Jump to content

Ив Кляйн

Ив Кляйн
Маленький в 1959 году
Рожденный ( 1928-04-28 ) 28 апреля 1928 г.
Ницца , Франция
Умер 6 июня 1962 г. ) ( 1962-06-06 ) ( 34 года
Париж, Франция
Известный Живопись, перформанс
Заметная работа ИКБ 191 (1962)
Монотонная симфония (1949)
Движение Новый реализм
Супруг Ротраут Кляйн-Мокей

Ив Кляйн (англ. Французское произношение: [iv klɛ̃] ; 28 апреля 1928 — 6 июня 1962) — французский художник и важная фигура в послевоенном европейском искусстве. Он был ведущим членом французского художественного движения «Новый реализм» , основанного в 1960 году искусствоведом Пьером Рестани . Кляйн был пионером в развитии перформанса и считается источником вдохновения и предшественником минимализма , а также поп-арта . Он известен разработкой и использованием International Klein Blue .

Биография

[ редактировать ]

Кляйн родился в Ницце , в департаменте Приморские Альпы во Франции. Его родители, Фред Кляйн и Мари Рэймонд , оба были художниками. Его отец рисовал в свободном стиле постимпрессионизма , а его мать была ведущей фигурой в Art Information и регулярно проводила вечера с другими ведущими представителями этого парижского абстрактного движения. Кляйн не получил формального художественного образования, но родители познакомили его с разными стилями. Его отец был художником-фигуративистом, а мать интересовалась абстрактным экспрессионизмом. [1]

С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Национальной школе морской пехоты и Национальной школе восточных языков. В это время он подружился с Арманом (Арман Фернандес) и Клодом Паскалем и начал рисовать. В возрасте девятнадцати лет Кляйн и его друзья лежали на пляже на юге Франции и делили между собой мир; Арман выбрал Землю, Паскаль — слова, а Кляйн выбрал эфирное пространство, окружающее планету, которое затем начал подписывать:

Этим знаменитым символическим жестом подписания неба Кляйн, словно в мечтах, предвидел направление своего искусства с того времени — стремление достичь дальней стороны бесконечности. [2]

В начале 1948 года Кляйн познакомился с текстом Макса Генделя 1909 года «Космоконцепция розенкрейцеров» и добился членства в американском обществе, посвященном розенкрейцерству . [3]

Во время учебы в Национальной школе восточных языков Кляйн начал заниматься дзюдо . В период с 1948 по 1952 год он путешествовал по Италии, Великобритании, Испании и Японии. В 1953 году он отправился в Японию, где в возрасте 25 лет стал мастером дзюдо, получив звание йодан (4-й дан / черный пояс степени) от Кодокана , став первым европейцем, поднявшимся до этого звания. Позже в том же году он стал техническим директором сборной Испании по дзюдо. [4] В 1954 году Кляйн написал книгу по дзюдо под названием « Les Fondements du judo» . [5] В том же году он поселился на постоянной основе в Париже и начал всерьез утверждаться в мире искусства.

Между 1947 и 1948 годами [6] Кляйн задумал свою «Монотонную симфонию» (1949, формально «Монотонная симфония тишины» ), которая состояла из одного 20-минутного продолжительного аккорда ре мажор, за которым следовала 20-минутная тишина. [7] [8] - прецедент для более поздних монохромных картин Кляйна и работ музыкантов-минималистов , особенно Ла Монте Янга и дроновой музыки Джона Кейджа 4’33″ .

Симфония исполняется редко. Композитор и исполнитель Роланд Дахинден сказал: «Невозможно провести полную репетицию чего-то подобного», потому что «это слишком сложно. Все просто умрут». Первое выступление состоялось в парижской художественной галерее в 1960 году, в нем приняли участие всего десять музыкантов. Певица Сахра Моталеби описала это так: «Реальность такова, что это похоже на своего рода причудливый хор первобытной вселенной. Это не похоже на ноту, которую вы когда-либо слышали». Сам Кляйн сравнивал звучание своей симфонии с криками. На первое выступление в Париже Кляйн пригласил трех обнаженных женщин, которых он называл «живыми кистями», которые «покрылись его фирменной темно-синей краской и прижимались телами к бумаге во время звуковой половины симфонии, замирая во время тишины». . [9]

произведение искусства

[ редактировать ]

Монохромные работы: Голубая эпоха

[ редактировать ]
Ив Кляйн, IKB 191 , 1962 г.

