных произведений и премьер. [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Название фестиваля, которое переводится как «Штирийская осень», вероятно, происходит из стихотворения поэта-штирийского диалекта Ганса Клопфера . Это намекает на важность сельского хозяйства в регионе, которое контрастирует со сбором интеллектуальных плодов. Ханс Корен (Австрийская народная партия, ÖVP), тогдашний государственный советник по культуре и основатель Steirischer Herbst, был поклонником Клепфера, который, однако, вызывал и остается спорным из-за его поддержки нацизма. [ 2 ] [ 3 ]
Художественные руководители
[ редактировать ]Первоначально Штайришер Хербст возглавлял комитеты, в состав которых входили наиболее важные деятели штирийской культурной сцены. С 1983 года художественными руководителями были назначены: [ 4 ] : 52
- Питер Вуица (1983–1989)
- Хорст Герхард Хаберль (1990–1995)
- Кристин Фрисингелли (1996–1999)
- Питер Освальд (2000–2005)
- Вероника Кауп-Хаслер (2006–2009; 2010–2014; 2015–2017)
- Ekaterina Degot (2018–2022; [ 5 ] 2023– [ 6 ] )
История
[ редактировать ]1968–1982
[ редактировать ]Еще до фактического основания в 1967 году состоялась серия мероприятий под названием «Steirischer Herbst», включавшая в себя многие компоненты более позднего фестиваля: Штирийскую Академию, Тригональную биеннале и Международные недели живописи в Neue Galerie Graz . В первом издании 1968 года участвовали и другие учреждения, такие как Vereinigte Bühnen Graz ( Schauspielhaus Graz , Graz Opera ), региональная студия ORF в Штирии, Университет музыки и исполнительских искусств Граца и ассоциация художников Forum Stadtpark . первый Музыкальный протокол В 1968 году также состоялся . Эта площадка современной и экспериментальной музыки, основанная Эмилем Брайзахом , остается частью фестиваля и по сей день. [ 2 ] Срыв групповой дискуссии по современному искусству принес Steirischer Herbst первый «скандал» за год его основания. [ 4 ] : 377
В первые годы своего существования фестиваль обращался в первую очередь к (международному) авангарду, который был запрещен или маргинализирован при нацистах. Противоречие между ее прогрессивной программой и консервативной средой было характерно для Штайришера Хербста. Помимо Корена, например, в учредительный комитет входили консервативный политик Пауль Кауфман и Эрих Маркл , который был членом нелегальной австрийской нацистской партии . [ 2 ]
Среди первых ярких моментов были премьеры Одена фон Хорвата , Петера Хандке и Дьёрдя Лигети , а также исполнения опер Кшиштофа Пендерецкого и Эрнста Кренека . В области изобразительного искусства персональная выставка Бруно Мунари , Trigon Biennial Intermedia Urbana и выставки Körpersprache — Bodylanguage (совместно с Вито Аккончи , совместно с Вито Аккончи, Тришей Браун , Вали Экспорт , Брюсом Науманом Тришей Браун, Вали Экспорт, Брюсом Науманом , , Арнульфом Райнером и др.) Арнульфом Райнером и др.) и Kunst als Lebensritual ( с Джоном Балдессари , Сигэко Куботой , Лесом Левином , Деннисом Оппенгейм , Фридерике Пецольд и др.). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Негодование вызвали и фестивальные плакаты, особенно плакат 1972 года, на котором изображен толстый мужчина, который — в зависимости от интерпретации — натягивает или спускает штаны. [ 12 ]
В течение 1970-х годов программа постепенно расширялась за счет кинофестиваля, Симпозиума по фотографии, детской и молодежной программы, а также мероприятий кабаре и цирка (с первым появлением Цирка Ронкалли). [ 13 ] ). появились отдельные серии для джаза (с концертами Энтони Брэкстона и Маккоя Тайнера ) и танца (включая произведение по заказу Лоры Дин ). Кроме того, впервые [ 14 ] Кураторами выставок в этот период в первую очередь были Хорст Герхард Хаберль и группа Pool Group, а также Вильфрид Шкрейнер , директор Neue Galerie Graz. [ 15 ] В 1979 году Питер Пакеш и Питер Вайбель курировали проект Künstlerschaufenster (совместно с Лори Андерсон , Artist Placement Group , Даниэлем Сперри и другими); оба позже регулярно работали в Steirischer Herbst. [ 16 ]
