Вали Экспорт
Вали Экспорт | |
---|---|
![]() Валие Экспорт в 2013 году | |
Рожденный | Вальтрауд Ленер 17 мая 1940 г. |
Национальность | австрийский |
Известный | Художник |
Заметная работа | Работа в кино, фотография, скульптура, компьютерная анимация |
Движение | Авангард, Перформанс, Современное искусство |
Награды | Большая золотая награда за заслуги перед Австрийской Республикой |
Веб-сайт | [1] |
Вали Экспорт (часто стилизуемый как «ВАЛИ ЭКСПОРТ»; родилась 17 мая 1940 г.) [1] [2] — австрийский художник -авангардист . [3] Она наиболее известна своими провокационными публичными выступлениями и обширной работой в кино. [4] Ее художественная работа также включает видеоинсталляции , компьютерную анимацию , фотографию, скульптуру и публикации, посвященные современному искусству. [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Вали Экспорт родилась Вальтрауд Ленер в Линце, Австрия , и была воспитана в Линце матерью-одиночкой троих детей. [6] [7] [8] Экспорт изучал живопись, рисунок и дизайн в Национальной школе текстильной промышленности в Вене . [9]
Карьера
[ редактировать ]1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]В конце 1960-х и начале 1970-х годов австрийский феминизм был вынужден обратить внимание на тот факт, что к 1970-м годам все еще существовало поколение австрийцев, чье отношение к женщинам было основано на нацистской идеологии. [10] Им также пришлось признать вину своих родителей (матерей) за самоуспокоенность в отношении нацистского режима. В 1967 году она сменила имя с Вальтрауд Холлингер на VALIE EXPORT. В разговоре с Гэри Индианой для журнала BOMB Экспорт описала смену имени:
«Я больше не хотела носить имя ни моего отца [Ленера], ни имени моего бывшего мужа Холлингера. Моя идея заключалась в том, чтобы экспортировать из моего «вне» (heraus), а также экспортировать из этого порта. Пачка сигарет это был дизайн и стиль, которые я мог бы использовать, но это не было источником вдохновения». [11]
Этим жестом самоопределения Экспорт решительно заявила о своей идентичности на венской художественной сцене, где тогда доминировали нарушающие табу перформансы венских акционистов, таких как Герман Нитч , Гюнтер Брус , Отто Мюль и Рудольф Шварцкоглер . Об акционистском движении Экспорт сказал: «На меня очень повлиял не столько сам акционизм, сколько все движение в городе. Это было действительно великое движение. У нас были большие скандалы, иногда против политики ; это помогло мне реализовать мои идеи». [11] Как и ее современники-мужчины, она подвергала свое тело боли и опасности, совершая действия, призванные противостоять растущему самодовольству и конформизму послевоенной австрийской культуры. Но ее исследование того, как властные отношения, присущие репрезентациям в СМИ, вписываются в женские тела и сознание, отличает проект Экспорта как однозначно феминистский. «В этих перформансах и в моих фотоработах 60-х и 70-х годов, — рассказывал Экспорт в интервью 1995 года Скотту Макдональду , — я использовал женское тело, в основном собственное, как носитель знаков и символов — индивидуальных, сексуальных, культурных. - это могло бы функционировать в художественной среде». [12]
Первые партизанские выступления Экспорта приобрели знаковый статус в истории феминистского искусства. В своем спектакле «Aktionshose:Genitalpanik» ( Штаны действия: Генитальная паника ) в 1968 году Экспорт вошла в арт-кинотеатр в Мюнхене в штанах с вырезами и ходила по публике с обнаженными гениталиями на уровне лица. Соответствующие фотографии были сделаны в 1969 году в Вене фотографом Питером Хассманном. Выступление в художественном кино и фотографии 1969 года были направлены на то, чтобы вызвать мысль о пассивной роли женщины в кино и конфронтации частной природы сексуальности с публичными площадками ее выступлений. [13] В апокрифических историях говорится, что представление Aktionshose:Genitalpanik происходило в порнотеатре и включало Экспорта, размахивающего автоматом и стрелявшего в публику, как это изображено на плакатах 1969 года. [14] однако она утверждает, что этого никогда не происходило. [15] В интервью журналу Ocula Magazine художница заявила, что: «Страх перед вульвой присутствует в мифологии, где она изображена пожирающей человека. Я не знаю, изменился ли этот страх». [16]