Хотя Кляйн писал монохромные картины еще в 1949 году и провел первую частную выставку этих работ в 1950 году, его первой публичной выставкой стала публикация книги художника «Ив Пейнтюр» в ноябре 1954 года. Пародируя традиционный каталог-резонне , книга содержала серию насыщенных монохромных изображений, связанных с различными городами, в которых он жил в предыдущие годы. Ив Пеинтюр предвосхитил свои первые две выставки картин маслом: в Клубе пасьянсов, Париж, октябрь 1955 года, и «Ив: Монохромные предложения» в галерее Колетт Алленди, февраль 1956 года. Общественная реакция на эти выставки, на которых были представлены оранжевый, желтый, красный, розовый и синие монохромы глубоко разочаровали Кляйна, поскольку люди переходили от картины к картине, соединяя их вместе, как своего рода мозаику.

Судя по реакции публики, [Кляйн] понял, что... зрители думали, что его различные, однородно окрашенные полотна представляют собой новый вид яркого абстрактного оформления интерьера. Потрясенный этим недоразумением, Кляйн понял, что необходимо сделать дальнейший и решительный шаг в направлении монохромного искусства... С этого времени он сосредоточится только на одном-единственном основном цвете: синем. [10] [11]

На следующей выставке, «Proposte Monocrome, Epoca Blu» («Монохромное предложение; Голубая эпоха») в Галерее Аполлинера в Милане (январь 1957 г.), были представлены 11 одинаковых синих холстов с использованием пигмента ультрамарина, суспендированного в синтетической смоле «Родопас», описанной Кляйн как «Медиум». Обнаружен с помощью Эдуарда Адама, парижского торговца красками. [12] оптический эффект сохранял блеск пигмента, который при суспендировании в льняном масле имел тенденцию тускнеть. Позже Кляйн оставил конверт Соло. [13] чтобы этот рецепт сохранил «подлинность чистой идеи». [14] Этот цвет, напоминающий лазурит, которым окрашивали одежды Мадонны на средневековых картинах, стал известен как International Klein Blue (IKB). Картины были прикреплены к столбам, расположенным на расстоянии 20 см (8 дюймов) от стен, чтобы увеличить их пространственную неоднозначность. Все 11 полотен стоили по-разному. Покупатели проходили по галерее, рассматривая каждое полотно и приобретали именно то, которое им показалось лучшим. Идея Кляйна заключалась в том, что каждый покупатель увидит в купленном им холсте что-то уникальное, чего другие покупатели, возможно, не видели. Таким образом, хотя визуально все картины выглядели одинаково, воздействие каждой из них на покупателя было совершенно уникальным. [15]

Шоу имело успех у критиков и коммерческий успех: оно побывало в Париже, Дюссельдорфе и Лондоне. Парижская выставка в галерее Iris Clert в мае 1957 года стала знаковым событием. [6] В ознаменование открытия был выпущен 1001 синий воздушный шар и разосланы синие открытки с использованием марок IKB, которые Кляйн подкупил почтовую службу, чтобы они признали их законными. [16] Одновременно в Galerie Collette Allendy проходила выставка тюбов с синим пигментом и огненных картин. [17]

Le Vide ( Пустота ) выставлена ​​в галерее Iris Clert.

