Гильермо Гомес-Пенья
Гильермо Гомес-Пенья | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Образование | Национальный автономный университет Мексики Калифорнийский институт искусств |
Заметная работа | Пограничный колдун Пара в клетке: два неизвестных индейца посещают Запад |
Супруг | Балитроника Гомес |
Награды | Стипендия Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров 1991 Писатель и междисциплинарный художник - Программа стипендий Макартура |
Веб-сайт | гильермогомеспем |
Гильермо Гомес-Пенья — мексиканский артист-перформанс , писатель, активист и педагог. Гомес-Пенья создала работы в различных средах, включая перформанс, экспериментальное радио, видео, фотографию и искусство инсталляций . Его пятнадцать книг включают эссе, экспериментальную поэзию , сценарии спектаклей, фотографии и хроники на английском, испанском и испанском языках . Он является одним из основателей новаторского художественного коллектива Border Arts Workshop/Taller de Arte Fronterizo (1985–1992) и художественным руководителем труппы перформанса La Pocha Nostra. [ 1 ] [ 2 ]
Гомес-Пенья уже более 30 лет вносит свой вклад в культурные дебаты, ставя основополагающие произведения перформанса, в том числе « Бордер Брухо» (1988–1989), «Пара в клетке: два неоткрытых индейца посещают Запад» (совместно с Коко Фуско , 1992–93), « Распятие ». фантастический проект (с Роберто Сифуэнтесом, 1994), Храм исповеди (1995), The Проект «Мекстерминатор» (1997–99), «Живой музей фетишизированных личностей» (1999–2002), сериал «Мапа/Корпо» (2004–2013) и совсем недавно пограничная опера «Мы все пришельцы» (2018 – настоящее время). [ 3 ] Его отмеченные наградами сольные выступления сочетают в себе экспериментальную эстетику, активистскую политику, испанский юмор и участие публики, создавая «полный опыт» для зрителя/читателя/зрителя. [ 4 ]
Гомес-Пена получил стипендию Фонда Макартуров в 1991 году за свою работу писателя и междисциплинарного художника. [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Гильермо Гомес-Пенья родился в Мехико он изучал лингвистику и латиноамериканскую литературу в Национальном автономном университете Мексики (UNAM) . в 1955 году . В 1974–1978 годах [ 6 ] Он переехал в США в 1978 году и учился в Калифорнийском институте искусств , получив степень бакалавра в 1981 году и степень магистра в 1983 году. [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]С 1983 по 1990 год Гомес-Пенья жил в приграничном районе Сан-Диего и Тихуаны. Большая часть его художественных и интеллектуальных работ посвящена взаимодействию Севера и Юга (Мексика и США), пограничной культуре и политике коричневого тела. Его оригинальные междисциплинарные художественные проекты и книги исследуют границы, физические, культурные и символические, между двумя его странами, а также между основным художественным миром США и различными латиноамериканскими культурами, включая саму границу США и Мексики , иммиграцию , межкультурные и гибридные идентичности . а также конфронтация и непонимание между культурами, языками и расами . [ 5 ]
Его произведения искусства и литература также исследуют языковую политику, побочные эффекты глобализации , «экстремальную культуру», культуру насилия и новые технологии с точки зрения латиноамериканцев. [ 5 ] Он является покровителем лондонского Агентства развития живого искусства и старшим научным сотрудником Института перформанса и политики полушария (NYU). [ 7 ]

Ла Поча Ностра
[ редактировать ]Гомес-Пенья — художественный руководитель международной труппы La Pocha Nostra . [ 8 ] La Pocha Nostra — это трансдисциплинарная художественная организация, которая обеспечивает сеть поддержки и форум для художников различных дисциплин, поколений и этнических групп. «Ла Поча» посвящена стиранию границ между искусством и политикой, художественной практикой и теорией, художником и зрителем. «Ла Поча Ностра» уделяет особое внимание идее сотрудничества между национальными границами, расой, полом и поколениями как акту радикальной гражданской дипломатии и как средству создания временных сообществ художников-бунтовщиков. Каждый год Ла Поча проводит летнюю и зимнюю школу исполнительского искусства, в которой радикальная педагогика труппы (методика, основанная на телесном подходе, разработанная за последние 20 лет) передается международным группам художников-бунтарей. [ 7 ]
