ленточный червь
ленточный червь | |
---|---|
Рожденный | Фрэнк Уве Лейсипен 30 ноября 1943 г. |
Умер | 2 марта 2020 г. [1] | (76 лет)
Национальность | немецкий |
Известный | Перформанс |
Заметная работа | Работает с Мариной Абрамович (1976–1988). |
Франк Уве Лейсипен (англ. Немецкий: [fʁaŋk ˈʔuːvə laɪˈziːpm̩] ; 30 ноября 1943 — 2 марта 2020), профессионально известный как Улай , был немецким художником, жившим в Амстердаме и Любляне , получившим международное признание за свои работы на Polaroid и совместные перформансы с давней спутницей Мариной Абрамович .
Ранняя карьера
[ редактировать ]В начале 1970-х годов, борясь со своим чувством « немецкости », [2] Улай переехал в Амстердам , где начал экспериментировать с камерой Polaroid . Чувство Рене (1974), серия саморефлексивных и автобиографических коллажей, изображает явные визуальные представления сконструированного пола. [3] в то время это считалось скандальным. [4]
Работает с Мариной Абрамович.
[ редактировать ]В 1975 году Лайсипен, известный под псевдонимом Улай, познакомился с сербской художницей-перформансом Мариной Абрамович . В том же году они начали жить и выступать вместе. Когда Абрамович и Улай начали свое сотрудничество, [5] основными концепциями, которые они исследовали, были Эго и художественная идентичность. Они создали «работы отношений», характеризующиеся постоянным движением, изменением, процессом и «жизненным искусством». [6] Пара выразила свою приверженность в своем манифесте Relation Works (1976–1988): «Жизненное искусство: отсутствие постоянного места жительства, постоянное движение, прямой контакт, местные связи, самоотбор, преходящие ограничения, риск, мобильная энергия».
Это было начало десятилетия влиятельной совместной работы. Каждого исполнителя интересовали традиции своего культурного наследия и индивидуальное стремление к ритуалу. Следовательно, они решили сформировать коллективное существо под названием «Другой» и говорили о себе как о частях «двуглавого тела». [7] Они одевались и вели себя как близнецы и создали отношения полного доверия. Когда они определили эту фантомную идентичность, их индивидуальные личности стали менее доступными. Анализируя фантомные художественные идентичности, Чарльз Грин отметил, что это позволило глубже понять художника как исполнителя, поскольку открыло способ «сделать художественное самодеятельность доступной для самоисследования». [8]
Работы Абрамовича и Улая проверяли физические пределы тела и исследовали мужские и женские принципы, психическую энергию, трансцендентальную медитацию и невербальное общение . [6] В то время как некоторые критики исследовали идею гермафродитного состояния бытия как феминистское утверждение, сама Абрамович отрицает, что считает это сознательным понятием. Она настаивает, что ее исследования тела всегда касались в первую очередь тела как единицы личности, и эту тенденцию она прослеживает в военном прошлом своих родителей. Вместо того, чтобы заниматься гендерными идеологиями, Абрамович/Улай исследовали крайние состояния сознания и их отношение к архитектурному пространству. Они разработали серию работ, в которых их тела создавали дополнительные пространства для взаимодействия со зрителем. Обсуждая этот этап своей истории выступлений, она сказала: «Главная проблема в этих отношениях заключалась в том, что делать с эго двух артистов. Мне нужно было найти способ подавить свое эго, как и он, чтобы создать что-то как гермафродитное состояние бытия, которое мы называем «Я смерти». [9]
- В «Отношениях в космосе » (1976) они неоднократно сталкивались друг с другом в течение часа, смешивая мужскую и женскую энергию в третий компонент, называемый «это я». [5]
- В фильме «Взаимосвязь в движении» (1977) пара проехала на машине по музею 365 кругов; черная жидкость сочилась из машины, образуя своего рода скульптуру, каждый круг которой представлял собой день. (После 365 кругов идея заключалась в том, что они вступили в Новое тысячелетие.)