На своей следующей выставке в галерее Iris Clert (апрель 1958 г.) Кляйн решил вообще ничего не показывать под названием La spécialisation de la sensibilité à l'état matière première en sensibilité picturale stabilisée, Le Vide ( Специализация чувствительности в сырьевом состоянии). в Стабилизированную живописную чувствительность, «Пустота» ): он убрал из пространства галереи все, кроме большого шкафа, покрасил все поверхности в белый цвет, а затем организовал тщательно продуманную процедуру входа на премьеру: окно галереи было выкрашено в синий цвет, а синяя занавеска была поднята. висела в вестибюле в сопровождении республиканской гвардии и синих коктейлей. Благодаря огромной рекламной кампании 3000 человек выстроились в очередь, ожидая, чтобы их пустили в пустую комнату. [18]

Историк искусства Оливье Берггрюн рассматривает Кляйна как «человека, который стремился к полному освобождению», формируя связь между извращенным ритуалом и пренебрежением условностями. Кляйн изучал дзюдо в Японии в период с 1952 по 1954 год, а также проявлял интерес к дзэн-буддизму . [19] По словам Берггрюна, он использовал ритуал не как средство достижения веры, а скорее как форум, с помощью которого можно достичь абстракции — временно преодолеть мирские пережитки и вернуться на землю как новое существо.

В последнее время моя работа с цветом привела меня, вопреки самому себе, к поиску мало-помалу, с некоторой помощью (со стороны наблюдателя, со стороны переводчика) реализации материи, и я решил прекратить борьбу. Мои картины теперь невидимы, и я хотел бы показать их в ясной и позитивной манере на моей следующей парижской выставке у Ирис Клерт. [20]

Губка Relief (1959), Musiktheater im Revier , Гельзенкирхен

Позже в том же году его пригласили украсить Гельзенкирхена оперный театр в Германии серией огромных синих фресок, самые большие из которых были размером 20 на 7 метров. Оперный театр был открыт в декабре 1959 года. Кляйн отпраздновал это открытие поездкой в ​​Кашу , Италия, чтобы разместить подношение экс-голосования в монастыре Святой Риты . «Пусть все, что исходит из меня, будет прекрасным», — молился он. [21] Подношение представляло собой небольшую прозрачную пластиковую коробку с тремя отделениями; один наполнен пигментом IKB, другой наполнен розовым пигментом и третий с сусальным золотом внутри. Контейнер был вновь открыт только в 1980 году.

Последними двумя выставками Кляйн в Iris Clert's были Vitesse Pure et Stabilité Monochrome ( Чистая скорость и монохромная стабильность ), ноябрь 1958 года, сотрудничество с Жаном Тэнгли (кинетические скульптуры) и Bas-Reliefs dans une Forêt d'Éponges ( Барельефы в Sponge Forest ), июнь 1959 года, коллекция губок, которыми Кляйн рисовал холсты IKB, закрепленных на стальных стержнях и вставленных в камни, которые он нашел в саду своих родителей.

Антропометрия

[ редактировать ]

Несмотря на то, что картины IKB были одинаково окрашены, Кляйн экспериментировал с различными методами нанесения краски; сначала разные валики, а затем губки создали серию разнообразных поверхностей. Этот экспериментализм привел к созданию ряда работ Кляйн с использованием обнаженных женских моделей, покрытых синей краской и перетаскиваемых или наложенных на холсты для создания изображения, используя модели как «живые кисти». Этот вид работы он назвал Антропометрией . Другие картины, созданные этим методом, включают «записи» дождя, которые Кляйн сделал, проезжая под дождем со скоростью 70 миль в час с холстом, привязанным к крыше его машины, и холсты с узорами сажи, созданными путем прожигания холста газовые горелки.

Кляйн и Арман постоянно творчески общались друг с другом, как как новые реалисты , так и как друзья. Оба родом из Ниццы, они много лет работали вместе, и Арман даже назвал своего сына Ивом Арманом в честь Ива Кляйна, который был его крестным отцом.

