Дэн (ранг)
И | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | часть | ||
Упрощенный китайский | часть | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | абзац | ||
Китайские иероглифы | часть | ||
Корейское имя | |||
хангыль | шаг | ||
Ханджа | часть | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | часть | ||
Хирагана | Дэн | ||
|
Система ранжирования дан ( 段 ) используется многими японскими, окинавскими, корейскими и другими организациями боевых искусств для обозначения уровня способностей человека в рамках данной системы. Используемая в качестве системы ранжирования для количественной оценки уровня навыков в определенной области, она первоначально использовалась в школе Го в период Эдо . [1] Сейчас он также используется в большинстве современных японских изобразительных и боевых искусств.
Автор боевых искусств Такао Накая утверждает, что эта система дан была впервые применена к боевым искусствам в Японии Кано Дзигоро (1860–1938). [2] основатель дзюдо , в 1883 году, позже представленный в других странах Восточной Азии. [3] В современных японских боевых искусствах обладатели дан часто носят черный пояс ; люди более высокого ранга также могут носить красно-белые или красные пояса в зависимости от стиля. Ранги дан также присуждаются за стратегические настольные игры, такие как го, японские шахматы ( сёги ) и рэндзю , а также за другие искусства, такие как чайная церемония ( садо или чадо ), цветочные композиции ( икебана ), японская каллиграфия ( сёдо ). и японская стрельба из лука ( Кюдо ). Сегодня эта рейтинговая система является частью отличительной черты, ландшафта и культурной «клейки» современного японского общества. [ нужна ссылка ]
Китайский иероглиф слова дан (段) в японском буквально означает ступень или ступень , но также используется для обозначения звания , звания или положения , т. е. степени или уровня знаний, знаний и старшинства. Однако в китайской пиньинь тот же иероглиф произносится на мандаринском диалекте «дуан » с 4-м тоном и первоначально использовался для обозначения фазы . Дан часто используется вместе со словом кю ( 級 ) в определенных системах рангов, при этом дан используется для более высоких рангов, а кю - для более низких рангов.
История [ править ]
Система ранжирования данов в го была разработана Хонинбо Досаку (1645–1702), профессиональным игроком в го периода Эдо. [1] [4] До изобретения ранжирование сверху вниз оценивалось путем сравнения гандикапа и имело тенденцию быть расплывчатым. Досаку оценил обладателя наивысшего на тот момент титула Мэйдзина в 9 дан. Вероятно, его вдохновила древняя китайская система рангов Го ( 9 Пин Чжи ) и более ранняя придворная система рангов ( девятиранговая система ), хотя в этих системах более низкие числа означают более старшие.
Звания дана были переданы боевым искусствам Кано Дзигоро (1860–1938), основателем дзюдо. Кано начал современную систему рангов в 1883 году, когда он вручил сёдан (самый низкий дан) двум своим старшим ученикам ( Сиро Сайго и Томите Цунеджиро ). До этого школы боевых искусств вознаграждали прогресс менее частыми лицензиями мэнкё , давая ученику право учить тому, чему он научился. Система мэнкё содержала в себе несколько рангов, последний из которых был мэнкё кайдэн (免許皆伝), лицензия, удостоверяющая что ученик освоил все учение этого искусства; другой способ наградить особенно опытного ученика заключался в том, чтобы выбрать его следующим сокэ , передав ему секретные свитки школы, дэнсё (伝書)). [5]
Еще не было внешнего различия между юданша ( рангами черного пояса ) и муданша (теми, кто еще не достиг уровня дана). Различные спортивные факультеты японской школьной системы уже использовали знаки ранга, особенно в плавании, где продвинутые пловцы носили черную ленту вокруг талии. [4] Кано перенял обычай носить на своих юданся черные оби (пояса) в 1886 году. [ нужна ссылка ]
В то время эти оби не были теми поясами, которые каратисты и дзюдоисты носят сегодня ; Студенты все еще тренировались в кимоно . Они носили широкие оби, которые до сих пор носят вместе с формальным кимоно. В 1907 году Кано изобрел современные кейкоги (белую тренировочную форму) и белые пояса для муданся и черные для юданся.