В области театра состоялись премьеры в основном произведений австрийских авторов (например, Эльфриды Елинек , Эрнста Яндла , Герхарда Рота ). Вольфганга Бауэра произвел «Gespenster» сенсацию в 1975 году. Спектакль, который транслировался ORF, стал предметом горячих общественных дебатов и вызвал призывы к отмене фестиваля. Ханнс Корен смог предотвратить это, не в последнюю очередь благодаря выступлению в парламенте штата. [ 17 ] его сменил Курт Юнгвирт В 1976 году на посту президента Steirischer Herbst . В 1981 году Герман Нитч и его Театр Оргиен-Мистерьен также вызвали споры; Мэр Александр Гетц (Партия свободы Австрии, FPÖ) и советник по культуре Хайнц Паммер (ÖVP), оба члены правления фестиваля, отмежевались от выступления Нича. [ 18 ]
1983–1989
[ редактировать ]В период с 1983 по 1989 год Steirischer Herbst впервые возглавил художественный руководитель: Петер Вуица, который уже возглавлял Musikprotokoll в первые годы. В качестве директора фестиваля Вуйица сосредоточил внимание на сочетании классической и популярной музыки. Помимо премьер таких композиторов, как Луна Алкалай , Ольга Нойвирт и Фридрих Черха , он также пригласил в Грац индустриальные и пост-панк-группы, такие как Laibach , Fad Gadget , The Fall и Der Plan , или таких артистов, как Гленн Бранка . [ 19 ] [ 20 ] Помимо премьер современного немецкоязычного театра ( Хайнер Мюллер , Герберт Ахтернбуш ), на фестивале также состоялось несколько международных премьер в 1980-х годах, например, Хулио Кортасара и Сэмюэля Беккета , написавших свою последнюю пьесу и единственный заказ ( «Что где ») для Штайришер Хербст. [ 21 ] [ 22 ]
Вуйица все чаще помещал фестивальные издания под определенную тему, например «Искусство животных» в 1987 году, в котором рассматривались настоящие, живые животные в искусстве (с работами Хеннинга Кристиансена , General Idea , Лили Фишер , Рихарда Крише , Кристины Кубиш , Нам Джун Пайк и другие). [ 23 ] Издание было вызвано протестом за права животных 1985 года против использования Лургротта для концерта Джорджа Гранца для защиты местной популяции летучих мышей. (Концерт в конечном итоге был записан без публики.) [ 4 ] : 376
Темой 1988 года была Schuld und Unschuld der Kunst (Вина и невиновность искусства), и она привела к созданию, пожалуй, самого известного издания Steirischer Herbst, посвященного нацистскому прошлому Австрии по случаю 50-летия аншлюса . проект Bezugspunkte 38/88 (Точки отсчета 38/88), курируемый Вернером Фенцем В частности, накал страстей вызвал и демонстрирующий искусство в публичном пространстве. Несколько работ подверглись вандализму, например, звуковая инсталляция Билла Фонтаны , у которой были перерезаны кабели, и скульптура Ханса Хааке , которую подожгли. [ 18 ] : 49–55 С тех пор использование общественного пространства и общая тема фестиваля стали отличительными чертами Steirischer Herbst.
1990–1999
[ редактировать ]Вуйицу на посту директора фестиваля сменил Хорст Герхард Хаберль в 1990 году. Он поместил все свое руководство (до 1995 года) под девиз «кочевничества девяностых». Хаберль хотел оставить позади понятие авангарда, не прибегая к понятию постмодернизма, и поэтому предложил — в сотрудничестве с философом Питером Штрассером и вдохновленный Вилемом Флюссером , а также Делезом и Гваттари — «мобильность» в качестве третьего варианта. [ 24 ] С этой целью Steirischer Herbst также выпустил две серии публикаций: Herstschrift и Herstbuch.