Иногда создание этих картин превращалось в своего рода перформанс — например, на мероприятии 1960 года зрители, одетые в строгие вечерние наряды, наблюдали, как модели выполняют свою задачу, в то время как инструментальный ансамбль играл «Монотонную симфонию» Кляйна 1949 года . [22] [23]

В перформансе Zone de Sensibilité Picturale Immatérielle ( Зоны нематериальной живописной чувствительности ) (1959–1962) он предлагал пустые места в городе в обмен на золото. Он хотел, чтобы его покупатели ощутили Пустоту, продавая им пустое пространство. По его мнению, этот опыт можно было оплатить только самым чистым материалом: золотом. Взамен он передал покупателю свидетельство о собственности. Во второй части произведения, представленной на Сене в присутствии искусствоведа, если покупатель соглашался поджечь сертификат, Кляйн бросал половину золота в реку, чтобы восстановить «естественный порядок», который он вышел из равновесия, продав пустое пространство (теперь оно уже не было «пустым»). Другую половину золота он использовал для создания серии работ с позолотой , которые, наряду с серией розовых монохромов, к концу его жизни начали дополнять его синие монохромы.

Прыжок в пустоту

[ редактировать ]
Le Saut dans le vide (Прыжок в пустоту); фотомонтаж Шунка-Кендера ( Гарри Шанк и Янош Кендер ) выступления Кляйна на улице Жантиль-Бернар, Фонтене-о-Роз , октябрь 1960 г.

Кляйн также хорошо известен благодаря фотографии составной Saut dans le vide ( «Прыжок в пустоту »). [24] первоначально опубликовано в его книге художника 1960 года Dimanche , где, по-видимому, показано, как он прыгает со стены с вытянутыми руками к тротуару. Кляйн использовал фотографию как доказательство своей способности совершать путешествие по Луне без посторонней помощи. Фактически, «Saut dans le vide», опубликованный как часть рекламной кампании Кляйна («художника космоса»), осуждающего собственные лунные экспедиции НАСА как высокомерие и безумие, представлял собой фотомонтаж, в котором большой брезент, который держал Друзья-художники, на которых прыгнул Кляйн, были удалены из окончательного изображения.

Работа Кляйна вращалась вокруг концепции, вдохновленной дзен, которую он описал как «le Vide» (Пустота). Пустота Кляйна — это состояние, подобное нирване, свободное от мирских влияний; нейтральная зона, где человек побуждается обращать внимание на свои чувства и на «реальность», а не на «представление». Кляйн представлял свои работы в формах, которые признавались искусством — картины, книга, музыкальная композиция — но затем убирал ожидаемое содержание этой формы (картины без картинок, книга без слов, музыкальная композиция без фактической композиции). оставив, так сказать, только оболочку. Таким образом он пытался создать для зрителя свои «Зоны нематериальной живописной чувствительности».Вместо того, чтобы представлять объекты субъективным, художественным способом, Кляйн хотел, чтобы его предметы были представлены их отпечатком: образом их отсутствия.Он пытался заставить свою аудиторию испытать состояние, в котором идею можно было одновременно «почувствовать» и «понять». [ нужна ссылка ]

Множители

[ редактировать ]

Помимо рисования плоских холстов, Кляйн за свою карьеру создал серию работ, которые стирали границы между живописью и скульптурой. Он присвоил гипсовые слепки известных скульптур, таких как « Крылатая победа Самофракийской» и «Венера Милосская» , покрасив их в цвет International Klein Blue; он нарисовал глобус, трехмерные рельефы территорий Франции и дюбели, которые подвешивал к потолку в виде дождя. Он также приклеивал губки к холстам и рисовал тарелки. Многие из этих работ позже были выпущены в виде повторных изданий после его смерти.

В «Голубом обелиске» , проекте, который ему не удалось реализовать в 1958 году, но который, наконец, произошел в 1983 году, он присвоил себе площадь Согласия , направив синие прожекторы на центральный обелиск.