- В фильме «Отношения во времени» (1977) они сидели спиной к спине, связанные хвостами, в течение шестнадцати часов. Затем они позволили публике войти в комнату, чтобы посмотреть, смогут ли они использовать энергию публики, чтобы еще больше расширить свои возможности. [10]
- Чтобы создать «Вдох/выдох», два художника придумали пьесу, в которой они соединяли рты и вдыхали выдыхаемые друг другом воздуха до тех пор, пока не израсходовали весь доступный кислород. Через семнадцать минут после начала выступления они оба упали на пол без сознания, их легкие наполнились углекислым газом. [11] [12]
- В «Импондерабилии» (1977, воспроизведено в 2010 году) два артиста, оба полностью обнаженные, стоят в дверном проеме. Публика должна протиснуться между ними, чтобы пройти, и при этом выбрать, с кем из них столкнуться. [5]
- В «ААА-ААА» (1978) два артиста стояли друг напротив друга и издавали длинные звуки с открытыми ртами. Они постепенно приближались все ближе и ближе, пока в конце концов не начали кричать прямо в рот друг другу. [10] Это произведение продемонстрировало их интерес к выносливости и продолжительности. [10]
- В 1980 году они исполнили Rest Energy на художественной выставке в Дублине , где оба уравновешивали друг друга на противоположных сторонах натянутого лука и стрелы, стрела была направлена в сердце Абрамовича. Практически без усилий Улай мог легко убить Абрамовича одним пальцем. Кажется, это символизирует доминирование мужчин и то, какое превосходство они имеют в обществе над женщинами. Кроме того, рукоять лука держит Абрамович и направлена на себя. Рукоять лука – самая важная часть лука. Это было бы совершенно другое произведение, если бы это был Улай, целящийся из лука в Абрамовича, но, заставляя ее держать лук, это почти как если бы она поддерживала его, покончив с собой. [5] [13]
В период с 1981 по 1987 год пара исполнила Nightsea Crossing в двадцати двух спектаклях. Они молча сидели друг напротив друга на стульях по семь часов в день. [10]
В 1988 году, после нескольких лет напряженных отношений, Абрамович и Улай решили совершить духовное путешествие, которое положит конец их отношениям. Каждый из них прошел Великую Китайскую стену в пьесе под названием « Влюбленные», начиная с двух противоположных концов и встречаясь посередине. [14] Как описал это Абрамович: «Эта прогулка стала полной личной драмой. Улай стартовал из пустыни Гоби , а я — с Желтого моря . После того, как каждый из нас прошел 2500 км, мы встретились посередине и попрощались». [15] Она сказала, что задумала эту прогулку во сне, и она стала, по ее мнению, подходящим романтическим завершением отношений, полных мистицизма , энергии и привлекательности. Позже она описала процесс: «Нам нужна была определенная форма финала после этого огромного расстояния, идущего навстречу друг другу. Это очень человечно. Это в каком-то смысле более драматично, больше похоже на финал фильма… Потому что, в конце концов, ты действительно одинок, что бы ты ни делал». [15] Она сообщила, что во время прогулки она по-новому интерпретировала свою связь с физическим миром и природой. Она чувствовала, что металлы в земле влияют на ее настроение и состояние; она также размышляла над китайскими мифами, в которых Великая стена описывается как «энергетический дракон». Паре потребовалось восемь лет, чтобы получить разрешение правительства Китайской Народной Республики на выполнение работ, к тому времени их отношения полностью распались.
На своей в МоМА ретроспективе 2010 года Абрамович исполнила «Артист присутствует» , в котором она помолчала с каждым незнакомцем, сидевшим перед ней. Хотя «они встретились и поговорили утром в день открытия», [16] У Абрамовича была глубоко эмоциональная реакция на Улая, когда он пришел на ее выступление и потянулся к нему через стол между ними; Видео этого события стало вирусным . [17]
В ноябре 2015 года Улай подала на Абрамовича в суд, заявив, что она выплатила ему недостаточно гонорара в соответствии с условиями контракта 1999 года о продаже их совместных произведений. [18] [19] В сентябре 2016 года голландский суд обязал Абрамовича выплатить Улаю 250 000 евро в качестве его доли от продаж художественного сотрудничества над их совместными работами. В своем постановлении суд Амстердама установил, что Улай имел право на гонорары в размере 20% от продаж их произведений, как указано в первоначальном контракте 1999 года, и обязал Абрамовича задним числом выплатить гонорары в размере более 250 000 евро, а также более более 23 000 евро судебных издержек. [20] Кроме того, ей было приказано предоставить полную аккредитацию совместным произведениям, перечисленным как «Улай/Абрамович», охватывающим период с 1976 по 1980 год, и «Абрамович/Улай», с 1981 по 1988 год.
