Джеймс Луна
Джеймс Луна | |
---|---|
![]() Джеймс Луна в 2011 году | |
Рожденный | |
Умер | 4 марта 2018 г. | (68 лет)
Национальность | Группа индейцев Луисеньо Ла-Хойя , американцы |
Образование | Бакалавр искусств Калифорнийского университета , MS Университет штата Сан-Диего , Почетный доктор философии Института искусств американских индейцев |
Известный | Производительность , установка. |
Заметная работа | «Часть артефакта» (1987/1990), «Сфотографируйся с настоящим индейцем» (1993), Emendatio (2005) |
Движение | коренных народов Перформанс |
Награды | Стипендия Эйтельйорга (2007 г.), Стипендия Гуггенхайма (2017 г.) |
Джеймс Луна (9 февраля 1950 г. - 4 марта 2018 г.) [1] ) был художником -пуюкичумом , ипаем и мексикано-американским перформансом , фотографом и художником мультимедийных инсталляций . [2] Его работы наиболее известны тем, что они бросают вызов тому, как традиционные музейные выставки изображают коренных американцев . [3] С повторяющимися темами мультикультурализма , алкоголизма и колониализма , его работы часто носили комедийный и театральный характер. [4] В 2017 году он был удостоен стипендии Гуггенхайма . [5]
Фон
[ редактировать ]Луна родилась в 1950 году в Ориндже, Калифорния . [6] В 1975 году он переехал в индейскую резервацию Ла-Хойя в Калифорнии. В 1976 году он получил степень бакалавра изящных искусств в Калифорнийском университете в Ирвине , а в 1983 году он получил степень магистра наук в области консультирования в Государственном университете Сан-Диего. . [7] В 2011 году получил почётную докторскую степень Института искусств американских индейцев .
Луна была активным членом общины индейской резервации Ла-Хойя. В 1987 году он работал директором образовательного центра племени, и община часто была центром его фотографий и произведений. [8] Он преподавал искусство в Калифорнийском университете в Сан-Диего и 25 лет проработал штатным научным консультантом в колледже Паломар в Сан-Маркосе, Калифорния . [9]
произведение искусства
[ редактировать ]Самопровозглашенный «церемониальный клоун американских индейцев», «воин культуры» и «гражданин племени». [8] Работы Луны были известны тем, что бросали вызов расовым категориям и разоблачали устаревшие, евроцентристские способы, с помощью которых музеи изображали коренных американских индейцев как часть естественной истории , а не как живых членов современного общества. [3]
Хотя Луна начал свою художественную карьеру как художник, вскоре он занялся искусством перформансов и инсталляций, чем занимался более трех десятилетий. [7] В своих работах он использовал предметы, отсылки к американской популярной культуре и собственное тело. [4] Начиная с 1981 года, он провел более 58 персональных выставок, а также участвовал в групповых выставках и проектах в США и по всему миру. [10] Его артистизм часто называли одновременно разрушительным [11] и радикальный из-за резкого противостояния колониализму , насилию , сексуальности и идентичности . [12] Некоторые из его самых известных произведений:
Часть артефакта (1987–1990)
[ редактировать ]В «Частице артефакта» (1987) в Музее человека в Сан-Диего Луна лежала обнаженной, за исключением набедренной повязки , и все еще в витрине, наполненной песком и артефактами, такими как любимая музыка и книги Луны, а также юридические документы и этикетки с описанием. его шрамы. [4] Работа выглядела как музейный экспонат и размещалась в зале, посвященном традиционным этнографическим экспозициям. Следы и шрамы на его теле были получены в результате пьянства, драк или несчастных случаев. Критики высоко оценили способность Луны бросить вызов общепринятым представлениям и проявлениям идентичности коренных американцев и представлениям о его собственной личности, выставив напоказ свое тело. [13] Он исполнил "The Artifact Piece" в 1990 году на шоу The Decade Show в Нью-Йорке. [13]
Сфотографируйтесь с настоящим индейцем (1991–93)
[ редактировать ]в Вашингтоне В начале 1990-х Луна стояла возле станции Юнион и исполняла «Сфотографируйся с настоящим индейцем» . Луна описывает выступление так:
Стоя на трибуне в костюме, я объявляю: «Сфотографируйтесь с настоящим индейцем. Сфотографируйтесь здесь, в Вашингтоне, округ Колумбия, в это прекрасное утро понедельника, в этот праздник под названием День Колумба. Америка любит говорить: «свои индейцы». .' Америка любит видеть, как мы танцуем для них. Америка любит наше искусство и ремесла. Америка любит называть автомобили и грузовики в честь наших племен. Сфотографируйтесь здесь сегодня, в этот солнечный день здесь, в Вашингтоне, округ Колумбия. «А потом я просто стою там. В конце концов, один человек будет позировать со мной. После этого они просто начинают выстраиваться в очередь. Я буду делать это некоторое время, пока не разозлюсь или не буду достаточно унижен. [14]