Современное использование в Go [ править ]
Традиционно уровень игроков в го определяется с помощью рангов кю и дан . [6] Ранги Кю считаются студенческими рангами. [7] в то время как ранги дан считаются мастерскими . [7] Эти ранги, особенно в любительской игре, облегчают систему гандикапов : разница в один ранг примерно соответствует одному свободному ходу в начале игры. С появлением калькуляторов и компьютеров были введены «рейтинговые» системы. В таких системах рейтинг строго рассчитывается на основе результатов игры.
Ранги Дэн (сокращенно в Интернете как «d») предназначены для опытных игроков. Хотя многие организации позволяют игрокам в определенной степени выбирать свой собственный ранг кю, ранги данов часто регулируются. Это означает, что для получения звания дан игрокам придется показать хорошие результаты на турнирах или сдать экзамены. Серьезные ученики игры часто стремятся получить дан. Ранги данов обычно доступны примерно до 7 дана; Звания профессиональных игроков повышаются до 9 дана.
в сёги Современное использование
Как и в го, в сёги традиционно используются ранги «дан» и «кю», чтобы определить игровую силу игрока в сёги. Игроки-любители могут посредством игры за доской (OTB) достичь рангов от 15-кю до 8-го дана. Помимо дана и кю, Эло Японская ассоциация любительских сёги также использует рейтинговую систему типа для организуемых ею турниров.
Система рангов, используемая Японской ассоциацией сёги (JSA) для профессионалов, использует аналогичную терминологию, но на самом деле совершенно отличается с точки зрения способностей. Ранги профессиональных игроков начинаются с 4 дана и доходят до 9 дана. Раньше также существовал рейтинг 10 дан, но он больше не используется. JSA Игроки-любители тренируются, чтобы стать профессионалами, в одной из школ учеников и имеют ранги от 6-кю до 3-го дана. Поскольку только исключительно сильные игроки-любители могут претендовать на сёрэйкай, обычно считается, что типичный сёрэйкай 6-кю, по крайней мере, эквивалентен игроку-любителю с 3 или 4 даном. Игрокам Сёрейкай с 3 даном, которые либо выигрывают, либо занимают второе место в одном из двух турниров лиги 3 дана, проводимых каждый год, присваивается звание 4 дана и предоставляется профессиональный статус.
Хотя нет никакой разницы в системах, используемых для мужчин и женщин-любителей, JSA и Женская профессиональная ассоциация игроков в сёги Японии (LPSA) используют немного другую систему для ранжирования женщин-профессионалов. Женщины-профессионалы имеют ранги от 3-кю до 6-дана, и обычно считается, что даже самые сильные женщины-профессионалы обычно эквивалентны по игровой силе игрокам сёрэйкай с рейтингом 1 или 2 дан. [8] Фактически, ни одной женщине-профессионалу никогда не удавалось успешно пройти систему сёрэйкай и получить ранг 4-го дана. Три женщины достигли 1 дана в сёрэйкай. [9] и двое достигли 3 дана. [10] [11]
Использование в боевых искусствах [ править ]
Хотя использование системы кю/дан и цветных поясов является общим как для гендай будо , так и для искусств другого восточноазиатского происхождения, а также для искусств, возникших на их основе или из других областей, оно не является универсальным.
Японские боевые искусства [ править ]
В наше время практикующего стиль с дан-рангом обычно признают мастером боевых искусств, превзошедшим кю , или базовый ранг. Они также могут стать лицензированными инструкторами в своем искусстве. Однако во многих стилях получение дана означает, что, хотя человек больше не считается новичком, он еще не обязательно является экспертом. Скорее, это указывает на высокую степень компетентности в разумном диапазоне методов.