Знаменитый спектакль Экспорта «Tapp-und-Tast-Kino» ( «Кино Tap and Touch» ) был показан в десяти европейских городах, включая Вену и Мюнхен, с 1968 по 1971 год. [17] [18] [19] Для этого телесного публичного выступления Экспорт бродила по улицам городов с «небольшим макетом [кинотеатра]», сначала сделанным из пенопласта, а позже переделанным в алюминий, привязанным к ее обнаженной груди. [18] Питер Вайбель , ее коллега, приглашал прохожих «посетить кино на пять минут», зайдя в «кинотеатр» и пощупав ее обнаженную грудь. [18]
В Tap and Touch Cinema функция «Экспорт» инвертирует функции пленки, зависящие от зрения, и заменяет «удовольствие» от просмотра физическим прикосновением. [18] Вместо того, чтобы показывать на всеобщее обозрение сексуализированное женское тело, «Экспорт» требует физического контакта. [18] «Аудитория», активно участвующая в спектакле, имеет прямой, личный контакт с телом Экспорта в публичной сфере . [18] Средства массовой информации отреагировали на провокационную работу Экспорт паникой и страхом, а одна газета сравнила ее с ведьмой. Экспорт вспоминает: «Против меня в Австрии была большая кампания». [20]
Некоторые из ее других работ, в том числе «Невидимые противники» , «Синтагма » и «Корперсплиттер», показывают тело художницы в связи с историческими зданиями не только физически, но и символически. Привязанность тела к историческому развитию гендерных пространств и стереотипным ролям представляет собой феминистский и политический подход Экспорта к искусству. [21]
На своей фотографии 1970 года «Действие знаков тела» Экспорт изображает политически окрашенную повестку дня через свои перформансы. На изделии изображена татуировка с подвязками на обнаженной верхней части ноги Экспорта. Подвязка не прикрепляется сверху, а крепится только к полоске чулка внизу, поэтому подвешивается на ноге. Вместо подвязки, объективирующей тело, тело объективирует подвязку, меняя сконструированные социальные роли по отношению к женскому телу. [22]
Инновационный видеоматериал Экспорта «Лицом к семье» (1971) стал одним из первых примеров телевизионного вмешательства и трансляции видеоарта . Видео, первоначально транслировавшееся в программе австрийского телевидения «Контакте» 2 февраля 1971 года: [23] изображена буржуазная австрийская семья, смотрящая телевизор во время ужина. Когда другие семьи среднего класса смотрели эту программу по телевизору, телевизор отражал их опыт и усложнял отношения между субъектом, зрителем и телевидением.
В 1972 году Экспорт опубликовала «Женское искусство: манифест». В нем она призывала женщин «говорить так, чтобы они могли найти себя. Это то, о чем я прошу, чтобы достичь самоопределенного образа себя и, таким образом, другого взгляд на социальную функцию женщины». [24] Здесь Экспорт указывает на несправедливый образ жизни женщин в границах, созданных мужчинами. В этом же манифесте Экспорт также написал: «Искусство можно понимать как средство нашего самоопределения, придающее искусству новые ценности. эти ценности, передаваемые через культурный знаковый процесс, изменят реальность в сторону удовлетворения женских потребностей». [25] Это заявление напрямую связало ее собственную работу с прогрессом в расширении прав и возможностей женщин.
