Бас Ян Адер
Бас Ян Адер | |
---|---|
![]() Адер на своей выставке МИД имплозии , аспирантура Клермонтского университета, 1967 год. | |
Рожденный | Бастиан Йохан Кристиан Адер 19 апреля 1942 г. Винсхотен , Нидерланды |
Исчезнувший | в. Июль-август 1975 г. (32–33 года) Северная часть Атлантического океана |
Национальность | Голландский |
Образование | |
Известный | Фотография, кино, видео, перформанс и инсталляция |
Заметная работа | мне слишком грустно говорить тебе |
Движение | Концептуальное искусство |
Супруг | Мэри Сью Адер-Андерсен |
Бастиан Йохан Кристиан «Бас Ян» Адер (19 апреля 1942 г. - пропал в 1975 г.) был голландским художником-концептуалистом и перформансом, а также фотографом. [1] Его работы во многих случаях были представлены в виде фотографий и фильмов с его выступлениями. Он создал перформативные инсталляции, в том числе «Пожалуйста, не оставляй меня» (1969).
Адер погиб в море в 1975 году, пытаясь пересечь Атлантический океан от американского побережья до Англии на тринадцатифутовой парусной лодке. Его заброшенное судно было найдено у берегов Ирландии 18 апреля 1976 года, что не дает никаких указаний на его судьбу. [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Адер родился 19 апреля 1942 года и вырос в Дриборге, небольшой деревне в голландской провинции Гронинген . Оба его родителя были священниками -кальвинистами . Его отец был казнен в 1944 году нацистами за широкомасштабные усилия по оказанию помощи еврейским соотечественникам избежать Холокоста . [ нужна ссылка ]
В подростковом возрасте Адер посещал уроки рисования в Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме , а затем в США во время программы обучения за рубежом. Адер окончил Колледж искусств и дизайна Отиса в 1965 году со степенью бакалавра искусств и аспирантуру Клермонтского университета в 1967 году. После окончания учебы он преподавал в различных учебных заведениях, включая Колледж Маунт-Сан-Антонио , Колледж Непорочного Сердца и Калифорнийский университет. , Ирвин . [3]
Работает
[ редактировать ]Адер создал несколько фотографий, а также несколько короткометражных черно-белых фильмов, в которых он является единственным исполнителем. [4]
Одна из его самых известных работ, как мне грустно вам говорить , состоит из трехминутного немого черно-белого фильма, на котором он плачет, нескольких фотографий (версии с длинными и короткими волосами) и открытки, отправленной по почте его друзья с надписью «Мне очень грустно вам это говорить». [5] [6] [7] В других фильмах он сидит на стуле на скатной крыше, пока не упадет, в одном он висит на ветке, пока его хватка не ослабевает и он не падает в ручей, а также фильм, в котором он едет на велосипеде в канал. [4]
анонимно издавал сатирический журнал о концептуальном искусстве Landslide В 1969–70 годах вместе со своим другом Уильямом Ливиттом . В журнале были опубликованы «интервью» с несуществующими художниками, такими как «Брайан Шитарт», и розыгрыши, такие как «расширяемая скульптура», которая представляла собой упаковку пяти арахисов в конверте. Несмотря на сатиру в отношении концептуального искусства, журнал сам по себе считается произведением концептуального искусства. [8] [9]
В 1973 году он сделал работу «В поисках чудесного (Одна ночь в Лос-Анджелесе)», серию фотографий, на которых изображена одинокая фигура, бредущая по ночному Лос-Анджелесу и ищущая повсюду с фонариком. Это была первая часть триптиха . Вторая часть будет представлять собой запись его пересечения Атлантического океана (см. ниже), третья часть — аналогичный ночной поиск где-то в Нидерландах, который снова будет зафиксирован в серии фотографий. он организовал хор для пения морских лачуг в галерее Лос-Анджелеса Перед отъездом из Кейп-Кода . Аналогичное выступление было запланировано по его приезду в музей Гронингена , Нидерланды. Из-за его гибели в море триптих так и не был завершен. [4] Название «В поисках чудесного» было отсылкой к П.Д. Успенского « мистической книге В поисках чудесного» . [10]
Исчезновение