Используя и привлекая общественную аудиторию, Луна использует общую культурную коммодификацию культуры коренных американцев. Такая тенденция проявляется в идее «МакИндиана»; идея о том, что коренная культура — это нечто, что можно массово производить, потреблять и наслаждаться, не признавая глубокую историю угнетения, которое пережили коренные американцы. [4]
В моих мечтах: сюрреалистический постиндийский опыт подземного блюза (1996)
[ редактировать ]В этом спектакле Луна получила признание за то, что она бросила вызов стереотипу о том, что коренные американцы являются «народом памяти», в том смысле, что белая культура может позавидовать как более чисто духовная. [11] В одной из сцен он исполняет «традиционный» танец на костылях, чтобы показать, насколько ограниченным и недостоверным является спрос белых на выступления коренных жителей. В другом он выставляет напоказ свой диабет, вводя себе инсулин на сцене, что, по мнению критиков, является символом бинарности «диких», но «контролируемых» коренных американцев. [4]
Его последняя сцена в этом спектакле - это дань уважения Дину Мартину , которая возвращает дань уважения белым коренным народам его белой аудитории. Заставив коренного американского индейца боготворить белого человека относительно фанатично, Луна выявила проблематичный способ, которым белые люди могут боготворить индейцев. [ нужна ссылка ]
Поправка (2005)
[ редактировать ]В 2005 году Национальный музей американских индейцев спонсировал его участие в Венецианской биеннале . [7] Созданная им пьеса «Emendatio » включала в себя три инсталляции «Прядящая женщина» , «Явления: прошлое и настоящее» и «Часовня Пабло Така» , а также личное выступление в Венеции «Обновление» , посвященное Пабло Таку (1822–1841), индийскому писателю Луисеньо. и учёный, поехавший учиться в Рим, где и умер. [4]
Используя культурные аспекты как народа Лусиено, так и его собственной семьи, инсталляции и перформансы Луны раскрывают влияние, которое плохой перевод идентичности коренных жителей, а также глобализация оказали на подавление повествований об индейской памяти, одновременно вдохновляя как «белую зависть», так и «либеральную зависть». вина». [4]
Почести и награды
[ редактировать ]За свою карьеру Луна получила множество наград. Включая:
- 1988: Стипендия LACE ( Современные выставки Лос-Анджелеса , Калифорния)
- 1998: Грант COMBO на литературные исследования (Сан-Диего, Калифорния)
- 1991: Премия Бесси Креатор (Мастерская Нью-Йоркского танцевального театра , Нью-Йорк)
- 1991: Стипендия в области скульптуры ( Федерация искусств Западных штатов ; Санта-Фе, Нью-Мексико).
- 1992: Грант за работу в области перформанса ( Калифорнийский совет искусств ; Сакраменто, Калифорния).
- 1992: Грант на установку за пределами объекта ( проект Кэпп-стрит ; Сан-Франциско, Калифорния)
- 1992: Стипендия межкультурного кино/видео Фонда Рокфеллера (Нью-Йорк)
- 1993: Премия за лучший короткометражный фильм в прямом эфире за историю народа Луисено: Рождество 1990 года в резервации Ла-Хойя ( Фестиваль американских индейских фильмов ; Сан-Франциско, Калифорния)
- 1994: Резидентура на факультете ( Школа живописи Скоухеган ; Скоухеган, Мэн)
- 1994: Премия выдающегося приглашенного преподавателя ( Калифорнийский университет, Дэвис )
- 1995: Видеогрант Консорциума общественного вещания коренных американцев , видеопроект "Вернув все домой"
- 2000: Грант Фонда Андреа Франк
- 2000: Международный грант искусств
- 2001: Стипендия американо-японской программы творческих искусств , Комиссия дружбы Японии и США.
- 2001: Лекция Риджентс Калифорнийского университета ( Калифорнийский университет, Сан-Диего ) [15]
- 2001: Преподаватель Дорантеса ( Городской колледж Санта-Барбары , Калифорния)
- 2002: Creative Capital Премия [16]
- 2007: Стипендия Эйтельйорга в области изобразительного искусства коренных американцев [9]
- 2011: Почетный доктор Института искусств американских индейцев в Санта-Фе, Нью-Мексико. [17]
- 2015: Фонда местных искусств и культур. Национальная стипендия искусств [18]
- 2017: Стипендия Гуггенхайма [5]
Кавычки
[ редактировать ]«Я действительно живу в двух мирах. Когда-то эта концепция «двух миров» представляла для меня слишком много двусмысленности, поскольку я чувствовал себя разрывающимся относительно того, кем я был. В зрелости я пришел к выводу, что это источник моей силы, и я легко могу это сделать. перемещаться между этими двумя местами и не чувствовать, что я должен быть тем или другим, что я индиец в этом современном обществе. [7]
«Да. Люди приходят туда, чтобы сфотографироваться с индейцем, точно так же, как они сфотографировались бы со статуей быка на Уолл-стрит. Это для того, чтобы сфотографироваться. Индийцы всегда были честной добычей, и я не думаю, что люди вполне понимают, что мы не игра. Тот факт, что я идентифицируемый индиец, не означает, что меня здесь берут.