Скульптура Хартмута Скербиша Lichtschwert (Световой меч), копия несущей конструкции Статуи Свободы с мечом вместо факела, заказанная для издания 1992 года «Америка нигде », произвела неизгладимое впечатление на городской пейзаж Граца; сегодня он стоит рядом с оперой. [ 25 ] В этом же году Джона Кейджа . на Musikprotokoll состоялась премьера одной из последних работ [ 26 ] Среди сценических ярких моментов режиссерской работы Хаберля были спектакли Вернера Шваба и Бото Штрауса (режиссер Леандер Хаусманн ), а также спектакли La Fura dels Baus и премьера Томажа Пандура » «Русской миссии . [ 27 ]
В области изобразительного искусства Питер Вайбель курировал последние биеннале Trigon, посвященные таким темам, как «Идентичность: разница». [ 28 ] и контекстное искусство . [ 29 ] Уже с конца 1980-х годов в Штайришер Хербст происходил оживленный обмен между художественными сценами Граца и Кельна (с Козимой фон Бонин , Мартином Киппенбергером , Юттой Кетер , Йоргом Шликом и другими), [ 30 ] которое усилилось в течение 1990-х годов, а также привело к сотрудничеству с кельнским музыкальным журналом Spex , главный редактор которого Кристоф Гурк стал куратором фестиваля в 1998 году. [ 31 ]
До этого на посту художественного руководителя Хаберля сменила Кристина Фризингелли, которая, по его словам, не смогла победить «партийно-политический прагматизм принимающих решения региональных политиков» плановой реструктуризацией фестиваля. [ 32 ] Фризингелли, который руководил Симпозиумом фотографии с 1979 года, продолжал направлять фестиваль в направлении дискурса и поп-культуры и делал упор на постколониальные темы. [ 31 ] Выставка 1996 года «Инклюзия: исключение — искусство в эпоху постколониализма и глобальной миграции» , куратором которой был Питер Вайбель, считалась новаторской. [ 30 ] : 48–49 В 1990-е годы фестиваль в целом стал более глобальным, но также все чаще присутствовал в Штирии благодаря таким сериям мероприятий, как Hör-Fest Steinach и Mürz Werkstatt. [ 31 ]
Свой — на данный момент — последний крупный художественный скандал Штайришер Хербст пережил в 1998 году с Кристофа Шлингензифа перформансом « Художники против прав человека — шанс 2000 для Граца» («Художники против прав человека — шанс 2000 для Граца»), для которого художник пригласил бездомных сесть на ставках, против которых Партия свободы уже заранее протестовала. [ 33 ]
2000–2017
[ редактировать ]В 2000 году пост директора фестиваля занял Питер Освальд, который, как и Вуйица, уже возглавлял Musikprotokoll. Его руководство включало год Граца как культурной столицы Европы и открытие Helmut List Halle в 2003 году, который должен был предоставить «кочевому» фестивалю постоянное место проведения. [ 34 ]
Благодаря многочисленным премьерам музыкального театра, таким как заказ Вольфганга Миттерера на его первое издание, Освальд снова привлек внимание к современной классической музыке. Бита Фуррера » « Бегерен был выбран Operanwelt премьерой 2002/03 года, а Ребекка Сондерс внесла музыку в хореографическую инсталляцию Саши Вальц . Кроме того, драматург Хэндл Клаус отпраздновал свой прорыв в постановке « (Wilde) — der mann mit den traurigen augen» в 2003 году, которую пригласили как в Mülheimer Theatertage, так и в Berliner Theatertreffen . В области изобразительного искусства Стелла Роллиг , Питер Пакеш, Заха Хадид и Патрик Шумахер выставки курировали . Выставку Руди Гернрайха взял на себя Институт современного искусства в Филадельфии . [ 34 ]
В 2005 году фестиваль, которым с 1970-х годов управляли гражданское товарищество, общество с ограниченной ответственностью и ассоциация, был юридически реструктурирован и с тех пор принадлежит как общество с ограниченной ответственностью, на две трети принадлежащее провинции Штирия и одна треть принадлежит городу Грац. [ 35 ]
В следующем году Вероника Кауп-Хаслер сменила Освальда и оставалась художественным руководителем до 2017 года — самого длительного срока полномочий на сегодняшний день. Кауп-Хаслер уделял особое внимание перформансам и экспериментальным театральным постановкам, а также множеству совместных постановок по всему миру. спектакли Nature Theater of Oklahoma , Lola Arias , Tim Etchells and Forced Entertainment , Anne Teresa De Keersmaeker , Young Jean Lee , Needcompany , Rimini Protokoll , Signa , Giselle Vienne и Apichatpong Weerasethakul . Так, в Граце можно было увидеть [ 36 ] В период с 2007 по 2017 год Штайришер Хербст также был членом финансируемой ЕС фестивальной сети NXTSTP. [ 37 ]
Для выставок регулярно привлекались приглашенные кураторы, например, Сабина Брейтвизер для двухлетнего проекта «Утопия и памятник» (с Кадером Аттиа , Наири Баграмяном , Айше Эркмен , Исой Генцкен , Джоном Найтом , Андреасом Зикманном и другими). [ 30 ] : 49–50
Визитной карточкой руководства Кауп-Хаслера были временные фестивальные центры, проектируемые каждый год другой архитектурной фирмой (в 2011 году как фестивальный район на Мариахильферштрассе). [ 38 ] : 51–87 В 2012 году — тема была «Правда конкретна» — здесь состоялся один из самых необычных проектов в истории фестиваля: «марафонский лагерь 24 часа в сутки, 7 дней в неделю», в котором 200 участников безостановочно обсуждали политику и искусство. [ 39 ] : 328 Помимо этого, во времена Кауп-Хаслера было также множество других дискурсивных мероприятий.