Работы Гомес-Пеньи с La Pocha Nostra были представлены в США, Канаде, Мексике, Латинской Америке, Европе, России, Австралии и Южной Африке. В последние годы труппа представила работы в галереях Tate Modern (Лондон), Arnolfini (Бристоль), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк), LACMA (Лос-Анджелес), Доме мировых культур и Фольксбюне (Берлин), MACBA (Барселона). ), Эль-Музео-де-ла-Сьюдад (Мехико) и Encuentros Hemisféricos в Лиме, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти, Буэносе Айрес и Сан-Паулу. Гомес-Пенья и Ла Поча Ностра участвовали в следующих биеннале: Гавана, Уитни, Сидней, Ливерпуль, Салоники и Меркосур. Фотоперформансы труппы сейчас находятся в постоянной коллекции Daros Foundation (Цюрих) и Galeria Artificios (Гран-Канария). [ нужна ссылка ]
В 2018 году труппа представила «Самого (не)документированного мексиканского артиста» на выставке современного искусства в Лос-Анджелесе. [ 9 ] В 2019 году труппа представила Enchilada Western: A Living Museum of Fetishized Identities на фестивале искусств PASEO в Таосе, штат Нью-Мексико. [ 10 ]
Сотрудничество с Коко Фуско
[ редактировать ]Гомес-Пенья в течение двух лет путешествовала по всему миру вместе с коллегой-художницей Коко Фуско, исполняя «Год белого медведя» и «Два неоткрытых индейца посещают Запад». [ 3 ] (1992–1994), сатирический перформанс, в котором два художника были выставлены в клетке в музеях и на фестивалях искусств как «настоящие» индейцы с ранее неизведанного острова у побережья Мексики. [ 11 ] Пара оделась в смесь этнических дрэгов и элементов американы, таких как бейсболка и травяная юбка в случае с Фуско, краска для лица и борцовская маска из шкуры леопарда для Гомеса-Пеньи. Коко Фуско описала это произведение как «сатирический комментарий как к празднованию пятисотлетия, так и к истории этой практики выставления людей из Африки, Азии и Латинской Америки в Европе и Соединенных Штатах в зоопарках, театрах и музеях». [ 11 ] За время своего существования произведение, получившее признание критиков, было представлено в крупных музеях и на фестивалях искусств в Нью-Йорке, Вашингтоне, округ Колумбия, Лос-Анджелесе, Чикаго и Мадриде, Испания, среди других.
Год Белого Медведя иногда сопровождался перформансом под названием « Новый Мировой (Б)Порядок» , который арт-критик Chicago Reader Кармела Раго называла «развязкой перформанс-инсталляции в Полевом музее », используя иронию и юмор Гомес-Пеньи и Фуско. позволил нам задуматься о следующем шаге — стать частью мировой пограничной культуры, вернуть себе человечность и наши сердца». [ 12 ] Художники также работали с режиссером Паулой Эредиа над созданием «Пара в клетке: Гуатианауи Одиссея» документального фильма , в котором записано несколько представлений «Года Белого Медведя», а также реакция зрителей на эту работу. [ 13 ]
Сотрудничество с другими артистами
[ редактировать ]Помимо текущих проектов с La Pocha Nostra (Эмма Трампош, Сол Гарсиа Лопес, Миха Эспиноза, Палома Мартинес-Крус, Балитроника и Роберто Гомес-Эрнандес), Гомес-Пенья сделал сотрудничество неотъемлемой частью своей творческой практики. Он рассматривает сотрудничество как форму «радикального гражданства». Некоторые из его известных совместных проектов включают работы, созданные с: Джеймсом Луной , преподобным Билли, Танией Бругерой , Энни Спринкл , Ричардом Монтойей (Culture Clash), Рене Яньесом , Сарой Шелтон-Манн, VestAndPage , galindog, Post-Commodity и Non-Grata. [ нужна ссылка ]
Награды и почести
[ редактировать ]- Стипендия Гуггенхайма , 2019 г.
- Стипендия «Эврика» Фонда Флейшхакера, 2016 г.
- Премия стипендиата художников США , 2012 г. [ 14 ]
- Премия «Свободная культура», 2012 г.
- Премия Cineaste за заслуги перед жанром, 2000 г.
- Американская книжная премия за новую мировую границу, 1997 г.
- Премия Viva Los Artistas, 1993 г.
- Стипендия Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров , 1991 г. [ 15 ] Гомес-Пенья был первым художником чикано, получившим эту награду. [ 2 ]
- Мировая премия, 1989 г.
