Руководство по Дуньхуану Го
Руководство Дуньхуан Го , или Дуньхуан Го Классик , или просто Классика Го ( китайский : 敦煌碁經 ; пиньинь : Дуньхуан Цицзин ) — самое раннее сохранившееся руководство по стратегической игре Го настольной ( китайский : 圍棋 ; пиньинь : wéiqí ). [1] [2] Датируемый VI веком и написанный на китайском языке , он существует в виде единственной рукописи, которая была обнаружена в «Библиотечной пещере» пещер Могао в Дуньхуане , Китай , Аурелом Штайном в 1907 году и которая сейчас находится в коллекции Британской библиотеки. в Лондоне , Англия .
Рукопись Британской библиотеки
[ редактировать ]Рукопись (Ор.8210/С.5574) представляет собой бумажный свиток высотой 15,5 см и длиной 240 см. [3] Рукописный текст состоит из 159 строк по 15–17 знаков в строке. Почерк курсивный, местами неаккуратный и трудночитаемый, со многими явными транскрипционными ошибками . Рукопись неполная, в начале отсутствуют, вероятно, три-пять строк текста (45–75 знаков). [4] Конец рукописи не поврежден, и в нем указано название текста: Ци Цзин (碁經) «Классика Го», и отмечается, что он завершен в одном свитке. К сожалению, имя автора, которое, вероятно, было бы указано в начале текста, не указано.
Рукописи в пещере библиотеки Дуньхуана датируются периодом с V века по начало XI века, когда пещера была запечатана. Лайонел Джайлс (1875–1958), первый ученый, распознавший содержание этой рукописи, датирует ее поздней династией Тан , примерно 900 годом нашей эры. [5] Однако считается, что текст руководства был составлен в конце VI века при династии Северная Чжоу (557–581). Главным свидетельством этого является тот факт, что автор текста называет черные фигуры «фигурами ворон» (烏子), а не «черными фигурами» (黑子). Объяснение этого необычного термина заключается в том, что Ювэнь Тай (507–556), отец первого императора Северного Чжоу и посмертно удостоенный звания императора-основателя династии, имел прозвище «Черная выдра» (黑獺) и поэтому иероглиф «черный» ( китайский : 黑 ; пиньинь : хэй ) был табуирован в документах, написанных во времена династии Северная Чжоу, и был заменен словом «ворона» ( китайский : 烏 ; пиньинь : у ), которое является синонимом слова «черный». ' на китайском. [6]
В конце рукописи находится единственная строка тибетского текста བན་དེ་ སྦ་འྀ་འདྲིས་འོ༎. Ban de sba'i 'dris'o , что интерпретируется как «Написанное монахом Ба». Неясно, означает ли это, что китайский текст был скопирован тибетским писцом, или же тибетский монах добавил эту строку в рукопись позже. [7]
В сентябре 2013 года Ван Жунань, заместитель председателя Китайской ассоциации Вэйци , призвал Дуньхуанское руководство Го в Китай. вернуть [8]
Содержание
[ редактировать ]Основной текст разделен на семь пронумерованных разделов. Номер и название первого раздела отсутствуют, но в нем обсуждаются общие принципы нападения и защиты. [9] предлагая игроку подражать известным военным стратегам, таким как Чэнь Пин и Чжугэ Лян . В нем даются общие советы, например: «Если жадный, то часто терпишь поражение. Если робкий, редко добьешься успеха» (貪則多敗,怯則少功). [1]
Во втором разделе объясняется лестничная стратегия . [10]
В третьем разделе (勢用篇第三) обсуждаются хорошие и плохие формы групп камней, а также приводятся примеры живых и мертвых форм , например, отмечается, что «согнутая четверка в углу становится мертвой в конце игры» (角傍曲四, 局竟乃亡). [11]
В четвертом разделе (像名弟四) обсуждается символика доски Го и символические названия, присвоенные различным позициям на доске. [12] Например, автор утверждает, что «камни Го имеют круглую форму, имитируя небеса, а доска Го квадратна, как и Земля; то, что на доске имеется 361 пересечение, отражает деление эклиптики [ на 365 дней]» (碁子圓以法天,碁局方以類地。碁有三百六十一道,倣周天之道數). Явное упоминание здесь о том, что доска Го имеет 361 очко, указывает на то, что автор руководства был знаком со стандартной доской с сеткой 19 × 19, а не с более ранней доской с сеткой 17 × 17, о которой свидетельствуют археологические свидетельства, относящиеся к поздней династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и по картинам середины 8 века. [13] [14]