Общее количество данов зависит от стиля (с 1 по 5 и с 1 по 10 распространены в японских боевых искусствах). Нижние оценки дана обычно достигаются на экзаменах, а иногда и на соревнованиях. Для получения более высокого дана обычно требуется многолетний опыт и вклад в соответствующее современное боевое искусство. Это может быть посредством инструкций или исследований и публикаций. Эти оценки могут быть присвоены только представителем главного додзё более высокого уровня или иногда руководящим комитетом. Не существует установленного универсального уровня достижений. Системы рангов специфичны для школы или стиля, поэтому ранги не обязательно совпадают с разными стилями боевых искусств . На самом деле, ранги дан не обязательно указывают на то, что человек носит черный пояс. В таких боевых искусствах, как иайдо , кендо или дзёдо , не носят никаких внешних обозначений ранга, хотя черный пояс, безусловно, является наиболее узнаваемым символом для широкой публики.
Высшие даны иногда присваиваются основателям или лидерам стиля, и до них могут быть повышены только ученики высокого ранга. Например, только пять ныне живущих людей имеют десятый дан по дзюдо, и только около тридцати пяти человек во всем мире получили это звание с момента его создания; из этих присвоений 10-го дана только пятнадцать были присвоены Кодоканом, и все они были присвоены японским дзюдоистам. В других стилях ранги дан не являются высшим уровнем, которого можно достичь, при этом сертификация инструктора и разрешение судьи/суждения понимаются как более высокий или более сложный уровень. [ нужна ссылка ]
Звания на японском языке [ править ]
Во многих искусствах используются ранги от одного до десяти данов:
Степень | Произношение | японский |
---|---|---|
1-й и | Шодан [а] | Шодан |
2 дан | Нидан | Раздел 1/Раздел 2 [б] |
3 дан | Сандан | Абзац/Три абзаца [с] |
4-й и | Йондан [д] | четыре секции |
5-й и | Пустой | пятый раздел |
6-й и | Рокудан | шесть секций |
7-й и | Шичидан [и] | Семь разделов |
8-й и | Хачидан | Восьмой абзац |
9-й и | Пчела | 9 дан |
10-й и | Иуда | десять разделов |
- ^ Шодан - «начальный класс». Итидан , 一段, означает «первый класс», но он используется реже.
- ^ Обычно используется старый кандзи «2» —弐.
- ^ Обычно используется старый кандзи «3» —参.
- ^ Японское слово, обозначающее четыре, произносится так же, как слово, обозначающее смерть, поэтому вместо Шидан обычно используется Йондан.
- ^ Иногда также произносится как Нанадан .
Во многих боевых искусствах черные пояса часто носят все степени дана . В других используются разные цвета: в некоторых системах высший класс (10 дан ) иногда носит красный пояс. В дзюдо люди с 6 по 8 даны могут носить пояс с красным и белым рисунком, а 9 дан и выше могут носить сплошной красный пояс. Синий с красной полосой иногда носят в честь Ренши (錬士) или человека, признанного старшим титулом Синши в Королевстве Рю Кю (от Шэньши, 紳士), общего конфуцианского термина для обозначения постоянного китайского ученого и эмиссара. Даже внутри стилей есть некоторые различия. Как правило, на поясах нет маркировки, указывающей фактическую степень дана . Окинавские стили часто используют золотые слитки для обозначения различных титулов мастеров, а не оценок после пятого дана . Таким образом, одна золотая полоса может обозначать Ренши ( 錬士 ) , две — Кёси ( 教士 ) , а три — Ханси ( 範士 ) . [12] В начале 2000-х годов в различных стилях Окинавы начали использовать полосы для обозначения отдельных степеней дана выше годана . Другие, в том числе многие организации Уэти, последовали этому примеру, а некоторые нет.
Во многих стилях сёдан подразумевает, что основы стиля освоены. Около сандана ученик может начать преподавать самостоятельно, но под наблюдением своего учителя. Лицензией для этого уровня является сидоин ( 指導員 ) , буквально «участник обучения/коучинга», что часто переводится как «помощник инструктора». Примерно на уровне годана обладатель может получить полную лицензию на преподавание: шихан ( 師範 ) , буквально «инструктор/модель». Традиционно обладатель титула шихана может открыть свою собственную школу с этой лицензией. Многие стили также имеют отдельные обучающие или «мастерские» степени ренси , кёси и ханси .
Как правило, более низкие оценки дана достигаются за счет более глубоких знаний и понимания искусства, а также физических навыков. Чем выше дан , тем большую роль в продвижении по службе играют лидерские способности, опыт преподавания и следование стилю.