В 2017 году Steirischer Herbst состоялся в 50-й раз. По этому случаю коллектив спектакля Nature Theater из Оклахомы создал художественную экранизацию романа Эльфриды Елинек « Дети мертвых» . Фильм получил награду ФИПРЕССИ на Берлинале и был показан на десятках фестивалей. [ 40 ] Кроме того, была создана онлайн-база данных по истории фестиваля, а в музее Граца была показана юбилейная выставка. [ 41 ] За первые 50 лет существования фестиваля его посетило более трех миллионов человек. [ 4 ] : 42
2018–
[ редактировать ]В 2018 году новым директором фестиваля стала Екатерина Деготь. Даже в большей степени, чем ее предшественница, она объединила отдельные части программы и задумала Steirischer Herst как «паркур» с выставками, инсталляциями и представлениями, разбросанными по всему городу. Изобразительное искусство снова заняло более центральное место, чем у Освальда и Кауп-Хаслера. [ 42 ]
Перед лицом пандемии COVID-19 фестиваль использовал разные подходы, чтобы все же состояться. стриминговый сервис видеоарта Paranoia TV . В 2020 году был запущен [ 43 ] а в 2021 году большинство мероприятий проходило на открытом воздухе. [ 44 ] В выпусках 2022 и 2023 годов доминировали война на Украине и другие кризисы. заказы Алисы Крайшер , Йозефа Дабернига , Лоуренса Абу Хамдана , Бориса Шармаца , Томаса Хиршхорна , Якоба Лены Кнебл , Оскара Мурильо , Джоанны Райковской , Рои Розена , Тино Сегала , Хито Штайерла , Мэг Стюарт С 2018 года были показаны и многих других. в Штайришере Хербст.
В 2020 году Дегот стал первым директором фестиваля, включенным в ArtReview список Power 100 по версии , а также был выбран немецким художественным журналом Monopol как один из 100 самых влиятельных людей в мире искусства. [ 45 ] [ 46 ]
Участвующие учреждения
[ редактировать ]В создании фестиваля приняли участие важнейшие культурные учреждения Штирии. С 1975 года компания Steirischer Herbst проводила собственные мероприятия, которые постепенно стали центром программы. [ 47 ]
Площадки
[ редактировать ]С 2003 по 2005 год у Steirischer Herbst была собственная площадка Helmut List Halle, которую она продолжает использовать, но больше не работает. В остальном фестиваль зависел и зависит от аренды площадок в Граце и Штирии или их поиска и адаптации. Арт-проекты уже реализованы в заброшенных производственных цехах, бассейнах и других пустующих помещениях, зачастую и в общественных местах. [ 38 ] : 46–47
Кроме того, с середины 1990-х годов фестиваль регулярно открывал «травяные бары» в различных местах Граца. Под руководством Вероники Кауп-Хаслер в качестве площадок также использовались временные фестивальные центры; с 2018 года они были преобразованы в центры для посетителей и прессы. [ 4 ] : 290
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "О" . www.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шаррер, Ева. «Учредительный комитет» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Энгеле, Роберт (31 августа 2017 г.). «Ганс Клепфер и нацисты» . austria-forum.org (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бер, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст, ред. (2017). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия Верлаг.
- ^ «Екатерина Деготь — новый главный директор» . ORF.at (на немецком языке). АПА. 07.04.2017 . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Директором Steirischer Herst остается Екатерина Деготь» . Salzburger Nachrichten (на немецком языке). АПА. 17 марта 2022 г. Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «Консультативный совет программы» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1968» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1970» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1973» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1974» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Энгеле, Роберт (14 июня 2011 г.). « Hos’n obi» или «Hos’n auffi?» — вот в чем был вопрос» . austria-forum.org (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1975» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1976» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «Программная дирекция» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1979» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Баст, Хельмут (18 апреля 2006 г.). «Мифы с Веттерфлеком» . Фальтер (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Реш, Кристина (1994). Искусство как скандал: Штирийская осень и общественное волнение (на немецком языке). Вена: Издательство социальной критики.
- ^ Шаррер, Ева. «Питер Вуйица» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1989» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1983» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1985» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «1987» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Хаберль, Хорст Герхард; Штрассер, Питер, ред. (1995). Номадология девяностых: Steirischer Herst Graz 1990–1995 (на немецком языке). Остфильдерн: Канц.