Но в долгосрочной перспективе я делаю заявление от себя и через себя о взаимодействии людей с американскими индейцами и об избирательной романтизации нас». [19]
Смерть
[ редактировать ]У Луны случился смертельный сердечный приступ в Новом Орлеане, штат Луизиана , 4 марта 2018 года в возрасте 68 лет. [1]
См. также
[ редактировать ]- Список художников коренных американцев
- Список художников коренных народов Америки
- Изобразительное искусство коренных народов Америки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пратт, Стейси (06 марта 2018 г.). «Известный артист перформансов из числа коренных народов Джеймс Луна идет» . Первый американский художественный журнал . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ «Вспоминая художника Джеймса Луна (1950-2018)» . Креативная столица . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Как индийский художник Луисено Джеймс Луна сопротивляется культурному присвоению» . JSTOR Daily . 25 декабря 2015 г. Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Блокер, Джейн (2009). «Видение свидетеля: наглядность и этика дачи показаний» . Университет Миннесоты Пресс . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Фонд Джона Саймона Гуггенхайма | Джеймс Луна» . www.gf.org . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «Джеймс Луна | OCMA | Художественный музей округа Ориндж» . Архивировано из оригинала 10 марта 2018 г. Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Макфадден, Дэвид Р. (2005). Переходя из рук в руки: искусство без оговорок . Нью-Йорк: Музей искусств и дизайна. ISBN 978-0-295-98781-1 .
- ^ Jump up to: а б Хаас, Лисбет. Пабло Так, ученый из числа коренных народов: статьи о языке луисеньо и колониальной истории . Издательство Чикагского университета.
- ^ Jump up to: а б Биография и библиография. Архивировано 2 февраля 2017 г. в Wayback Machine . Джеймс Луна. (получено 21 апреля 2009 г.)
- ^ «Резюме» (PDF) . nmai.si.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 02 февраля 2017 г. Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Фернандес-Сакко, Э. (2001). «Проверьте свой багаж: сопротивление белизне в истории искусства». Художественный журнал . 60 (4): 58–61. дои : 10.1080/00043249.2001.10792096 . S2CID 191380094 .
- ^ Сарачо, Арканзас (2014). «Идентичность и подлинность: исследование современного опыта коренных американцев посредством работ Фрица Шолдера и Джеймса Луны». Диссертации и диссертации ProQuest .
- ^ Jump up to: а б Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл Ватт (1 января 2011 г.). История искусства . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл. п. 1113. ИСБН 9780205744220 . OCLC 499179296 .
- ^ Правая рука, Джесс (май 2011 г.). «Вопросы и ответы с Джеймсом Луной» . Смитсоновский институт . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 02 февраля 2017 г. Проверено 26 января 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Сюрреалистический постиндийский блюз и происхождение Солнца и Луны» .
- ^ «Известный художник мультимедиа и перформанса Джеймс Луна скончался в возрасте 67 лет в Институте искусств американских индейцев (IAIA)» . 6 марта 2018 г.
- ^ «Джеймс Луна - Фонд местных искусств и культур» . 6 августа 2015 г.
- ^ Правая рука, Джесс (январь 2011 г.). «Вопросы и ответы: Джеймс Луна: Индейский художник рассказывает о своем представлении «Сфотографируйся с настоящим индейцем»» . Смитсоновский журнал .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перформанс Джеймса Луны , официальный сайт
- Джеймс Луна, Emendatio, Национальный музей американских индейцев. Архивировано 13 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- Джеймс Луна , «Проект Vision», автор: Шанна Кетчам, «Куча птиц»
- Джеймс Луна: «Я всегда хотел быть американским индейцем»
- Артисты перформансов коренных американцев
- Индейские художники-инсталляторы
- 1950 рождений
- смертей в 2018 году
- Американские художники мексиканского происхождения
- Луисеньо люди
- Художники-мужчины из числа коренных американцев
- Люди из Оринджа, Калифорния
- Выпускники Калифорнийского университета в Ирвине
- Выпускники государственного университета Сан-Диего
- Американские фотографы 20-го века
- Художники коренных американцев 20-го века
- Американские фотографы XXI века
- Калифорнийский университет, факультет Сан-Диего
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Фотографы коренных американцев
- Американские писатели XXI века
- Индейские писатели XXI века