В пятом разделе (釋圖勢篇弟五) обсуждается важность диаграмм Го для освоения игры. В нем не приводятся какие-либо конкретные примеры диаграмм го, но Чэн Эньюань (1917–1989) предполагает, что исходный текст руководства должен был включать набор сопроводительных диаграмм, иллюстрирующих игровые позиции и стратегию. [15]
В шестом разделе (碁制篇弟六) обсуждаются правила поведения при игре в го, например, отмечается, что «когда камень сыгран, его нельзя снова передвигать» (下子之法,不許再移). Чэн Эньюань отмечает, что этот раздел очень сложен для понимания, поскольку в нем используются некоторые непонятные технические термины и упоминаются некоторые устаревшие методы, которых нет в современном Go. В частности, здесь несколько раз упоминается использование счетных стержней ( китайский : 籌 ; пиньинь : чоу ), но их точная роль в игре неясна. [16]
В седьмом разделе (部袠篇弟七) обсуждается классификация диаграмм Го на четыре категории: известные игры; хитрые приемы; Ко бои и сэки ; и формы жизни и смерти . [17] В нем упоминаются «13 диаграмм игр Го династии Хань» и «24 диаграммы игр Восточного У Го», что позволяет предположить, что когда-то существовала коллекция ранних игр Го, единственным сохранившимся примером которой является диаграмма игры, в которую, по общему мнению, играли между Сунь Цэ (175–200) и Люй Фань (умер в 228 г.). [18]
За основным текстом следует ненумерованный раздел со странным названием «Техника ошибок при движении» (碁病法), который, по-видимому, представляет собой ранее неизвестный текст, добавленный писцом после основного текста. Чэн Эньюань предполагает, что этот раздел на самом деле состоит из двух отдельных отрывков из двух разных текстов по Го: первый должен называться «Ошибки Го» (碁病), а второй — «Техники Го» (碁法). [19] В разделе «Ошибки го» обсуждаются три серьезных недостатка игры в го (прилипание слишком близко к кромке и углам, неуклюжее реагирование на движения соперника и отрезание групп друг от друга) и два небрежных типа игры (игра камень наспех и без раздумий; и попытка спасти мертвую группу), а также два способа остаться в живых (выдвигаться к центру и соединяться во всех направлениях) и две хорошие привычки (не жадничать в слабой позиции; и не робеть в сильной позиции). Ченг считает, что следующая часть «Техники го», написанная в другом стиле и представляющая собой более развернутое обсуждение стратегии го, может быть отрывком из трактата о го императора У из Ляна (464–549), который записан в написал несколько работ на Go. [20]
После этого прилагается короткий текст (16 строк) под названием «Основной комментарий к Го» ( китайский : 碁評要略 ; пиньинь : qípíng yàolüè ), приписываемый императору У Ляна, в котором даются некоторые общие стратегические советы по игре. Хотя «Комментарий императора У о Го» упоминается в библиографиях от династии Тан до династии Мин , дошедшие до нас издания текста не известны, поэтому краткий отрывок в конце дуньхуанской рукописи — это все, что осталось от этого раннего трактата о Го. . [21]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фостер 2009
- ^ Ченг 1990 , с. 7
- ^ "Ор.8210/С.5574" . Международный Дуньхуанский проект . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Ченг 1990 , с. 33
- ^ Джайлз 1957
- ^ Ченг 1990 , стр. 22–23
- ^ Ченг 1990 , стр. 25–28
- ^ Коллман, Тони (9 сентября 2013 г.). «Китай призывает вернуть древнюю рукопись Го» . Американский электронный журнал Go . Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Ченг 1990 , с. 67
- ^ Ченг 1990 , с. 91
- ^ Ченг 1990 , с. 119
- ^ Ченг 1990 , с. 158
- ^ Ченг 1990 , с. 160
- ^ Фэйрберн 1995
- ^ Ченг 1990 , с. 185
- ^ Ченг 1990 , стр. 189–191
- ^ Ченг 1990 , стр. 206–207
- ^ Ченг 1990 , стр. 29–30
- ^ Ченг 1990 , стр. 30–31
- ^ Ченг 1990 , стр. 31, 244
- ^ Ченг 1990 , с. 30
Ссылки
[ редактировать ]- Ченг, Эньюань Ченг Эньюань (1990). Дуньхуан Цицзин Цзяньчжэн Аннотированное исследование Дуньхуанской классической игры Чэнду : Шурон Ции Чубанше.
- Фэйрберн, Джон (1995). «Путешествие в Древний Китай» . Проверено 26 января 2011 г.
- Фостер, Роберт В. (2009). «Классика го (S.5574)» . Международный Дуньхуанский проект . Проверено 25 января 2011 г.
- Джайлз, Лайонел (1957). Описательный каталог китайских рукописей из Тунхуана в Британском музее . Лондон: Британский музей.