- ^ «Хартмут Скербиш, статуя (световой меч), 1992 год» . offsite.kulturserver-graz.at (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Дикинсон, Питер. «Клетка пятьдесят восемь» . Граммофон . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Краличек, Вольфганг (2017). «Лучшее из 51 ночи: осенние воспоминания театрального критика». В Бере, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст (ред.). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия Верлаг. п. 105.
- ^ «Тригон 92: Тождество: Различие» . www.museum-joanneum.at (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Тригон 93: Контекст Искусство» . www.museum-joanneum.at (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мецгер, Райнер (2017). «Из архипелага новых гибридов: попытка осенней топографии на основе избранных выставок». В Бере, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст (ред.). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия Верлаг. п. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Шаррер, Ева. «Кристина Фрисингелли» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Хаберль, Хорст Герхард (1995). Штайришер Херст 95 . Грац: Штирийская осень. п. 6.
- ^ Бер, Мартин (23 августа 2020 г.). «Воспоминания о Кристофе Шлингенсифе: «Я всегда ненавидел театр» » . Salzburger Nachrichten (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шаррер, Ева. «Питер Освальд» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «Правовая и финансовая основа Steirischer Herst» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «Вероника Кауп-Хаслер» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «НХТСТП» . 2015.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Обермайер, Лиза (2014). Парк покрыт опалубкой: Временные постройки Штирийской осени (дипломная работа) (на немецком языке). Технологический университет Граца. дои : 10.3217/pj1hw-mzf07 .
- ^ Штайришер Хербст; Мальзахер, Флориан, ред. (2014). Истина конкретна: Руководство по художественным стратегиям в реальной политике . Лондон: Штернберг Пресс.
- ^ «Дети мертвых» . www.ulrichseidl.com . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ "Штайришер Херст празднует юбилей!" . 2017.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «Екатерина Деготь» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г. }
- ^ Шаррер, Ева. «2020» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Шаррер, Ева. «2021» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «Екатерина Деготь» . АртРевью . ISSN 1745-9303 . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «Топ-100». Монополь (на немецком языке). Декабрь 2020. с. 48. ISSN 1614-5445 .
- ^ «О штейришерских травах» . archive.steirischerherbst.at . Проверено 6 ноября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бер, Мартин; Гассер, Мартин; Хирцеггер, Йоханна; Штайришер Херст, ред. (2017). Осенняя книга 1968–2017 (на немецком языке). Вена: Штирия. ISBN 978-3-222-13577-4 .
- Эрдингер, Мария (2017). О ранней истории и основании авангардного фестиваля, музыкальный протокол ORF in steirischer herstt (кандидатская диссертация) (на немецком языке). Университет Граца.
- Хаберль, Хорст Герхард; Штрассер, Питер, ред. (1995). Номадология девяностых: Steirischer Herst Graz 1990–1995 (на немецком языке). Остфильдерн: Канц. ISBN 3-89322-758-Х .
- Кауфманн, Пол, изд. 10 лет Штирийской осени: обзор (на немецком языке). Вена: Мундус. ISBN 3-85190-101-0 .
- Кауфманн, Пол, изд. 20 лет штирийской осени: документация (на немецком языке). Вена: Жолнай. ISBN 3-552-81988-6 .
- Обермайер, Лиза (2014). Парк покрыт опалубкой: Временные постройки Штирийской осени (дипломная работа) (на немецком языке). Технологический университет Граца. дои : 10.3217/pj1hw-mzf07 .
- Райзингер, Макс (1994). Культурная политика Штирии с 1965 по 1975 год: Штирийская осень (дипломная работа) (на немецком языке). Университет Граца.
- Реш, Кристина (1994). Искусство как скандал: Штирийская осень и общественное волнение (на немецком языке). Вена: Издательство социальной критики. ISBN 3-85115-196-8 .
- Штайришер Херст, изд. В зеркале: Осенняя книга изображений 2000–2005 годов (на немецком языке). Грац: Лейкам. ISBN 978-3-7011-7535-2 .
- Суши, Ирен (2013). Фауленд-Клаузер, Барбара; Культурный район Дойчландсберг (ред.). Утопия Хенце: молодость. Музыка. Твердо. Молодежный музыкальный фестиваль в Дойчландсберге 1984–2003 (на немецком языке). Вена: Издание Outlook. ISBN 978-3-903798-04-5 .
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( ноябрь 2023 г. ) |