В современном кендо система данов недавно была изменена, и теперь 8-й дан является высшим достижимым рангом. [13] В отличие от дзюдо , все повышение дана во Всеяпонской федерации кендо , Международной федерации кендо и ее странах-членах осуществляется путем экзаменов. В то время как оценки дан присуждаются за технические способности, существует параллельная система сёго, присуждающая высшие преподавательские степени рэнси , кёси и ханси . Ренши и кёси присуждаются на письменном экзамене, а ханси - на выборах.
Хотя система дан явно японская, она была принята во многих других стилях боевых искусств. Система дан и известный символ черного пояса вошли в обиход и обозначают человека с навыками выше среднего или высококвалифицированными в определенной дисциплине.
Китайские боевые искусства [ править ]
В 1998 году Китайская ассоциация ушу совместно с Национальной спортивной комиссией и Китайским научно-исследовательским институтом ушу установила систему выпуска, основанную на девяти уровнях Дуань. В 2011 году система Дуань Вэй была изменена и выпущен комплект книг по стилям для экзаменов Дуань Вэй 1–6. Экзамены для каждого уровня проводятся на основе предустановленных форм и приложений, в том числе партнерских. Значок также был изменен и теперь включает число Дуань Вэй, то есть 1–6. Начальный уровень для опытных практикующих теперь ограничен 3-м Дуанем и ниже, чтобы ужесточить рейтинг. [14]
Символ: 段位 Дуань Вэй «уровень».
Начальный уровень:
Так называемые базовые дуани для учеников с многолетним опытом.
1. Цинъин — и дуань : бронзовый/синий орел.
2. Иньин-эр дуань : Серебряный орел.
3. Цзинин — сань дуань : Золотой орел.
Средний уровень:
Дуань среднего уровня предназначены для студентов/тренеров по ушу, которые способны преподавать и имеют от 5 до 10 лет тренерского опыта по ушу, в зависимости от заявленного уровня. Начиная с 5-го Дуань, должны быть доказательства научной работы в области исследований ушу, т.е. публикации, DVD, обучение студентов, сдающих экзамены Дуанвэй. Шесть Дуаньвэй могут использовать звание Мастера, поскольку это высшая техническая степень.
4. Цинху — сы дуань : бронзовый/синий тигр.
5. Иньху — у дуань : Серебряный Тигр.
6. Цзиньху — Лю Дуань : Золотой Тигр.
Продвинутый уровень:
Продвинутый уровень присуждается только очень опытным мастерам с отличной репутацией в ушу. Лицо, удостоенное такого Дуана, официально имеет право носить титул «Великий Магистр».
7. Цинлун — ци дуань : Бронзовый/синий Дракон.
8. Иньлун-ба дуань : Серебряный Дракон.
9. Цзиньлун — цзю дуань : Золотой Дракон.
Термин Дэн использовался на значках до 2005 года, когда был принят термин Дуань, однако термин Дэн никогда не использовался в аттестациях; в сертификатах всегда используется термин Дуаньвэй.
Корейские боевые искусства [ править ]
В корейских боевых искусствах не было системы оценок вплоть до японской оккупации (1910–1945), во время которой в корейскую школьную систему были введены различные японские боевые искусства, в первую очередь дзюдо, каратэ-до и кендо. После окончания оккупации новые боевые искусства, такие как тхэквондо , тансудо , субахкдо и хапкидо, приняли ранги дан (단,段) и гып (급,級). Система рангов дан также используется игроками в бадук . В настоящее время Корейская ассоциация тхэккён также присуждает даны практикующим тэккён .
Тот, кто получил ранг дан, называется юданджа (유단자, 有段者). Того, кто получил «высокий» дан (от 6-го дана и выше), называют годанзя (고단자, 高段者).
В некоторых корейских школах, особенно в тхэквондо в стиле Куккивон , также существует система пум (품, 品; «пум» при использовании стандартной латинизации). Практикующие, еще не достигшие 15-летнего возраста, не могут сдавать экзамен на получение дана. Для них существует система четырех пумовых оценок. После того, как им исполнится 15 лет, их оценка пум может быть изменена на соответствующую оценку «дан».