Короткометражный фильм Экспорта 1973 года «Удаленный, удаленный» иллюстрирует болезненные последствия соответствия женского тела общественным стандартам. В этом произведении она копает ножом кутикулу в течение двенадцати минут, демонстрируя ущерб, который социальные стандарты красоты наносят женскому телу. [26]
Основываясь на принципах, изложенных в ее манифесте 1972 года, Экспорт курировала выставку феминистского искусства в галерее nächst St. Stephan в Вене в 1975 году под названием MAGNA. «Феминизм: искусство и творчество » эта выставка «представила художницу-феминистку как куратора и историка современного искусства». [27]
В 1977 году вышел ее первый полнометражный фильм Unsichtbare Gegner . Над сценарием этого фильма она сотрудничала со своим бывшим партнером Питером Вайбелем. [28] В фильме рассказывается об Анне, молодой женщине-фотографе, которая все больше убеждается в том, что люди вокруг нее захвачены гиксосами, враждебной инопланетной силой. В фильме показано, что ее заблуждение вызвано внутренними поведенческими ожиданиями в отношении нее самой как женщины, которые противоречат ее истинным желаниям. [29] Однако «Невидимые противники» вызвали в ее адрес много критики. В интервью она объясняет, что некоторые люди на самом деле думали, что она режет птицу и мышь, хотя на самом деле это не так. Далее она объясняет, что человек по имени Штабель , который пишет в колонке в журнале, опубликовал ложную информацию о ее статье, хотя она неоднократно связывалась с ним. Затем она объясняет, что после подачи против него иска он был вынужден опубликовать письма, отправленные ему Вали Экспорт. [30]
1980-е годы по настоящее время
[ редактировать ]В своем экспериментальном фильме 1983 года «Синтагма » Экспорт попыталась переосмыслить женское тело, используя множество «...различных техник кинематографического монтажа - например, удвоение тела с помощью наложений». [31] Фильм следует убеждению Экспорта в том, что на протяжении всей истории мужчины манипулировали женским телом с помощью искусства и литературы. [31] В интервью Interview журналу Экспорт обсуждает свой фильм «Синтагма » и говорит: «Женское тело всегда было конструкцией». [31]
Ее фильм 1985 года «Практика любви» был представлен на 35-м Берлинском международном кинофестивале . [32]
С 1995/1996 года Экспорт занимал должность профессора мультимедийного перформанса в Кельнской академии медиаискусств .

В 2016 году город Линц приобрел ее архив и открыл исследовательский центр, посвященный ее творчеству. [33]
В 2016 году в Бард-колледже прошла выставка, посвященная фильму Экспорта 1977 года «Unsichtbare Gegner». На выставке были представлены работы Экспорта, а также художников, для которых искусство Экспорта «распахнуло двери: Лорна Симпсон, К8 Харди, Хито Штайерл, Триша Доннелли и Эмили Джасир, среди другие». [34]
В 2019 году компания Export выиграла премию Розвиты Хафтманн в размере 120 000 фунтов стерлингов, которая является «крупнейшей в Европе художественной премией с одной наградой». [35]
Война России против Украины
[ редактировать ]В феврале 2023 года Valie Export была одной из первых, кто подписал широко разрекламированную петицию, призывающую прекратить военную поддержку Украины после российского вторжения в Украину в 2022 году .
Работает
[ редактировать ]- Избранная фильмография
- Сплитскрин - Солипсизм (1968)
- ПРЕРЫВНАЯ ЛИНИЯ (1971)
- ...Удаленно...Удаленно... (1973)
- Манн, фрау и животное (1973)
- Соседние дислокации (1973)
- противники ( Невидимые 1976)
- Человеческие женщины (1977)
- Синтагма (1983)
- Практика любви 1984 ( )
- Я переворачиваю в голове картинки своего голоса (2008)
Награды
[ редактировать ]- 1990: Премия города Вены в области изобразительного искусства.
- 1992: Австрийская премия в области видео и медиаискусства.
- 1995: Премия в области скульптуры Фонда Дженерали.
- 1997: Премия Габриэле Мюнтер
- 2000: Oskar Kokoschka Prize
- 2000: Большая премия Альфреда Кубина за культуру Верхней Австрии.
- 2003: Золотая медаль за заслуги перед городом Вена.
- 2005: Австрийское украшение науки и искусства [36]
- 2009: Почетный доктор Университета искусств и промышленного дизайна Линца.