[ редактировать ]9 июля 1975 года Адер отправился из Кейп-Кода и американского штата Массачусетс «Guppy 13» длиной 13 футов (4,0 м) на модифицированном карманном крейсере под названием Ocean Wave , чтобы в одиночку с запада на восток пересечь Северную Атлантику . . По его оценкам, путешествие займет у него около двух с половиной месяцев. Его беспилотная лодка была найдена 18 апреля 1976 года, через девять месяцев после того, как он отправился в плавание, плавающей почти вертикально в воде, носом вниз, в 200 морских милях (360 км) к западу от Лендс-Энда , в 100 морских милях к юго-западу от Ирландии . Ocean Wave была найдена испанскими рыбаками, которые отвезли ее в Ла-Корунья, откуда она была украдена где-то между 18 мая и 7 июня 1976 года. [11]
То, как Адер мог встретить свою смерть, является источником множества предположений. Наблюдения его и его лодки у восточного побережья Америки и Азорских островов не подтверждены. Адер был опытным моряком и входил в состав двуручного экипажа, плывшего на яхте из Марокко в Калифорнию в 1962–63 годах. Его брат Эрик, опытный океанский моряк, считает, что неподвижная точка на лодке, к которой был прикреплен его спасательный трос , вырвалась, когда он упал за борт в ненастную погоду. Его вывод основан на интервью с людьми в Испании, которые видели найденную им лодку до того, как ее украли. [12]
Выставки, прием и влияние
[ редактировать ]В 1961 году Адер выставлял свои работы в трех галереях Вашингтона. [13] и получил положительный отзыв в The Washington Post . [14] Он стал незначительной сенсацией, когда дал интервью «Голосу Америки» и прессе в своей родной Голландии. [14] В 1967 году он получил степень магистра изящных искусств за свой проект «Имплозия» в аспирантуре Клермонта . [15]
При жизни Адер провел персональные выставки в Художественной школе Шуинар, Лос-Анджелес (1970), Художественном музее колледжа Помона (1972), а также в галереях Art & Project , Амстердам (1972), Kabinett für Aktuelle Kunst , Бремерхафен, Германия. (1972, 1974) и Галерея Клэр С. Копли , blogs.getty.edu; по состоянию на 8 апреля 2015 г. [15]
Адер провел выставку двух человек с Уильямом Ливиттом в Школе искусств и дизайна Новой Шотландии (1972), концептуальном рассаднике того времени, а также ряд групповых выставок в Европе и США с такими художниками, как Ливитт, Гер ван Элк , Гилберт и Джордж , Джек Гольдштейн , Аллен Рупперсберг , Джон Балдессари и Марсель Бротарс среди других. Его работы также были включены в важные международные обзорные выставки «Проспект '71: Проекция» в Кунстхалле Дюссельдорф (1971) и Sonsbeek '71 , Гронинген, Голландия. (1971). [16]
После его исчезновения работы Адера выставлялись на персональных выставках в учреждениях по всему миру, включая Музей Стеделийк в Амстердаме (1988), Музей Боймана Ван Бёнингена , Роттердам (1993, 2006), Kunstverein München , Мюнхен (1994, 2000), Musée d' Art Moderne de la Ville de Paris (1994), Kunstverein Braunschweig , Германия (2000), Portikus , Франкфурт (2003) и Museo Tamayo Arte Contemporáneo , Мехико (2004). [ нужна ссылка ]
Первая ретроспектива Адера в США состоялась в 1999 году в Калифорнийском университете в Ирвине. [17] и побывал на двух других площадках; Художественная галерея Мэри Портер Сеснон Калифорнийского университета в Санта-Крус и Художественная галерея Суини Калифорнийского университета в Риверсайде. Куратором проекта выступил Брэд Спенс. [18] с каталогом, включающим работы Томаса Кроу , Яна Тумлира и Спенса. В 2006 году Центр искусств Камдена в Лондоне провел европейскую ретроспективу его работ, которая прошла в Музее Боймана Ван Бёнингена в Роттердаме и Кунстхалле в Базеле, Швейцария. [19] [16]
Среди последних персональных выставок — «В поисках чудесного: 30 лет спустя», [20] в Centro Gallego de Arte Contemporáneo , Сантьяго-де-Компостела, Испания (2010), «Подвешенный между смехом и слезами», Художественные галереи Питцера, Питцер-Колледж , Клермонт, Калифорния (2010), который побывал в Музее де Арте Сапопан, Мексика, и стал первым художником Итальянская ретроспектива Tra Due Mondi, [21] МАМбо, Museo d'Arte Moderna di Bologna , Болонья, Италия (2013). Летом 2016 года компания Metro Pictures, Нью-Йорк, провела мини-обзор его работ, как и галерея Саймона Ли в Лондоне.