Звания на корейском языке [ править ]
При нумерации данов китайско-корейские используются цифры. Общие названия рангов данов таковы:
Степень | Английское произношение | хангыль | Ханджа |
---|---|---|---|
1-я степень | Иль дан (также известный как чо дан )) | Первый или очень короткий | первый абзац или первый абзац |
2-я степень | я и | ересь | Второй раздел |
3-я степень | Сам день | три шага | три секции |
4-я степень | Чтобы дать | разделение | четыре секции |
5-я степень | Ох и | Одан | пятый раздел |
6-я степень | Давай и | Шестой дан | шесть секций |
7-я степень | Холод и | Семь Дан | Семь разделов |
8-я степень | Пал и | Восемь Дан | Восьмой абзац |
9-я степень | Добрый день | клуб | 9 дан |
10-я степень | Выпей и † | десятки | десять разделов |
†Для большинства корейских боевых искусств ранги данов не превышают девятого дана, хотя в некоторых случаях в некоторых организациях присваивается десятый дан.
См. также [ править ]
- Звания и оценки по дзюдо
- Оценки и титулы Кендо
- каратэ разряды
- Кюдо ранги
- Звания, пояса и продвижение по тхэквондо
- Рейтинговая система бразильского джиу-джитсу
- Униформа и рейтинги айкидо
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ГоГоД (2007). «Хонинбо Досаку». Статьи об известных игроках . Фэйрберн и Холл.
- ^ Хейлман, К. Брюс. «Игра на звание пояса» . Черный пояс (май 1991 г.): 64 . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Дурбин, Уильям. «Загадочный лабиринт рангов и титулов: Сихан, Сэнсэй, Сокэ, Сёдан — что все это значит?» . Черный пояс (ноябрь 1995 г.): 31 . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Моррис, Фил (2005). «История рейтинговой системы дзю-дзюцу» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2012 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Каннингем, Дон. «Цвета поясов и системы рангов» . электронный будокай . Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ «Сила: Дэн и Кю» . Нихон Киин . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Классификация игроков» . Голландская ассоциация го . Архивировано из оригинала 10 сентября 2013 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Хоскинг, Тони (1997). Искусство сёги . Стратфорд-на-Эйвоне, Англия: Фонд сёги. п. 6. ISBN 978-0953108909 .
- ^ «Като Момоко Сёрейкай Иккю, Шодан ни Сёдан!язык = японский» Ассоциация поощрения Като Момоко, 1-й класс, повышен до Шодана! [Момоко Като-профессиональный ученик 1 Кю повышен до 1 дана]. Японская ассоциация сёги, 12 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2014 г. Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Сато, Кейджи (23 декабря 2013 г.) «Сатоми Кана Джорю Санкан, Сёрейкай Сандан ни Джосэй Хацу но Киши и Сайшу Канмон» Тройная корона Сатоми, последнее препятствие на пути к тому, чтобы стать первой женщиной-сёгиисткой, получившей 3-й дан в поощрительном турнире. [Женская 3-я корона Сатоми, повышение до профессионального ученика 3-го дана, последний барьер перед тем, как стать первой женщиной-"обычным" профессионалом в сёги]. Asahi Shimbun Digital (на японском языке). Токио, Япония . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «Нисияма Томока Сёрейкаин, Сёрейкай Санда ни» Томока Нисияма становится участником промоушена и получает 3-й дан в ассоциации промоушена. [Томока Нисикава повышен до профессионального ученика 3-го дана] (на японском языке). Японская ассоциация сёги. 7 декабря 2015 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ Мэттсон, Джордж. «Ранги, нашивки и звания» . Боевые искусства Уэчи-рю . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ ШИН, ПОЛ Х.Б. «Высший мастер кендо Сёдзо Като прошел тест японских самураев» . nydailynews.com . Проверено 21 мая 2021 г.
- ^ «Курс обучения китайской системе ушу Дуань Вэй для зарубежных практикующих» . Китайская ассоциация ушу. 30 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 апреля 2015 г.