Последние годы

[ редактировать ]

Искусствовед Пьер Рестани , который говорил о том, что его первая встреча с Кляйном имела решающее значение для них обоих, [25] вместе с Кляйном основал группу «Новый реализм» в студии/квартире Кляйна 27 октября 1960 года. Членами-учредителями были Арман , Франсуа Дюфрен, Раймон Хейнс , Ив Кляйн, Марсьяль Райсс, Даниэль Сперри , Жан Тэнгли и Жак Виллегле , а также Ники де Сен-Фалль , Христо и Жерар Дешам присоединятся позже. Обычно рассматриваемая как французская версия поп-арта , цель группы была сформулирована как «Новый реализм — новые способы восприятия реальности » . [26]

Большая ретроспектива прошла в Крефельде , Германия, в январе 1961 года, после чего последовало неудачное открытие в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке, на котором Кляйну не удалось продать ни одной картины. он останавливался с Ротраутом в отеле «Челси» На время выставки ; и там он написал «Манифест отеля Челси», провозглашение «множества новых возможностей». Частично в манифесте говорилось:

В настоящее время меня особенно волнует «безвкусица». У меня есть глубокое ощущение, что в самой сути безвкусицы существует сила, способная создавать вещи, выходящие далеко за рамки того, что традиционно называют «произведением искусства». Я хочу играть человеческим чувством, его «болезненностью» холодно и свирепо. Лишь совсем недавно я стал своего рода могильщиком искусства (как ни странно, пользуюсь теми же терминами, что и мои враги). Некоторые из моих последних работ — гробы и гробницы. В то же время мне удалось рисовать огнем, используя особенно мощное и жгучее газовое пламя, некоторые из которых достигали высоты трех-четырех метров. Я использую их для пропитки поверхности картины таким образом, чтобы на ней регистрировался спонтанный след огня. [27]

Он продолжил выставляться в галерее Дван в Лос-Анджелесе и много путешествовал по западу США , посетив Долину Смерти в пустыне Мохаве . В 1962 году Кляйн вышла замуж за Ротраута Юкера , который вскоре после его смерти родил им сына.

Кляйн перенес сердечный приступ во время просмотра фильма «Тростник Мондо» (в котором он фигурирует) на Каннском кинофестивале 11 мая 1962 года. За этим последовали еще два сердечных приступа, второй из которых убил его 6 июня 1962 года.

Наследие

[ редактировать ]

Томас МакЭвилли в эссе, представленном на Artforum в 1982 году, классифицировал Кляйна как раннего, хотя и загадочного художника -постмодерниста . [28]

Своеобразная пародия на спектакль «Антропометрия» Кляйна представлена ​​в фильме 1961 года «Мудрые парни» (первоначальное название: Les Godelureaux ) режиссера Клода Шаброля .

Архив Ива Кляйна находится в Финиксе, штат Аризона , где живет его вдова Ротраут Кляйн-Мокей. [29]

8 декабря 2017 года валлийская альтернативная рок-группа Manic Street Preachers выпустила заглавный сингл со своего тринадцатого студийного альбома Resistance is Futile , International Blue . Песня была вдохновлена ​​Кляйном, особенно титулованной песней International Klein Blue. Басист и автор текстов The Manics Ники Вайр рассказал Quietus: «В «International Blue» была радость, которую мы не были уверены, что сможем передать что-то большее, чувство влюбленности в кого-то вроде Ива Кляйна, чтобы передать радость этого цвета и этой яркости – мы не были уверены, что она еще в нас. Звучит довольно молодо». [30]

В 2017 году , созданном MoMA и WNYC в подкасте о современном искусстве A Piece of Work , который вел Эбби Джейкобсон, был эпизод, посвященный синим монохромам Кляйн. [31] В 2018 году подкаст This is Love выпустил серию «Blue» о Кляйне и его работе. [32]

Короткий роман Дугласа Брютона «Синие открытки» 2021 года построен вокруг жизни и искусства Ива Кляйна.