Концептуальный документальный фильм Эрики Йоманс « В поисках чудес Баса Яна» (1998, 40 минут, смешанная техника) о жизни и искусстве Адера был показан на канале This American Life в 1996 году. [22]
«Здесь всегда где-то еще» — документальный фильм 2007 года о жизни и творчестве Баса Яна Адера. Увиденная глазами коллеги-режиссера-эмигранта Рене Даалдера , картина становится обзором современных художественных фильмов, в которых представлены работы художников Тациты Дин , Родни Грэма , Марселя Бротарса , Гер ван Элка , Чарльза Рэя , Вима Т. Шипперса , Криса Бёрдена , Фиона Тан , Пипилотти Рист и многие другие.
Адер был одним из приглашенных художников 57-й Венецианской биеннале 2017 года . [23]
В 2023 году Адер был представлен на крупной ретроспективной выставке в Meliksetian Briggs в Далласе, куратором которой был Дэвид Квадрини . [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Конкретные ссылки
- ^ Вольфс, Рейн , изд. Пожалуйста, не оставляй меня (1-е - англ. изд.). Роттердам: Музей Боймана Ван Бёнингена. п. 172. ИСБН 978-90-6918-216-2 .
- ^ Рене Даалдер. «Здесь всегда где-то еще: Исчезновение Баса Яна Адера» (документальный фильм 2007 г.)
- ^ «Бас Ян Адер-Брэд Спенс и др. - Художественная галерея Университета UCI» . Школа искусств Клэр Тревор UCI . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Ричард Дормент (9 мая 2006 г.). «Художник, уплывший в небытие — Телеграф» . «Дейли телеграф» . Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ Синди Лоер. «Бас Ян Адер: Ретроспектива». Архивировано 28 сентября 2020 г. в Wayback Machine , New Art Examiner, март 2000 г.; по состоянию на 8 апреля 2015 г.
- ^ Дженнифер Дойл. Держи это против меня: трудности и эмоции в современном искусстве , Duke University Press, 12 марта 2013 г.
- ^ Йорг Хейзер. «Внезапно: вещи, которые имеют значение в современном искусстве» , artandresearch.org.uk (лето 2008 г.).
- ^ Гвен Аллен «Журналы художников: альтернативное пространство для искусства» , MIT Press на books.google.com; по состоянию на 8 апреля 2015 г.
- ^ Эрик Блюм, «Обломки минимализма: об оползне Уильяма Ливитта и Баса Яна Адера (1969–70), ArtUS , ноябрь 2005 г., стр. 14–17.
- ^ Констанс Леваллен и Фонг Буи. «InConversation» , BrooklynRail.org, 5 июля 2013 г.
- ^ «В поисках Баса Яна Адера, художника, пропавшего в море» . 30 ноября 2016. Гипераллергия, 30 ноября 2016.