Более поздние работы
[ редактировать ]Улай много экспериментировал с включением участия публики в свое исполнительское искусство. Его инсталляции « Can't Beat the Feeling: Long Playing Record» (1991–1992) и «Хлеб с маслом» (1993) открыто критиковали расширение Европейского Союза . [21] В серии «Остаточные изображения Берлина – Флаги ЕС» он использовал феномен остаточных изображений на сетчатке глаза , чтобы изобразить перевернутые изображения флагов стран-членов ЕС. [5] [22] Он продюсировал «Заблуждение: событие об искусстве и психиатрии» (2002) на территории Психиатрического института Винсента Ван Гога в Венре , Нидерланды . Другие проекты, предполагавшие участие аудитории, включают Люксембурга» «Портреты и «Памятник будущему» . [23] [24]
Максимально точное воспроизведение реальности было в центре внимания фильмов «Курсив и радикалы» (2000), «Джонни – Онтологический в фотографическом изображении» (2004), [25] и WE Emerge (2004), последний реализован в сотрудничестве с арт-центром AoRTa в Кишиневе , Республика Молдова . [26]
Личная жизнь
[ редактировать ]С 1976 по 1988 год Улай был в отношениях с Мариной Абрамович , с которой он сотрудничал в ряде перформансов .
В 2013 году режиссер Дамжан Козоле выпустил документальный фильм «Проект Рак: журнал Улая с ноября по ноябрь» о жизни, творчестве художника и диагнозе рака 2011 года. В фильме рассказывается о лечении Улая, встречах с друзьями и путешествиях, а также о его постоянной практике. Он вылечился от рака лимфатической системы в 2014 году. [27]
Он умер 2 марта 2020 года в Любляне, Словения, в возрасте 76 лет, после рецидива рака лимфатических сосудов. [1] [28]
Призы и награды
[ редактировать ]- 1984: Премия Сан-Себастьяна за видео
- 1985: Премия Лукано Видео
- 1986: Премия Polaroid Video
- 1986: Видеопремия - Культурный кружок Ассоциации немецкой промышленности.
Библиография
[ редактировать ]- Режим Вивенди. Улай и Марина Абрамович 1980–1985 , изд. Ян Деббо; Стеделик Ван Аббемузей, Эйндховен, 1985 г.
- Улай: В натуральную величину , изд. Ширн Кунстхалле Франкфурт. Spector Books, Лейпциг, 2016; 978-3-95905-111-8 ; 3-95905-111-5
- Улай, Портреты 1970–1993 , изд. Фридо Троост; Издательство «Базальт», Амстердам, 1996 г.; ISBN 978-90-75574-05-0
- Улай. Люксембургские портреты , авторы: Марита Рюйтер, Люсьен Кайзер; Издания Clairefointaine, 1997 г.; ISBN 2-919881-02-7
- Улай/Абрамович. Спектакли 1976 -1988 гг ., авторы: Улай, Марина Абрамович, Крисси Айлс, Пол Кокке; Стеделик Ван Аббемузей, Эйндховен, 1997 г.; ISBN 90-70149-60-5
- Улай - Берлин/Фотоген , изд. Икуо Сайто; Художественный музей префектуры Ямагути, Камеяма,
- Улай / Что называется фотографией , книга художника; Книги художников Йохана Дойменса, Ландграаф, 2000; ISBN 90-73974-05-4
- Улай. МЫ ПОЯВЛЯЕМСЯ , авторы: Томас МакЭвилли, Ирина Грабован; Арт-центр АоРТа, 2004; ISBN 9975-9804-1-4
- УЛАЙ. Стать , авторы: Томас МакЭвилли, Тевз Логар, Марина Абрамович; Галерея Skuc, Любляна, 2010; ISBN 978-961-6751-27-8
- Искусство, любовь, дружба: Марина Абрамович и Улай, вместе и врозь ; автор: Томас МакЭвилли; Макферсон и компания, 2010 г.; ISBN 978-0-929701-93-6
- Марина Абрамович. «Художник присутствует» , авторы: Клаус Бизенбах , Йована Стокич, Артур К. Данто, Нэнси Спектор, Крисси Айлс; Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2010 г.; ISBN 978-0-87070-747-6
- Глэм! «Представление стиля» , Tate Publishing, Лондон, 2013; ISBN 978-1-849760-92-8