Арт-рынок

[ редактировать ]

Наряду с работами Энди Уорхола и Виллема де Кунинга , картина Кляйна RE 46 (1960) вошла в пятерку лучших продавцов на Christie's распродаже послевоенного и современного искусства в мае 2006 года. Его монохроматическая синяя картина из губки была продана за 4 720 000 долларов. Ранее его картина RE I (1958) была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке в ноябре 2000 года за 6 716 000 долларов. [33] В 2008 году MG 9 (1962) была продана на аукционе Christie's за 21 миллион долларов. монохромная золотая картина [34] FC1 (Fire Color 1) (1962), панель длиной почти 10 футов (3,0 м), созданная с помощью паяльной лампы, воды и двух моделей, была продана на Christie's 8 мая 2012 года за 36 482 500 долларов. [35] Рекорд самой дорогой из его картин была достигнута картиной «Роза дю Блю» (RE 22) , проданной на аукционе Christie's в Лондоне 27 июня 2012 года за 36 753 200 долларов. [36]

В 2013 году скульптура Кляйна «Éponge Bleue Sans Titre, SE 168» за 22 миллиона долларов — самую высокую цену, уплаченную художником за скульптуру , созданная в 1959 году из натуральных морских губок, пропитанных синим пигментом, была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке . [37]