- ^ Коос Далстра, Марион ван Вейк (26 сентября 2017 г.). Бас Ян Адер: Файл открытия 143/76 . Новые документы. ISBN 978-1-927354-10-0 . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Эрик Бенкер (2006). Вольфс, Рейн (ред.). Пожалуйста, не оставляй меня (1-е изд.). Роттердам: Музей Боймана Ван Бёнингена. п. 14. ISBN 978-90-6918-216-2 .
- ^ Jump up to: а б Вольфс изд. 2006 г., с. 14
- ^ Jump up to: а б Вольфс изд. 2006, с. 159
- ^ Jump up to: а б Вольфс изд. 2006, с. 160
- ^ Хейнли, Брюс (март 1999 г.). «Легенда о падении». Артфорум . XXXVII (7): 90.
- ^ Объявление Адера Художественной галереи Суини
- ^ Кунстхалле, Базель, Швейцария.
- ^ В поисках чудесного: 30 лет спустя
- ^ Между двумя мирами
- ↑ «На расстоянии» , This American Life , 27 декабря 1996 г.
- ^ «Венецианская биеннале – Художники» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 28 марта 2015 г.
- ^ «Галерея Далласа предлагает редкую возможность увидеть искусство Баса Яна Адера, исчезнувшего в 1975 году» . Далласские новости . 31 января 2023 г. Проверено 13 апреля 2023 г.
- Другие источники
- Ян Верворт, Бас Ян Адер: В поисках чудесного , Лондон: Afterall Books, 2006; ISBN 1-84638-002-2 .
- Майке Аден-Шренен, В поисках Баса Яна Адера , Берлин: Logos Verlag, 2013. ISBN 978-3-8325-2295-7 .
- Александр Думбадзе, Бас Ян Адер: Смерть где-то еще , Чикаго: University of Chicago Press, 2013. ISBN 978-0-226-03853-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кортезе, Давиде (2017). Из свободы. Бас Ян Адер и ритуалы оставления . Милан: ЕАБР. ISBN 978-8-899887-13-1 .
- Дальстра, Коос; Марион, ван Вейк (2017). Бас Ян Адер: Файл открытия 143/76 . Лос-Анджелес: Новые документы. ISBN 978-1-927354-10-0 .
- Думбадзе, Александр (2013). Бас Ян Адер . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-03853-7 .
- Вэй, Лилли (май 2014 г.). «Исчезающий художник». Искусство в Америке : 57–60.
- Адер-Аппельс, Йоханна (2017). Дом неповиновения. Позиция одной семьи против Холокоста . Тонтон: Издательство Mirador. ISBN 978-1-911473-76-3 .
- Сондерс, Уэйд (февраль 2004 г.). «В мечтах начинаются обязанности». Искусство в Америке : 54–63.
- Музей Бойманса Ван Бёнингена (2006 г.). Бас Ян Адер. Пожалуйста, не оставляй меня. Каталог-резонне . Роттердам: Музей Боймана Ван Бёнингена. ISBN 978-90-6918-216-2 .
- Андрисс, Пол (1988). Бас Ян Адер. Художник/Художник . Амстердам: Фонд общественной собственности произведений искусства. ISBN 978-90-6515-063-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Баса Яна Адера
- Мне слишком грустно говорить вам об этом на YouTube [ мертвая ссылка ]
- Страница выдающихся выпускников Колледжа искусств и дизайна Отиса
- Девять произведений Баса Яна Адера из онлайн-коллекции Музея Бойманса Ван Бёнингена с изображениями и описаниями.
- 1942 года рождения
- 1975 смертей
- Дела о пропавших без вести 1970-х годах
- Голландские художники 20 века
- Голландские художники-концептуалисты
- Современные голландские художники
- Голландские артисты-перформансы
- Голландские фотографы
- Художники из Лос-Анджелеса
- Выпускники Клермонтского университета
- Голландские эмигранты в США
- Выпускники колледжа искусств и дизайна Отиса
- Люди из Виншотена
- Люди объявлены умершими заочно
- Люди, потерянные в море