- 2010: Большая золотая награда за заслуги перед Австрийской Республикой. [37]
- 2019: 19-я премия Розвиты Хафтманн [38]
- 2020: Золотая Ника, пионер феминистского медиа-искусства, приз Ars Electronica [39]
- 2021: Почетная стипендия Королевского фотографического общества.
В популярной культуре
[ редактировать ]Ее имя появляется в тексте песни Le Tigre « Hot Topic ». [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бок, Ханс-Майкл (2009). Краткая синеграфика: Энциклопедия немецкого кино . Книги Бергана. п. 114. ИСБН 978-1-57181-655-9 .
- ^ Блазвик, Ивона (2004). Лица в толпе: изображение современной жизни от Мане до наших дней . Скира. п. 349. ИСБН 88-7624-069-1 .
- ^ Ангкьер Йоргенсен, Улла (2012). «Тела и интерфейсы реального времени: в видеоперформансе и интерактивных цифровых 3D-инсталляциях VALIE EXPORT и Йетте Гейл Кристенсен» . Журнал эстетики и культуры . 4 (1): 18149. doi : 10.3402/jac.v4i0.18149 . ISSN 2000-4214 .
- ^ Фуллертон, Элизабет (01 февраля 2020 г.). «Вали Экспорт». Искусство в Америке . 108 : 94–95.
- ^ Уоррен, Линн (2006). Энциклопедия фотографии ХХ века . ЦРК Пресс . стр. 468–470. ISBN 978-0-415-97665-7 .
- ^ Бок, Ханс-Майкл (2009). Краткая синеграфика: Энциклопедия немецкого кино . Книги Бергана. п. 114. ИСБН 978-1-57181-655-9 .
- ^ Блазвик, Ивона (2004). Лица в толпе: изображение современной жизни от Мане до наших дней . Скира. п. 349. ИСБН 88-7624-069-1 .
- ^ Кеннеди, Рэнди (29 июня 2016 г.). «Кто такая Вали Экспорт? Просто посмотрите и, пожалуйста, прикоснитесь» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «Биография». ВАЛИ ЭКСПОРТ Центр. https://www.roswithahaftmann-stiftung.com/en/prizewinners/2019_biography_ve.htm .
- ^ Маргарет Лэмб-Фаффельбергер. Выход из тени . (Риверсайд: Ариадна Пресс, 1997): 229.]
- ^ Jump up to: а б Индиана, Гэри. "Valie Export" , журнал BOMB Magazine , весна, 1982 г. Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Макдональд, Скотт (1998). Критическое кино 3 . Издательство Калифорнийского университета. п. 255. ИСБН 9780585339924 .
- ^ Тейт.орг
- ^ Bodytracks.org (архивировано 12 февраля 2013 г.)
- ^ Мюллер, Розвита (1994). Вали Экспорт/Фрагменты воображения . Издательство Университета Индианы. п. 32. ISBN 0-253-33906-5 .
- ^ Молдан, Тесса (6 декабря 2019 г.). «Вали Экспорт: «Голос принадлежит мне» » . Журнал Окула .
- ^ «ВАЛИ ЭКСПОРТ, Тапп- и Тасткино (Touch Cinema)» . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 г. Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Молсуорт, Хелен (2003). Трудовая этика . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 177. ИСБН 0-271-02334-1 . OCLC 1158437662 .
- ^ «Вали Экспорт | Коллекция Померанц» . Архивировано из оригинала 13 июня 2019 г. Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Индиана, Гэри. "Valie Export" , журнал BOMB Magazine , весна, 1982 г. Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ О'Рейли, Салли. «Вали Экспорт». Art Monthly 280 (2004): 31–32. Искусство и архитектура завершено. Веб. 12 декабря 2016 г.
- ^ Харрис, Джейн. «Вали Экспорт: Фрау Экспорт». Арттекст 70 (2000): 72-75. Искусство и архитектура Complete.Web. 12 декабря 2016 г.
- ^ «Встреча с семьей» . Интермикс электронного искусства .