- Шепот: Улай об Улае , авторы: Мария Рус Боян, Алессандро Кассен; Вализ, Амстердам, 2014 г.; ISBN 978-90-78088-72-1
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маршалл, Алекс (02 марта 2020 г.). «Улай, артист, раздвигающий границы, умер в возрасте 76 лет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Кассен, А. в разговоре с Улаем. Поиск идентичности: разучивание. В «Шепотах: Улай об Улае», авторы: Мария Рус Боян, Алессандро Кассен; Вализ, Амстердам, 2014 г. (стр. 189–192); ISBN 978-90-78088-72-1
- ^ Марина Абрамович и Улай помирились 30 лет спустя
- ^ Боян, М.Р. Тело: порог познания, означающая поверхность и генератор художественного выражения. В «Шепотах: Улай об Улае», авторы: Мария Рус Боян, Алессандро Кассен; Вализ, Амстердам, 2014 г. (с. 25); ISBN 978-90-78088-72-1
- ^ Jump up to: а б с д и «Марина Абрамович» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Стайлз, Кристина (2012). Теории и документы современного искусства, 2-е изд . Издательство Калифорнийского университета. стр. 808–809.
- ^ Цитируется в Green, 37.
- ^ Грин, 41 год.
- ^ Каплан, 14 лет.
- ^ Jump up to: а б с д «Улай/Абрамович – Марина Абрамович» . Блоги.uoregon.edu. 12 февраля 2015 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ О последствиях: исследования в области искусства, разрушения и травм
- ^ Марина Абрамович
- ^ «Документирование исполнительского искусства Марины Абрамович в фотографиях | Искусство | Повестка дня» . Файдон. Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 г. Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Касконе, Сара (08 августа 2017 г.). «Марина Абрамович и Улай, чей разрыв навсегда изменил исполнительское искусство, помирились в новом интервью» . Новости Артнета .
- ^ Jump up to: а б «Влюбленные Абрамович и Улай проходят Великую Китайскую стену с противоположных концов, встречаются посередине и расстаются – потрясающие путешествия» . 14 января 2015 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ «Клаус Бизенбах о воссоединении Абрамович-Улая | Artinfo» . www.blouinartinfo.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 г.
- ^ «Видео Марины Абрамович и Улая на ретроспективе МоМА» . Ютуб.com. 15 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. Проверено 11 декабря 2013 г.
- ^ Эстер Аддли и Ной Чарни. «На Марину Абрамович подал в суд бывший любовник и соратник Улай | Искусство и дизайн» . Хранитель . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Ной Чарни. «Улай против Марины: как властная пара искусства пошла на войну | Искусство и дизайн» . Хранитель . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Ной Бен Куинн. «Бывший партнер Марины Абрамович Улай заявляет о победе в случае совместной работы | Искусство и дизайн» . Хранитель . Проверено 29 марта 2017 г.
- ↑ Улай в гостях на ЗКМ.
- ^ Интервью Кэролы Падтберг
- ^ О смерти художника Улая - житейского мудреца.
- ^ Что становится важным – Марина Абрамович и Улай примиряются
- ^ Боян, М.Р. Исполняющие сообщества: эстетика участия. В «Шепотах: Улай об Улае», авторы: Мария Рус Боян, Алессандро Кассен; Вализ, Амстердам, 2014 г. (с. 43); ISBN 978-90-78088-72-1
- ^ Выживут только художники: 3 главных перформанса Марины Абрамович и Улая
- ^ Сайей, Надя (06 мая 2016 г.). «Бывший партнер Марины Абрамович Улай возвращается на сцену» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Нидхэм, Алекс (2 марта 2020 г.). « Пионер и провокатор»: артист-перформанс Улай скончался в возрасте 76 лет» . Хранитель .