  • 1989: Антропометрия голубой эпохи [38]
  1. ^ «Ив Кляйн» . Биография . Архивировано из оригинала 21 марта 2019 года . Проверено 21 марта 2019 г.
  2. ^ Ханна Вайтемайер [ де ] , Ив Кляйн, 1928–1962: Internacional Klein Blue , перевод Кармен Санчес Родригес (Кёльн, Лиссабон, Париж: Taschen , 2001), 8. ISBN   3-8228-5842-0 .
  3. ^ Томас МакЭвилли. «Ив Кляйн: Конкистадор Пустоты». Ив Кляйн: Ретроспектива. (Хьюстон: Институт искусств Университета Райса, 1982), стр. 25.
  4. ^ «Ив Кляйн (1928–1962) – Дзюдо в семье» . fgjudo.com . Проверено 13 января 2019 г.
  5. ^ Ив Кляйн (1954) Основы дзюдо , Грассе, Париж ОСЛК   604216312
  6. ^ Jump up to: а б «Ив Кляйн (1928–1962)» . Архивы Ива Кляйна. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 12 мая 2013 г.
  7. ^ Гилберт Перлейн и Бруно Кора (редакторы) и др., Ив Кляйн: Да здравствует нематериальное! («Антологическая ретроспектива», каталог выставки 2000 г.), Нью-Йорк: Делано Гринидж, 2000 г., ISBN   978-0-929445-08-3 , с. 226 : «Эта симфония продолжительностью 40 минут (на самом деле 20 минут, за которыми следуют 20 минут тишины) состоит из одного растянутого «звука», лишенного атаки и окончания, который создает ощущение головокружения, кружащего чувствительность наружу. время."
  8. ^ См. также на YvesKleinArchives.org звуковой отрывок из «Monotone Silence Symphony» 1998 года , заархивированный 8 декабря 2008 года в Wayback Machine Кляйна, (требуется плагин Flash), и «Манифест отеля Челси» заархивированный 17 сентября 2013 года в Wayback Machine (включая краткое изложение 2-частная симфония ).
  9. ^ Кеннеди, Рэнди. «Звук, затем тишина (старайтесь не дышать)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 апреля 2024 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
  10. ^ Ханна Вайтемайер, Ив Кляйн, 1928–1962: International Klein Blue , оригинальное издание (Кёльн: Taschen, 1994), 15. ISBN   3-8228-8950-4 .
  11. ^ Иона Сингх, Цвет, фактура, искусство и дизайн (Хэмпшир: Zero Books, 2012), стр. 41–64. ISBN   9781780996295 .
  12. ^ "Портрет Эдуарда Адама, торговца красками и друга художников... фильм его племянника.)
  13. ^ Том Лирнер (2008). «Восстановление нематериального: изучение и обработка синего монохрома Ива Кляйна (IKB42) ». Современная краска не покрыта . Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти. ISBN  978-0-89236-906-5 .
  14. ^ Цитируется по Ханне Вайтемайер, Ив Кляйн, 1928–1962: International Klein Blue , оригинальное издание (Кёльн: Taschen, 1994), 19. ISBN   3-8228-8950-4 .
  15. ^ «Выставки – Ив Кляйн: Proposte monocrome, epoca blu – Ив Кляйн» . yvesklein.com . Проверено 21 марта 2019 г.
  16. ^ Хелд-младший, Джон. «Грозная синяя марка Ива Кляйна» . Mailartist.com. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года.
  17. ^ "Galerie Collette Allendy" IMEC Архив (на французском языке)
  18. ^ Бил, Джейсон. «Ив Кляйн, Пустота» . Джейсонбил.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года.
  19. Оливье Берггрюн, «Ив Кляйн – Пустота» в книге «Написание искусства» (Лондон: Pushkin Press, 2012), 80.
  20. ^ Стич, Сидра. Ив Кляйн. Галерея Хейворд. Лондон, 1994 год.
  21. ^ "True Blue" (28 июня 2010 г.) ) Житель Нью-Йорка , стр.72
  22. ^ «Отчет и звукозапись спектакля 1960 года» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2001 года . Проверено 21 февраля 2001 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) .
  23. ^ Гуалтьеро Якопетти (директор), Паоло Кавара (директор), Франко Проспери (директор) (1962). СОБАЧИЙ МИР . Пепел. Выступление Ива Кляйна начинается с 1:18:34 . Проверено 21 августа 2023 г.
  24. ^ "+" . Веб-сайт tiscali.it . Проверено 6 июля 2012 года .
  25. ^ Карен Моллер, Technicolor Dreams , Olympia Press, стр. 88
  26. ^ Керстин Стреммель, Реализм , Taschen, 2004, с. 13. ISBN   3-8228-2942-0
  27. ^ Архивы Ива Кляйна. «Манифест отеля Челси» . 1961 год . Архивировано из оригинала 15 января 2013 года . Проверено 26 апреля 2013 г.
  28. ^ МакЭвилли, Т. «Ив Кляйн: Посланник эпохи космоса». Артфорум 20, вып. 5. Январь 1982 г., стр. 38–51.
  29. ^ «Рисуя блюз; поскольку новая крупная выставка освещает короткую и яркую карьеру художника Ива Кляйна, его вдова Ротро разговаривает исключительно с Лоуренсом Марксом» (29 января 1995 г.) The Guardian, стр. 2
  30. ^ «The Quietus | Особенности | Интервью Quietus | Меланхолический оптимизм: интервью с маниакальными уличными проповедниками» .
  31. ^ «#3: Как Questlove научилась любить тишину» . Часть работы . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 17 июля 2017 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
  32. ^ "Синий" . Это Любовь . 5 декабря 2018 г.
  33. ^ Талли, Джадд (9 мая 2006 г.). «Уорхолс и Джаддс продают на Christie's 143 миллиона долларов» . Артинфо . Проверено 23 апреля 2008 г.
  34. ^ "Великий пузырь современного искусства", BBC4, 18 мая 2009 г.
  35. ^ Кэрол Фогель (8 мая 2012 г.), «Рекордные продажи Ротко и других произведений искусства на Christie's» , The New York Times
  36. ^ «Самые дорогие картины Ива Кляйна, проданные на аукционе» . 30 сентября 2023 г.
  37. Катя Казакина и Филип Борофф (15 мая 2013 г.), «Барнетт Ньюман возглавляет аукцион Sotheby's в Нью-Йорке на сумму 294 миллиона долларов» , Bloomberg .
  38. ^ «Фил-Уэст — Марка 1989 года — Ив Кляйн «Антропометрия Голубой эпохи»» . Проверено 21 августа 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 879e32337ea8ef3089f0e9cb16ac36d5__1716153180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/d5/879e32337ea8ef3089f0e9cb16ac36d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yves Klein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)