- ^ Стайлз, Кристина и Питер Ховард Зельц. «Искусство перформанса». Теории и документы современного искусства. 2-е изд. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет, 2012. 869. Печать.
- ^ Стайлз, Кристина и Питер Ховард Зельц. «Искусство перформанса». Теории и документы современного искусства. 2-е изд. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет, 2012. 870. Печать.
- ^ Эйфлер, Маргрет. «Иконография Вали Экспорт: визуальные поиски предметного дискурса». Современная австрийская литература 29.1 (1996): 108-130. Издание для выпускников «Академического поиска». Веб. 12 декабря 2016 г.
- ^ Красный, Эльке. «Кураторский материализм. Феминистский взгляд на независимое и взаимозависимое кураторство». Заметки о кураторстве 29 (май 2016 г.): 99. https://www.on-curating.org/issue-29-reader/curatorial-materialism-a-feminist-perspective-on-independent-and-co-dependent-curating . .html#.X95bsMA8IlR .
- ^ Мюллер, Розвита (1994). Вали Экспорт/Фрагменты воображения . Издательство Университета Индианы. п. 126. ИСБН 0-253-33906-5 .
- ^ Дельпе, Софи и К. Пенварден, пер. «VALIE EXPORT: деопределение женщин», Art Press 293 (весна 2003 г.): 41.
- ^ «Экспорт Вали Гэри Индианы - журнал BOMB» . Апрель 1982 года.
- ^ Jump up to: а б с Фор, Девин (24 августа 2012 г.). «Вали Экспорт» . Журнал «Интервью» . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Берлинале: Программа 1985 года» . berlinale.de . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ «История». ВАЛИ ЭКСПОРТ Центр Линц. https://www.valieexportcenter.at/en/center/history .
- ^ Кеннеди, Рэнди (29 июня 2016 г.). «Кто такая Вали Экспорт? Просто посмотрите и, пожалуйста, прикоснитесь» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ «Призы». Art Monthly июль/август 2019: 428.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1668 . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1932 год . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ «Фонд Росвиты Хафтманн» .
- ^ «Визионерский пионер феминистского медиа-арта» .
- ^ Олер, Тэмми (31 октября 2019 г.). «57 чемпионок квир-феминизма, имена которых названы в одной невероятно запоминающейся песне» . Журнал «Сланец» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Зависть к пальцам: взгляд на короткометражные фильмы VALIE EXPORT». Статья в журнале Brights Lights Film Journal .
- Media Art Net содержит описание « Лицом к семье», а также видеоклип из этого произведения.
- Вали Экспорт на IMDb
- Вали Экспорт в Банке Видеоданных
- Valie Export. Архивировано 3 февраля 2014 г. в archive.today в Имаи - интермедиа-арт-институте.
- Томас Дреер о VALIE EXPORT и Питере Вайбеле: Мультимедийное феминистское искусство . В: Artefactum Nr.46/декабрь 1992 г. – февраль 1993 г., с. 17-20
- Томас Дреер: VALIE EXPORT — картинка в картинке ( PDF , ок. 13,8 МБ). В: Искусство + Обучение, выпуск 106/октябрь 1986 г., с. 56 и след. Интерпретация безымянной фотоработы (1981). На немецком языке.
- Valie Export в медиа-арт-пространстве Mediateca
- Биография исполнителя и список видеоработ VALIE EXPORT на Electronic Arts Intermix
- Вали Экспорт: новатор в Музее современного искусства
- 1940 рождений
- Живые люди
- Художники из Линца
- Австрийские видеохудожники
- Боди-арт
- Художницы-феминистки
- австрийские кинорежиссеры
- Австрийские женщины-режиссеры
- австрийские сценаристы
- Лауреаты австрийской награды за науку и искусство
- Лауреаты Большой награды за заслуги перед Австрийской Республикой.
- австрийские современные художники
- Женщины-артисты
- Художники новых медиа
- Австрийские художницы ХХ века
- Австрийские женщины-художницы
- Лауреаты премии Deutsche Börse Photography Foundation