- Премия Бесси , 1989 год.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Воин за Грингостройку (книга, Graywolf Press , 1993, ISBN 1-55597-199-7 )
- Граница нового мира: пророчества, стихи и локеры о конце света (книга, Огни большого города, 1996) ISBN 978-0-87286-313-2
- Храм исповеди: мексиканские звери и живые Сантосы (книга, PowerHouse Books, 1997, ISBN 978-1576870044 )
- Опасные лица, пересекающие границу (книга, Routledge, 2000 г.)
- Codex Espangliensis (книга, Огни большого города, 2000 г.) ISBN 978-0-87286-367-5
- «Этно-техно: статьи о перформансе, активизме и педагогике (книга, Routledge, 2005 г., ISBN 978-0415362481 )
- Мекстерминатор (книга, Oceano, 2005) исп.
- Bitacora del Cruce (книга, Fondo de Cultura Economica, 2006) Испанский и испанский.
- Разговоры через границы (книга, Seagull Books, 2011) под ред. Лауры Левин.
- Упражнения для художников-бунтовщиков (книга, Routledge, 2011)
- Doc/Undoc (книга, Огни большого города, 2017, ISBN 9780872867208 ; с Фелицией Райс )
- Гомес-Пенья отключен: тексты о живом искусстве, социальной практике и воображаемом активизме (предстоящий Routledge 2020)
- La Pocha Nostra: Руководство для художника-бунтовщика в постдемократическом обществе (предстоящая выставка Routledge 2020)
Видео
[ редактировать ]Год | Название видео | Примечания |
---|---|---|
2008 | Бордюрная классика | Антология его видеоработ 1988-2008 гг., Банк Видеоданных. |
2008 | Хомо Фронтеризус | Коллекция его коллабораций с мексиканским режиссером Густаво Васкесом, 2008, магазин Onbound, Агентство развития живого искусства, Лондон. |
2005 | Этно-техно: Видео о граффити | Сотрудничество с Даниэлем Салазаром , Густаво Васкесом , Джетро Роте-Кушелем и многими другими независимыми кинематографистами, 1990–2005 гг. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «TAPS представляет Гильермо Гомеса-Пенью» . Стэнфордский университет, театральные и исполнительские исследования . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Гильермо Гомес-Пенья» . Банк видеоданных . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Роблес-Морено, Летисия. « Пожалуйста, не находите меня!» В год Белого Медведя» . Центр искусств Уокера — журнал . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Седа, Лориец; Патрик, Брайан Д. (весна 2009 г.). «Деколонизация политического тела: «Карта / Корпус 2» Гильермо Гомеса-Пеньи: интерактивные ритуалы для нового тысячелетия » . ТДР . 53 (1): 136–141. дои : 10.1162/драм.2009.53.1.136 . JSTOR 25599456 . S2CID 57567644 . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гильермо Гомес-Пенья» . Фонд Макартуров . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Аллатсон, Пол. «Гильермо Гомес-Пенья». Гринвудская энциклопедия многоэтнической американской литературы . Эд. Эммануэль С. Нельсон. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2005. Том. 2: стр. 858-59.
- ^ Jump up to: а б «Гильермо Гомес-Пенья и наш карман» . Институт полушария . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Университет, Денисон (4 апреля 2017 г.). «Художник перформанса Гильермо Гомес-Пенья» . Denison.edu . Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ Стромберт, Мэтт (14 февраля 2018 г.). «Добро пожаловать в мир без Трампа!: последнее выступление Гильермо Гомеса-Пеньи» . Гипераллергический . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ « Нет родины, нет страха»: разговор с радикальным арт-коллективом, мечтающим об Америке без границ» . ПБС. 13 сентября 2019 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Анна (зима 1993 г.). «Коко Фуско и Гильермо Гомес-Пенья» . Журнал БОМБА . Проверено 14 мая 2013 г.
- ^ Раго, Кармела (28 января 1993 г.). «Образцы из Нового Света» . Чикагский читатель . Проверено 14 мая 2013 г.
- ^ «Пара в клетке: Гуатианауйская одиссея» . Банк видеоданных . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Официальный сайт художников США
- ^ «Биографический очерк: Гильермо Гомес-Пенья» . Мир искусства . Проверено 8 мая 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биографическая справка на сайте Graywolf Press.
- Гильермо Гомес-Пенья из Video Data Bank ; сюда входят подробные описания его видео.
- Интервью на Art Practice
- Гильермо Гомес-Пенья и Ла Поча Ностра в цифровой видеотеке Института полушария (HIDVL)